Обобщение опыта




Скачать 245.73 Kb.
Название Обобщение опыта
Дата публикации 14.06.2016
Размер 245.73 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы
МОУ « СОШ №2 п. Ивня Белгородской области»

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ И ФОРМ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ С ЦЕЛЬЮ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА

Учителя биологии и географии

Татаренко Галины Николаевны

П. Ивня 2003


Содержание работы

1.Информационный раздел -

1.Наименование опыта. ,

2.Условия возникновения опыта.

3.Актуальность возникновения, становления опыта.

4.Теоретическая база опыта:

1.Виды контроля умений учащихся.

2.Функции контроля знаний и умений учащихся.

3.Формы контроля знаний и умений учащихся.

4.Место контроля знаний и умений учащихся в

процессе обучения биологии.

5.Отметки и оценки на контрольных этапах.

2.Технологии опыта

1.Контрольные мероприятия при изучении темы «Класс земноводные», на основе деятельности теории

обучения.

3.Результаты опыта

4.Используемая литература

^ ИНФОРМАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 1. НАИМЕНОВАНИЕ ОПЫТА:

Совершенствование методов и форм контроля, знаний, умений и навыков с целью активизации познавательной деятельности учащихся.

Проблема активизации урока, форм опроса и контроля играют важную роль в совершенствовании современного урока.

Зарождение и развитие моего опыта происходило в условиях решения средней школы №2. Я работаю в средней школе №2 со дня— её . основания (16 лет) и должна заметить, что проблема проверки знаний учащихся одна из центральных в работе учителя. Уже первые годы работы показали, что существующие формы и методы контроля не дают желаемых результатов, не делают учащихся субъектами данного процесса. Школьники малоактивны и воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, но не как деятельность необходимую им самим. В связи с этим я решила более детально изучить уже существующие формы и методы контроля, усовершенствовать их.

Процесс контроля — это одна из наиболее трудоемких и ответственных операций в обучении, связанная с острыми психологическими ситуациями как для учащихся так и для учителя. В результате исследований я поняла, что проверять нужно не только знания и умения на уровне воспроизведения, но и готовность ученика к творческому применению (добыванию) этих знаний, а также степень их духовного и нравственного роста, достигаемую решением воспитательных задач темы, раздела курса, а подчас и урока.

^ 2. УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ, ЗАРОЖДЕНИЯ ОПЫТА:

В свете вышеназванных задач не случайна и тема обобщенного опыта: «Совершенствование методов и форм контроля знаний, умений и навыков с целью активизации познавательной деятельности учащихся».

Данный опыт возник в результате работы с обычными классами школы. После того специфика работы в школе №2 заключается в наполнении школы детьми из детского дома, детей отличающиеся низким уровнем знаний, не желающих учиться, зачастую с нарушением психики.

На протяжении ряда лет меня интересовал вопрос, что сделать мне как учителю, чтобы раскрыть способности каждого ребенка. Изучив опыт педагогов-новаторов, я пришла к выводу, что только совершенствуя методы и формы контроля знаний, умений и навыков активизируют познавательную деятельность учащихся. В ходе педагогической деятельности пришлось столкнуться с рядом


Противоречия

1)Между необходимостью увеличивать объем информации, включаемой в образование и возможностью организма для ее усвоения( и количеством учебных часов)_____________________

2)Между ориентацией содержания образования на развитие творческих способностей и традиционных форм и методов обучения, ориентированных на передачу готовых знаний.

3) Между «книжным» обучением и стремлением школьников приблизиться к жизни.

^ Пути их решения

1)Структурирование материала (использование новых технологий совершенствования методов и форм контроля знаний учащихся) ;

2) Оптимальное сочетание(репродуктивных) и нетрадиционных методов и форм обучения (активизирующих познавательную деятельность учащихся)_______________

3) Через исследовательскую деятельность.



4) Между средой и личностью, 4) Формирование мировоззренческих ориентации

между сегодняшней жизнью школьников и через развитие личностного потенциала.

необходимостью подготовки их к взрослой

жизни в быстроменяющемся мире.

5) Между контролирующей функцией 5) Осуществление контроля знаний с

заданий и всесторонней проверке успешного учетом эмоциональной настроенности уча обучения. и их мотивы, убеждения, интересы, духов-

ную направленность.

В сложившемся педагогическом процессе различают несколько видов
контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый и
выпускной.

Систему контроля образуют: устный опрос, контрольная работа, лабора­торная работа, семинары, зачеты, различные виды тестовых работ. Выбор форм контроля зависит от цели тестовых работ. Выбор форм контроля зависит от цели, содержания методов, времени и места.

^ 3. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ:










Опыт актуален потому, что он решает ряд проблем, противоречий
современной школы. Исходя из вышесказанного я разработала свою
систему контроля и, таким образом постаралась найти решение
существующих проблем. В данной работе я опиралась на труды учёных-
методистов, учителей-новаторов таких как Ю.К.Бабанский, В.Ф.Шаталов,
И.М.Суслов, Е.В.Ильин, Ш.А.Амонашвили, У.Древе. Изучая труды
поистине талантливых людей, я поняла, что совершенствование контроля
знаний, умений и навыков следует осуществлять на фоне оптимального психологического контакта в системе

^ УЧИТЕЛЬ =УЧЕНИК

в направлении активизации познавательной деятельности учащихся.

С целью достижения единства требований, эквивалентности общеобразовательной подготовки учащихся в разных типах средних учебных заведений приказом министра образования в 1999 гг были рекомендованы программно-методические документы, регламентирующие работу средних учебных заведений.


По биологии, как по всем предметам предположен обязательный минимум содержания среднего биологического образования и требования к уровню подготовки учащихся.

Следует отметить, что минимум образования не направлен на вооружение учащихся различными видами учебной деятельности, не определяет её характер.

Решению этой проблемы способствуют требования к общеобразователь­ной подготовке учащихся которые ориентируют учащихся на овладение определенными знаниями и умениями, выраженными в различных видах учебной деятельности, как интеллектуального, так и практического характера. Требования предполагают овладение учащимися не только репродуктивной (воспроизводящей), но и творческой деятельностью.Обязательным элементом процесса обучения является систематический контроль усвоения знаний и умений учащихся. Систематический контроль имеет образовательное, развивающее и воспитательное значение.

Он способствует прочности знаний учащихся, стимулирует их самостоятельную работу и ответственное отношение к учебе. Важно активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на этапе проверки их знаний и умений на уроке.

Я считаю, что одной из важнейших проблем организации учебной деятельности на уроках является создание системы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся. Именно в процессе проверки выявляются достижения школьников и пробелы в их учебной подготовке, закрепляются, уточняются и систематизируются знания и умения, приобретенные учащимися, а на основе полученной информации корректируются достижения учащихся.Меня заинтересовали вопросы: какими критериями руководствуются учителя, планируя контрольные этапы, на какие задания надо опираться, чтобы составить и провести эффективный контроль знаний и умений учащихся?

Ответ на эти вопросы, а также разработка контрольных мероприятий по теме: «Класс земноводные» и составляет цель моей работы.

Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:

1. Выяснить, каковы цели проведения контроля знаний и умений учащихся;

2. Выяснить, какие формы контроля сложились в практике учителей

биологии и какие рекомендации по проведению контроля дают учителя и методисты-ученые;

3. Выяснить, каково место контроля при изучении биологии в данной теме, как с наибольшей эффективностью сделать учеников заинтересованными учениками?

4. Выяснить, какие формы контроля знаний и умений учащихся

целесообразно использовать при изучении темы: «Класс земноводные»

Поэтому я считаю, что опыт носит репродуктивно-рационализаторский характер.
^ 4.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА

1. ВИДЫ КОНТРОЛЯ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Учитель должен знать чему
научил,
учащийся чему научился.
С. Н. Ильин.

Контроль знаний и умений учащихся является важным звеном учебного процесса, о правильной постановке которого во многом зависит успех обучения. Основные цели контроля знаний и умений учащихся:

^ 1. диагностирование и корректирование знаний и умений;

2.учет результативности отдельного этапа процесса

обучения;

З.определение итоговых результатов обучения на

разном уровне;

Внимательно посмотрев на изложенные выше цели контроля знаний и умений, можно увидеть, что это есть цели учителя. Однако главным действующим лицом в обучении является ученик. Сам процесс обучения -это приобретение знаний и умений учащимися, все происходящее на уроках, и конечно контроль знаний и умений учащихся должны соответствовать целям самого ученика, должно быть для него лично важным. Контроль должен восприниматься учащимися как этап на котором ученик может ориентироваться насчет имеющихся у него знаний, убедиться, что его знания и умения соответствуют предъявляемым требованиям. Я считаю, что контролирующая функция заданий контроля вовсе не означает, что необходимо выделять специальный этап проверки. Выполнение любых заданий — это своего рода проверка знаний и умений
учащихся. Поэтому контроль можно осуществлять довольно часто ненавязчиво, на протяжении всех занятий. По ходу урока важно обращать пристальное внимание на эмоциональную настроенность учащихся, их мотивы, убеждения, интересы, духовную направленность.

Только при всесторонней проверке успешности обучения можно добиться необходимых качеств знаний активизировав познавательную деятельность учащихся. Это прежде всего полнота, состоящая в охвате основных программных знаний; глубина, характеризующаяся числом основных связей знаний; оперативность, измеряемая числом ситуаций, в которых ученик способен применять знания; гибкость, определяемая готовностью к смене способов применения ситуаций обучения, и наконец осознанность, действий, способов усвоения и применения знаний в разных ситуациях.

^ Эти качества призваны по-моему обеспечить прочность, конкретность, обобщенность, систематичность и, др. качества знаний.

Если учитель будет относиться к контролю как к деятельности, важной для учащихся, сама форма проверки изменится, а это активизирует поз­навательную деятельность учащихся. Так проверка результатов производится самими учениками или в парах (взаимопроверка) таким образом дети ощущают значимость контроля, выясняют свои ошибки, у школьников развиваются самокритичность и ответственность.

С другой стороны представляется непонятным как учитель может корректировать знания и умения учащихся на контрольном этапе.

Контрольный этап может лишь служить для диагностики знаний и умений, но не для их коррекции. Корректировка - это следующий этап работы. А на контрольном этапе можно выяснить недочеты знаний и умений, и только после этого можно приступить к корректировке если это необходимо.

Исходя из всего вышесказанного я предлагаю сформулировать следующие цели контроля знаний и умений учащихся:

• подготовить учащихся, убедившихся в том, что усвоенные ими биологические знания и умения отвечают предъявляемым требованиям.

• получить информацию о том, усвоены или нет учащимися биологические знания, указанные в образовательной цели изучения темы, научились ли учащиеся видам деятельности указанным в цели по развитию изучения темы.

При такой формулировке целей контрольного этапа обучения становится ясно, что он несет в себе задачу: учет результативности обучения и выявление пробелов, если они имеются, как учителем, так и что не менее важно, самими учениками.

^ 2. ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ
Учебные - педагоги и методисты выделяют такие функции проверки: контролирующая, обучающая, ориентирующая и воспитывающая.

^ КОНТРОЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ - основная функция контроля обеспечивает выявление состояния ЗУН учащихся в рамках программного требования.

Сущность обучающей функции заключается в совершенствовании и систематизации знаний.

^ ОРИЕНТИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ проверки состоит в ориентации
учителя и учащихся по результатам их труда, в достижении цели обучения
каждого ученика и класса в целом.
^ ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ близка к ориентирующей - учи­
тель может проконтролировать уровень ЗУН, выяснить причины пробелов,
чтобы устранить их на следующем этапе обучения.

^ ВОСПИТЫВАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ проверки реализуется в воспитании чувства ответственности, собранности, дисциплины учащихся. Исходя из своего опыта работы я считаю, что функции контроля: контролирующую, ориентировочную и воспитывающую можно считать определяющими в активизации познавательной деятельности учащихся.
^ З.ФОРМЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Активизация учебной деятельности достигается различными формами

контроля и их правильным

сочетанием.

(Ю.К.Бабанский)

Формы контроля знаний и умений учащихся многочисленные и каждый учитель в праве придумать и провести кажущиеся ему наилучшие контрольные задания. Государственный стандарт биологического образования обозначил обязательные требования к форме и содержанию вопросов по биологии. Для этого используются специально, разработанная система измерителей достижения стандарта биологического образования (обязательный уровень усвоения). Обязательно в практике проверки достижений данного уровня подготовки используется такой критерий: если ученик правильно выполнил 2/3 задания, то делают вывод о достижении учеником требований стандарта.

Система образцов должна быт вариативна, что позволит определить оптимальные формы контроля в свете современных требований. Требования предполагают овладения не только репродуктивной «воспроизводящей», но и творческой деятельности т.е дифференциация обучения (углубленные знания предмета) наиболее способными учениками.

В школьной практике существует ряд традиционных форм контроля ЗУН учащихся, который я представлю в своей работе, рассмотрю собственную оценку целесообразности использования данных форм на различных этапах обучения.

• Биологический диктант

• Тестовое задание

• Краткая самостоятельная работа

• Письменная проверочная работа

• Лабораторная работа

• Зачет

^ 1.Биологический диктант - форма письменного контроля ЗУН позволяет проверить ограниченную область знаний учащихся так как представляет собой перечень вопросов и последующий краткий ответ ученика строго регламентированный по времени. Достоинства этой формы - быстрота, недостатки - ограниченность области проверяемых знаний.

2.Тестовые задания эта форма широко применяема на сегодняшний день, виды и структура тестов весьма разнообразна (см. приложение 1). Здесь учащимся предлагается 2-3 вариантов ответов на вопрос, из которых нужно выбрать правильный. Для учителя эта работа очень трудоемка, хотя и они не дают ясную картину овладения учащимися ЗУН. Я в своей работе применяю такие, как мне кажется наиболее удачные тестовые задания:

• тесты на проверку фактологических знаний.

• тесты на умение сравнивать.

• тесты на умение устанавливать внутрипредметные связи.

• тесты продуктивного уровня.

тесты творческого уровня.

Такие виды тестов я считаю способствуют активизации познавательной деятельности учащихся.

3.Краткая самостоятельная работа - учащиеся получают ограниченное число вопросов теоретических знаний, заданий по распознаванию биологических явлений. Данная работа может охватить различные виды деятельности, кроме создания понятий, но требует большого количества времени, по сравнению с предыдущими формами контроля.

4.Письменная проверочная работа - проводится с целью определения конечного результата в обучении умению применять знания. Проверочные работы включают знания как тестовые так и экспериментальные. Этот вид работы следует применять в конце темы или раздела. Из рассмотренных мною дидактических разработок хочу привести несколько конкретных принципов их составления, которые показались мне наиболее интересными для достижения цели опыта?(приложение 2). Составление листов тематического учета знаний(ТУЗов), включающих программированный контроль знаний, задания по определению биологического явления, терминологический диктант, тест на сравнение, устные вопросы к теме, биологические задачи познавательного характера и повышенной сложности для наиболее подготовленных учащихся. Школьники получают за эти задания дополнительную оценку, а учитель выявляет ЗУН учащихся на повышенном уровне усвоения.

5Лабораторная работа ~ достаточно необычная но эффективная форма

контроля особенно на уроках биологии т.к. позволяет определить не только наличие знаний но ещё и умение применять эти знания в новых ситуациях. Недостатком этой формы контроля является возможность проверки только ограниченного круга деятельности. Эта форма наиболее эффективна в сочетании с другими формами контроля (тест, терминологический диктант)

6.Зачет это одна из основных форм контроля знаний в старшем звене. Его достоинство заключается в том, что он предполагает комплексную проверку всех ЗУН. Различные виды деятельности (решение задач, лабораторная работа, тесты, беседа с учителем) позволяют проконтролировать сформированность биологического образования, пробелы в знаниях. Эта форма контроля способствует проверке знаний у каждого ученика. По моему мнению эта форма контроля может использоваться и в среднем звене также эффективно при учете возрастных особенностей, уровня подготовленности обучающихся.


^ 4. МЕСТО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ.

Основная цель проверки как для учащихся, так и для учителя, выяснить, усвоили ли учащиеся необходимые знания и умения по теме или разделу. Основной функцией здесь является контролирующая. Контроль соответственно нужен на разных этапах обучения и на разном уровне: тематический, итоговый, экзамен, и т.д. для определения формы контроля учителю необходимо обязательно учитывать время которое занимает та или иная форма, а также количество материала, которое он~позволяет проверить. Из всего выше изложенного можно составит такую таблицу:


Виды контроля

I. Текущий контроль

2. Итоговый контроль

Формы контроля

1 .Биологический диктант

2.Тестовое задание

3. Кратковременная письменная работа

1 .Письменная проверочная работа

2.Лабораторная работа

3.Тестовое задание

4. Устный зачет по теме


Из таблицы вытекает вывод, что существует два вида контроля: текущий и итоговый, и каждый из них имеет свое место в процессе обучения биологии и выполняет определенные задачи обучения.

^ 5. ОТМЕТКИ И ОЦЕНКИ НА КОНТРОЛЬНЫХ ЭТАПАХ

Методисты различают понятия «оценка» и «отметка».

Оценка - осуществляется учителем с помощью слов, он «оценивает», анализирует успехи ученика, обращает внимание на полноту или недостаточность знаний ученика.

Отметка - это цифра от 1-5, выражающие успехи ученика, соответствие его знаний предъявляемым требованиям. Роль оценок и отметок велика. Они не только служат для учета успеваемости учащихся, но и помогает самому ученику, и это их главная функция, судить о своих знаниях, выявлять
собственные пробелы и исправлять их. Отметки и оценки должны быть
объективными т.к именно объективность ободряет, стимулирует ученика к
дальнейшему обучению, или же заставляет его задуматься по поводу
своего неуспеха. . __

^ 2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

КОНТРОЛЬНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ» НА ОСНОВЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ

1. Содержание ЗУН учащихся по теме: «Класс земноводные».

Прежде чем проводить какой-либо вид контроля необходимо определить: какие именно знания и умения учащихся целесообразно будет проверить на данном этапе, которые будут определены целями изученной темы.

? - _. —

^ 2. Цели изучения темы «Класс земноводные»

Образовательные:
добиваться усвоения учащимися знаний об особенностях строения, жизнедеятельности земноводных, их взаимосвязях со средой обитания, сходстве с рыбами и чертах их более высокой организации, о значении земноводных в природе.

Воспитательные: продолжать формирование научно- материалисти­ческого мировоззрения на основе знаний о взаимосвязях земноводных со средой, воспитывать потребность бережного отношения к этим животным.

Развивающие: совершенствовать умения работать со схемами, распознавать земноводных на рисунках, сравнивать их между собой, составлять общую характеристику группы, продолжать формирование

? " —

общеучебных умений работы с книгой.

^ 3. Циклы усвоения знаний — данную тему можно провести за 4 урока. Календарный план темы будет выглядеть следующим образом: Урок1:Лягушка. Особенности строения, передвижения в связи со средой

обитания.

Урок2:Органы полости тела. Нервная система и органы чувств. УрокЗ: Размножением развитие земноводных.

Урок4: Многообразие земноводных их происхождение. Охрана, общая характеристика класса. Усложнение земноводных в связи с выходом на сушу.

Я считаю, что при таком планировании темы целесообразно провести текущий контроль на 1-3 уроках, а на 4-м итоговый контроль. Форма и содержание контроля определяется знаниями и умениями на каждом этапе обучения.


Формы текущего контроля

Проверяемые знания учащихся

Проверяемые умения

1 .Биологический диктант


1 .Особенности строения, среды обитания, приспособленность к

жизни вне суши и в воде у

земноводных.

2.Особенности строения

скелета земноводных.


1 .Сравнивать среду обитания рыб и земноводных. 2.Выяснить черты в строении скелета, определяемые средой обитания

2.Тестовые задания

Все знания из образовательной цели темы.


1.Сравнивать рыб и земноводных.

2.Распознавать земноводных по внешнему виду. 3_.Объяснить усложнение организации, на основе изучения внутреннего строения._


3.Кратковременные письменные работы


Все знания образовательной цели темы.


1 .Умение делать вывод о

происхождении и многообразии земноводных.




Применительно к данной теме я предлагаю наиболее оптимальные формы контроля.

^ Пример биологического диктанта при проверке 1го цикла

усвоения знаний

Биологический диктант - считаю, что эта форма контроля наиболее

оптимальна т.к позволяет охватить все знания из образовательной цели.

^ Цели диктанта:

1 .Подготовить учащихся, убедившись в том, что усвоенные ими новые

биологические знания и умения отвечают требованиям.

2.Получить информацию о том в какой степени усврены биологические

знания учащимися, владеют ли учащиеся видами деятельности, указанными

в развивающей цели.

^ Содержание биологического диктанта:

1 .Среда обитания земноводных (водная, наземно-водная)

2.Приспособленностью к жизни в воде у земноводных служит наличие

(плавательной перепонки)

З.В связи с наземным образом жизни велика роль анализатора (слухового)

4.Важнейшим условием жизни земноводных считаю есть (влажная кожа)

5.Изменение конечностей земноводных в связи со средой это есть (появление конечностей наземного типа)

6.Хвостовая кость земноводных называется (уростиль)

Биологический диктант краток по времени, представляет собой наиболее легкую форму работы, оценивает только известные факты, что не требует отдельного мышления, оценивается биологический диктант с максимальной строгостью.

После первого цикла усвоения знаний учащимся можно предложить тест. Тест позволяет проверить многие умения учащихся, например определить взаимосвязи вопросов строения и выполняемых функций, сравнения рыб и земноводных, и на основе сравнения делать выводы. Благодаря тесту усваивается больший объем материала и с минимальной затратой времени.

^ Пример тестового задания: проверка второго цикла усвоения знаний.

Отметить черты отличий между рыбами и земноводными.

Выпишите верные утверждения: 1.вариант класс рыб.

2.вариант класс земноводные.

I .Среда обитания — водная.

2.Пищеварительная система заканчивается клоакой.

? '

3.Среда обитания: водная или наземно-водная.

4.Органы дыхания: жабры.

5.Отросток хвостовой кости: уростиль.

6.Сердце 2 х камерное.

7 .Для этих организмов характерны смешанный тип дыхания.

8.Основной орган чувств для этих животных: боковая линия.

9.Обтекаемая форма тела — основное приспособление к среде обитания.

10.Эти животные имеют хорошо развитые задние конечности.

II .Имеют третье веко.

12.Плавательный пузырь обеспечивает плавучесть этих животных.

13.Тело этих животных покрыто чешуёй.

14.Эти животные являются лабораторными животными. 15.Во время нереста некоторые виды могут осуществлять миграции. 16.Питаются эти животные только движущимися объектами.

^ ОТВЕТЫ: 1.В: 1 ;4;6;8;9;12;13;15. 2.

В:2;3;5;7;10;11;14;16.

Пример кратковременной письменной работы при проверке третьего цикла усвоения знаний

Цель работы; изучить особенности развития земноводных, как более сложно организованных хордовых животных, сравнить характеристики головастика и лягушки. Отметить черты сходства головастика с рыбами, продолжить формирование умений работать с текстом Содержание работы

Изучить содержание параграфа 48 и заполнить таблицу:

Сравнительная характеристика головастика и

лягушки

Признаки


Головастик


Лягушка


Форма тела


Рыбообразная. Хвост с плавательной перепон­кой. На некоторых стадиях развития нет конечностей.


Тело укорочено. Хвоста нет. Хорошо развиты две пары конечностей.


Образ жизни


Водный.


Наземный, полуводный.


Передвижение


Плавание при помощи хвоста.


На суше - прыжки при помощи задних конечностей. В воде -е отталкивание задними конечностями.


Пища


Водоросли, простейшие.


Насекомые, моллюски, черви, мальки рыб.


Дыхание


Жабры


Легочное, кожное.


Органы чувств Боковая линия Слух (среднее ухо)


есть нет


нет есть


Кровеносная система


1 круг кровообращения. Двухкамерное сердце. Кровь венозная


2 круга кровообращения. Трехкамерное сердце. Кровь смешанная.


Итоговый контроль по теме; «Класс земноводные»

Я считаю, что итоговый контроль целесообразно проводить в форме

комбинированного урока, сочетая все формы контроля, в том числе и не традиционные. Задания должны носить дифференцированный характер, более того их нужно подбирать таким образом, что бы они позволили проверить различные знания и умения учащихся, виды деятельности тоже должны быть разнообразными и не очень утомительными для ребят, а сами задания достаточно интересными

^ З.РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА

Работая над данной проблемой и сочетая разнообразные средства, приемы проверки знаний и умений учащихся добилась следующих результатов. Качество знаний по биологии составляет в среднем 60%, а по годам изменение качества знаний учащихся отражено в диаграмме:

1999-2000 г. показатель качества знаний учащихся — 55% объясняется обучаемостью детей из детского дома, только приступившим к обучению в данной школе.

2000-2003 г. характеризуются повышением качества знаний всех учащихся.

В районных олимпиадах учащиеся нашей школы неоднократно занимали призовые места, принимали участие в областных соревнованиях.

^ Результаты районных олимпиад по биологии за

последние 3 года

Год


Предмет


Класс


Место


1999-2000


биология


10


1


2001-2002


география


10


1


2002-2003


Биология экология


9

11


1

2


Я считаю, что активизации познавательной деятельности можно добиться только совершенствуя уже известные методы и формы контроля, исходя из

условий работы, особенностей класса, подбора учащихся. Так например у слабых учащихся целесообразно проверять готовность знаний на обязательном уровне содержания, а более подготовленных учащихся следует готовить к творческому применению (добыванию) этих знаний, обязательно в сочетании с воспитательными задачами урока, темы, курса.

?

Я уверена в том, что только при всесторонней проверке учебной деятельности можно добиться необходимого качества знаний, активизировав познавательную деятельность учащихся.

^ Используемая литература

1 .Ш. Г. Амонашвили «Здравствуйте дети»; «Как живете дети?».

2.Ю.К.Бабанский «Оптимизация учебно-познавательного процесса» Москва Просвещение 1987 год.

3.Журналы «Биология в школе» № 6-1990;6- 2000; 5-1991.

4.Садовская.И.Л «Классификация методов и форм контроля» Москва.

2001 год.

5. М.А. Гуленкова «Тестовые задания для проверки знаний по биологии»

Москва творческий центр 1999 год.

б.Всесвятский.Б.В «Системный подход к школьному биологическому

образованию» Москва 1985 год.

7. Зверев. Д.И;Брунов. Е.П;Мягкова.А.Н«Воспитание учащихся в процессе обучения Москва 1984 год.

8. Максимова.В.Н;Ковалева.Г.Е;Гольнева.Д.П и др «Современный урок по

биологии»

Москва 1985 год.

9. Луцкая.Л.А; Никитов.А.И «Самостоятельные работы учащихся по биологии» Москва 1987.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обобщение опыта icon Тюльган
Обобщение опыта классных руководителей мбоу «Тюльганская средняя общеобразовательная школа №1» по эффективной организации занятости...
Обобщение опыта icon Обобщение опыта Учитель русского языка и литературы Ильина Л. Ю. г. Пермь, 2009 г. Содержание
...
Обобщение опыта icon «Обобщение педагогического опыта при подготовке учащихся к егэ по...
Моу братовщинская средняя общеобразовательная школа Пушкинского муниципального района Московской области
Обобщение опыта icon «Формирование творческой индивидуальности учащихся средствами современных...
Обобщение опыта работы учителя математики и физики первой квалификационной категории
Обобщение опыта icon «Формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого...
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Неклюдовская основная общеобразовательная школа
Обобщение опыта icon Доклад на гмо учителей русского языка и литературы в рамках Единого методического дня
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
Обобщение опыта icon Обобщение опыта работы учителя Фадеевой Ирины Васильевны
Однако ученик, как любая личность, наделен свободой воли, с которой нельзя не считаться. Поэтому нарушить этот природный закон и...
Обобщение опыта icon Экономики
Эта книга представляет собой новое обобщение не только исторического опыта мировой экономики, но и всех предшествующих серьезных...
Обобщение опыта icon Урок-практикум (обобщение изученного по теме: «Обособленные предложения)...
Цель урока: обобщение и систематизация знаний по теме «Обособление определений, обстоятельств, приложений»
Обобщение опыта icon Актуального педагогического опыта (апо)
Учреждение, в котором работает автор опыта (название строго по Уставу), адрес с индексом
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов