Скачать 146.71 Kb.
|
Тема: Полигибридное скрещивание. Третий закон Менделя – закон независимого комбинирования. (10 класс) Цель урока: сформировать знания о полигибридном скрещивании; вывести и сформулировать третий закон Г. Менделя; продолжить формирование навыков решения генетических задач; показать практическое значение полученных знаний для селекции и генетики человека. Задачи урока: 1.Научить анализировать закономерности наследования признаков при полигибридном скрещивании и правильно определять гаметы, генотипы и фенотипы родителей и потомства. 2. Научить правильно решать генетические задачи с использованием знаний 3-го закона Г. Менделя ускоренными методами. 3. Убедить учащихся в том, что генетические методы позволяют со значительной долей вероятности предвидеть возможные результаты скрещивания организмов. Тип урока: комбинированный урок. Оборудование и материалы: 1. Компьютер и мультимедийный проектор (или плазменный телевизор). 2. Авторская презентация «Генетика». 3. Раздаточные дидактические материалы: генетические задачи на моно- и полигибридное скрещивание, тесты по теме «моногибридное скрещивание». План урока.
Актуализация знаний учащихся (7 минут) 1. Работа у доски (решение задач на продвинутом уровне; 3 человека – по желанию): 1.1. Множественный аллелизм; 1.2. Анализирующее скрещивание; 1.3. Неполное доминирование (задачи см. в приложении). 2. Фронтальный тестовый опрос и решение задачи на моногибридное скрещивание (см. приложение). Изучение нового материала (15 минут) Объяснение нового материала сопровождается слайдами (№39-47) презентации «Генетика». Организмы отличаются друг от друга по многим признакам. Установить закономерности наследования двух и более пар альтернативных признаков, гены которых расположены в разных парах гомологичных хромосом, можно путем полигибридного скрещивания. Если две особи отличаются друг от друга по двум признакам, то скрещивание между ними называется дигибридным, если по многим признакам - полигибридным. Г. Мендель проводил опыты на горохе. Одно из скрещиваемых растений имело гладкие желтые семена, другое морщинистые зеленые. Желтый цвет (Y) и гладкая поверхность (R) семян доминируют. Если гены находятся в разных парах хромосом, то пары признаков наследуются независимо друг от друга. У гомозиготных форм все потомство в первом поколении будет обладать желтыми гладкими семенами – проявится правило единообразия. Если гены находятся в разных парах хромосом, то у дигетерозигот (RrYy) образуется четыре сорта гамет: RY, Ry, rY, ry. При слиянии гамет возможно появление 16 комбинаций (см. рис). ![]() ^ . Если полученные результаты рассматривать отдельно по каждому признаку (например, цвет и форме), то по каждому из них будет сохраняться соотношение 3:1, харак-терное для моногибридного скрещивания 12 R : 4 r (3 : 1); 12 Y : 4 y (3 : 1). Этот вывод получил название закона независимого наследо-вания признаков (третий закон Менделя) - при скрещивании двух гомозиготных особей, отличающихся друг от друга по двум и более парам аллельных признаков, во втором поколении гены и соответствующие им признаки наследуются независимо друг от друга и комбинируются в различных сочетаниях. Данный закон справедлив только для тех случаев, когда гены рассматри-ваемых признаков лежат в разных хромосомах. Задача 1. Курица с листовидным гребнем (r) и голыми ногами (f) скрещена с дигетерозиготным петухом, имеющим розовидный гребень (R) и оперенные ноги (F). Какая часть потомства унаследует признаки курицы? Петух образует 4 типа гамет, а курица (rrff) только один тип гамет (rf ), поэтому решетка Пеннета состоит только из 4 квадратов. Это дигибридное анализирующее скрещивание (см. решение). . Д ![]() r – листовидный гребень G: RF, Rf, rF, rf rf
f – голые ноги ![]() F1 - ? F1: 1RrFf ; 1 Rrff ; 1 rrFf ; 1 rrff Ответ: вероятность рождения цыплят с признаками матери равна 25% (1/4). При скрещивании с тремя парами генов организмы образуют 8 типов гамет (2 х 2 х 2 = 2³) и решетка Пеннета будет иметь 64 квадрата, а при скрещивании с четырьмя парами генов образуется 16 типов гамет и решетка будет состоять из 256 квадратов (16 х 16). Поэтому решение задач на полигибридное скрещивание с использованием решетки Пеннета требует больших временных затрат. Однако третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков) позволяет быстро решать задачи на ди- и полигибридное скрещивание не строя решетку Пеннета. Так как каждый признак наследуется независимо, то нужно знать, как он наследуется при моногибридном скрещивании: Аа х Аа – 3/4 А. и 1/4 аа или, отбросив общий знаменатель - (3А : 1а) Аа х аа – 1/2 А. и 1/2 аа или (1А : 1а) АА х аа и АА х Аа – 100% А. или (А.) Для получения ответа нужно перемножить члены, характеризующие результаты независимых расщеплений. Например, 1. Р Аа Вв х аа Вв (1А + 1а) х (3В + 1в) 1) 1А х 3В = 3А.В. ; 2) 1А х 1в = 1А.вв ; 3) 1а х 3В = 3ааВ. ; 4) 1а х 1в = 1аавв. (данные вычисления производят в уме) F1: 3А.В. : 3ааВ. : 1А.вв : 1аавв ^ 1) 3А х 3В х 1С = 9А.В.С.; 2)3А х 3В х 1с = 9А.В.сс и т.д. F1: 9А.В.С. : 9А.В.сс : 3А.ввС. : 3А.ввсс : 3ааВ.С. : 3ааВ.сс : 1ааввС. : 1ааввсс На практике генетики и селекционеры не заинтересованы отношением всех возможных фенотипов. Им важно узнать вероятность появления какого-то определенного фенотипа, поэтому для решения задачи используют только цифровые вероятности наследования. Например, какова вероятность появления черного (В.) рогатого (р), белоголового (F.) быка от скрещивания Р Вb Рр Ff x Bb Pp Ff , рассуждаем: черный – 3/4 (3В:1), рогатый – 1/4 (3:1р), белоголовый – 3/4 (3F:1), бык – 1/2 (♂1:♀1). F1: 3/4 х 1/4 х 3/4 х 1/2 = 9/128, или 7%. ^ 9 быков будет чистопородной, а всего: 1/9 х 9/128 = 1/128, или 0,8% вероятность того, что от данного скрещивания родится чистопородный бык с указанными призна-ками. Однако, если требуется определить генотипы гибридов, то указанные методы решения задач не подходят, т.к. мы находим только фенотипы. В данном случае придется строить решетку Пеннета. Вывод: метод решения задач с использованием решетки Пеннета можно применять для дигибридных скрещиваний, а при более сложных скрещиваниях лучше использовать способ перемножения. ^ (10 минут) Для закрепления практических умений решения задач на полигиб-ридное скрещивание ускоренными методами, учащимся предлагаются 3 задачи, расположенные на слайде №48 презентации «Генетика» (см. прило-жение). Учащиеся самостоятельно решают задачи. Записывают решение задачи в тетради. Делают вывод о возможности использования. Для проверки правильности решения учащиеся озвучивают полученный ответ каждой задачи. Закрепление (5 минут) Закрепление теоретического материала проводится в форме теста, расположенного на слайде №49 презентации «Генетика» с последующей самооценкой по эталону на слайде №50 (см. приложение). Домашнее задание ( 2 минуты) Для подготовки к практической работе «Решение задач: моногибридное и полигибридное скрещивание».
Итоги урока: оценки за урок (задачи у доски и тесты; задачи на полигибридное скрещивание – первые правильно решившие; самооценка на закрепляющий тест). Приложение:
1.2. Арахнодактилия («паучьи пальцы») наследуется как доминантный признак. В семье, где отец имеет данный признак, а мать здорова, родился сын с арахнодактилией и две здоровые дочери. Определите генотипы родителей и детей. 1.3. От скрещивания белых и серых мышей в потомстве все особи были черные, а во втором поколении было 154 черных, 74 серых и 90 белых. Как наследуется окраска у этих мышей? Определите генотипы родителей и потомства. 2. Тест В – 1
Тест В -2 1. Соотношение генотипов гибридов, полученных от скрещивания Аа х Аа а)1:2:1, б)3:1, в)2:1, г)1:1 ^ а)1, б)2, в)4. 3. Особи, в потомстве которых наблюдается расщепление признаков, называются: а)гетерозиготные, б)гомозиготные, в)гемизиготные. 4. Укажите запись анализирующего скрещивания: а)АА х Аа, б)Аа х аа, в)Аа х Аа ^ а)закон единообразия первого поколения, б) закон независимого наследования признаков, в)закон расщепления признаков. ^ А)скрещивание с гомозиготой по доминантным признакам, б)скрещивание с гомозиготой по рецессивным признакам, в)скрещивание с гетерозиготой. 7.Задача: . Серый цвет тела мухи дрозофилы (А) доминирует над черным (а). В серии опытов при скрещивании серых мух в потомстве оказалось 1295 особей серого цвета и 374 – черного. Определите генотипы родительских форм. Ответы на тесты: В – 1 1-б, 2-б, 3-а, 4-а, 5-в, 6-а; 7- Р: Аа х аа. В – 2 1-а, 2-б, 3-а, 4-б, 5-в, 6-б; 7- Р: Аа х Аа Ответы на задачи у доски: 1.1. W+Wa ; W+W ; WaW ; WW.
F1: АА ; 2Аа ; аа З ![]() Т ![]() Ответы на тест: 1. ВСd и Всd; 2. 8; 3. АаВв и аавв; 4. А; 5. Б ест для закрепления теоретических знаний по теме: Лабораторная работа: АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ И АНТРОПОСКОПИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. (11 класс химико-биологический профиль) Цель: Изучить популяционные признаки учащихся по анализу индивидуальных морфологических признаков. Показать значение антропометрических исследований для оценки физического развития организма (спортсменов, детей и подростков). Задачи: 1. Научиться технике антропометрических измерений и описаний. 2. Научиться анализировать полученные результаты антропометрических исследований и делать выводы. ^ Оборудование: деревянный ростомер, напольные весы, сантиметровая лента или рулетка, антропометрический циркуль, штангенциркуль, лупы, линейки. Человеческие популяции слишком изменчивы, поэтому для описания их морфологических признаков применяются антропометрические исследования. Антропометрические исследования включают в себя методы: измерительные (соматометрия) и описательные (соматоскопия). Антропометрические исследования применяются при изучении морфологических особенностей различных человеческих популяций, для выявления физического развития спортсменов, в медицине (нарушения эндокринного аппарата и других заболеваний), для изучения динамики развития детей, для рационального покроя и изготовления одежды и обуви. ^
^ проводят тем же деревянным ростомером, имеющим откидную скамеечку. 3. Измерение окружности грудной клетки проводят прорезиненной сантиметровой лентой в трех положениях: в состоянии покоя, при полном вдохе и максимальном выдохе. Исследуемому предлагают развести руки в стороны. Сантиметровую ленту накладывают так. чтобы сзади она проходила под нижними углами лопаток, а спереди у юношей— по нижнему сегменту соска, а у девушек — над молочной железой; после наложения ленты исследуемый опускает руки. Разница между величиной вдоха и выхода называется экскурсией грудной клетки; это важный показатель состояния функции дыхания. 4.Весо-ростовой показатель Кетле, получаемый путем деления веса в граммах на рост в сантиметрах; этот показатель показывает, сколько граммов веса приходится на сантиметр роста (показатель упитанности). В среднем на 1 см роста должно приходиться в норме 350-400 г/см для мужчин и 325-375 г/см для женщин. Показатель 500 г и выше указывает на признаки ожирения, показатель 300 г и ниже — на понижение питания. 5. Индекс гармоничности телосложения (пропорциональности между ростом и окружностью груди) вычисляется: окружность груди в сантиметрах умножают на 100 и делят на рост в сантиметрах; в норме этот индекс равен 50—55. Индекс меньше 50 указывает на узкую, более 50 — на широкую грудь. ^ � измеряются антропометрическим циркулем, а длина и ширина носа, толщина губ и кожной складки измеряются штангенциркулем. Длина ушей, длина и ширина ладоней измеряются линейкой. Популяционные показатели: ^ долихокефалия (узкий) – меньше 76 (Афро – Австлалийцы) мезокефалия (средний) – 76,1 – 81 (Европейцы – 77-81, Японцы и Эскимосы – 76-77) брахикефалия (широкий) – более 81,1 (Монголоиды и Америк.) ^ : лепториния –менее 70 (Европейцы); мезориния – 70,1-85 (монголоиды); хамэриния – 85,1-99,9 (негроиды); гиперхамэриния – более 100 (Пигмеи). Длина ушной раковины: 49 – 55 (Негроиды); 56 – 67 (Европейцы); 67,1 – 75 (Монголоиды). ^ менее 50 (Австалийцы и Негроиды); 50,1 – 55 (Монголоиды и Америк. Индейцы); более 55,1 (Европейцы). Толщина губ: тонкие (6-7 мм) и средние (8-9) – Европейцы; средние и толстые (10-12) – Монголоиды; вздутые (13 и более) – Негроиды. Выступающая вперед верхняя губа характерна для Негроидов, а у Европейцев выступает нижняя губа. ^
Долихоморфный –длинные ноги, короткое и узкое туловище (Негроиды ) Мезоморфный – средний вариант (Европейцы) Брахиморфный – короткие ноги, длинное и широкое туловище (Монголоиды и Пигмеи ) ^ : S = 71,84 x W0,4 x H0,7, где S – площадь тела (см2), W – масса тела, H – длина тела. Определите верхнюю высоту лица (назион-простион): 62-71 –Негроиды, 66-74 –Европейцы, 70-80 –Монголоиды. ^ межскуловая ширина х 100 менее 51 (Негроиды) Верхняя высота лица 51,1 – 53 (Европейцы) 53,1 и более (Монголоиды)
1. Общий тип сложения тела: коренастый, средний, тонкий. 2. Жироотложение: истощен, худой, средний, упитан, тучный. 3. Цвет кожи: желтоватый, желтовато-белый, розово-белый, бледно-белый (определяется по внутренней поверхности плеча). 4. Папиллярные узоры (определяются с помощью лупы; рис. см. приложение): А – дуга , L – петля, W – завиток, S – узор. Определите пальцевый индекс: А = 0, L = 1, W = 2, S = 3. D = (A+L+W+S) : 10. 0-0,8 – негроиды; 0,9-1,5 – Европейцы; 0,6-2,5 – монголоиды. 5. Цвет и форма волос: черные, каштановые, рыжие, темно-русые, русые, светло-русые, белокурые; прямые (Монголоиды), волнистые (Европейцы), курчавые (Негроиды). 6.^ : темные (черные, темно-карие, светло-карие, желтые); переходные (буро-желто-зеленые, зеленые, серо-зеленые, серые с буро-желтым венчиком вокруг зрачка); светлые (серые, серо-голубые, голубые, синие). 7.Наклон лба: наклонный, средний, прямой. 8.Развития надбровья: слабое, среднее, значительное. 9. Контур затылка: плоский, круглый, угловатый. 10.Складка верхнего века (эпикандус): (см. рис. приложения) отсутствует, выражен слабо, выражен средне, выражен сильно (у Европейцев – отсутствует, сильно развит у Монголоидов Центральной и Восточной Азии). 11. Форма и длина ушей: длинные, средние, короткие; оттопыренные, прижатые, мочка свободная, сросшаяся, полусвободная (короткие с сросшейся мочкой – Негроиды, длинные со свободной мочкой – монголоиды). 3. ВЫВОДЫ: (опишите индивидуальные особенности организма и определите % -е соотношение признаков, характерных для разных рас. Признаков какой расы больше всего в вашем организме? Укажите упитанность и гармоничность телосложения). Домашнее задание: подготовиться к контрольно-обобщающему уроку «антропогенез и расогенез». 1. §76 – 79. 2. Записи в тетради. 3. Закончить выводы по лаб. работе. П ![]() ![]() ![]() |
![]() |
Г. североморск мурманской области утверждено приказом №391 от 31.... Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере, ноосфере, функциях живого... |
![]() |
Связанных с применением законодательства о размещении Закон, Закон о размещении заказов, Закон №94-фз — Федеральный закон от 21. 07. 2005 n 94-фз «О размещении заказов на поставки товаров,... |
![]() |
Закон постоянства состава. Закон сохранения массы веществ. Закон... Аму. Вещество. Химический элемент. Моль. Молярная масса. Постоянная Авогадро. Изотопы |
![]() |
Письмо Федеральный закон №343-фз «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности... |
![]() |
Закон «закон законов» Соков, Л. А. Периодический закон — «закон законов» и принципов // Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века : Коллективная монография.... |
![]() |
Закон «закон законов» Соков, Л. А. Периодический закон — «закон законов» и принципов // Вопросы. Гипотезы. Ответы: Наука XXI века : Коллективная монография.... |
![]() |
Закон республики хакасия о транспортном налоге Настоящий Закон разработан в соответствии с главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации |
![]() |
Российской Федерации "Об образовании" Федеральный закон от 16. 06. 2011 n 144-фз"О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон... |
![]() |
Закон новосибирской области об отдельных вопросах организации социального... Закон в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года №442-фз «Об основах социального обслуживания граждан в Российской... |
![]() |
Закон республики беларусь Настоящий Закон направлен на определение правовых и организационных основ поддержки малого и среднего предпринимательства, создание... |