Скачать 370.79 Kb.
|
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Беловская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области
^ по биологии для 8 класса на 2012-2013 учебный год Учитель: Цыганкова Наталья Николаевна, I квалификационная категория ^ Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта, Образовательной программы основного общего образования, (сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. – М; «Дрофа» 2007 год ).Также использованы Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6 -11 классы – М; «Дрофа» 2005 год, полностью отражающих содержание программы с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8 класса предусматривает обучение биологии в объёме 68 часов, 2 часа в неделю. ^ 8 класс под редакцией Колесова Д.В; Р.Д. Маша; И.Н. Беляева. Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая усвоение обучающимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирования научного мировоззрения. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлена на достижения следующих целей и задач: ^ -освоение знаний о человеке как о биосоциальном существе; о роли биологической наук в практической деятельности людей; методах познания человека; -овладения умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянии собственного организма, биологические эксперименты; -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; -воспитание позитивного целостного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения а природе; -использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ – инфекции. ^ Обучающиеся должны знать: -Специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью; -Особенности строения клетки – основной структурной единицы живого организма; -Строение и функции основных тканей и систем органов; -Функциональные системы организма; -Значение гомеостаза внутренней среды организма; -Об обмене веществ, его значении и видах; -Роль ферментов и витаминов в организме; -Особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом; -Строение и функции анализаторов; -механизмы высшей нервной деятельности; -Функциональное значение высших отделов головного мозга человека; -Особенности индивидуального развития организма человека; -Правила личной гигиены; -Причины.нарушающие физиологические процессы в организме человека; причины заболевания; -О вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека ^ -.Распознавать органы и их топографию; -Оказывать первую помощь при кровотечении, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи; -Измерять кровяное давление и частоту пульса; -Давать обоснование правилам и нормам личной и общественной гигиены; -Работать с учебников: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, условными символами и т. д.). ^
Основное содержание программы 68 ч (2 ч в неделю). Тема 1. Введение. (1 ч.) Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования. ^ Систематическое положение человека. Доказательство животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных фактов на неё. Человеческие расы. Человек как вид. ^ Общий обзор организма Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Клеточное строение организма. Ткани Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояние физиологического покоя и возбуждения. Ткани. Образования тканей. Эпителиальные соединительные, мышечные, нервная ткани. Строения и функция нейрона. Синапс. Нервно – гуморальное регуляция физиологических функций Регуляция функций в организме. Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Процессы возбуждения и торможения, их значение. ^ Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособления к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Изменения мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статистическая работа. Причины нарушения осанки и развития плоскостопия.их выявление ,предупреждение и исправление.Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. ^ Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы ( тромбоциты, эритроциты и лейкоциты ). Их функции. Свертывание крови. Анализ крови. Малокровие . Кроветворение . Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Л. Пастер и И. И. Мечников. Иммунная система. Фагоцитоз . Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на слухбе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Переливание крови. Группы крови. Резус фактор. Пересадка органов и тканей. ^ Органы кровеносной и лимфатической системы. Их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови .пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях . Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений. ^ Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей., миндалин и околоносовых пазух, профилактика , доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания.Охрана воздушной среды. Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Первая помощь утопающему.при удушении и заваливании землей,электротравме. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм. ^ Пищевые продукты и питательные вещества. Их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал.пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевание органов пищеварительной системы.их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно - кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. ^ Пластический и энергетический обмен. Обмен белков.хиров, углеводов. воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты. Микро -и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая ценность пищи. ^ Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах. Рецепторы кожи. Участие в терморегуляции. Уход за кожей.ногтями и волосамив зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви. Причины кожных заболеваний. Травмы. Ожоги ,обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная по Гощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма .Органы мочевыделительной системы. Их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания мочевыделительной системы и их предупреждение. ^ Значение нервной системы. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры. Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействия. ^ Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней. Травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного. Среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. + Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Органы равновесия. Кожно-мышечной чувствительности .обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. ^ Психика. ( 5 ч .) Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Учение А. А .Ухтомского о доминанте. Врожденные программы поведения:безусловныерефлексы.инстинкты. запечатление. Приобретенные программы поведения:условные рефлексы, рассудочная деятельность. Динамический стереотип. Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека :речь и сознание. Трудовая деятельность..Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Роль речи в развитии высших психических функций. Познавательные процессы 6ощущение ,восприятие.представление. память, воображение. Мышление. Волевые действия. Побудительная и тормозная функция воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции:эмоциональные реакции. Эмоциональные состояния и чувства. Внимание. Физиологические основы внимания. Виды внимания и его основные свойства. Воспитание внимания. памяти ,воли. Развитие наблюдательности и мышления. ^ Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойство гормонов. Взаимно действие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сухарного диабета. |
![]() |
Рабочая программа по биологии базовый уровень «Биология. Введение в общую биологию и экологию». Учебник для общеобразовательных учебных заведений. Дрофа, 2012 год (соответствует... |
![]() |
Рабочая программа по биологии для учащихся 7 класса на 2013 2014 учебный год Программы курса «Животные» для 7-го класса авторов В. М. Константинова, B. C. Кучменко, И. Н. Пономаревой //Биология в основной школе:... |
![]() |
Рабочая программа по истории для 5 класса на 2013 2014 учебный год Рабочая программа учебного предмета история для 5 класса, основной общеобразовательной школы составлена на основе |
![]() |
Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса на 2013 2014 учебный год Классификация рабочей программы типовая Рабочая программа по «Технологии» 1 класса разработана на основании |
![]() |
Анализ работы мо гуманитарного цикла моу сош №12 Х. Графского за 2012-2013 учебный год Деятельность мо за 2012-2013 учебный год строилась в соответствии с планом работы мо, методической темой мо: «Рост мотивации субъектов... |
![]() |
Рабочая программа по географии для 9 класса на 2012-2013 учебный год «География России» (8-9 классы), авторской программы по географии под редакцией И. В. Душиной. Календарно тематическое планирование... |
![]() |
Рабочая программа по литературе для 9 класса на 2012/2013 учебный год Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов... |
![]() |
Рабочая программа по литературе Бутковой Елены Васильевны Рабочая программа курса «Литература» для 7 класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе |
![]() |
Рабочая программа по изобразительному искусству для 8 класса на2013-2014 учебный год Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного общего образования, федерального компонента государственного... |
![]() |
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса на 2013 2014 учебный год Нормативно – правовые документы, на основании которых разработана данная рабочая программа |