Скачать 92.94 Kb.
|
Общая характеристика предмета Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный предмет, в ходящий в систему биологического образования, он выполняет ряд функций. Кроме традиционных– обучающей, развивающей и воспитательной, в настоящее время выполняет такие, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая. Мировоззренческая функция биологического образования связана с формированием у учащихся научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалов, убеждений, определяющих направление и характер деятельности в реальной действительности. В данной программе заложены основы для развития у школьников глобально ориентированного мировоззрения, при котором акцент переносится на понимание эволюционного развития живой и неживой природы в их взаимосвязи, на осознание места и роли человека в природе. ^ биологического образования проявляется в формировании у школьников культуры, в том числе её экологической составляющей, посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой. Программа ориентирует учащихся на многосторонность познания мира на основе усвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего. Эта функция реализуется в создании условий для осмысления учащимися взаимосвязи человека и природы, понимания природы как абсолютной ценности и как объекта материально-производственной деятельности людей. ^ биологического образования проявляется в синтезе и интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний. При отборе содержания авторы программы исходили из принципа «нового синтеза» — синтеза всех знаний человечества о природе, в том числе знаний по сохранению здоровья человека, охране и оптимизации природной среды. Интеграция всех элементов содержания курса биологии — знаний, видов деятельности, ценностей, а также интеграция биологических знаний с другими естественнонаучными знаниями является основой для формирования у учащихся универсальных учебных действий, где ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия. Экологическая функция биологического образования проявляется в формировании ценностно-ориентационных видов деятельности, экологической культуры обучающихся. ^ в основной школе формулируются на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях. Реализация целей осуществляется в соответствии с требованиями к результатам освоения содержания курса биологии. На метопредметном уровне формируются универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные (Фундаментальное ядро содержания общего образования). В основе формирования глобальных целей биологического образования лежат их социальная обусловленность, идея рассмотрения биологии как источника формирования у учащихся научного мировоззрения, идея системной организации живой природы, интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания. Глобальными выступают следующие цели биологического образования:
^ В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию – в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека. Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразии живых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья. Данный курс выступает основой для изучения общих закономерностей и законов развития живой природы в старшей школе. ^ Содержание курса биологии на ступени основного общего образования представляет собой педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру. Система биологических знаний (основные закономерности, понятия, научные факты) представляет собой накопленную человечеством информацию о живой природе, взаимосвязях в природе, об основных закономерностях функционирования живых систем во взаимосвязи с окружающей средой. Биологические знания обусловливают ориентацию личности в окружающей её действительности и в системе общечеловеческих ценностей. Способы предметной деятельности, включённые в содержание курса, усвоенные индивидом и ставшие его умениями и навыками, обусловливают его готовность к пониманию научной картины мира, его реальному участию в познании и сохранении природы и воспроизводстве культуры. Компонент содержания, отражающий опыт творческой деятельности, в зависимости от степени его усвоения обеспечивает овладение человеком средствами преобразования действительности на качественно новом уровне. Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к своей деятельности и своему месту в мире стимулирует социальную активность, содействует активному усвоению ценностей, норм и правил в восприятии природы и взаимоотношений человека с природой. Усвоение содержания курса биологии содействует интеллектуальному развитию личности ученика, формированию у него научного мировоззрения и экологической культуры. Данная программа по биологии построена с учетом следующих содержательных линий: многообразие и эволюция живых организмов; системная и уровневая организация живой природы; биологическая и социальная сущность человека. ^ Изучение курса биологии в основной школе направлено на достижение следующих результатов. Личностные результаты
Предметные результаты 1. В познавательной сфере:
2. В ценностно-ориентационной сфере:
3. В сфере трудовой деятельности:
4. В сфере физической деятельности:
5. В эстетической сфере:
Метапредметные результаты
^ Данная программа разработана на основе авторской программы Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Бактерии, Грибы, Лишайники» для 5-6 классов для общеобразовательных учреждений, Москва «Мнемозина», 2012г. ^
^ перечень лабораторных и практических работ, требования к подготовке по предмету в полном объеме совпадает с авторской программой по предмету. ^ Трайтак Д.И. Биология. Бактерии, Грибы, Лишайники. 5-6 классы : учеб. для общеобразов. учреждений: в 2 ч. / Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012 136 с.: ил.
|
![]() |
Рабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта... |
![]() |
Стандарт основного общего образования по биологии Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей |
![]() |
Стандарт основного общего образования по биологии Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей |
![]() |
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... В соответствии со стандартом общего образования по биологии (Вестник образования России. 2004)и обязательным минимумом содержания... |
![]() |
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» автора Н. И. Сонина / Программы для образовательных... |
![]() |
Никишов А. И., Петросова Р. А., Теремов А. В Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования... |
![]() |
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального... Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного... |
![]() |
Программа основного общего образования биология Основная программа моу оош с. Мочалейка основного общего образования по биологии составлена на основе примерной программы по биологии... |
![]() |
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента... Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования... |
![]() |
Образовательная программа по биологии для основной школы составлена... При составлении данной программы использовался рекомендованный Министерством образования Российской Федерации авторского курс биологии... |