Скачать 96.97 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ «ЮРИДИЧЕСКАЯ» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА интегрированного урока биологии «Влияние человека на окружающую среду. Экологическое право» Учитель биологии Надкерничная Е.И. г. Волгодонск Экологическое право на уроке биологии В экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная. Убить человека биологически может несоблюдение законов первой, убить нравственно - несоблюдение второй. Академик Д. Лихачев. Экологическая культура - важная составляющая современного образованного человека. К сожалению, в школьном базовом курсе биологии отводится очень мало времени на изучение вопросов экологии. Более десяти лет я работаю в гимназии «Юридическая», в которой реализуется социально – правовой профиль, а курс биологии преподается на базовом уровне (один час в неделю в старших классах), конечно же, приоритеты учащимися отданы правовым дисциплинам, обществознанию. Чтобы заинтересовать ребят естественными науками приходится на уроках и внеклассных мероприятиях проводить межпредметную интеграцию. Вариант такого урока я хочу вам представить. Он проводится мною в девятом классе в разделе «Основы экологии». ^ Форма: урок биологии с интеграцией предметов права, информатики, литературы. Семинар с использованием мультимедийных возможностей. ^ : метод проектов, групповая работа учащихся, презентация тем с использование мультимедийных возможностей, фрагмент ролевой игры. Цели:
Задачи. Обоазовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентации учащихся, экземпляр гимназической экологической газеты «Живая душа природы». За месяц до урока класс мной делится на группы, каждая из которых получает тему проекта либо доклада, при подготовке которых гимназисты самостоятельно собирают материал, консультируются с преподавателями, проводят анкетирование учащихся, жителей города и др. ^ Экология Экологическое право Экологические права и обязанности Государственные гарантии в области экологии Экоцид Мониторинг окружающей среды Экологический кризис Экологическая экспертиза ^
Вступление учителя: В наше время глобальная экологическая угроза начала осознаваться обществом. Она сегодня считается во всем мире одной из важнейших. Это объясняется тем, что, по мнению ученых, безответcтвенное, потребительское и варварское отношение человека к природе поставило мир на грань экологической катастрофы. Неблагополучие природы отражается на условиях жизни человека. С развитием научно-технического прогресса отрицательное воздействие человека на окружающую среду увеличивается, усиливается загрязнение воздуха, воды, земли, уничтожаются леса, животные, растения. Пытаясь решить эту проблему, государства объединяются в различные международные организации, целью деятельности которых является охрана природы. Это, например, Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП). Международное агентство атомной энергии (МАГАТЭ). Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и др. Грамотное, рациональное природопользование – единственно возможный путь выживания человечества. Обеспечить выживание невозможно без развития экологической науки. Она позволяет понять, какими путями нужно строить взаимоотношения с природой в разных областях человеческой деятельности. Сегодня всеобщее экологическое образование становится одним из главных требований времени. Важным звеном в решении многих проблем является законодательство в этой области. Настоящим, и будущим поколениям предстоит напряженная сознательная борьба за согласованную деятельность людей по сохранению биосферы, за перестройку промышленности и сельского хозяйства на экологических основах, за внедрение нового законодательства, новых норм морали, формирование экологической культуры во имя дальнейшего развития и процветания человечества на Земле. А как же экологические проблемы решаются в России? Какие нормы права действуют в нашей стране? Какими правами в этой области обладаем мы? Вы – будущие юристы, поэтому сегодня на уроке биологии мы посмотрим на эти проблемы с точки зрения права. Вы познакомитесь с обязанностями и правами граждан, ответственностью за нарушение норм экологического законодательства, государственными гарантиями прав граждан в области экологии. Мы поговорим и об экологических проблемах города Волгодонска. После проведенного сегодня семинара вы получите домашнее задание: необходимо написать статью (эссе) в гимназическую газету «Зеркало» на данную тему, лучшие статьи будут опубликованы. Месяц назад класс был разделен на группы, каждая группа получила для разработки тему минипроекта, которая и будет представлена на уроке в форме электронной презентации. Выступления учащихся. Далее учащиеся в форме мультимедийных презентаций представляют темы юридической странички, где раскрывают разделы экологического права, ответственность за нарушение норм экологического законодательства, государственные гарантии прав граждан в области экологии. ^ Нормы права, регулирующие общественные отношения в области взаимодействия человека и природы, называют экологическим правом. Нормы экологического права делятся на две части - природоохранное законодательство и природноресурсное законодательство. Природоохранные нормы регулируют общественные отношения по поводу охраны всей окружающей среды. Природоресурсные нормы регулируют общественные отношения по поводу использования отдельных природных ресурсов - воды, воздуха, животного мира, земли, растительного мира, недр и т.д. Эти нормы закреплены во многих законах и подзаконных актах. Важнейшими являются Конституция РФ и Федеральный закон РФ «Об охране окружающей природной среды». Конституция закрепила право каждого из нас на благоприятную среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного экологическими правонарушителями, но одновременно она закрепляет, и обязанность каждого из нас сохранять природу и окружающую среду. Наряду с обязанностями гражданам предоставлены и достаточно широкие права в области экологии. «Право пользования природой», т.е. мы можем гулять по лесу, собирать грибы, ягоды и лекарственные растения. ![]() «Право граждан на информацию об окружающей среде». Среди государственных гарантий наших прав в области экологии выделяют мониторинг окружающей природной среды. ^ это долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей природной среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды, ее загрязнения. За совершение экологического преступления наступают следующие виды ответственности: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная. ^ это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранное законодательство и причиняющее вред окружающей среде и здоровью человека. Уголовная ответственность наступает за совершение экологического преступления, например, как экоцид. Экоцид – тягчайшее преступление против человечества, предполагающее массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов и иные действия способные вызвать экологическую катастрофу. Г ![]() Редколлегия представляет очередной выпуск гимназической газеты «Зеркало»: ее специальный экологический выпуск “Живая душа природы” (электронный вариант). На четырех страницах представлена информация об особо охраняемых территориях Ростовской области, редких животных и растениях родного края, экологических проблемах города и области, участии гимназистов в городских экологических акциях, представлены работы победителей фотоконкурса « Природа родного края» и другие материалы. Следующим этапом урока является фрагмент ролевой игры «Юридическая консультация». Двое гимназистов играют роль юристов-консультантов в области экологического права. Учащиеся класса задают им вопросы, подготовленные заранее, на которые “юристы” дают развернутый ответ с комментариями. ^ : «Да, является, если это нарушение противопожарной безопасности. Наступает административная ответственность (ст. 20.4 КоАП) (Наказание –штраф для физических лиц, административное приостановление деятельности для юридических лиц) Вопрос: «В городском парке была злоумышленниками срублена ель к Новому году. Является ли это деяние правонарушением? Если да, то, какие формы ответственности существуют за это правонарушение? Ответ: «Данное деяние является правонарушением. Лицо, срубившее ель будет привлечено к административной ответственности (ст.8.28 КоАП). (Наказание – штраф от 1 до 30 тыс. рублей) Вопрос: «Завод по производству химических продуктов сбрасывает опасные отходы в лесной водоем. Какая ответственность за это наступает?» О ![]() ^ : административная ответственность (ст.8.21 КоАП). Наказание – штраф для физических лиц, административное приостановление деятельности для юридических лиц, а если это повлекло причинение вреда здоровью человека и в других случаях - уголовная ответственность (ст. 251УК РФ) (Наказания – штраф, исправительные работы, арест, лишение свободы) ^ : административная ответственность (ст. 8.32 КоАП) (Наказание – штраф) Вывод: за экологические правонарушения наступает уголовная либо административная ответственность. ^ Итак, урок подходит к концу. Мы сегодня с вами заглянули в экологическое законодательство. Узнали, какие нормы права действуют в нашей стране. Какие существуют государственные гарантии прав граждан в области экологии. Каждый из нас должен знать и понимать, что ни Уголовный кодекс, ни другие нормы законодательства не сделают окружающую среду здоровой и безопасной, если каждый из нас не будет постоянно помнить о первом законе экологии. А этот закон гласит: «Что бы мы не делали в природе, все вызывает в ней те или иные последствия, часто непредсказуемые». После проведенного сегодня семинара вы получаете домашнее задание по вашему выбору:
Спасибо всем, кто готовил материал, и кто выступал, (выставление оценок учащимся в группах). ![]() Литература: Ежегодный экологический вестник Дона « О состоянии окружающей среды». Основы правовых знаний: учебник для 9 кл. С.И.Володина, В.В.Спасская, А.М.Полиевктова. Е.М Ашмарина и др.; - М.: Издательский дом «Новый учебник»,2006. Экология: 9 кл.Учеб. для общеобразовательных уч.заведений/ Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник, А.П. Сидорин.- М.: Дрофа, 1995. Образовательный комплекс «Основы общей биологии,9 класс»- электронное издание. Издательский центр « Вентана-Граф» Е.И. Надкерничная, учитель биологии, гимназия « Юридическая», г. Волгодонск. |
![]() |
Российская федерация федеральный закон об охране окружающей среды Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно... |
![]() |
План-конспект урока Тема Цели и задачи: Ознакомление учеников с влиянием производственной деятельности человека на окружающую среду |
![]() |
Проект техническое задание Целью работы является экологическое обоснование сооружения Центральной аэс (энергоблоки №1 и №2) в ходе разработки материалов оценки... |
![]() |
Завода «Таландт» (какой ландт !? если диспетчеры то…да то-то ) Кпд. Оба типа двигателей оказывают негативное влияние на окружающую среду, зависят от вида среды (воздушная, вакуумная) |
![]() |
Право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду До сих пор вопросы охраны окружающей среды и проблемы защиты прав граждан на ее благоприятное качество часто остаются без должного... |
![]() |
№ Экологическое право РФ. Источники экологического права. Тема №... Рап. Экологическое право, лекции 1-2, ау. 2, 10: 00-11: 20, 12: 00-13: 20, 01. 02. 12, доцент кафедры земельного и экологического... |
![]() |
Урока по биологии 9 класс. Тема урока: Биология наука о живом мире.... «Введение в общую биологию и экологию»; сформировать у учащихся четкое представление о современных проблемах общей биологии и понимание... |
![]() |
Предмет География туризма. Цели географии туризма Данное направление науки изучает пригодность территории для развитии туризма, изучает туристские ресурсы этой территории, а так же... |
![]() |
Экологическое право [ экзаменационные вопросы ] Понятие экологического права. Экологическое право как отрасль права, отрасль законодательства, наука, учебная |
![]() |
Урока Тема урока Форма организации работы Природные зоны Африки. Влияние человека на природу. Заповедники и национальные парки |