Доклад к педагогическому совету «Перспективные пути предупреждения социальной дезадаптации в современных условиях»




Скачать 82.89 Kb.
Название Доклад к педагогическому совету «Перспективные пути предупреждения социальной дезадаптации в современных условиях»
Дата публикации 15.06.2016
Размер 82.89 Kb.
Тип Доклад
edushk.ru > Биология > Доклад
ДОКЛАД

к педагогическому совету

«Перспективные пути предупреждения социальной дезадаптации в современных условиях»

Подготовила:

Социальный педагог

Шпакова М.В.

2013 год

Слайд 2

ДЕЗАДАПТАЦИЯ - какое-либо нарушение адаптации, приспособление организма к постоянно меняющимся условиям внешней или внутренней среды. Состояние динамического несоответствия между живым организмом и внешней средой, приводящее к нарушению физиологического функционирования, изменению форм поведения, развитию патологических процессов. Полное несоответствие между организмом и внешними условиями его существования несовместимо с жизнедеятельностью.

Подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т.д.), выполняющих функции институтов социологии.

Выделяют, в зависимости от природы и характера, дезадаптации: патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так и в сложном сочетании. Слайд 3

^ Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно-психическими заболеваниями, в основе которых лежат функционально-органические поражения центральной нервной системы. В свою очередь, патогенная дезадаптация по степени и глубине своего проявления может носить устойчивый, хронический характер (психозы, психопатии, органические поражения головного мозга, отставания в умственном развитии, дефекты анализаторов, в основе которых — серьезные органические повреждения). Щелчок

^ Психосоциальная дезадаптация связана:

- с половозрастными и индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка, которые обусловливают их определенную нестандартность,

- трудновоспитуемость, требующую индивидуального педагогического подхода и в отдельных случаях специальных психолого-педагогических коррекционных программ.

По своей природе и характеру различные формы психосоциальной дезадаптации также могут делиться на устойчивые и временные.

К устойчивым формам психосоциальной дезадаптации можно отнести акцентуации характера, определяющиеся как крайнее проявление нормы, за которыми начинаются психопатические проявления.

Временную психосоциальную дезадаптацию могут вызвать отдельные психические состояния, спровоцированные различными психотравмирующими обстоятельствами (конфликт с родителями, товарищами, учителями, неконтролируемое эмоциональное состояние, вызванное первой юношеской влюбленностью, переживание супружеских разладов в родительских отношениях и т.д.). Все эти состояния требуют тактичного, понимающего отношения педагогов и психологической поддержки с их стороны.

^ Социальная дезадаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, референтных и ценностных ориентации, социальных установок, При социальной дезадаптации речь идет о нарушении процесса социального развития, социализации индивида, когда имеет место нарушение как функциональной, так и содержательной стороны социализации. При этом нарушения социализации могут быть вызваны как прямыми влияниями, когда ближайшее окружение демонстрирует образцы асоциального, антиобщественного поведения, взглядов, установок, выступая, таким образом, в качестве института десоциализации, так и косвенными влияниями, когда имеет место снижение референтной значимости ведущих институтов социализации, которыми для учащегося, в частности, являются семья, школа.

^ Слайд 4

Социальная дезадаптация
- это процесс утраты социально значимых качеств, препятствующих успешному приспособлению индивида к условиям социальной среды.

Существует 2 стадии социальной дезадаптации:
- педагогическая запущенность (характеризуется хроническим отставанием по школьной программе, дерзостью, негативным отношением к учёбе и различными социально – негативными проявлениями – сквернословие, курение, хулиганство, конфликтные отношения с учителями.
- социальная запущенность (речь идет о подростках которые сопротивляются педагогическому воздействию, у них не сформированы полезные умения и навыки сужена сфера интересов; для социально запушенных подростков характерны бродяжничество, наркомания, правонарушения, аморальное поведение и т.д.
Социальная дезадаптация проявляется в широком перечне отклонений в поведении подростка: дромомания (бродяжничество), ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания, венерические заболевания, противоправные действия, нарушения морали. Подростки переживают болезненное взросление - разрыв между взрослым и детским периодом - создается некая пустота, которую надо чем-то заполнить. Социальная дезадаптация в подростковом возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями. Они легко переходят границу моральных и правовых норм.

Актуальность проблемы дезадаптации подростков связана с резким увеличением девиантного поведения в этой возрастной группе. Социальная дезадаптация имеет биологические, личностно-психологические и психопатологические корни, тесно связана с явлениями семейной и школьной дезадаптации, являясь ее следствием.

Социальная дезадаптация - явление многогранное, в основе которого лежит не один, а множество факторов. К числу таковых некоторые специалисты относят:Слайд 5

индивидуальные;

психолого-педагогические факторы;

социально-психологические факторы;

личностные факторы;

социальные факторы.

^ Индивидуальные факторы, действуют на уровне психобиологических предпосылок, затрудняют социальную адаптацию индивида: тяжелые или хронические соматические заболевания, врожденные уродства, нарушения двигательной сферы, нарушения и снижение функций сенсорных систем, несформированность высших психических функций, синдромом двигательной расторможенности, патологические черты характера, невратические реакции и неврозы.

^ Психолого-педагогические факторы, проявляются в дефектах школьного и семейного воспитания. Они выражаются в отсутствии индивидуального подхода к подростку на уроке, неадекватности предпринимаемых педагогами воспитательных мер, несправедливом, грубом, оскорбительном отношении учителя, занижении оценок, отказе в своевременной помощи при обоснованном пропуске занятий, в непонимании душевного состояния учащегося. Сюда же относятся тяжелый эмоциональный климат в семье, алкоголизация родителей, настроенность семьи против школы, школьная дезадаптация старших братьев и сестер.

Различные поступки и асоциальные проявления у подростков связаны не столько с незнанием, непониманием или неприятием общепринятых социальных норм, сколько с неспособностью тормозить себя, свои аффективные вспышки или противостоять влиянию окружающих.

^ Социально-психологические факторы, раскрывающие неблагоприятные особенности взаимодействия несовершеннолетнего со своим ближайшим окружением в семье, на улице, в учебно-воспитательном коллективе. Одной из важных социальных ситуаций для личности подростка является школа как целая система значимых для подростка отношений. Под определением школьной дезадаптации подразумевается невозможность адекватного школьного обучения соответственно природным способностям, также адекватного взаимодействия подростка с окружением в условиях индивидуальной микросоциальной среды, в которой он существует. Школьная дезадаптация является одной из форм социальной дезадаптации несовершеннолетних.

^ Личностные факторы, проявляются в активном избирательном отношении индивида к предпочитаемой среде общения, к нормам и ценностям своего окружения, к педагогическим воздействиям семьи, школы, общественности, в личных ценностных ориентациях и личной способности к саморегулированию своего поведения. В возрасте 13-14 лет поведенческие расстройства становятся доминирующими, появляется склонность к группированию с асоциальными подростками более старшего возраста с криминальным поведением, присоединяются явления токсикомании.

^ Социальные факторы: неблагоприятные материально-бытовые условия жизни определяющиеся социальными и социально-экономическими условиями общества. Социальная запущенность характеризуется прежде всего низким уровнем развития профессиональных намерений и ориентаций, а также полезных интересов, знаний, навыков, еще более активным сопротивлением педагогическим требованиям и требованиям коллектива, нежеланием считаться с нормами коллективной жизни.

Результатом нарушения процесса социальной адаптации является также отклоняющееся поведение. Особый тип таких нарушений приходится на подростковый возраст, так называемый гормональный переходный период от детства к взрослости. 
Существует несколько форм проявления отклоняющегося поведения несовершеннолетних: 
Алкоголизация - это явление распространяется все больше. С каждым годом увеличивается число подростков употребляющих спиртные напитки.

Сравнительно-социологические исследования выявили несколько закономерностей этой проблемы:
-пьянство встречается чаще там, где больше социально-напряженных ситуаций.
-пьянство связано со специфическими формами социального контроля. В одних случаях оно является элементом каких-то обязательных ритуалов, в других выступает как антинормативное поведение, средство освобождения от внешнего контроля, являясь частью дезадаптивного поведения.
-алкоголизм часто переносится во внутреннем комфорте, обусловленном стремлением личности преодолеть тяготеющее ее чувство зависимости.
Наркомания - находясь в наркотическом опьянении, подросток может совершить любой поступок [8, c.50]. Отсюда растет число преступлений, краж, убийств.
Агрессивное поведение.
Подростковая агрессия - чаще всего следствие озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых жизненных неудач. Изощренную жестокость нередко проявляют избалованные маменькины сынки, не умеющие отвечать за свои поступки.
Суицидальное поведение: среди подростков, обследованных в России в 2013 году: 

- 21% суицидальных попыток приходится на долю 17 летних;

- 32% - 15 летних;

- 12% - 14 летних;

- 4% - 12-13 летних.

Противоправное поведение:
Наибольшую склонность к преступному поведению имеют подростки, проживающие в неблагополучных семьях, что связано с плохими жилищными и материальными условиями, напряженными отношениями между членами семьи и низкой заботой о воспитании детей.
Социальная дезадаптация — процесс обратимый. Для предупреждения отклонений в психосоциальном развитии детей и подростков, входит организация процесса ресоциализации и социальной реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних.

Основными направлениями профилактики дезадаптивного поведения подростков по мнению являются:

- ранняя диагностика детей групп риска;

- консультационно – разъяснительная работа с родителями;

- мобилизация воспитательного потенциала среды, работа с контактными группами несовершеннолетнего;
- организация коррекционно – реабилитационной деятельности в зависимости от уровня дезадаптации, привлечение необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров и служб;
- патронаж дезадаптированных несовершеннолетних;
- разработка и реализация целевых программ и технологий, направленных на профилактику и коррекцию нарушений поведения [17, c.128 – 130].
Успешным направлением работы с дезадаптированными и десоциализированными детьми и подростками является культурно – досуговая деятельность.
Именно в досуговой деятельности дети и подростки знакомятся с искусством, природой, трудом, нормами и правилами межличностного общения, нравственными и эстетическими ценностями [11, c.12]. Как известно, отклоняющееся поведение подростков является следствием нарушения процесса социализации и адаптации. И ее коррекция возможна лишь через вовлечение подростков в сферу досуговой деятельности, так как здесь подростки более открыты для влияния и взаимодействия на них самых различных социальных институтов, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на их нравственный облик и мировоззрение.

Чтобы создать наиболее эффективные модели профилактики социальной дезадаптации несовершеннолетних необходимо как можно раньше выявить детей, оказавшихся в трудной для них жизненной ситуации. Профилактика девиаций составляет ту важнейшую часть предупредительной работы, содержанием которой является целенаправленное выявление и устранение причин и условий конкретных девиаций. Чем успешнее профилактика, тем меньше приходится затрачивать усилий и средств на реабилитацию дезадаптированных детей и подростков, предупреждение отклоняющегося (девиантного) поведения в преступное (деликвентное) [6, c.4].

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доклад к педагогическому совету «Перспективные пути предупреждения социальной дезадаптации в современных условиях» icon Вопросы к экзамену по курсу «Технологии бизнеса»
Функции предпринимательства, повышения социальной функции предпринимательства в современных условиях
Доклад к педагогическому совету «Перспективные пути предупреждения социальной дезадаптации в современных условиях» icon Тема №1 общие проблемы защиты информации вопросы : Особенности защиты...
Несмотря на все возрастающие усилия по созданию технологий защиты данных их уязвимость в современных условиях не только не уменьшается,...
Доклад к педагогическому совету «Перспективные пути предупреждения социальной дезадаптации в современных условиях» icon Школьное образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную...
Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению...
Доклад к педагогическому совету «Перспективные пути предупреждения социальной дезадаптации в современных условиях» icon Название документа
Управлением специального образования совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи подготовлены...
Доклад к педагогическому совету «Перспективные пути предупреждения социальной дезадаптации в современных условиях» icon Периодическая отчетность реализации проекта «Воспитание подрастающего...
«Воспитание подрастающего поколения в современных условиях социокультурного сетевого взаимодействия сельских поселений»
Доклад к педагогическому совету «Перспективные пути предупреждения социальной дезадаптации в современных условиях» icon Герой номера
Младших школьников обычно сопровождают родители, а вот ученики средней школы проделывают этот путь самостоятельно. Для предупреждения...
Доклад к педагогическому совету «Перспективные пути предупреждения социальной дезадаптации в современных условиях» icon Тезисы к магистерской диссертации. Службы Телефон Доверия как форма социальной коммуникации
Телефона Доверия как формы социальной коммуникации, осуществляющейся посредством современных технических средств, но и его анализ...
Доклад к педагогическому совету «Перспективные пути предупреждения социальной дезадаптации в современных условиях» icon Курсовая работа тема: «Специфика положения молодежи на рынке труда...
Тема: «Специфика положения молодежи на рынке труда как социальная проблема молодого поколения в современных условиях»
Доклад к педагогическому совету «Перспективные пути предупреждения социальной дезадаптации в современных условиях» icon Типология современных методов применения средств икт в системе общего образования
Арм "Директор", арм "Библиотекарь", для составления расписания и пр в современных условиях будем различать следующие модели применения...
Доклад к педагогическому совету «Перспективные пути предупреждения социальной дезадаптации в современных условиях» icon Социальная сфера реферат 2003г. Источник
Состояние социальной сферы это важный показатель экономического и нравственного состояния государства и народа. Особую актуальность...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов