Контрольная работа по теме «Рыбы»




Скачать 125.07 Kb.
Название Контрольная работа по теме «Рыбы»
Дата публикации 28.06.2016
Размер 125.07 Kb.
Тип Контрольная работа
edushk.ru > Биология > Контрольная работа
Контрольная работа по теме «Рыбы»

Первый вариант

Уровень А. Задание № 1.

Выбери правильный ответ

1. Рыбы относятся к типу:

а – бесхордовые;
б – полухордовые;
в – хордовые.

2. Тело покрыто костной чешуей:

а – только у хрящевых рыб;
б – только у костных рыб.

3. Из икринок рыб выходят:

а – мальки;
б – личинки;
в – маленькие рыбки.

4. К парным плавникам относятся:

а – только грудные;
б – только брюшные;
в – грудные и брюшные.

5. Органы слуха у рыб находятся справа и слева в:

а – костях черепа задней его части;
б –жаберных крышках;
в – жаберных дугах.

6. Кровь у рыб приносит к внутренним органам:

а – питательные вещества;
б – кислород;
в – питательные вещества и кислород.

7. Плавательный пузырь у рыб выполняет функции:

а – гидростатические (увеличивает и уменьшает плотность тела);
б – гидростатические, у некоторых рыб дыхательные;
в – входит в число органов системы размножения.

8. Органы боковой линии расположены у рыб:

а – от головы вдоль всего тела;
б – от грудных плавников до хвоста (начала анального плавника);
в – от головы до середины туловища.

9. Спинной мозг у рыб находится:

а – над позвоночником;
б – под позвоночником;
в – в позвоночном канале, который образуют дуги позвонков.

10. Через сердце рыб проходит кровь:

а – венозная;
б – артериальная;
в – смешанная.

Уровень В. Задание № 2.

Выпишите номера верных суждений

1. Большинство рыб имеют обтекаемую форму тела.
2. Хвост рыбы – та часть тела, которая окаймлена хвостовым плавником.
3. Глаза рыбы не имеют век.
4. В каналах органов боковой линии имеются чувствительные клетки.
5. Нервная система рыбы состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.
6. Кровь в предсердии рыбы венозная, а в желудочке – артериальная.
7. Плавательный пузырь наполнен смесью газов.
8. Большинство рыб – раздельнополые животные.
9. Органы выделения рыб – туловищные почки.
10. Из хрящевых и костных рыб наиболее богат видами класс хрящевые рыбы.

Уровень С. Задание № 3.

Дайте развернутый ответ на вопросы

Почему даже в мутной воде рыба не натыкается на препятствия?

Почему некоторые виды рыб выметывают очень много икринок?

Контрольная работа по теме «Рыбы»

Второй вариант

Уровень А. задание № 1.

Выбери правильный ответ

1.Оплодотворение у большинства рыб:

а – внутреннее;
б – наружное;
в – наружное .

2. Хорда – это:

а – спинной мозг;
б – плотный упругий стержень, образованный тесно прилегающими друг к другу клетками;
в эластичная трубка, в канале которой находится спиной мозг.

3. Слизь, которой покрыто тело рыбы, выделяется:

а – кожными железами;
б – чешуей;
в – боковой линией.

4. У рыб глаза всегда открыты, потому что веки:

а – срослись и превратились в прозрачную оболочку;
б – отсутствуют; в – неподвижны.

5. Половые органы рыб открываются наружу:

а – самостоятельным отверстием;
б – мочеполовым отверстием у самцов и половым отверстием у самок;
в – анальным отверстием.

6. Спинной плавник у речного окуня выполняет функции:

а – при движении;
б – защиты от хищников;
в – те и другие.

7. Плавательный пузырь имеется у:

а – всех видов рыб;
б – всех видов рыб кроме хрящевых;
в – всех видов рыб кроме хрящевых и некоторых костных.

8. Большинство рыб относится к классу:

а – костных ;
б – хрящевых;
в – ланцетников.

9. Нерест – это:

а - способ размножения;

б – сложное инстинктивное поведение в период размножения;

в – условия, вызывающие замор рыбы;

г – способ заботы о потомстве.
10. Крупной рыбой морей считают:
а – китовую акулу;

б – усатого кита;

в – атлантическую сельдь;

г – обыкновенного сома.

Уровень В. Задание № 2.

Выпишите номера верных суждений

1. Тело большинства рыб покрыто костной чешуей.
2. На спинной стороне тела рыбы всегда имеется один спинной плавник.
3. Рыбы хорошо видят предметы, расположенные на близком расстоянии.
4. У некоторых рыб в течение всей жизни сохраняется хорда.
5. Кровеносная система рыб – незамкнутая.
6. К туловищным и хвостовым позвонкам прикрепляются ребра.
7. При увеличении плавательного пузыря рыба становится легче.
8. Мочевой пузырь у рыб отсутствует.
9. Большинство видов рыб в природе откладывают огромное количество икринок.
10. Карп – одомашненная рыба, происходящая от сазана.

Уровень С. Задание № 3.

Дайте развернутый ответ на вопросы

Почему жабры рыб ярко-красного цвета? Как на практике могут пригодиться эти знания?

Почему у пойманного морского окуня глаза навыкате?

^ Биологические задачи по теме «Надкласс Рыбы»

Карточка № 1.

Биологическая задача

Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей оно высокое, сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?


Карточка № 2.

Биологическая задача

У большинства современных рыб кожа покрыта чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных?


Карточка № 3.

Биологическая задача

Для борьбы с малярией в 30-е годы в нашу страну была завезена и выпущена в водоемы небольшая рыбка гамбузия. Почему внимание ученых-зоологов привлекла именно эта рыба?


Карточка № 4.

Биологическая задача

Существуют активные и пассивные способы защиты от врагов. Перечислите способы пассивной защиты от врагов, которые встречаются у рыб. Предложите классификацию этих способов защиты.


Карточка № 5.

Биологическая задача

Почему хрящевые рыбы, по своему строению очень отсталые по сравнению с появившимися много позднее костистыми рыбами. Все – таки остаются довольно многочисленными и в современной фауне?


Карточка № 6.

Биологическая задача

По характеру питания рыбы бывают хищные и мирные (правда это деление весьма условно, так как в зависимости от возраста рыб, времени года и типа водоема состав их пищи бывает различным). И хищные, и мирные рыбы имеют свои приспособительные особенности. Определите, чем питаются рыбы, имеющие:

- конечный рот с широкой пастью, вооруженный острыми зубами;

- выдвижное рыло – приспособление, действующее как пипетка;

- небольшой рот со слабыми зубами (или без них) и «цедилкой» из длинных жаберных тычинок;

- верхний рот.

К уроку «Внутреннее строение рыбы»

Задание для группы № 1. Пищеварительная система.

Докажите, что между строением пищеварительной системы и функциями, которые она выполняет, существует взаимосвязь (соответствие). Найдите особенности пищеварительной системы рыбы. Нарисуйте схему, отражающую строение системы и происходящие в ней процессы. (§. 32 стр. 159, рис. 119)

План - вопросник

  1. Чем питается рыба?

  2. В каких органах системы и при участии каких желез происходит пищеварение? В чем сущность этого процесса?

  3. В чем сходство пищеварительных систем беспозвоночных и позвоночных животных?

  4. Сформулируйте вопросы, ответы на которые позволяют вам расширить знания по этому вопросу.

  5. Используйте дополнительный материал для работы с вашими вопросами.

  6. Сделайте вывод.


Задание для группы № 2. Дыхательная система.

Докажите что между строением дыхательной системы и функциями, которые она выполняет, существует взаимосвязь. Найдите особенности дыхательной системы рыбы. Нарисуйте схему, отражающую строение системы и происходящие в ней процессы. (§. 32 стр. 160, рис. 120)

План - вопросник

  1. Откуда берет рыба кислород для дыхания?

  2. Где кислорода больше, в воздухе или воде?

  3. Какой газ выделяет рыба в воду?

  4. Какое строение имеют жабры?

  5. Вы знаете, что рыба, вытащенная из воды, задыхается. Чем это можно объяснить? Ведь содержание кислорода в атмосфере гораздо больше, чем в воде.

  6. Сформулируйте вопросы, ответы на которые позволяют вам расширить знания по этому вопросу.

  1. Используйте дополнительный материал для работы с вашими вопросами.

  2. Сделайте вывод.





Задание для группы №3. Кровеносная система.

Докажите что между строением кровеносной системы и функциями, которые она выполняет, существует взаимосвязь. Найдите особенности кровеносной системы рыбы. Нарисуйте схему, отражающую строение системы и происходящие в ней процессы. (§. 32 стр. 160, рис. 120)

План - вопросник

  1. Из скольких камер состоит сердце рыбы? Почему оно может сокращаться?

  2. Может ли кровь двигаться из желудочка в предсердие? Если нет, то почему.

  3. Какие сосуды называются артериями, венами, капиллярами? Какая кровь называется артериальной, а какая – венозной?

  4. Почему кровеносная система называется замкнутой?

  5. В чем различие кровеносной системы беспозвоночных (например, членистоногих) и позвоночных животных?

  6. Какая кровь – артериальная или венозная – поступает в сердце рыбы?

  7. Сделай вывод.




Задание для группы № 4. Выделительная система.

Докажите что между строением выделительной системы и функциями, которые она выполняет, существует взаимосвязь. Найдите особенности выделительной системы рыбы. Нарисуйте схему, отражающую строение системы и происходящие в ней процессы. (§. 32 стр. 159, рис. 119)

План - вопросник

  1. Какие вредные вещества накапливаются в клетках тела в процессе пищеварения и дыхания?

  2. Каким образом жидкие вещества попадают в почку?

  3. Что произойдет с рыбой, если у нее не будет работать выделительная система?

  4. Используйте дополнительный материал для составления характеристики выделительной системы рыбы.

  5. Сделайте вывод.

Задание для группы № 5. Плавательный пузырь.

Докажите что между строением плавательного пузыря и его функциями, существует взаимосвязь. (§. 32 стр. 159, рис. 119)

План - вопросник

  1. Где расположен плавательный пузырь?

  2. Чем он наполнен?

  3. Назовите все функции плавательного пузыря?

  4. Все ли рыбы имеют плавательный пузырь?

  5. Используйте дополнительный материал для составления характеристики плавательного пузыря?

  6. Сделайте вывод.



Задание для группы № 6. Обмен веществ.

Докажите что между строением, функциями, систем органов и уровнем обмена веществ существует взаимосвязь. (§. 32 стр. 161)

План- вопросник

  1. Что такое обмен веществ?

  2. Какие вещества (при дыхании и питании) поступают в тело рыбы из воды?

  3. Какие превращения происходят с ними в организме рыбы?

  4. Какие дальнейшие превращения происходят в клетках тела рыбы? Что при этом образуется?

  5. Какие вредные для организма вещества выделяются в воду?

  6. Почему рыбы называются хладнокровными животными?

  7. Сделайте вывод.








Карточка №5 по теме «Внутреннее строение рыбы»..

Выберите правильное утверждение:

  1. Рыбы видят близко расположенные предметы.

  2. У рыб нет органов слуха.

  3. Переход головного отдела в туловищный хорошо заметен.

  4. Нервы рыб связаны с клетками боковой линии.

  5. Имеются рыбы, у которых хорда сохраняется всю жизнь.

  6. Нервная система рыб состоит из головного мозга и брюшной нервной цепочки.

  7. Спинной мозг рыб расположен в позвоночном канале.

  8. Рыбы не способны к образованию условных рефлексов.

  9. Ребра прикрепляются к дугам туловищных позвонков.

  10. Жаберные крышки есть только у костных рыб.




Карточка №1 по теме Размножение рыб»

Укажи правильную последовательность стадий развития речного окуня.
Впиши в таблицу черты, характерные для зародыша, личинки, малька.

http://bio.1september.ru/2005/21/11.gif


Зародыш

 

Личинка

 

Малек

 







^ Карточка № 2 теме « Особенности размножения рыб».

Заполните пропуски в тексте:

По половым признакам рыбы _____________________ животные. У самцов половые называются ____________________, у самок __________________ . В яичниках созревают _____________________, в семенниках _____________ _______________ . Период размножения рыб называется _________________ __________________ . Оплодотворение у большинства рыб _______________ ___________________, хотя встречаются рыбы, у которых оплодотворение ____________________________ например акулы. После оплодотворения в ____________________________ развивается _________________________ . Резервуаром для питания зародыша служит ____________________________ _____________________ . У некоторых не очень плодовитых рыб развилась такая форма приспособленности к выживанию, как _____________________ . Самка трехиглой колюшки откладывает икру в _______________________, а самец _______________________ .






Карточка № 3.

1. Большинство рыб:

а) гермафродиты;

б) только раздельнополые животные;

в) в редких случаях способны к двум способам размножения, в основном раздельно животные.

2. Половые железы рыб:

а) парные;

б) непарные;

в) как правило, не парные.

3. К живородящим рыбам из перечисленных относятся:

а) треска;

б) окунь;

в) гуппи;

г) щука.

4. Личинка рыбы отличается от малька:

а) наличием желточного мешка;

б) другим типом дыхания;

в) другим типом кровеносной системы.

^ 5. Плодовитость рыб связана:

а) с размерами тела;

б) с заботой о потомстве;

в) со средой обитания.






Карточка № 3 по теме «Многообразие рыб»

Заполните таблицу:

^ Классы и подклассы

Представители

Признаки класса или подкласса

Хрящевые








Костно – хрящевые








Двоякодышащие








Кистеперые








Костные
















Карточка № 4 по теме «Многообразие рыб»

Распределите рыб по отрядам, проставив рядом с названием отряда номер, под которым обозначена рыба:

^ Название отряда

.

Представители


Сельдеобразные









  1. Пикша

  2. Горбуша

  3. Сардина

  4. Салака

  5. Семга

  6. Сазан

  7. Щука

  8. Белуга

  9. Килька

  10. Корюшка

  11. Палтус

  12. Лещ

  13. Шпрот

  14. Кета

  15. Навага

  16. Плотва

  17. Судак

  18. Стерлядь





Лососевые







Карпообразные







Тресковые







Камбаловые










Карточка № 5 по теме «Многообразие рыб».

Выберите правильный ответ:

  1. У акул и скатов хрящевой скелет.

  2. Все хрящевые рыбы дышат жабрами, прикрытыми жаберными крышками.

  3. Хрящевые рыбы, в основном, пресноводные животные.

  4. У двоякодышащих рыб хорда сохраняется всю жизнь. Тела позвонков не развиваются.

  5. Представителем двоякодышащих является австралийский рогозуб.

  6. Латимерия – представитель хрящевых рыб.

  7. Скелет кистеперых хрящевых, скелет плавника напоминает пятипалую конечность.

  8. Осевой скелет у зародышей костистых рыб представлен хордой.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа по теме «Рыбы» icon Контрольная работа №4 по теме: "I'm starting my own business" для...

Контрольная работа по теме «Рыбы» icon Строение тела рыбы и виды разделки рыбы Тест 1 Строение тела рыб...
Примечание. Данное задание также может использоваться как конструктивный тест второго уровня, если не предоставлять учащимся список...
Контрольная работа по теме «Рыбы» icon Контрольная работа по истории России в 7 классе
Цель: систематизация и контроль качества знаний учащихся по теме «Россия при Петре I»
Контрольная работа по теме «Рыбы» icon Контрольная работа по теме: «Южная Америка»
Какие факторы способствуют образованию теплого влажного климата на равнинной части материка?
Контрольная работа по теме «Рыбы» icon Контрольная работа №4 по теме «Квантовая физика»
Написать ядерную реакцию, происходящую при бомбардировке алюминия α – частицами и сопровождающуюся выбиванием протона
Контрольная работа по теме «Рыбы» icon Контрольная работа по теме: «Эпоха Дворцовых переворотов. Правление Екатерины и Павла I»
Какое учреждение было верховным органом государственной власти в 1726 – 1730 гг.?
Контрольная работа по теме «Рыбы» icon Контрольная работа по теме: «Духовная сфера»
Б. обеспечивает процесс культурной преемственности и проявляется в закркплении результатов социокультурной деятельности, накоплении,...
Контрольная работа по теме «Рыбы» icon Контрольная работа по теме «Фонетика». 5 класс. Вариант№1 Задание№1
Задание№3. Обозначьте звуки на месте подчёркнутых букв : нарочно, песчаный, положу
Контрольная работа по теме «Рыбы» icon Контрольная работа по теме: «Древний Рим»
Риме рабы могли быть образованнее своих хозяев; в в Риме не было долгового рабства
Контрольная работа по теме «Рыбы» icon Контрольная работа по теме «великая французская революция и эпоха наполеона»
А штурм Бастилии; б поход на Версаль; в штурм дворца Тюильри; г казнь короля
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов