Скачать 232.57 Kb.
|
МОУ» Сосновская средняя общеобразовательная школа» Рабочая программа по биологии в 7 классе. Составитель: Учитель биологии Горбунова Г.И. Сосновка 2012 Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для 7 класса «Животные», созданная под руководством В. В. Пасечника, В. В. _ авт. сост. Г.М. Пальдяева.- М.: Дрофа, 2009.-92с. , а также ориентирована на использование учебника В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология: Животные. учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений , М. Дрофа, 2008. Программа включающей в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем. отражающей содержание программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года. Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования: -нормализация учебной нагрузки учащихся; -устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье; -соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям; -личностная ориентация содержания образования; ---на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности; - усиление воспитывающего потенциала; - готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач; -обеспечение компьютерной грамотности через проведение мультимедийных уроков, тестирование, самостоятельную работу с ресурсами Интернет. . Рабочая программа конкретизирует содержание, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. -Концептуальной основой раздела биологии 7 класса являются идеи интеграции учебных предметов; -преемственности начального и основного общего образования; -гуманизации образования; соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся; -личностной ориентации содержания образования; -деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщенных способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности; формирования у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач (ключевых компетенций). Эти идеи явились базовыми при определении структуры, целей и задач предлагаемого курса. Актуальность данного предмета возрастает в связи с тем, что биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Курс биологии в 7 классе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии. Основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от них самостоятельной деятельности по их разрешению, формированию активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. На это сориентирована и система уроков, представленная в рабочей программе. В связи с этим рабочая программа направлена на реализацию основных целей: 1.формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; 2.приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; 3.подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: 1.освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; 2 о роли биологической науки в практической деятельности людей; 3 методах познания живой природы; 4.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; 5.использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; 6.работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; 7.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; 8.воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; 9.иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний. Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка. Общая характеристика учебного предмета Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить основные знания и умения, значимые для формирования общей культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, востребованные в повседневной жизни и практической деятельности. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция. Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Основная цель практического раздела программы — формирование у обучающихся умений, связанных с использованием полученных знаний, повышения образовательного уровня, расширения кругозора учащихся закрепление и совершенствование практических навыков. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. Учет индивидуальных особенностей и потребностей учащихся; интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры, имитационное моделирование, тренинги, предусмотрена проектная деятельность учащихся и защита проектов после завершения изучения крупных тем. Основной формой обучения являются уроки усвоения новой учебной информации; уроки формирования практических умений и навыков учащихся; уроки совершенствования и знаний, умений и навыков; уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков; уроки проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся; помимо этого в программе предусмотрены такие виды учебных занятий как лекции, семинарские занятия, лабораторные и практические работы, практикумы, конференции, игры, тренинги. В рабочей программе предусмотрены варианты изучения материала, как в коллективных, так и в индивидуально-групповых формах. В рабочей программе предусмотрена система форм контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки. Контроль знаний, умений и навыков учащихся - важнейший этап учебного процесса, выполняющий обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. В структуре программы проверочные средства находятся в логической связи с содержанием учебного материала. Реализация механизма оценки уровня обученности предполагает систематизацию и обобщение знаний, закрепление умений и навыков; проверку уровня усвоения знаний и овладения умениями и навыками, заданными как планируемые результаты обучения. Они представляются в виде требований к подготовке учащихся. Для контроля уровня достижений учащихся используются такие формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради. Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен знать: --характерные признаки царства животных; --строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки); -роль простейших в биосфере и жизни человека; -многоклеточность и ее биологический смысл; -отличительные черты планов строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые); -основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные; фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека; -особенности жизненных циклов морских беспозвоночных; -особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней; -основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше; -основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение для человека; -важнейшие отряды насекомых; -о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением; -роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд); -важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; причины возникновения «вредителей»; -насекомые человеческого жилища на примере своего региона; -роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний; -классы позвоночных животных; -приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше; -особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных; -роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли; -о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и их рациональное использование ресурсов; -особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением, птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни; -роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни человека; -о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности; -основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих; -основные группы домашних животных, их значение в жизни человека; -основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, о рациональном использовании их ресурсов на примере своего региона; -характерных животных своего региона; -об охране животных, роли заповедников и заказников. знать/понимать - признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона. - сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии у животных. уметь - объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; - родство, общность происхождения и эволюцию и животных (на примере сопоставления отдельных групп); - роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; -взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; - необходимость защиты окружающей среды; -родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; -взаимосвязи человека и окружающей среды. - изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; -наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; -рассматривать готовые микропрепараты и описывать биологические объекты; - распознавать и описывать: на таблицах основные части, органы и системы органов животных; -животных отдельных типов и классов; -наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных, - выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме; - сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; - определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация); - анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы; - проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; -в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными. -оказания первой помощи при укусах животных; -соблюдения правил поведения в окружающей среде. Распределение часов программы по темам
|
![]() |
Рабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта... |
![]() |
Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии Программы по биологии созданная под руководством В. В. Пасечника / автор состовитель Г. М. Пальдяева М.: Дрофа, 2009 соответствует... |
![]() |
Рабочая программа по биологии в 9 классе. Составитель: Учитель биологии Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек... |
![]() |
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на... В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе отводится... |
![]() |
Рабочая учебная программа курса природоведение (5 класс) Составитель:... Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную... |
![]() |
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Детловская средняя общеобразовательная школа №12 |
![]() |
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента... Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. В. Пасечник |
![]() |
Рабочая программа по общей биологии 12 класс Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 12 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,... |
![]() |
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным... В курсе биологии 6 класс рекомендован модуль «Биологическое краеведение» 17 часов. (Приложение №1 Инструктивно- методического письма... |
![]() |
Рабочая программа по биологии, 7 класс 2014-2015 уч г Программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по... |