36. Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Мотивация и теории личности. Закон Йеркса-Додсона Понятие мотивации является производным от




Скачать 159.82 Kb.
Название 36. Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Мотивация и теории личности. Закон Йеркса-Додсона Понятие мотивации является производным от
Дата публикации 14.06.2016
Размер 159.82 Kb.
Тип Закон
edushk.ru > Биология > Закон
36. Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Мотивация и теории личности. Закон Йеркса-Додсона

Понятие мотивации является производным от мотива и означает совокупность процессов формирования, функционирования, взаимодействия и преобразования мотивов поведения людей и животных.

Мотивация человека отличается от мотивации животных по следующим параметрам:

1) имеет социальное происхождение: отвечает нуждам общества, исторична, изменчива, воспитуема (произведена обществом);

2) опосредована интеллектом, речью, сознанием;

3) обладает функциональной автономностью, независимостью от состояния организма;

^ 4) направлена на отдаленные цели;

5) имеет иерархический характер;

6) полимотивированна (жизнь регулируется набором мотивов).

Но эти отличия не отрицают сохранения биологической мотивации в структуре высшей мотивации человека. (напр,, импринтинг, обуславливание)
К феномену мотивации относятся мотивы, разнообразные мотивационные факторы, прежде всего потребности, а также чувства, проявления воли и соответствующие качества личности.

Мотив (от лат. movere – приводить в движение, толкать) – это внутреннее, т.е. исходящее от субъекта побуждение (стремление, влечение, хотение, желание) к определенным действиям, ориентированным на удовлетворение потребности или достижение желаемого состояния среды или собственной личности

Хар-ки/функции:

В самом определении выражается побудительная, направляющая, смыслообразующая функции мотива.

Проблемы:

Что конкретно следует считать мотивом – основные разногласия между психологами.

В качестве мотива могут выступать потребности (Леонтьев), эмоции (Вилюнас: эмоция побуждает и направляет деятельность субъекта. Например, эмоция отвращения направлена на избегание раздражителя), идеалы - напр, ради сохранения жизни на Земле, (Рубинштейн). По Оллпорту мотивы не отделены от сознания - они субъективно окрашены, выражают значение ситуации действия для самого субъекта, ее личностный смысл. Напр., человек хочет поступать честно, и это его мотив.

Характеристики мотивированного поведения:

* Энергичность: чем больше голод, тем больше человек стремится достать пищу.

* Настойчивость: ребенок ищет конфеты - быстро не сдается

* Изменчивость: человек всегда пытается достичь своей цели разными путями. Если мальчик хочет повысить свой авторитет в школе: он может хорошо учиться, добиться чего-то в спорте, или стать хулиганом.

Классы мотивирующих факторов:

1. Биологические влечения

2. Эмоции (обусловлены внешними ситуациями, более гибкие, чем влечения)

3. Интересы и ценности (например, религиозная убежденность).
Потребности являются одним из главных источников мотивов человеческой активности. Отдельно взятая потребность – это более или менее четкое осознание специфического дефицита в динамике информационного и вещественного обмена между личностью (организмом) и средой (голод, жажда, незнание, чувство униженности, усталость, одиночество).
По Леонтьеву

Мотив – это предмет потребности, который побуждает к деятельности, направляет и объясняет, ради чего эта деятельность осуществляется (для удовлетворения той или иной потребности). Потребность – переживание, в котором отражается состояние нужды субъекта в чем-либо.
Классификация мотивов:


  1. Классификация А.Н. Леонтьева (1903-1979):

Два вида мотивов:

по функции:

- смыслообразующая – побуждая деятельность, мотивы придают ей личностный смысл

- побудительнаямотивы-стимулы – исполняют роль побудительных факторов

по степени адекватности их осознания:

- адекватное осознание: мотивы-цели (человек сознает, ради чего он совершает ту или иную деятельность)

- неадекватное осознание (более частый случай в жизни): мотивы-мотивировки

  1. Классификация У. Мак –Дауголла (1871-1938)

Называл выделенные им мотивы поведения – инстинктами, подчеркивая, что они являются врожденными, общими для всех. Его классификация основана только на наблюдениях о поведении людей и за это его всегда критиковали. Выделяет 18 базовых инстинктов, называя их в более поздних работах мотивационными диспозициями (склонностями):

  • Склонность к пищедобыванию;

  • К неприятию вредных вещей;

  • К сексуальному поведению;

  • К избеганию угрожающих ситуаций,

  • К любознательности;

  • К покровительству

  • К общению,

  • К самоутверждению,

  • К подчинению, тем, кто демонстрирует силу;

  • К гневу,

  • К обращению за помощью;

  • К созиданию укрытия, орудий труда;

  • К приобретательству

  • К смеху

  • К комфорту;

  • К отдыху и сну;

  • К бродяжничеству,

  • Группы примитивных склонностей, обслуживающих телесные нужды (кашель, чихание, дыхание и т.д.).

  1. Классификация Г.Мюррейа (1893-1988)

Потребности связаны с физиологическими процессами мозга. Они направляет организм на поиск или избегание, сопровождающееся эмоцией. Мюррей составил перечень потребностей на основе субъективных отчетов людей. Потребности в: унижении, достижении, аффиляции, агрессии, автономии, противодействии, защите, уважении, почитании и т.д.

Классификация потребностей:

  1. Первичные и вторичные. Первичные- висцерогенные, вторичные- психогенные. Вторичные выводятся из первичных, но характеризуются отсутствием первичной связи (потребности в приобретении, достижении, доминировании, уважении).

  2. ^ Открытые и скрытые. Открытые - непосредственное моторное поведение. Скрытые - вытесняемые (фантазии и сновидения).

  3. Фокальные и диффузные. Фокальные - связанны с определенными объектами (фиксация на определенном объекте - патология). Диффузные - общие, подходят под любые ситуации.

  4. Проактивные и реактивные. Проактивные - изнутри, реактивные - реакция на компоненты среды.

  5. Процессуальная активность - направлена на процесс, побуждает к самому процессу, к осуществлению деятельности.

  6. Модальная потребность - стремление выполнять действие на определенном уровне.

  7. Эффектные потребности (результативные)- направлены на результат.

  8. Субсидирующая потребность служит для удовлетворения другой.


Мюррей указывал, что существует иерархия потребностей и конфликт доминирующих потребностей. Возможно, также смешение потребностей, когда несколько потребностей реализуются в одном поведении.

***Мюррей выделяет также прессы - характеристики среды, благоприятные или неблагоприятные для удовлетворения потребности. Семейные отношения, культурное, религиозное воспитание, социальное положение, соперники, рождение сиблинга, доминирование, опека, дружба, секс, обольщение и т.д.


  1. Классификация Х. Хекхаузена (1926-1988):

Внешние мотивы находятся вне субъекта (сессия; мотив – награда / наказание) – поведение мотивировано извне, экстринсивно

Внутренние мотивы находятся в самом субъекте (когда пить хочется) – поведение мотивировано изнутри, интринсивно. Первый вывод гласит: если человек вознаграждается за нечто, что он делает или сделал по собственному желанию, то такое вознаграждение будет способствовать ослаблению интринсивной мотивации. Второй вывод гласит: если человек не вознаграждается за неинтересную, предпринятую им только ради вознаграждения деятельность, то интринсивная мотивация к ней может усилиться. Чиксентмихайи в своей работе, озаглавленной «По ту сторону скуки и тревоги», предложил в качестве характеристики интринсивной мотивации определенное эмоциональное состояние – радость от активност.


  1. Классификация А. Маслоу (1908-1970):

Пирамида потребностей Маслоу отражает одну из самых популярных и известных теорий мотивации — теорию иерархии потребностей

  1. (низший) Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.

  2. Потребность в безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.

  3. Потребность в принадлежности и любви.

  4. Потребность в уважении: достижение успеха, одобрение, признание.

  5. Познавательные потребности: знать, уметь, исследовать.

  6. Эстетические потребности: гармония, порядок, красота.

  7. (высший) Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.



  1. Классификация К. Левина (1890-1947):

Истинные потребности – врожденные или инстинктивные потребности.

Квазипотребности – не носят ни врожденного, ни биологического характера; социальны (возникли в данный конкретный момент) по своему происхождению, имеют динамическую характеристику. Побуждение к деятельности, направленной на достижение определенного результата, возникающее в связи с намерением человека совершить эту деятельность. Квазипотребность и есть тот самый вид побуждения, который рассматривается в психологии как ситуативная мотивация, т. е. мотивация, которая побуждает и направляет деятельность человека в конкретных жизненных ситуациях в конкретный, данный момент времени. Квазипотребность рассматривается как составная часть намерения, которая включает помимо осознанного принятия решения о совершении какого-то действия еще и побуждение к этому действию. Например, есть решение написать на доске и потребность это сделать.
Побуждение + намерение = квазипотребность.
Квазипотребность может быть удовлетворена замещающим образом.

Основа квазипотребностей – истинные потребности, которые являются энергетическим источником квазипотребностей. Пример: лектор приводит доску в порядок для реализации другой квазипотребности – изложить материал наглядно.

Характеристики истинных потребностей, мотивации:

1) постоянство в течение жизни;

2) универсальность (внутри биологического вида);

3) видоспецифичность (присуще кому);

4) незамещающий характер удовлетворения
Во второй половине ХХ в. в психологии создана и детально разработана теория мотивации достижения успехов в различных видах деятельности, которая существенно дополнила теорию потребностей человека. Основателями этой концепции считаются американские ученые Д.Макклелланд, Д.Аткинсон и немецкий ученый Х.Хекхаузен. Согласно их теории, у человека есть два разных мотива, функционально связанных с деятельностью, направленной на достижение успеха. Это – мотив достижения успеха и мотив избегания неудач. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности некоторую положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. Они отчетливо проявляют стремление, во что бы то ни стало, добиться только успехов в своей деятельности, ищут такой деятельности, активно в нее включаются, выбирают средства и предпочитают действия, направленные на достижение поставленной цели. Иначе ведут себя индивиды, мотивированные на избегание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи, все их мысли и действия в первую очередь подчинены именно этой цели.

Многие теории личности включают представление о мотивации.

Теория личности А.Н. Леонтьева:

По мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями, в которые индивид вступает в своей предметной деятельности». Личность выступает как совокупность иерархических отношений деятельностей. Для психологической трактовки « иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», « мотив », «эмоция», «значение» и «смысл». По сути, потребность замешается мотивом, так как «до своего первого удовлетворения потребность «не знает» своего предмета». Таким образом, иерархия деятельностей превращается в иерархию мотивов. Особенность эмоций, уточняет А. Н. Леонтьев, состоит в том, что они отражают отношения между мотивами (потребностями) и успехом или возможностью успешной реализации отвечающей им деятельности субъекта. Эмоция порождает и задает состав переживания человеком ситуации реализации-нереализации мотива деятельности. Рациональная оценка, следует за этим переживанием, придает ему определенный смысл и завершает процесс осознания мотива, сопоставления и совпадения его с целью деятельности. Именно личностный смысл выражает отношение субъекта к осознаваемым им объективным явлениям. Таким образом, место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие, вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности. Итак, существуют мотивы-стимулы, т.е. побуждающие, порой остро эмоциональные, но лишенные смыслообразующей функции, и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели, тоже побуждающие деятельность, но при этом придающие ей личностный смысл. Иерархия этих мотивов составляют мотивационную сферу личности, центральную в структуре личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия деятельностей осуществляется посредством адекватной ей иерархии смыслообразующих мотивов.

Теория личности А. Адлера:

Согласно Адлеру жизнь человека всегда имеет определенную направленность, которая определяется двумя ведущими мотивами. Одним из таких универсальных мотивов у Адлера является:

(1) стремление к цели достижения превосходства над другими людьми, которое возникает уже в первые годы жизни человека. Оно возникает как компенсаторная реакция, которую каждый человек испытывает в первые годы своей жизни. Это стремление обусловлено тем, что ребенок является менее совершенным существом (он беспомощен, слаб, обладает малым запасом знаний). Стремление к превосходству с точки зрения Адлера - стремление к фиктивной цели, т.е. она не имеет отношения к реальной подлинной жизни человека, т.к. не соответствует сущности человека, потому что она обусловлена чувством неполноценности. Посвящать жизнь фиктивной цели – глупо, с точки зрения Адлера.

(2) чувство общности (способствует единению людей). Оно побуждает людей к совместной жизни. Чувство общности является базовым для всех людей. Человек по своей природе является существом социальным. Чувство общности можно рассматривать как важную предпосылку общественной жизни людей. Это чувство врожденное, следовательно, универсальное.

***Эти две направленности находятся в объективном конфликте, т.к. чем больше выражено стремление в превосходстве, тем больше блокируется чувство общности, т.к. больше сил направлено на борьбу, конфронтацию с другими людьми. В теории Адлера утверждается, что эти два стремления реализуются разными способами. Реализация этих направлений реализуется под воздействием каких-то конкретных особенностей человека. Эти способы реализации Адлер обозначает как индивидуальный жизненный стиль.

Теория личности З. Фрейда

Фрейд обозначая термином «Оно» инстинктивные влечения, связанные с биологический природой человека, постулирует, что влечения побуждают его на поведение, направленное на удовлетворение этих влечений, и получение чувства удовольствия. Для Оно характерен принцип достижения удовольствия. Особо выделяет Фрейд сексуальное влечение. Т.е. у человека есть некая базовая мотивация. Важнейшей характеристикой личности человека является наличие мотивационного конфликта между двумя инстанциями личности Сверх – Я и Оно. Конфликт между природным и культурным началами в человеке, или конфликт между инстинктивными сексуальными влечениями человека и морально-эстетическими ограничениями объекта влечений и способа удовлетворения, которые требует от человека общество. Общество накладывает ограничения на объекты влечения и способы удовлетворения влечений.

Теория личности А. Маслоу:

Человек мотивирован в своей жизнедеятельности потребностями от первостепенных и главенствующих, до высокоуровневых вплоть до самоактуализации. Помыслы и поступки человека, чьи физиологические потребности не удовлетворены, будут направлены полностью на их удовлетворение. Затронута будет вся личность в целом. Так такой человек целью своей жизни сделает именно эту потребность. Но как только он ее удовлетворит, произойдет смещение его внимание на удовлетворении более «высшей» потребности.

Теория личности К. Роджерса – все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он называл тенденцией актуализации. Важнейший мотив жизни человека – это актуализировать, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы,

- поведение мотивированно потребностью человека развиться и улучшаться. Человеком управляет процесс роста, в котором его личностный потенциал приводится к реализации,

- тенденция самоактуализации – это процесс реализации человеком на протяжении всей жизни своего потенциала с целью стать полноценно функционирующей личностью. Пытаясь достичь этого, человек проживает жизнь, наполненную смыслом, поисками и волнениями. Каждый человек исходно мотивирован просто тем, что живет.

Теория личности Фромма

Теория личности Фромма одной из главных концепций имеет положение о том, что движущими силами развития личности являются две врожденные бессознательные потребности, находящиеся в состоянии антагонизма, — это потребность в укоренении и потребность в индивидуализии. Если потребность в укоренении заставляет человека стремиться к обществу, соотносить себя с другими членами этого общества, стремиться к общей с ними системе ориентиров, идеалов и убеждений, то потребность в индивидуализации, напротив, толкает человека к изоляции от других, к свободе от давления и требований общества. Эти две потребности являются причиной внутренних противоречий, конфликта мотивов у человека, который всегда тщетно стремится каким-то образом соединить эти противоположные тенденции в своей жизни

Закон Йеркса-Додсона
Этот закон устанавливает связь между эффективностью выполняемой субъектом деятельности и величиной мотивации, побуждающей его к выполнению этой деятельности.

  • Для каждой задачи существует оптимальный уровень мотивации, способствующий наиболее эффективному научению (решению, выполнению задачи

  • Чем выше трудность задачи, тем меньше оптимальный уровень мотивации.

Законом Йеркса-Додсона в психологии называют зависимость наилучших результатов от средней интенсивности мотивации. Существует определенная граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.

Ученые ещё в 1908 установили, что для того, чтобы научить животных проходить лабиринт, наиболее благоприятной является средняя интенсивность мотивации (она задавалась интенсивностью ударов тока). Известно, что для того, чтобы осуществлялась деятельность, необходима достаточная мотивация. Однако, если мотивация слишком сильна, увеличивается уровень активности и напряжения, вследствие чего в деятельности (и в поведении) наступают определенные разлады, то есть эффективность работы ухудшается. В таком случае высокий уровень мотивации вызывает нежелательные эмоциональные реакции (напряжение, волнение, стресс и т. п.), что приводит к ухудшению деятельности.

Экспериментально установлено, что существует определенный оптимум (оптимальный уровень) мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации).

***Эксперимент с 4 танцующими мышами и коридором:

- белым, где по полу пропускался ток;

- черным, где ток не пропускался.

Данные: стимул (ток) – от 125 (слабый) до 500 (сильный) единиц; количество проб – до 200.

В качестве зависимой переменной было выбрано среднее число проб, необходимых для достижения критерия научения всеми четырьмя мышами. Минимальное значение зависимой переменной, 80 проб, было получено при промежуточном уровне независимой переменной, 300 единицах тока (стимуляции). На самом деле научение при самой слабой стимуляции было даже хуже, поскольку одна из четырех мышей так и не научилась различать черный и белый туннели, и ей условно приписали 200 проб, ибо после них эксперимент прекратился.

Различение стимулов (черного и белого) ухудшалось с увеличением силы удара.

Общие закономерности:

- во-первых, при всех уровнях интенсивности электроударов быстрее всего научение протекало в тех случаях, когда различать туннели было легко (не затеняли тоннели).

- во-вторых, можно говорить о некотором преимуществе при сильных ударах: правые ветви каждого из графиков несколько ниже левых (по Х там расположен ток 400-500 единиц).

- однако по-настоящему интересно именно взаимодействие между двумя независимыми переменными, силой электроудара и трудностью различения. Мы уже знаем, что для задач средней трудности минимальное количество проб, необходимых для успешного научения, приходится на силу удара в 300 единиц. Теперь мы видим также, что для задач с трудным различением этот минимум наступает при более слабом ударе – 195 единиц. И наконец, для самых легких задач результаты продолжают улучшаться даже при 420 единицах; весьма вероятно, что при еще более сильном ударе мыши будут научаться еще быстрее.

http://flogiston.ru/images/piazhe_3.gif

Например: уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.

Подтверждения этого закона: Линдслей показал, что, когда активация становится чрезмерной, эффективность человека ухудшается, появляются признаки дезорганизации и ослабления контроля.

Дафи установила, что результаты детей, которые были чрезмерно напряжены (напряжение измерялось с помощью динамографа), оказались хуже.

Фримен измерял одновременно время реакции и КГР, получив оптимум активации.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

36. Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Мотивация и теории личности. Закон Йеркса-Додсона Понятие мотивации является производным от icon Совершенствование системы мотивации как инструмент повышения эффективности организации
Мотивация – это позиция, предрасполагающая человека действовать специфическим целенаправленным образом. Это внутреннее состояние,...
36. Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Мотивация и теории личности. Закон Йеркса-Додсона Понятие мотивации является производным от icon Мотивация профессиональной деятельности
Мотивы трудовой деятельности можно разделить на три группы: мотивы трудовой деятельности, мотивы выбора профессии и мотивы выбора...
36. Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Мотивация и теории личности. Закон Йеркса-Додсона Понятие мотивации является производным от icon Шкала оценки потребности в достижении
Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в достижении своих целей,...
36. Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Мотивация и теории личности. Закон Йеркса-Додсона Понятие мотивации является производным от icon Паспорт Программы развития стр. 8
Ориентация на ребенка и его потребности, создание в дошкольном учреждении условий, обеспечивающих гармоническое развитие личности...
36. Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Мотивация и теории личности. Закон Йеркса-Додсона Понятие мотивации является производным от icon Учебная мотивация школьников
Социальные и познавательные мотивы имеют две психологические характеристики: содержательную и динамическую (характеризует динамику...
36. Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Мотивация и теории личности. Закон Йеркса-Додсона Понятие мотивации является производным от icon 69. Мотивация и результативность работы организации
Мотивация – это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих...
36. Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Мотивация и теории личности. Закон Йеркса-Додсона Понятие мотивации является производным от icon 10. Мотивация деятельности в менеджменте
Мотивация это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Она необходима для...
36. Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Мотивация и теории личности. Закон Йеркса-Додсона Понятие мотивации является производным от icon Краткий курс лекций дисциплины мотивация трудовой деятельности Содержание
Корпоративная культура как важная составляющая мотивации трудовой деятельности 28
36. Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Мотивация и теории личности. Закон Йеркса-Додсона Понятие мотивации является производным от icon Современные теории мотивации
Содержательные и процессуальные теории мотивации. Стимулирование деятельности сотрудников
36. Мотивация человека. Потребности и мотивы, их классификация. Мотивация и теории личности. Закон Йеркса-Додсона Понятие мотивации является производным от icon Учебная мотивация школьников как показатель результативности образовательного процесса в школе
Одной из целей этих усилий являет­ся формирование устойчивых познавательных интересов у школь­ников. В связи с этим уровень учебной...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница