Скачать 135.35 Kb.
|
УРОК №12 «Значение нервной системы. Строение нервной системы» Задачи: 1. Познакомить со строением нейрона и нейроглии. 2. Раскрыть природу нервных импульсов и функции синапсов. 3. Дать понятие о нервных цепях, их возбуждении и торможении. 4. Повторить и уточнить определение рефлекса, полученное учащимися в 7 классе. I. Проверка знаний «Проверьте свои знания» 1-10 II. Новый материал![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Значение НС:
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Нервы – скопления отростков нервных клеток вне ЦНС, заключенные в общую соединительнотканную оболочку и проводящие нервные импульсы.
Нервные узлы – скопления тел нейронов вне ЦНС. Нервные окончания:
Рефлекс – ответная реакция организма на раздражитель, осуществляемая и контролируемая ЦНС . ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Рефлекторная дуга – путь, по которому проводятся нервные импульсы при осуществлении рефлекса. ^ информация от рецепторов рабочего органа поступает в нервный центр, чтобы подтвердить эффективность реакции и, при необходимости, скоординировать ее. ^ Каковы свойства синапсов? Ответить в рабочей тетради на вопросы IV. Д/з Ответить на вопросы УРОК №13 «Строение спинного мозга» Задачи:
I. Проверка знаний. Раскрыть роль нервной системы в обеспечении постоянства внутренней среды организма. Рефлексы и их характеристика. ^ Нервная система (НС) - совокупность специальных структур, объединяющая и координирующая деятельность всех органов и систем организма в постоянном взаимодействии с внешней средой. В 3 года мозг человека развит на 80%. Максимальное развитие к 20 годам. Чем больше диаметр волокна нерва, тем с большей скоростью по нему распространяется возбуждение. Спинной мозг (СМ) - тяж длинной 45 см., диаметром 1 см. В центре - канал, заполненный спиномозговой жидкостью. СМ состоит из 31-32 сегментов:
СМ иннервирует скелетную мускулатуру (кроме мышц головы) и внутренние органы. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() СМ
Спиномозговая жидкость (СМЖ) вырабатывается сосудистыми сплетениями желудочков мозга; по составу похожа на плазму крови, V=120-150 мл. Функции СМЖ:
1. Заполнение схемы «Значение нервной системы». ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() 2. Работа с ключевыми словами, выделенными на странице. ^
Оборудование: таблица “Строение головного мозга”, разборные модели головного мозга. ^ 1. Указать на таблице ЦНС и ПНС и рассказать об их строении и значении. 2. Показать на таблице и скелете месторасположение спинного мозга и отходящих от него нервов и рассмотреть их строение и функции. 3. Раскрыть особенности рефлекторной и проводящей функций СМ, его связь с ГМ. ^ - Что вам известно о головном мозге? - Что хотели бы узнать? Головной мозг располагается в черепе человека и имеет сложную форму. Масса головного мозга у взрослого человека колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем 1300-1400 г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме. Обычно масса головного мозга у женщин несколько меньше, чем у мужчины, это различие обусловлено разной массой их тел. Проблема: можно ли утверждать, что чем больше мозг (голова), тем умнее человек? Подумайте: у слона самый большой мозг, но он не самое умное животное, так как важно соотношение веса мозга к весу тела. У слона оно невысокое, а у дельфина – выше, чем у человека. Но ведь человек держит рыбку, а дельфин за ней прыгает, а не наоборот. Почему? Многие думают, что чем больше мозг, тем умнее человек. Вес мозга И.С. Тургенева 2012 г, Анатоля Франса – 1017 г, а у Луи Пастера (создателя микробиологии), как показало вскрытие, после перенесенной болезни вообще не работала половина переднего мозга. Выскажите ваше мнение. Рассмотрим внешний вид головного мозга на муляже: - расположение белого и серого вещества; - наличие извилин; - кора больших полушарий. ^ Наиболее активно мозг работает между 10 и 12 часами утра. Познакомимся со строением и функциями отделов головного мозга. Головной мозг расположен в полости черепа. В соответствии с развитием пяти мозговых пузырей головной мозг человека разделяют на пять отделов: продолговатый мозг, задний мозг, средний мозг, промежуточный мозг и конечный мозг. Продолговатый мозг, задний мозг и средний мозг имеют черты сходства в строении со спинным мозгом. От них также отходят нервы (черепные нервы), осуществляющие связь мозга с кожей, мышцами и внутренними органами. Поэтому эти отделы мозга объединяют под общим названием — стволовая часть мозга. Нередко к ней относят еще и промежуточный мозг. ^ , особенно его полушария, устроен совершенно иным образом. Основная его отличительная особенность связана с наличием коры мозга, которая представляет собой колоссальное скопление нервных клеток (около 109), расположенных в несколько слоев. Наибольшего развития она достигает у человека, головной мозг которого под влиянием труда и членораздельной речи приобретает новые черты строения, отличные от таковых у животных. Полушария головного мозга у человека являются тем материальным субстратом, с которым связана высшая нервная деятельность. ^ является продолжением спинного мозга, поэтому в их строении много общего. Только серое вещество у продолговатого мозга располагается отдельными скоплениями – ядрами. Сходны и функции: рефлекторные и проводящие. Через ядра продолговатого мозга осуществляются многие рефлекторные процессы, например такие, как кашель, чихание, слезоотделение и др. Здесь же расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез. В продолговатом мозге лежат и жизненно важные центры, участвующие в регуляции дыхания, деятельности сердца и сосудов. Повреждение этих центров приводит к смерти человека. Продолговатый мозг не только “большая дорога”, но и “главный коммутатор телефонных связей” между головным и спинным мозгом. На уровне продолговатого мозга некоторые нервные пути перекрещиваются: левые идут к правому полушарию, а правые — к левому. Типичная форма бабочки серого вещества спинного мозга нарушается. Серое вещество имеет вид скоплений тел нервных клеток — ядер. В продолговатом мозге множество нервных центров. Здесь сосредоточены центры, управляющие кровеносными сосудами (сосудодвигательный), центры регуляции сердцебиения, дыхания, глотания, слюноотделения, чихания, кашля, слезоотделения и др. Это все центры безусловных рефлексов. Здесь же находятся центры, регулирующие положение тела в пространстве. Функции этих центров контролируются высшими отделами головного мозга. Мост - это место, где располагаются нервные волокна, по которым нервные импульсы идут вверх в кору большого мозга или обратно, вниз – в спинной мозг, к мозжечку, к продолговатому мозгу. Здесь же находятся центры, связанные с мимикой, жевательными функциями. ^ – участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов. Например, он обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света или поворот головы, глаз в сторону источника света. ^ проводит импульсы к коре полушарий большого мозга от рецепторов кожи, органов чувств. В его отделах расположены также центры жажды, голода, поддержания постоянства внутренней среды организма. С участием промежуточного мозга осуществляются функции желез внутренней секреции, вегетативной нервной системы. Мозжечок принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными. При повреждении мозжечка движения человека нарушены, ему трудно удержать равновесие, его походка напоминает походку потерявшего ориентацию человека. Мозжечок получает импульсы от многих рецепторов и обрабатывает их. Благодаря деятельности мозжечка ответная реакция организма происходит с учетом всех внешних факторов. Поражение мозжечка при опьянении: Закрепление: Почему опьяневший человек, пытаясь сделать один шаг, вынужденно делает по инерции несколько шагов в том же направлении? Почему нетрезвые водители резко поворачивают машину, резко нажимают на тормозную педаль и к чему это может привести? ^ : прочитать текст учебника, устно ответить на вопросы в конце параграфа.
УРОК №15 «Функции переднего мозга» Лабораторная работа «Изучение строения головного мозга по муляжам» Задачи:
Оборудование: таблица “Строение головного мозга”, разборные модели головного мозга. I. Проверка знаний. 1. Вопросы 1-10 стр 64 ^ Мальчики чаще, чем девочки, бывают левшами, что объясняется ведущей ролью правого полушария мужского мозга. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Опыт №1. Доказать, что глотательный безусловный рефлекс продолговатого мозга не может осуществляться без раздражения корня языка, рефлексогенной зоны этого рефлекса. ( Учащиеся по команде делают в быстром темпе подряд несколько глотательных движений и убеждаются, что при отсутствии раздражителя в данном случае, слюны) сделать глотательные движения невозможно. При воздействии раздражителя на корень языка акт глотания происходит непроизвольно, и человек может проглотить несъедобный предмет. Поэтому нельзя маленьким детям давать для игры мелкие предметы (винтики, гайки, пуговицы, шарики). Малыши часто тянут в рот и могут непроизвольно проглотить мелкие предметы. Опыт № 2 Пронаблюдать рефлексы среднего мозга . Доказать это ориентировочный рефлекс возникает на любой новый раздражитель и проявляется в движениях к этому раздражителю. Стук карандашом по столу. Многие учащиеся поднимают глаза: новый раздражитель вызвал ориентировочный рефлекс. Раздражитель действовал на орган слуха. Продолжая опыт, учитель ходит по рядам, внезапно кладет руку на плечо одному из учеников. Тактильный раздражитель вызвал ту же ориентировочную реакцию – поворот головы в сторону раздражителя. Вывод: ориентировочный рефлекс может быть вызван любым раздражителем – слуховым, зрительным, тактильным. Важно только, чтобы раздражитель был новый. Можно показать, что при повторении раздражитель теряет новизну и ориентировочный рефлекс больше не проявляется. Можно обратить внимание и на обобщенность этой реакции: движение совершается в сторону нового раздражителя, независимо от того, где этот раздражитель находится – впереди, сзади, справа, слева. Опыт 3. Определить, какой рефлекс промежуточного мозга может быть выявлен при выполнении команды “Замри”. Учитель предлагает учащимся встать, а затем дает команду “Замри”. Учащиеся застывают в разных позах, что дает возможность пронаблюдать позный рефлекс промежуточного мозга. Команда “Замри” вызвала остановку движения. При этом одновременно должны были быть заблокированы движения во многих суставах тела. Под действием импульсов, идущих от промежуточного мозга, мышцы одновременно сокращаются, фиксируя новую позу тела. Опыт 4. Пронаблюдать координацию работы мышц, осуществляемую мозжечком, при выполнении пальценосовой мозжечковой пробы. По команде учителя, ученики закрывают глаза, протягивают вперед руку с вытянутым указательным пальцем и его кончиком дотрагиваются до кончика носа. Нужно обратить внимание на то, что движение осуществлялось быстро и плавно, хотя в нем участвовало более 30 мышц Обобщение знаний проводится в виде фронтальной беседы с заполнением таблицы ( таблица проецируется на экран) Безусловные рефлексы головного мозга.
Проверка степени усвоения знаний проводится с помощью теста. Лабораторная работа «Изучение строения головного мозга по муляжам» III. Закрепление
IV. Д/з стр 66-69 «Подумайте» |
![]() |
15 Физиология вегетативной нервной системы Вегетативная нервная система Как правило, деятельность вегетативной нервной системы не подчиняется сознанию человека. Исключение составляют феномены йоги, гипноза... |
![]() |
Лекарственные средства, действующие преимущественно на периферическую нервную систему Ва оказывают лечебное действие, специфически влияя на передачу сигналов из центральной нервной системы путем воздействия на нервные... |
![]() |
Профилактика заболеваний нервной системы Функциональные нарушения работы нервной системы, вызванные воспитанием ребенка без учета его индивидуальных особенностей, насильственным... |
![]() |
Б. М. Теплов современное состояние вопроса о типах высшей нервной... Теплов Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. Типологические... |
![]() |
Передний отдел центральной нервной системы, обеспечивающий регуляцию... Неразрывная связь ощущения и движения четко определена И. М. Сеченовым, который в "Рефлексах головного мозга" (1863) показал, что... |
![]() |
Фонсова Н. А., Дубынин В. А. Ф77 Функциональная анатомия нервной... Ф77 Функциональная анатомия нервной системы: Учебное пособие для вузов / Н. А. Фонсова, В. А. Дубынин. — М.: Издательство «Экзамен»,... |
![]() |
Задача которой Деятельность автономной нервной системы не подчиняется сознанию человека. Вегетативная нервная система делится на две части |
![]() |
Сосудистые заболевания нервной системы Эндогенными факторами риска развития сосудистых заболеваний главного мозга все ниже указанное, кроме |
![]() |
Кормовые и пищевые отравления продуктами растительного происхождения Владивосток Растения, вызывающие возбуждение центральной нервной системы, действующие на сердце, пищеварительный тракт и почки |
![]() |
Программа дисциплины "Физиология высшей нервной деятельности" Учебная дисциплина "Физиология высшей нервной деятельности" является одной из базовых дисциплин в системе подготовки психологов |