Программы общеобразовательных учреждений Биология 6-9 классы 10-11




Скачать 392.36 Kb.
Название Программы общеобразовательных учреждений Биология 6-9 классы 10-11
страница 1/3
Дата публикации 13.06.2016
Размер 392.36 Kb.
Тип Пояснительная записка
edushk.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2   3
Программы общеобразовательных учреждений


Биология
6—9 классы
10—11 классы

Под редакцией профессора О. А. Корниловой

ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО БИОЛОГИИ
для 6—9 классов общеобразовательных учреждений


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

      Все представленные программы по биологии полностью соответствуют Федеральному базисному учебному плану и Государственному стандарту основного общего образования по биологии (2004). Согласно программе для основной школы (6—9 классы), разделы общеобразовательной дисциплины по биологии будут изучаться: в 6 классе — «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», в 7 классе — «Животные», в 8 классе — «Человек и его здоровье», в 9 классе — «Основы общей биологии». В 6 классе программа предусматривает изучение данного предмета в объеме 35 ч/год (1 ч/нед.) (при этом для изучения местной флоры и фауны, в том числе культурных растений, домашних и сельскохозяйственных животных, грибов, из регионального компонента рекомендуется использовать 35 ч учебного времени), в 7—9 классах — в объеме 70 ч/год (2 ч/нед.).
      Девизом нашей программы служит идея: «Образование для всех».
      В авторской программе по биологии для 6—9 классов выдвинуты новые требования к уровню подготовки учащихся, когда смыслом и целью школьного образования становится личность ученика, введение его в мир общечеловеческого культурного опыта средствами материалов учебной дисциплины. В связи с этим программа направлена на гуманизацию, культуросообразность и экологизацию знаний, деятельности и поведения школьников в отношениях с природой и обществом; на отражение практического значения биологии в жизнедеятельности людей, сохранение окружающей среды, живой природы и здоровья человека.
      В связи с этим программа построена на принципиально новой основе — компетентностном подходе в осуществлении образовательного процесса. Он предполагает осуществлять связь обучения школьников с жизнью в современных условиях; развивать самостоятельность в познавательной деятельности, научить применять полученные знания в своей жизни, формировать умение осуществлять выбор, оценивая себя в конкретной ситуации.
      Компетентностный подход требует изменений в технологии обучения и нового представления учебного материала в учебниках.
      Особенностью изучения биологии в 6—9 классах по нашей программе считаем новые подходы в  изложении учебного материала в школьном учебнике, который имеет непосредственное отношение к организации компетентностного подхода к образовательному процессу по биологии.
      Все эти идеи учтены авторами программы при написании учебников.
      Учебник, реализуя нашу программу, служит не только средством обучения и важным источником информации, но и организатором самостоятельной познавательной деятельности, развивающим навыки исследователя живой природы, самоорганизации, приобщающим ученика к самостоятельности, формирующим потребность к дальнейшему самообразованию и использованию разнообразных источников информации образовательной среды. В нем должны содержаться все обязательные компоненты, обеспечивающие стабильность и современность учебника. Благодаря использованию системы различных форм, средств обучения биологии и комплексного применения средств мультимедиа учебник выступает как центральный и системообразующий элемент открытой образовательной среды. В нем представлен также материал для самоконтроля учащихся.
      Программа и учебники к ней направлены на общение с живой природой, природой своего родного края и ставят целью развитие у школьников экологической культуры поведения, ответственного отношения к живой природе; воспитание гражданственности, патриотизма, любви к Родине, понимания ценности жизни, уважения к предмету «Биология» как важному естественно-научному и культурному опыту человечества.
      Изучение программного материала по биологии в 6—9 классах построено с учетом развития основных биологических понятий от курса к курсу и от темы к теме в каждом курсе.
      Программа курса ориентирована на достижение целей на каждой конкретной ступени образования и на этапе основной школы в целом.
      Распределение времени на изучение тем курса указано ориентировочно, оно может быть изменено по желанию учителя в зависимости от подготовленности учащихся.
      Лабораторные работы и экскурсии включены в программу в соответствии с Обязательным минимумом содержания образования. Однако их тематика и выбор объектов изучения даны ориентировочно и могут быть изменены по желанию учителя в связи с особенностями местных условий.

^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММ

6 класс
35 ч/год (1 ч/нед.)


Введение. Наука о живой природе — биология (2 ч)

      Биология — наука о всевозможных проявлениях жизни на Земле. Царства органического мира. Общие сведения о многообразии живых организмов. Царство растений. Многообразие растений. Отличительные особенности растений.
      Ботаника — наука о строении, процессах жизнедеятельности, многообразии, размножении, распространении растений и приспособленности их к условиям существования на Земле. Значение растений в жизни человека и в природе.

      Экскурсия. Что изучает биология.

Глава 1. Растение — живой организм (13 ч)

      Строение растения. Корень и побег как основные взаимодействующие органы растения.
      Корень и его функциональные части. Типы корней. Корневые системы.
      Побег и его функциональные части: стебель, лист, почки. Стебель как осевая часть побега, его структурные компоненты: узлы и междоузлия. Роль стебля в жизни растения. Лист, его строение и значение для растения. Почки — листовые (вегетативные) и цветковые (генеративные). Почки — зачаточные побеги.
      Цветок, его строение и значение частей цветка в жизни цветкового растения. Типы цветков: простые и сложные. Соцветия.
      Опыление и его типы: перекрестное, самоопыление и искусственное. Признаки насекомоопыляемости, ветроопыляемости и самоопыляемости у растений.
      Плод, его строение, развитие и значение для растения. Оплодотворение у семенных растений как результат опыления. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Развитие зародыша и питательных веществ в семени растения.
      Плод и семена — органы размножения и распространения растений. Многообразие плодов: сухие и сочные, односемянные и многосемянные.
      Строение семени. Сравнение семян двудольных и однодольных растений. Строение зародыша в семени. Условия прорастания семян. Типы прорастания семян: надземное и подземное.
      Клеточное строение растений. Строение клетки: мембрана с клеточной стенкой, цитоплазма, ядро (с хромосомами) и вакуоль. Рост клетки. Клетка — основная структурная единица организма.
      Деление клетки как процесс увеличения числа клеток в организме. Ткани многоклеточного растения. Рост и развитие растений — взаимосвязанные процессы живого организма. Этапы индивидуального развития многоклеточного растения.
      Питание растения и его особенности. Углеродное (воздушное) питание растений с помощью листьев. Фотосинтез как процесс образования органических веществ из неорганических в условиях света и при участии хлорофилла. Минеральное (почвенное) питание растений с помощью корневых волосков. Движение питательных веществ в растении: восходящий и нисходящий токи. Роль древесины и луба в этом процессе.
      Дыхание растений. Участие устьиц и чечевичек в этом процессе. Газообмен и испарение воды растением. Роль листьев и устьиц в испарении. Значение испарения в жизни растения.
      Роль питания, дыхания и испарения в обмене веществ растения.
      Размножение растений: семенное и вегетативное. Половое и бесполое размножение. Биологическое значение полового размножения. Биологическое значение бесполого размножения.
      Условия жизни растений на Земле. Среды жизни: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Влияние факторов на растения.
      Лабораторная работа № 1. Строение побега и почек вегетативных и генеративных.
      Лабораторная работа № 2. Строение цветка. Строение соцветий.
      Лабораторная работа № 3. Строение семени двудольных растений.
      Лабораторная работа № 4. Видоизменения подземных побегов.

Глава 2. Многообразие растений (9 ч)

      Водоросли как подцарство растений. Понятие о низших растениях. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Общая характеристика водорослей: питание, дыхание, размножение. Значение водорослей в природе и в жизни человека.
      Споровые растения и их многообразие: моховидные, папоротниковидные, хвощевидные и плауновидные. Понятие о споре и ее роли в жизни растений.
      Отдел Моховидные растения. Их общая характеристика: строение, размножение, многообразие и значение в природе и в жизни человека.
      Отдел Папоротниковидные растения. Их общая характеристика: строение, размножение, многообразие и значение в природе и в жизни человека. Понятие о спорофите и гаметофите у папоротников.
      Хвощевидные и плауновидные растения как представители древних групп растений. Сравнение их с папоротниковидными, многообразие и значение в природе и в жизни человека. Понятие об охраняемых видах растений.
      Семенные растения и их многообразие: голосеменные и покрытосеменные (цветковые). Общая характеристика голосеменных растений, их многообразие и значение. Общая характеристика покрытосеменных (цветковых) растений в природе и в жизни человека. Классы цветковых: двудольные и однодольные растения.
      Признаки двудольных и однодольных растений. Классификация многообразия растений. Вид — основная классификационная единица живого мира. Семейства цветковых растений: бобовые, розоцветные, капустные (крестоцветные), пасленовые, сложноцветные (астровые), злаковые (мятликовые), лилейные и луковые1.
      Дикорастущие растения, их роль в природе. Понятие о растительном покрове, естественном и искусственном. Жизненные формы растений: деревья, кустарники, кустарнички, травы. Значение и охрана дикорастущих растений. Понятие о Красной книге растений.
      Культурные растения, их происхождение и значение в природе и для человека. Многообразие сортов у каждого вида культурных растений. Понятие о центрах происхождения культурных растений. Понятие об искусственном отборе, селекции. Роль Н. И. Вавилова в исследовании и создании культурных растений.
      Лабораторная работа № 5. Наблюдение и описание одноклеточных и многоклеточных водорослей.
      Лабораторная работа № 6. Изучение внешнего вида хвойных растений.

Глава 3. Бактерии, грибы и лишайники как компоненты природных сообществ (5 ч)

      Бактерии как представители особого царства живых организмов. Общая характеристика бактерий: строение, размножение и многообразие. Способы питания бактерий: гетеротрофы (сапротрофы, паразиты) и автотрофы. Значение бактерий в природе и в жизни человека.
      Царство Грибы: их общее строение и отличие от других представителей живого мира. Типы питания грибов: гетеротрофы и симбиотрофы. Понятие о микоризе (грибокорне). Многообразие грибов: одноклеточные (дрожжи), многоклеточные (плесневые и шляпочные), съедобные и ядовитые. Значение грибов в природе и в жизни человека.
      Лишайники как симбиоз грибов и водорослей. Общая характеристика лишайников: питание, размножение и многообразие. Значение лишайников в природе и в жизни человека.

      ^ Лабораторная работа № 7. Изучение внешнего строения плесневого гриба мукор.

      Экскурсия. Растения, грибы и лишайники леса.

Глава 4. Где и как живут организмы (6 ч)

      Понятие о природном сообществе как биогеоценозе и экосистеме. Структурные компоненты природного сообщества: абиотические условия, сообщество растений (автотрофы образуют органические вещества), сообщество животных (гетеротрофы поглощают органические вещества живых организмов) и сообщество грибов и бактерий (гетеротрофы разрушают органические вещества мертвых тел). Круговорот веществ как основной признак единства и целостности природного сообщества. Строение природного сообщества: ярусы надземные и подземные.
      Взаимосвязи организмов в природном сообществе. Приспособленность организмов к совместной жизни в природном сообществе. Взаимозависимость организмов и среды, обеспечивающая круговорот веществ в природном сообществе и его целостность.
      Понятие о смене природных сообществ. Причины смены: внешние и внутренние. Постепенные и внезапные смены природных сообществ.
      Понятие о естественных и искусственных природных сообществах. Многообразие естественных природных сообществ: лес, луг, степь, болото. Многообразие искусственных природных сообществ. Понятие об агроэкосистеме. Значение естественных и искусственных природных сообществ в природе и в жизни человека.
      Охрана природных сообществ, отдельных видов растений, грибов и бактерий. Понятие о биологическом разнообразии и его значении для человека. Понятие об исчезнувших, исчезающих и редких видах живых организмов. Значение охраны для природы и для человека. Значение участия школьников в охране природы.

      Экскурсия. Лес как природное сообщество.

^ Примерное поурочно-тематическое планирование

№ параграфа

Изучаемая тема

^ Количество уроков 1 ч/нед./ 2 ч/нед.

Экскурсии и лабораторные работы

Введение (2 ч)

1

Что изучает биология

1/2

 

2

Царство растений

1/2

Экскурсия
«Что изучает биология»

^ Глава 1. Растение — живой организм (13 ч)

3

Строение растения

1/2

Лабораторная работа № 1
«Строение побега. Строение почек вегетативных и генеративных»

4

Цветок и соцветия

1/2

^ Лабораторная работа № 2
Строение цветка. Строение соцветий

5

Плод и типы плодов

1/2

 

6

Семена и условия прорастания семян

1/2

^ Лабораторная работа № 3
Строение семени двудольных растений

7

Видоизменения побегов и корней

1/2

^ Лабораторная работа № 4
Видоизменения подземных побегов

8

Клеточное строение растения

1/2

 

9

Рост и развитие растений

1/2

 

10

Питание растений

1/2

 

11

Дыхание и испарение у растений. Значение воды для растений

1/2

 

12

Размножение растений

1/2

 

13

Условия жизни растений на Земле

1/2

 

 

^ Обобщение материала главы

1/2

 

Глава 2. Многообразие растений (9 ч)

14

Водоросли, их многообразие и значение

1/2

^ Лабораторная работа № 5
«Одноклеточные и многоклеточные водоросли»

15

Споровые растения: мхи, папоротники, хвощи и плауны (2 разворота)

1/2

 

16

Семенные растения

1/3

^ Лабораторная работа № 6
Изучение внешнего вида хвойных растений

17

Многообразие цветковых растений

1/2

 

18

Семейства цветковых растений (2 разворота)

2/3

 

19

Дикорастущие растения, их роль в природе и жизни человека

1/2

 

20

Культурные растения, их происхождение и значение

1/2

 

 

^ Обобщение материала главы

1/2

 

Глава 3. Бактерии, грибы и лишайники как компоненты природных сообществ (5 ч)

21

Многообразие бактерий и их роль в природном сообществе

1/2

 

22

Грибы, их строение и жизнедеятельность

1/2

^ Лабораторная работа № 7
Изучение внешнего строения плесневого гриба мукор

23

Многообразие грибов и их значение

1/2

 

24

Лишайники, их строение и значение в природе и жизни человека

1/2

^ Лабораторная работа № 8
Изучение строения лишайника.
Экскурсия
«Растения, грибы и лишайники леса»

 

^ Обобщение материала главы

1/2

 

Глава 4. Где и как живут организмы (6 ч)

25

Жизнь организмов в сообществе

1/2

Экскурсия
«Лес как природное сообщество»

26

Взаимосвязи организмов в природном сообществе

1/2

 

27

Смена природного сообщества

1/2

 

28

Многообразие природных сообществ

1/2

 

29

Охрана природных сообществ

1/2

 

30

Задания на лето

1/2

 

 

^ Обобщение материалов главы

1/2

 

7 класс
70 ч/год (2 ч/нед.)


Глава 1. Введение. Зоология — часть биологии (3 ч)

      Наука о животном мире — зоология. Краткая история зоологии. Аристотель, Карл Линней, К. Ф. Рулье. Достижения современной зоологии.
      Методы биологических исследований в зоологии.
      Среды жизни и места обитания животных. Экологические факторы в жизни животных. Животные — важные компоненты биогеоценозов (экосистем) и круговорота веществ в них.
      Многообразие животных. Система животного мира. Классификация животных. Значение классификации. Основные систематические группы: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция.
      Царство Животные и его два подцарства — Одноклеточные животные, или Простейшие, и Многоклеточные животные (беспозвоночные и хордовые).

Глава 2. ^ Строение животного организма (10 ч)

      Клетка — структурная единица животного организма. Особенности животной клетки. Животные ткани (эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная) и органы, общие для многоклеточных организмов. Животное — целостный организм как живая система (биосистема). Особенности животного организма.
      Органы и системы органов животного организма. Покровы тела животных (от однослойного эпителия к коже) с ее роговыми и костными образованиями. Значение кожи.
      Опорно-двигательная система. Скелет и его типы (наружный и внутренний). Части скелета позвоночных животных: череп, осевая часть и конечности. Суставы. Функции скелета.
      Мышечная система позвоночных животных, ее функции для организма.
      Пищеварительная система у различных животных. Органы пищеварительной системы. Питание и пищеварение. Роль пищеварительных желез. Способы добычи пищи (хищничество, паразитизм, сапрофагия, копрофагия).
      Кровь и кровеносная система, их состав, строение и значение. Сердце и сосуды (артерии, вены и капилляры). Усложнение кровеносной системы у позвоночных животных. Большой и малый круги кровообращения.
      Дыхательная система и ее роль для организма. Органы дыхания: жабры, трахеи, легкие, альвеолы легких.
      Обмен веществ как превращение веществ в организме для его роста, развития, обеспечения энергией и связи с внешней средой.
      Выделительная система, ее строение и функции у многоклеточных животных.
      Нервная система — основа регуляции деятельности органов и целостного организма. Строение нервной системы: головной мозг, спинной мозг и нервы. Типы нервной системы. Органы чувств. Усложнение нервной системы у многоклеточных организмов.
      Размножение животных. Половая система животных. Половое размножение. Бесполое размножение у животных. Оплодотворение и его значение. Типы оплодотворения у животных.
      Рост и развитие животных. Типы индивидуального развития (онтогенеза) у многоклеточных животных: без превращения и с превращением (полным и неполным). Значение метаморфоза. Забота о потомстве.

      ^ Лабораторная работа № 1. Распознавание тканей и органов у животных.

Глава 3. Подцарство Одноклеточные животные (5 ч)

      Подцарство Одноклеточные животные, или Простейшие.

Общая характеристика простейших. Многообразие простейших. Места обитания простейших. Особенности строения, питания и размножения. Корненожки (амеба), жгутиковые (эвглена) и инфузории (парамеция).
      Биологическое значение простейших в истории развития животного мира. Роль простейших в природе: в круговороте веществ, цепях питания экосистемы, образовании осадочных пород.
      Значение простейших для человека и животных. Болезнетворные простейшие, вызывающие малярию, токсоплазмы, амебиоз.

      ^ Лабораторная работа № 2. Наблюдение за живыми инфузориями и изучение фиксированных простейших.

Глава 4. Многоклеточные животные (36 ч)

      Подцарство Многоклеточные животные, их деление на две группы: не имеющие позвоночника (или беспозвоночные) и имеющие хорду (или хордовые и позвоночные).

      ^ Беспозвоночные животные (16 ч)

      Тип Кишечнополостные, или Книдарии. Общая характеристика типа. Пресноводная гидра: строение, питание и размножение. Коралловые полипы. Роль кораллов в природе и для человека.
      ^ Тип Плоские черви. Общая характеристика типа. Планария, ее строение, питание и размножение. Ленточные черви. Болезни человека и животных, вызванные плоскими червями (цепни свиной и бычий, лентец широкий, эхинококк, печеночный сосальщик). Профилактика заболевания.
      ^ Тип Круглые черви. Общая характеристика типа. Нематоды — паразиты животных и растений. Аскарида и острица — паразиты человека и их циклы развития в организме человека. Профилактика заболевания.
      ^ Тип Кольчатые черви. Общая характеристика типа. Дождевой червь, его строение, питание и размножение. Пиявка медицинская. Значение дождевых червей и пиявок в природе и для человека.
      ^ Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Классы типа: брюхоногие, двустворчатые, головоногие. Многообразие брюхоногих моллюсков (виноградная улитка, слизень, прудовик, живородка, ахатина). Значение брюхоногих моллюсков в природе: участие в круговороте веществ, в передаче паразитических червей в качестве промежуточного хозяина.
      Двустворчатые моллюски: беззубка, перловица, устрица, мидия. Значение в природе и для человека.
      Головоногие моллюски: осьминог, кальмар, каракатица, их значение в природе и для человека.
      Промысловая добыча и разведение моллюсков, производство перламутра и жемчуга.
      ^ Тип Членистоногие. Общая характеристика типа: общий план строения, питания и размножения. Деление на классы.
      Класс Ракообразные. Речной рак: строение, питание и размножение. Многообразие ракообразных: крабы, креветки, дафнии, щитни. Значение в природе и для человека.
      Класс Паукообразные. Общая характеристика класса. Паук-крестовик. Паутина, ее роль в жизни пауков. Пауки-охотники. Ядовитые пауки. Клещи как переносчики инфекционных заболеваний. Меры профилактики и защиты от нападения клещей.
      Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие и значение в природе и для человека. Внешнее строение жука, бабочки и пчелы. Забота о потомстве у насекомых. Понятие инстинкта. Общественные насекомые: пчелы, шмели, термиты, муравьи.
      Жизненные циклы развития насекомых: с полным превращением и неполным превращением.
      Насекомые — переносчики болезней человека (малярийный комар, муха-цеце, постельный клоп, блохи, вши). Насекомые на службе человека (пчела, шелкопряд, божья коровка, наездники).
      Лабораторная работа № 3.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программы общеобразовательных учреждений Биология 6-9 классы 10-11 icon Рабочая программа учебного предмета «биология»
Умк : 1 Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы /автор программы В. В. Пасечник /. М., Дрофа, 2009
Программы общеобразовательных учреждений Биология 6-9 классы 10-11 icon Данилов А. А., Косулина Л. Г. «История России. 6-9 классы» Программы...
Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11 классы. – М.: Просвещение, 2006. с. 128), а также авторской...
Программы общеобразовательных учреждений Биология 6-9 классы 10-11 icon Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В. Биология. Общая биология. 10-11 классы
Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных...
Программы общеобразовательных учреждений Биология 6-9 классы 10-11 icon Рабочая программа по курсу «Биология» 10 11 классы
Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. М.: Дрофа, 2004). Также использованы...
Программы общеобразовательных учреждений Биология 6-9 классы 10-11 icon Пояснительная записка рабочая программа по истории в 8а и 8б классах
«Программы общеобразовательных учреждений. История. 6-11 классы.» А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. Просвещение. 2009г.,авторской программы...
Программы общеобразовательных учреждений Биология 6-9 классы 10-11 icon Учебно-тематическое планирование по биологии Содержание тем учебного курса биологии
Умк : 1 Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы /автор программы В. В. Пасечник /. М., Дрофа, 2009
Программы общеобразовательных учреждений Биология 6-9 классы 10-11 icon Рабочая программа составлена
И. Б. Агафоновой. В. И. Сивоглазова (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы....
Программы общеобразовательных учреждений Биология 6-9 классы 10-11 icon Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Федерального...
Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. – Москва: аст: Астрель, 2011год «Планета знаний». Программа...
Программы общеобразовательных учреждений Биология 6-9 классы 10-11 icon Пояснительная записка рабочая программа для общеобразовательных учреждений...
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений по литературе (8 класс) составлена на основе «Программы для общеобразовательных...
Программы общеобразовательных учреждений Биология 6-9 классы 10-11 icon Рабочая программа
Программа разработана на основе программы по литературе для общеобразовательных учреждений (5-11 классы). (Программа общеобразовательных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов