Характеристика предмета Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный




Скачать 92.94 Kb.
Название Характеристика предмета Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный
Дата публикации 04.06.2016
Размер 92.94 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы
Общая характеристика предмета

Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный предмет, в ходящий в систему биологического образования, он выполняет ряд функций. Кроме традиционных– обучающей, развивающей и воспитательной, в настоящее время выполняет такие, как мировоззренческая, культуротворческая, интегративная, экологическая.

Мировоззренческая функция биологического образования связана с формированием у учащихся научного мировоззрения как системы взглядов, отношений, идеалов, убеждений, определяющих направление и характер деятельности в реальной действительности. В данной программе заложены основы для развития у школьников глобально ориентированного мировоззрения, при котором акцент переносится на понимание эволюционного развития живой и неживой природы в их взаимосвязи, на осознание места и роли человека в природе.

^ Культуротворческая функция биологического образования проявляется в формировании у школьников культуры, в том числе её экологической составляющей, посредством передачи социального опыта и культуры человечества в сфере взаимодействия с природой. Программа ориентирует учащихся на многосторонность познания мира на основе усвоения универсальных культурных ценностей прошлого и настоящего. Эта функция реализуется в создании условий для осмысления учащимися взаимосвязи человека и природы, понимания природы как абсолютной ценности и как объекта материально-производственной деятельности людей.

^ Интегративная функция биологического образования проявляется в синтезе и интеграции естественнонаучных и гуманитарных знаний. При отборе содержания авторы программы исходили из принципа «нового синтеза» — синтеза всех знаний человечества о природе, в том числе знаний по сохранению здоровья человека, охране и оптимизации природной среды.

Интеграция всех элементов содержания курса биологии — знаний, видов деятельности, ценностей, а также интеграция биологических знаний с другими естественнонаучными знаниями является основой для формирования у учащихся универсальных учебных действий, где ведущую роль играют познавательная деятельность и соответственно познавательные учебные действия.

Экологическая функция биологического образования проявляется в формировании ценностно-ориентационных видов деятельности, экологической культуры обучающихся.

^ Цели биологического образования в основной школе формулируются на глобальном, метапредметном, личностном и предметном уровнях. Реализация целей осуществляется в соответствии с требованиями к результатам освоения содержания курса биологии. На метопредметном уровне формируются универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные и личностные (Фундаментальное ядро содержания общего образования).

В основе формирования глобальных целей биологического образования лежат их социальная обусловленность, идея рассмотрения биологии как источника формирования у учащихся научного мировоззрения, идея системной организации живой природы, интеграция естественнонаучного и гуманитарного знания.

Глобальными выступают следующие цели биологического образования:

  1. социализация личности ученика посредством освоения практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой. Эта цель согласуется с идеалом воспитания личности, способной жить в гармонии с обществом и природой. Ключевую роль в достижении этой цели играет развитие экологического сознания личности, когда происходит понимание сущности природных закономерностей и причин противоречий и конфликтов в системе «природа—общество»;

  2. приобщение к культуре познания на основе формирования ценностных отношений и ориентаций, отражающих объективную целостность и ценность природы, науки и образования;

  3. ориентация в системе моральных норм и ценностей на основе развития у школьников познавательного, эмоционального и эстетического восприятия природы;

  4. развитие познавательных мотивов и потребностей школьников в биологическом образовании; интереса к учебной и исследовательской деятельности; способностей к проявлению гуманистической позиции в общении с природой и людьми;

  5. овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

  6. формирование научного мировоззрения на основе интеграции знаний о природе и обществе.

^ Место курса биологии в базисном учебном плане

В соответствии с базисным учебным планом курсу биологии на ступени основного общего образования предшествует курс «Окружающий мир», изучаемый в начальной школе и включающий основные понятия биологии, физики, химии и астрономии. По отношению к курсу биологии он выполняет пропедевтическую функцию – в процессе его изучения у школьников формируются элементарные понятия о растениях, животных, грибах и бактериях, их многообразии и роли в природе и жизни человека.

Курс биологии основной школы содержит знания о строении, жизнедеятельности и многообразии живых организмов, их роли в природе, особенностях жизнедеятельности организма человека и сохранении его здоровья. Данный курс выступает основой для изучения общих закономерностей и законов развития живой природы в старшей школе.

^ Общая характеристика предмета

Содержание курса биологии на ступени основного общего образования представляет собой педагогически адаптированную систему знаний, способов деятельности, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного отношения к миру.

Система биологических знаний (основные закономерности, понятия, научные факты) представляет собой накопленную человечеством информацию о живой природе, взаимосвязях в природе, об основных закономерностях функционирования живых систем во взаимосвязи с окружающей средой. Биологические знания обусловливают ориентацию личности в окружающей её действительности и в системе общечеловеческих ценностей.

Способы предметной деятельности, включённые в содержание курса, усвоенные индивидом и ставшие его умениями и навыками, обусловливают его готовность к пониманию научной картины мира, его реальному участию в познании и сохранении природы и воспроизводстве культуры. Компонент содержания, отражающий опыт творческой деятельности, в зависимости от степени его усвоения обеспечивает овладение человеком средствами преобразования действительности на качественно новом уровне.

Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, к своей деятельности и своему месту в мире стимулирует социальную активность, содействует активному усвоению ценностей, норм и правил в восприятии природы и взаимоотношений человека с природой. Усвоение содержания курса биологии содействует интеллектуальному развитию личности ученика, формированию у него научного мировоззрения и экологической культуры.

Данная программа по биологии построена с учетом следующих содержательных линий:

многообразие и эволюция живых организмов;

системная и уровневая организация живой природы;

биологическая и социальная сущность человека.

^ Требования к результатам освоения программы

Изучение курса биологии в основной школе направлено на достижение следующих результатов.

Личностные результаты

  1. сформированность у учащихся ценностного отношения к природе, жизни и здоровью человека;

  2. осознание значения здорового образа жизни;

  3. сформированность познавательных интересов и мотивов к изучению биологии и общению с природой;

  4. овладение интеллектуальными умениями (анализировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы).

Предметные результаты

1. В познавательной сфере:

  • выявление существенных свойств живых организмов (наследственность, изменчивость, рост, развитие, раздражимость, обмен веществ и энергии);

  • обоснование признаков биологических объектов (клеток и организмов растений, животных и бактерий, организма человека, вида, экосистемы, биосферы); характеристика вирусов как неклеточной формы жизни;

  • понимание процессов, происходящих в живых системах (питание, дыхание, выделение, обмен веществ и превращение энергии, транспорт веществ);

  • определение связи строения и функций тканей, органов; выявление сходства и различий растительных и животных клеток; объяснение связи организма с окружающей его средой;

  • обоснование роли растений, животных, бактерий и вирусов в природе и жизни человека;

  • распознавание на изображениях опасных для человека объектов (ядовитые грибы, растения, животные);

  • объяснение места человека в системе живой природы, сходства и различий человека с животными, связи организма человека со средой обитания, зависимости здоровья от состояния окружающей среды и образа жизни человека;

  • обоснование мер профилактики заболеваний человека и мер оказания неотложной помощи при кровотечениях, отравлениях, ожогах, обморожениях, травмах;

  • понимание роли наследственности и изменчивости в эволюции живой природы, проявлении наследственных заболеваний человека;

  • определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

  • выявление черт приспособленности организмов к условиям среды обитания; типов взаимоотношений организмов в экосистемах;

  • распознавание биологических объектов (клеток, тканей, органов, организмов) и их изображений;

  • определение и классификация основных биологических понятий;

  • овладение основными методами биологии: наблюдением и описанием биологических объектов и процессов; проведением простых биологических экспериментов, объяснением полученных результатов.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

  • осознание роли биологического разнообразия в сохранении устойчивости жизни на Земле;

  • понимание личностной и социальной значимости биологической науки и биологического образования;

  • знание норм и правил поведения в природе и соблюдения здорового образа жизни;

  • развитие чувства ответственности за сохранение природы.

3. В сфере трудовой деятельности:

  • знание и соблюдение правил и техники безопасности работы в кабинете биологии, на экскурсиях;

  • соблюдение правил безопасности работы с лабораторным оборудованием и биологическими объектами.

4. В сфере физической деятельности:

  • освоение приемами оказание первой медицинской помощи при отравлениях, ожогах, обморожениях, вывихах, переломах костей, кровотечениях, при спасении утопающих.

  • овладение методами размножения растений и способами ухода за комнатными растениями;

  • овладение гигиеническими умениями и правилами ухода за своим организмом.

5. В эстетической сфере:

  • развитие эмоционального и эстетического восприятия объектов живой природы.

Метапредметные результаты

  • Овладение учебными умениями: работать с учебной и справочной литературой, логично излагать материал; составлять план ответа, план параграфа, рассказа, ставить и проводить демонстрационные опыты, проводить наблюдения, анализировать текст, таблицу, рисунок и на этой основе формулировать выводы;

  • умение работать с информацией: самостоятельно вести поиск источников (справочные издания на печатной основе и в виде CD, периодические издания, ресурсы Интернет); проводить анализ и обработку информации;

  • овладение исследовательскими умениями: формулировать проблему исследования, определять цели, гипотезу, этапы и задачи исследования, самостоятельно моделировать и проводить эксперимент и на его основе получать новые знания; осуществлять фиксирование и анализ фактов или явлений, видеть пути и способы решения исследуемой проблемы; проводить презентацию полученных знаний и опыта;

  • овладение коммуникативными умениями и опытом межличностных коммуникаций, корректного ведения диалога и дискуссии.

^ 1.Пояснительная записка

Данная программа разработана на основе авторской программы Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак «Биология. Бактерии, Грибы, Лишайники» для 5-6 классов для общеобразовательных учреждений, Москва «Мнемозина», 2012г.

^ Таблица тематического распределения часов.



№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская программа

Рабочая

программа

1

Введение

1

1

2

Разнообразие растительного мира.

4

4

3

Клеточное строение растений.

5

5

4

Семя – орган голосеменных и цветковых растений.

2

2

5

Корень. Связь растения с почвой.

4

4

6

Побег.

4

4

7

Лист.

7

7

8

Цветок. Образование семян и плодов.

7

7




Итого

34

34



^ 2. Содержание обучения, перечень лабораторных и практических работ, требования к подготовке по предмету в полном объеме совпадает с авторской программой по предмету.

^ 3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

1.
Трайтак Д.И. Биология. Бактерии, Грибы, Лишайники. 5-6 классы : учеб. для общеобразов. учреждений: в 2 ч. / Д.И.Трайтак, Н.Д.Трайтак. – 8-е изд., перераб. – М.: Мнемозина, 2012 136 с.: ил.

Утверждено:

на заседании МО

от «____» ___________ 20___ года

Руководитель МО ____________ / ____________


Согласовано:

Заместитель директора по УВР

__________________ Е.Ю. Катюшенко

«____» ____________2012___ года

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Характеристика предмета Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный icon Рабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта...
Характеристика предмета Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный icon Стандарт основного общего образования по биологии
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Характеристика предмета Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный icon Стандарт основного общего образования по биологии
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей
Характеристика предмета Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный icon Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
В соответствии со стандартом общего образования по биологии (Вестник образования России. 2004)и обязательным минимумом содержания...
Характеристика предмета Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный icon Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» автора Н. И. Сонина / Программы для образовательных...
Характеристика предмета Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный icon Никишов А. И., Петросова Р. А., Теремов А. В
Федеральным компонентом Государственного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования...
Характеристика предмета Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе Федерального...
Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской Программы основного...
Характеристика предмета Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный icon Программа основного общего образования биология
Основная программа моу оош с. Мочалейка основного общего образования по биологии составлена на основе примерной программы по биологии...
Характеристика предмета Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный icon Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента...
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования...
Характеристика предмета Курс биологии в 5-6 классах является составной частью целого курса биологии на ступени основного общего образования. Как отдельный учебный icon Образовательная программа по биологии для основной школы составлена...
При составлении данной программы использовался рекомендованный Министерством образования Российской Федерации авторского курс биологии...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница