Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013)




Скачать 271.64 Kb.
Название Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013)
страница 1/2
Дата публикации 15.07.2016
Размер 271.64 Kb.
Тип Пояснительная записка
edushk.ru > Биология > Пояснительная записка
  1   2
Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов:
  • Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013) ;


  • Типового положения об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19марта 2001 года №196.

  • Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии (Приказ Минобразования России от 05.03.2004г. №1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»);

  • Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса « Биология. Человек» авторов А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш.

  • Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов Сан-ПиН 2.4.2.2821-10 Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;

  • Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2014-2015 учебный год;

  • Образовательной программы школы ;

  • Учебного плана школы на 2014-2015 учебный год;

  • Положения о рабочей программе.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Вентана -Граф, 2011.

тетради с печатной основой:

Бодрова Н.Ф. Биология. Человек и его здоровье. Рабочая тетрадь. 8 класс.Воронеж.: ВОИПиКРО, 2012.

а также методических пособий для учителя:

1) Бодрова Н.Ф. Биология. Человек и его здоровье. 8 класс. Методическое пособие для учителя. - Воронеж.: ВОИПиКРО, 2011

2) Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005. – 72 с.

^ Цели изучения курса:

Изучение биологии в 8 классе должно быть направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; о средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений жи­вой природы, использовать информацию о современ­ных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в про­цессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

При освоении программы особое внимание с уделено формированию у учащихся общеучебных умений и на­выков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для учебного предмета «Биология» приоритетными являются распо­знавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последо­вательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, приво­дится знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дает­ся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности.

^ Содержание учебного предмета

Введение. (1ч.)

Биологическая и социальная природа человека.

Организм человека. Общий обзор. (5ч.)

Науки об организме человека. Структура тела. Место человека в живой природе.

Клетка: строение , химический состав и жизнедеятельность.

Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляции.

^ Контроль знаний по теме « Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма. Ткани.»

Опорно – двигательная система. (7ч.)

Скелет. Строение, состав и соединение костей.

Скелет головы и туловища.

Скелет конечностей. Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей. Мышцы человека. Работа мышц. Нарушение осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.

^ Контроль знаний по теме «Опорно – двигательная система.»

Кровь. Кровообращение. (9ч.)

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.

Иммунитет.

Тканевая совместимость и переливание крови. Строение и работа сердца. Круги кровообращения. Движение лимфы. Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

^ Контроль знаний по теме « Кровь. Кровообращение».

Дыхательная система. (5ч.)

Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.

Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания и их предупреждение.

Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания.

^ Контроль знаний по теме: «Дыхательная система».

Пищеварительная система. (7ч.)

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения. Зубы. Пищеварение в ротовой полости и в желудке Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Регуляция пищеварения. Гигиена питания. Заболевания органов пищеварения

^ Обмен веществ и энергии. (3ч.)

Обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.

Контроль знаний по теме: «Пищеварительная система.»

^ Мочевыделительная система. (2ч.)

Строение и функции почек. Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.

Кожа. (4ч.)

Значение кожи и ее строение. Нарушение кожных покровов и повреждения кожи.

Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.

^ Контроль знаний по теме: «Обмен веществ. Мочевыделительная система. Кожа.»

Эндокринная система. (2ч.)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.

^ Нервная система человека. (5ч.)

Значение и строение и функционирование нервной системы. Автономный отдел нервной системы. Нейрогормональная регуляция. Спинной мозг. Головной мозг: строение и функции.

^ Контроль знаний по теме: «Эндокринная система. Нервная система.»

Органы чувств. Анализаторы. (5ч.)

Как действуют органы чувств и анализаторы. Орган зрения и зрительный анализатор. Заболевания и повреждения глаз. Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.

^ Контроль знаний по теме: «Органы чувств. Анализаторы».

Поведение и психика. (6ч.)

Врожденные и приобретенные формы поведения. Закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.

Воля и эмоции. Внимание. Работоспособность. Режим дня.

^ Индивидуальное развитие организма. (6ч.)

Половая система человека.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.

Внутриутробное развитие организма. О вреде наркогенных веществ. Личность и ее особенности.

Контроль знаний по теме «Индивидуальное развитие организма»

^ Обобщение и систематизация знаний( 3 ч.)

Итоговый контроль.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена.

Строение организма человека.

Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных.

Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.

Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.

Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная.

Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.

Уровни организации организма. Орган и системы органов.

Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция.

Роль эндокринных желез и вы­рабатываемых ими гормонов.

Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы.

Строение спинного и головного мозга.

Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Меры первой помощи при травмах скелета и мышц. Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция.

Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.

Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета.

Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови — проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.

Сердце и сосуды - органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань — орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочные плевры, плевральная полость.

Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.

Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Строение пищеварительной системы. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищева­рительного тракта и пищеварительных желез. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка.

Превращения белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен.

Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы.

Строение и функции почек. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание п.п. при тепловом и солнечном ударах.

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.

Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира. Строение органа зрения. Орган слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы Биологические ритмы: сои и его значение, фазы сна, сновидения. Воля, эмоции, внимание.

Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание.

^ Учащиеся должны уметь:

Распознавать органы и их топографию, системы органов, объяснять связь м/у строением и функцией.

Пользоваться микроскопом.

Оказывать первую помощь при травмах скелета и мышц.

Выявлять причины нарушения осанки и развития плоскостопия,

Объяснять отрицательное воздействие вредных привычек.

Останавливать кровотечения, накладывать повязки.

Составлять дневной рацион школьника с учетом калорийности блюд.

Оказывать первую помощь при несчастных случаях.

^ Календарно-тематическое планирование



Дата

Тема урока


Примечания







^ Введение (1 час)




1.





Биологическая и социальная природа человека. Науки об организме человека.










^ Тема 1. Общий обзор организма человека (5 часов)




2.




Общий обзор организма человека. Место человека в живой природе.




3.




Клетка, ее строение, химический состав, жизнедеятельность.




4.




Ткани животных и человека.


Лабораторная работа №1 «Изучение микроскопического строения тканей».

5.




Органы, системы органов, организм. Нервная и гуморальная регуляция.

.

Практическая работа №1 «Получение мигательного рефлекса и его торможения».

6.




Зачет «Общий обзор организма человека».










Тема 2. Опорно-двигательная система (8 часов)




7.




Скелет. Строение, состав и соединение костей.


Лабораторная работа №2 «Исследование свойств нормальной, жженой и декальцинированной кости».

8.




Скелет головы и скелет туловища. Скелет конечностей.




9.




Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.




10.




Мышцы человека. Работа мышц.


Практическая работа №2 «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».

11.




Нарушение осанки и плоскостопие.


Лабораторная работа №3 «Просмотр микропрепаратов костей и поперечнополосатой мышечной ткани».

12.




Развитие опорно-двигательной системы.




13.




Зачет «Опорно-двигательная система».










Тема 3. Кровь и кровообращение (9 часов)




14.




Внутренняя среда. Значение крови и ее состав.


Лабораторная работа №4. «Сравнение крови человека с кровью лягушки».

15.




Иммунитет.




16.




Тканевая совместимость и переливание крови.




17.




Строение и работа сердца




18.




Круги кровообращения




19.




Движение лимфы.


Практическая работа №4 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение».

20.




Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов.


Практическая работа №5 «Измерение кровяного давления».

Практическая работа №6

«Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

21.




Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.




22.




Зачет «Кровь и кровообращение».










Тема 4. Дыхание (5 часов)




23.




Значение дыхания. Органы дыхания. Строение легких.




24.




Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания.

Лабораторная работа №5 «Определение частоты дыхания».

25.




Гигиена дыхания.


Практическая работа №7 «Измерение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимних условиях»

26.




Первая помощь при поражении органов дыхания.




27.




Контроль знаний по теме «Дыхание».










Тема5. Пищеварение (6часов)




28




Значение и состав пищи.




29.




Органы пищеварения.




30.




Пищеварение в ротовой полости. Регуляция пищеварения.


Лабораторная работа №6 «Действие ферментов слюны на крахмал».

Практическая работа №8 «Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и небного язычка».

31.




Пищеварение в желудке. Регуляция пищеварения.


Лабораторная работа №6 «Изучение действия желудочного сока на белки».

32.




Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.





33.




Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения.




34.




Контроль знаний по теме «Пищеварение»










Тема 6. Обмен веществ и энергии (3 часа)




35.




Обменные процессы в организме.




36.




Нормы питания. Обмен белков, жиров, углеводов.




37.




Витамины.


Практическая работа №9 «Определение норм рационального питания».







Тема 7. Мочевыделительная система (2 часа)




38.




Строение и работа почек.




39.




Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим.










Тема 8. Кожа (4 часа)




40.




Кожа. Значение и строение кожи.





41.




Роль кожи в теплорегуляции.

Практическая работа №10 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки».

42.




Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах.





43.




Контроль знаний по темам « Обмен веществ.Мочевыделительная система. Кожа».










Тема 9. Эндокринная система (2 часа)




44.




Железы внутренней, внешней и смешанной секреции.




45.




Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.










Тема 10. Нервная система (5 часов)




46.




Значение и строение нервной системы.




47.




Вегетативная нервная система, строение и функции. Нейрогормональная регуляция.




48.




Строение и функции спинного мозга.




49.




Отделы головного мозга, их значение.


Лабораторная работа №7 «Изучение строения головного мозга человека (по муляжам)»

50.




Контроль знаний по темам «Эндокринная и нервная системы».










Тема 11. Органы чувств и анализаторы (5 часов)




51.




Значение органов чувств и анализаторов. Органы осязания, обоняния, вкуса и их анализаторы.




52.




Орган зрения и зрительный анализатор.


Практическая работа №11 «Изучение изменения размера зрачка».

53.




Заболевания и повреждения глаз.




54.




Органы слуха и равновесия. Их анализаторы.




55.




Контроль знаний по теме «Органы чувств и анализаторы»










Тема 12. Поведение и психика (6 часов)




56.




Закономерности работы головного мозга.




57.




Врожденные и приобретенные формы поведения.




58.




Биологические ритмы. Сон и его значение.




59.




Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы.




60.




Воля и эмоции. Внимание.


Практическая работа №12 «Проверка действия закона взаимной индукции при рассматривании рисунков двойственных изображений».

61.




Динамика работоспособности. Режим дня.










Тема 13. Индивидуальное развитие организма (6часов)




62.




Половая система человека.




63.




Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем.




64.




Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения.




65.




Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье. О вреде наркогенных веществ.




66.




Личность и ее особенности.




67.




Контроль знаний по теме «Индивидуальное развитие организма»










^ Обобщение и систематизация знаний( 3 ч.)




68




Повторение изученного материала




69




Контроль знаний по курсу «Человек».




70




Резерв



  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании следующих...
Федерального Закона от 29. 12. 2012г. №273-фз «Об образовании в Российской Федерации»
Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) icon Пояснительная записка Настоящая рабочая программа написана на основании...
Планирование составлено на основе Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы.– 2-е изд., – М.: Бином....
Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) icon Пояснительная записка Настоящая рабочая программа написана на основании...
Планирование составлено на основе Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы.– 2-е изд., – М.: Бином....
Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) icon Пояснительная записка Настоящая рабочая программа написана на основании...
Планирование составлено на основе Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы.– 2-е изд., – М.: Бином....
Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) icon Пояснительная записка Настоящая рабочая программа написана на основании...
Планирование составлено на основе Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы.– 2-е изд., – М.: Бином....
Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) icon Рабочая программа по информатике составлена на основе следующих документов:...
Программа составлена на основе примерной программы по информатике на основе федерального компонента государственного стандарта основного...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) icon Рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов:...
Настоящая рабочая программа составлена на основании следующих нормативных документов
Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) icon Рабочая программа по физической культуре для 2 класса создана на...
Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы по физической культуре...
Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) icon Пояснительная записка к рабочей программе по английскому языку для...
Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года №273-фз
Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена на основе следующих нормативных документов: Закона РФ «Об образовании» от 29. 12. 2012 n 273-фз (ред от 23. 07. 2013) icon Рабочая программа по предмету «Информатика» 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом следующих нормативных документов и материалов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов