Урок в 6-м классе Тема урока: Рост и развитие животных




Скачать 43.09 Kb.
Название Урок в 6-м классе Тема урока: Рост и развитие животных
Дата публикации 03.07.2016
Размер 43.09 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Биология > Урок
Урок в 6-м классе
Тема урока: Рост и развитие животных
Цели: расширить знания о росте и развитии организмов;

раскрыть особенности индивидуального развития животных;

показать сущность зародышевого и послезародышевого периодов развития

и позвоночных;

совершенствовать умение работать с учебником, обсуждать, анализировать.
Ход урока:
I Актуализация знаний.
Эмоциональное вступление:

Сегодня в центре нашего внимания будет удивительный процесс. Каждый из нас, как и любое другое животное или растение, начинался когда-то с одной – единственной клетки. Вдумайтесь! Одна – единственная клетка – и в ней вся информация о том, каким должен стать живой организм. Заранее предопределены почти все внешние признаки, многие особенности поведения и те удивительные изменения, которые происходят с каждым на протяжении жизни. Как вы думаете, о каком процессе идет речь?

(записываем в тетради тему «Рост и развитие организмов»)
^ Постановка проблемы:

Однажды знаменитый русский эмбриолог Карл Бэр поместил в спирт два маленьких эмбриона (зародыша) и забыл их сразу подписать.

На сегодняшнем уроке мы попытаемся выяснить, какая проблема у него в связи с этим возникла и почему?
^ Вопрос классу: Какой процесс, характерный для живых организмов мы изучали на предыдущих уроках? (Размножение)

Далее учащиеся по цепочке отвечают на вопросы, имеющиеся у них на столах:

- Что такое размножение?

- Какие виды размножения вы знаете?

- Назовите формы бесполого размножения.

- Как происходит деление и какие организмы размножаются таким способом?

- Охарактеризуйте процесс почкования.

- Что такое спора и какие организмы размножаются при помощи спор?

- Какое размножение называется вегетативным, приведите примеры.

- Что такое половое размножение?

- Что такое гамета?

- Как называется мужская гамета?

- Как называется женская гамета?

- Какие организмы называются раздельнополыми?

- Кто такие гермафродиты?

- Чем отличается мужская гамета от женской?

- Что такое партеногенез?

- Чем половое размножение растений похоже на половое размножение животных?

- У всех ли растений половое размножение связано с цветком и с образованием семян?

- Почему холодная и дождливая погода в период цветения плодовых деревьев сильно огорчает садоводов?

- У огурцов имеются пустоцветы – тычиночные цветки, которые не образуют плодов. Нужно ли их обрывать? Почему?

- Что такое зигота? (Оплодотворенная яйцеклетка)
^ I I Изучение нового материала:

Да, вот она (схема дробления зиготы на доске). Это начало будущего живого организма. Жизнь любого животного можно разделить на два этапа. Границей является, например этот процесс, изображенный на рисунке (выход зародыша крокодила из яйца).


Как бы вы назвали эти этапы развития? (Зародышевое и послезародышевое развитие).


Нарисуем схему:

Индивидуальное развитие



зародышевое послезародышевое

(эмбриональное) (с рождения или выхода из яйцевых

оболочек)

Познакомимся более подробно с этапами эмбрионального развития по рисунку в учебнике § 22, стр. 150.

Закроем текст учебника и, работая только с рисунком, попробуем ответить на вопросы:

  • С чего начинается развитие любого животного организма?

  • Как называется оплодотворенная яйцеклетка животного?

  • Что происходит с зиготой?

  • Чем деление зиготы отличается от обычного деления клетки?

  • Что образуется в результате многократного деления зиготы?

  • Сколько слоев клеток в стенке бластулы?

  • По размеру бластула отличается от зиготы?

  • Что происходит с бластулой дальше?

  • Чем гаструла отличается от бластулы?

  • Как называются слои клеток, образующие стенки гаструлы?

  • Как называется следующий этап?

  • Какой новый слой появляется у нейрулы?


Эти слои называются зародышевые листки. А далее начинается развитие тканей и органов из этих зародышевых листков. Какие органы вы уже увидели по рисунку?

А теперь мы можем обратиться к тексту учебника и посмотреть, все ли мы правильно увидели и поняли.

А сейчас попробуем раскрыть секрет «черного ящика». (Достаем муляжи головного мозга, сердца, легких, уха и т. д.). Как вы думаете, что я хотела вам показать, подбирая вам именно эти объекты? Верно, это органы, которые образуются из зародышевых листков, а вот из каких именно образуется каждый из этих органов мы узнаем, работая с текстом учебника на странице 150-151. (Задание учащиеся получают по рядам: 1-й ряд – эктодерма, 2-й ряд – мезодерма, 3-й ряд – энтодерма, затем записываем в таблицу на доске).

Так происходит зародышевое развитие у всех живых организмов. Рассмотрим рисунок на странице 153, где показано эмбриональное развитие хордовых животных – рыб, земноводных, пресмыкающихся, млекопитающих и человека. Если закрыть рисунок, оставив только первую стадию развития организмов, можно сказать, где чей зародыш? Это действительно, трудно сделать. Все зародыши на первых стадиях очень похожи. Эту закономерность открыл Карл Бэр и назвал ее законом зародышевого сходства. Давайте вернемся к нашему проблемному вопросу и ответим на него. (Учащиеся отвечают на проблемный вопрос).

Вы великолепно умеете читать рисунки, поэтому давайте рассмотрим еще один на странице151. посмотрим, как происходит второй этап развития организма – послезародышевый. (Учащиеся по рисункам рассказывают, как происходит развитие лягушки, бабочки, саранчи.)

Составим схему:
Послезародышевое развитие



Прямое Непрямое
яйцо яйцо
личинка личинка
имаго куколка
имаго

I I I Закрепление.

А теперь несколько творческих задач:

1. Взрослая лягушка может жить и в воде, и на суше, а головастик – только в воде. Почему?

2. Почему самка оленя имеет однотонную окраску, а детеныш – пятнистую?

3. Почему все бабочки – капустницы, которые попадаются нам на глаза, бывают примерно одного размера?

4. Гусеница похожа на червя. Головастик похож на маленькую рыбку. Обобщите эти факты и попытайтесь сформулировать закономерность.

IV Домашнее задание.

§ 22, стр. 150-154

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 6-м классе Тема урока: Рост и развитие животных icon Конспект урока в 8 классе тема урока
Основные задачи: Развитие иноязычной коммуникативной компетенции средствами английского языка
Урок в 6-м классе Тема урока: Рост и развитие животных icon Урок игра «Поле чудес» план урока тема урока
Тема урока: Проверочная работа за Iсеместр I курса. Специальность повар, кондитер
Урок в 6-м классе Тема урока: Рост и развитие животных icon Урок обществознания в 10 классе. Тема урока: «Рыночные отношения...

Урок в 6-м классе Тема урока: Рост и развитие животных icon Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
Урок в 6-м классе Тема урока: Рост и развитие животных icon Конспект урока во 2 классе по окружающему миру на тему Учитель начальных...
Схема «Домашние животные», карточки с тестовыми заданиями, загадки о домашних животных, кроссворд «Домашние животные», карточки с...
Урок в 6-м классе Тема урока: Рост и развитие животных icon Урок в 8 классе с. Баксаненок 2009г. Тема: «Гигиена дыхания»
Открытый интегрированный (биология, английский, информатика), бинарный (русско-англо-кабардинско-латинский), комбинированный с применением...
Урок в 6-м классе Тема урока: Рост и развитие животных icon Сценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок в 6-м классе Тема урока: Рост и развитие животных icon Урок литературы в 11-классе. Тема урока : «Проблема Пути в пьесе М. Горького «На дне»
Во-вторых,в форме дискуссии решим проблему, отраженную в теме урока. Разрешим противоречия и придем к единому мнению. Обратите внимание...
Урок в 6-м классе Тема урока: Рост и развитие животных icon Урок по теме: «Земля». Задачи урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Земля»
Урок проводится в форме соревнования между командами. Команды формируются по жребию до начала урока. Количество команд зависит от...
Урок в 6-м классе Тема урока: Рост и развитие животных icon Урока Тема урока Содержание урока
Развитие понятия о художественной литературе как образном отражении действительности
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов