«Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и стимулированию здоровья дошкольников» Инструктор по физвоспитанию: Степанова А. Л




Скачать 95.3 Kb.
Название «Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и стимулированию здоровья дошкольников» Инструктор по физвоспитанию: Степанова А. Л
Дата публикации 28.06.2016
Размер 95.3 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы
Сообщение на тему:

« Здоровьесберегающие технологии,

способствующие сохранению и стимулированию

здоровья дошкольников»

Инструктор по физвоспитанию:

Степанова А.Л.

04 декабря 2014г.

В нашем саду созданы педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса дошкольников; оснащение детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя, воспитателя ФИЗО. Являясь участником этого общего процесса, я уделяю особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приёмов для создания среды здоровьесберегающего процесса в своих возрастных группах.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой и других в зависимости от вида занятия.

Динамические паузы или физкультминутки снимают напряжение, восстанавливают умственную работоспособность детей. Физминутки помогают расслабиться, улучшить кровообращение, снимают мышечную утомляемость, успокаивают нервную систему.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, а также на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения. В процессе организации подвижных и элементов спортивных игр с детьми дошкольного возраста возникают уникальные возможности для комплексного решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, но подвижные игры в силу своей специфики являются, прежде всего, эффективным средством укрепления здоровья и физического развития детей дошкольного возраста. Благотворно воздействуют на детей игры с активными, энергичными, многократно повторяющимися двигательными действиями.

Релаксация

В процессе развития, воспитания и обучения дети получают огромное количество информации, которую им необходимо усвоить. Активная умственная деятельность и сопутствующие ей эмоциональные переживания создают излишнее возбуждение в нервной системе, которое, накапливаясь, ведёт к напряжению мышц тела. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстановление силы, увеличивает запас энергии. Научившись расслаблению, каждый ребёнок получает то, в чём ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии. Расслабляясь, возбуждённые, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей.

Такая работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз – проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Гимнастика для глаз используется в профилактических и оздоровительных целях, чтобы предупредить зрительное утомление у детей во время занятий.

Гимнастика дыхательная

Дыхательные упражнения способствуют насыщению кислородом каждой клеточки организма. Умение управлять дыханием способствует умению управлять собой. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, избавляет человека от многих болезней, улучшает пищеварение.

Медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью.

Дыхательная гимнастика развивает ещё несовершенную дыхательную систему ребёнка, укрепляет защитные силы организма и имеет ряд преимуществ. Она оснащена на носовом дыхании. Не случайно поэтому, йоги предупреждают: если дети не будут дышать через нос, то не получат достаточно умственного развития, т.к. носовое дыхание стимулирует нервные окончания всех органов, находящиеся в носоглотке. И задача педагогов научиться и научить детей правильно дышать.

Гимнастика после сна

Гимнастика после дневного сна – это комплекс мероприятий облегчающих переход от сна к бодрствованию, имеющая при правильном руководстве оздоровительный характер.

Гимнастика помогает детскому организму проснуться, улучшает настроение, поднимает мышечный тонус, укрепляет здоровье детей через комплексную систему эффективного закаливания, обеспечивает профилактику нарушения осанки и плоскостопия.

Технология обучения здоровому образу жизни:

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 30 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Они направленны на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Серия занятий «Азбука здоровья». Как бы много воспитатели и родители ни делали для здоровья наших детей, результат будет недостаточен, если к этому процессу не подключить самого ребёнка. Он может многое сделать для себя самого, нужно только научить его этому. Для этого у нас проводятся занятия по познанию и индивидуальная работа по следующим темам: « Я и моё тело», «Мой организм», «Глаза – орган зрения», и т.д.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. Самомассаж проводится в игровой форме в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребёнка доступным и интересным.

Активный отдых. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно, чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Ритмопластика. Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показаниям ребёнка.

Семья и детский сад связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. В процессе организации единого здоровьесберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы на родительских собраниях; консультации; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, анкетирование. Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с возрастными физиологическими особенностями детей, широко используется информация в родительских уголках, в папках – передвижках ( «Развитие ребёнка и его здоровье», «Игры с движениями», « Движение – основа здоровья», «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений», « Зимние игры с ребёнком» и т.д.)

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно – образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка – стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Гимнастика с элементами Хатха – йоги доступна людям любого возраста. В отличие от других физических упражнений, имеющих динамический характер, в гимнастике хатхайоги основное внимание уделяется статическому поддержанию поз. Их выполнение требует плавных, осмысленных движений, спокойного ритма и оказывает на организм умеренную нагрузку. Ещё одна важная особенность хатха –йоги -сочетание физических упражнений с расслаблением и дыхательной гимнастикой. Кроме того, доступность системы в том, что выполнение физических упражнений не требует никаких снарядов и специальных приспособлений. Физические упражнения хатха-йоги улучшают кровообращение, помогают нормализовать работу внутренних органов, очистить организм от шлаков. Они способствуют не только физическому укреплению, омоложению человека, но и оздоровлению его психики.

Для детей йоговские упражнения – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний, но не только это. Дети становятся спокойнее, добрее, у них появляется уверенность в своих силах. Йоговские упражнения помогают им стать более внимательными, так как при выполнении каждого упражнения требуется особая сосредоточенность.

Фитбол позволяет быстрее и эффективнее освоить разнообразные двигательные умения и комплексно развивать физические качества. Фитбол отличается особой уникальностью как тренажёр, т.к. совмещает в себе компоненты, которые можно варьировать: упругость, вес и размер. Фитбол позволяет выполнять упражнения в различных и.п.: сидя на фитболе, лёжа на полу, лёжа на фитболе на спине или на животе с опорой о пол руками или ногами, стоя рядом с мячом, упражнения в движении, различные виды бросков и т.д. К достоинствам мяча относятся его физические свойства, позволяющие ребёнку выполнять с фитболом множество увлекательных упражнений, выступающих в качестве средства решения оздоровительных и образовательных задач.

Например :

  1. Укреплять мышцы, поддерживающие правильную осанку.

  2. Развивать способность удерживать равновесие.

  3. Развивать проприоцептивную чувствительность.

  4. Учить выполнять броски двумя руками из разных и.п.

  5. Учить прокатывать мяч по прямой на дальность, точность попадания, « змейкой».

У каждого ребёнка мяч подобран в соответствии с требованиями к выполнению правильной посадке на мяч, находятся друг от друга не менее 1,5 м.

Недостатки:

  • дети одного возраста отличаются друг от друга ростом, что создаёт проблему подбора мячей;

  • площадь зала;

трудно регламентировать нагрузку при выполнении упражнений, связанных с удержанием равновесия;

Методика обучения технике упражнений с фитболами предполагает определённую этапность.

  1. Этап – различные виды бега, ходьбы, броски, перекаты.

  2. Этап – предполагает выполнение упражнений в положении сидя на мяче, элементы расслабления на мяче.

  3. Этап – возможно построение занятия по фронтальному методу.

Организация процесса обучения на здоровьесберегающей основе это творческий акт, который требует знаний психологии, физиологии и гигиены, изучения индивидуальных особенностей детей. С этой целью необходимо не только соблюдать санитарно- гигиенические требования к организации воспитательно-образовательного процесса, но и совершенствовать педагогические технологии и режим дошкольного обучения. Хочется подвести итоговую черту словами В.А. Сухомлинского о том, что к воспитаннику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь. Непременным условием при использовании здоровьесберегающих технологий является постоянное наблюдение за самочувствием детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребёнка. Надо всегда помнить заповедь Гиппократа «Не навреди!». Педагог должен обеспечивать эмоциональное тепло и поддержку каждому ребёнку, демонстрировать только положительное эмоционально выраженное отношение к детям. Использование вышеперечисленных здоровьесберегающих технологий в работе с дошкольниками даёт положительные результаты:

  • снижение уровня заболеваемости;

  • повышение работоспособности,выносливости;

  • развитие психических процессов;

  • улучшение зрения;

  • формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

  • развитие общей и мелкой моторики;

  • повышение речевой активности;

  • увеличение уровня социальной адаптации

Таким образом, используя в педагогическом процессе здоровьесберегающие технологии, мы способствуем сохранению и укреплению здоровья детей, что является приоритетной задачей в воспитании и обучении подрастающего поколения. В результате регулярных занятий здоровый ребёнок станет более совершенным, а отстающий в развитии быстро догонит своих сверстников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и стимулированию здоровья дошкольников» Инструктор по физвоспитанию: Степанова А. Л icon Творческий отчёт Тема: «Взаимодействие детского сада и семьи по сохранению...
Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. По степени воздействия на личность трудно выделить другой...
«Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и стимулированию здоровья дошкольников» Инструктор по физвоспитанию: Степанова А. Л icon Образовательная нагрузка дошкольников: взгляд гигиениста
Степанова Марина Исааковна – заведующая лабораторией гигиены обучения и воспитания нии гигиены и охраны здоровья детей и подростков...
«Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и стимулированию здоровья дошкольников» Инструктор по физвоспитанию: Степанова А. Л icon Использование здоровьесберегающих технологий в дошкольном учреждении
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии”...
«Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и стимулированию здоровья дошкольников» Инструктор по физвоспитанию: Степанова А. Л icon Пояснительная записка «Изящество и красота не могут быть отделены от здоровья.»
Наша школа несколько лет успешно реализует здоровьесберегающие технологии. Причин для этого много – большие нагрузки, психологический...
«Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и стимулированию здоровья дошкольников» Инструктор по физвоспитанию: Степанова А. Л icon Программа "Школа территория здоровья " на 2011-2015 годы Санкт-петербург
Целевая программа «Здоровьесберегающие технологии в образовании детей на 2011-2015 г.»
«Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и стимулированию здоровья дошкольников» Инструктор по физвоспитанию: Степанова А. Л icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни мбоу сош №18 г. Брянска
Школа традиционно позиционирует себя как школа, реализующая здоровьесберегающие технологии. С 2007 года реализуется проект «Школа...
«Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и стимулированию здоровья дошкольников» Инструктор по физвоспитанию: Степанова А. Л icon Методическая разработка классного часа
Здоровье – главная ценность в жизни любого человека. В последнее время в практику школ очень широко внедряются здоровьесберегающие...
«Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и стимулированию здоровья дошкольников» Инструктор по физвоспитанию: Степанова А. Л icon Разработаны рекомендации по сохранению и укреплению здоровья!
Приводятся также интересные факты об образе жизни известных людей, связи астрологии и здоровья
«Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и стимулированию здоровья дошкольников» Инструктор по физвоспитанию: Степанова А. Л icon 1. Ведение мониторинга состояния здоровья учащихся
Работа моу "Дугнинская средняя общеобразовательная школа" по сохранению и укреплению здоровья учащихся
«Здоровьесберегающие технологии, способствующие сохранению и стимулированию здоровья дошкольников» Инструктор по физвоспитанию: Степанова А. Л icon Н. М. Амосов в последние годы всё чаще мы говорим о здоровье наших...
Ы в этой ситуации чаще приходится задумываться: может ли детский сад и школа работать так, чтобы положительно повлиять на ухудшающиеся...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов