Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии




Скачать 168.8 Kb.
Название Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии
Дата публикации 15.07.2016
Размер 168.8 Kb.
Тип Рабочая программа
edushk.ru > Биология > Рабочая программа
МОУ» Сосновская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

по биологии в 8 классе.

Составитель: Учитель биологии

Горбунова Г.И.

Сосновка 2012
-
Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе программы основного общего образования (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Программы по биологии созданная под руководством В.В.Пасечника / автор состовитель Г.М.Пальдяева - М.: Дрофа, 2009) соответствует требованиям к обязательному минимуму содержания Федерального государственного стандарта основного общего образования, и имеет базовый уровень.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю ( 68 часов). Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:

1.освоение знаний человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека;

2.овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3.развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

5.иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Рабочая программа ориентирована на учебник: Колесов Д.В., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 кл. – М.: Дрофа, 2007.-336 с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

Требования к уровню подготовки выпускников в результате изучения биологии.

ученик должен знать/понимать

-признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

-сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость,;

-особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь :

-объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

- родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; -

-зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; -причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;

-изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных;

--рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

-распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

-сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

-определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

-анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

-проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

-оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

-рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

-проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Распределение часов программы по темам.


Тема.

Кол- во часов.

Лабораторная работа.

1.введение

1




2. Происхождение человека.

4




3. Общий обзор организма

1.




4.Клеточное строение организма.

3.

2

5.Рефлекторная регуляция органов и систем организма.

1.




6. Опорно - двигательная система.

7

4.

7. Внутренняя среда организма.

3

1.

8. Кровеносная и лимфатическая системы организма

7

5

9. Дыхательная система.

6

1.

10. Пищеварительная система.

6

1.

11. Обмен веществ и энергии.

3.

2.

12. Выделительная система.

1




13.Кожа и теплорегуляция.

3




14.Нервная система человека.

5.

2.

15. Анализаторы.

5

1.

16. Железы внутренней секреции.

2




17. Индивидуальное развитие организма.

5




18. Высшая нервная деятельность

5.

2

Всего часов

68

21


Календарно – тематическое планирование к программе по темам.


дата

№ урока

Тема урока

лабораторная работа

примечание




1.

Введение ( 1час )

Науки , изучающие организм человека: анатомия, физиология, Психология и гигиена.













^ Происхождение человека (4 часа )










2.

Становление наук о человеке.










3.

Систематическое положение человека.










4.

Историческое прошлое людей.










5.

Расы человека.













^ Строение и функции организма (57)часов












Общий обзор организма ( 1 час ).










6.

Уровни организации . Структура тела. Органы и системы органов.













^ Клеточное строение организма, ткани ( 3 часа ).










7.

Клеточное строение организма.

Л.Р.»Рассматривание клеток и тканей под микроскопом

№1..







8.

Ткани.










9.

Нервная ткань.

Л.Р. « Рассматривание нервной ткани под микроскопом»

№2..










Рефлекторная регуляция органов и систем организма ( 1 час )










10.

Рефлекторная регуляция.













^ Опорно – двигательная система (7часов).










11.

Значение опорно- двигательной системы, ее состав. Строение костей.

Л.р.»Микроскопическое строение кости».

№3.







12.

Скелет человека. Осевой скелет.










13.

Скелет поясов и свободных конечностей: добавочный скелет.










14.

Строение мышц.

Л.Р. « Мышцы человеческого тела»

№4.







15.

Работа скелетных мышц и их регуляция .

Л.Р.» Утомление при статистической работе».

№5.







16.

Осанка. Предупреждение плоскостопия.

Л.Р. « Осанка и плоскостопие».

№6.







17.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихов суставов.













Внутренняя среда организма ( 3 часа).










18.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Л.Р. « Микроскопическое строение эритроцитов человека и лягушки».

№ 7.







19.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.










20.

Иммунология на службе здоровья.













Кровеносная и лимфатическая системы организма ( 6 часов ).










21.

Транспортные системы организма.










22.

Круги кровообращения.

Л.Р. «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».

Л.Р. . « Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».

№ 8.

№9.







23.

Строение и работа сердца.










24.

Движение крови по сосудам. Регуляция кровообращения.

Л.Р. « Изменение скорости кровотока сосудов ногтевого ложе».

Л.Р. « Подсчет пульса в разных условиях «.

№10.

№11..







25.

Гигиена сердечнососудистой системы. Первая помощь при заболевании сердца и сосудов.

Л.Р. «Функциональная проба. Реакция сердечнососудистой системы на дозированную нагрузку».

№12.







26.

Первая помощь при кровообращениях.










27.

Обобщающий урок по теме : « кровь и кровообращение».













^ Дыхательная система ( 4 часа ).










28.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы.










29.

Легкие . Легочное тканевое дыхание.










30.

Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.










31.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.

Л.Р. « Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха».

Л.Р. «Функциональная проба с задержкой дыхания на вдохе и выдохе «.

№ 13..

№14








32.

Обобщающий урок по теме : « дыхательная система «.










33.

Урок зачет по теме : « кровь и кровообращение» , « дыхательная система «.













^ Пищеварительная система ( 10 : часов ).










34.

Питание и пищеварение.










35.

Пищеварение в ротовой полости.

Л.Р. «Действие слюны на крахмал.»

№ 15.»







36.

Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.










37.

Функции тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени. Аппендицит.










38.

Регуляция пищеварения.










39.

Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечной инфекции.













^ Обмен веществ и энергии ( 3 часа ).










40.

Обмен веществ и энергии- основное свойство всех живых существ.










41.

Витамины.










42.

Энерготраты человека и пищевой рацион.

Л.Р. «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки».

Л.Р. «Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат».

№ 16

№ 17











Выделение (1 час ).










43.

Выделение.













^ Кожа и теплорегуляция ( 3 часа).










44.

Кожа- наружный покровный орган.










45.

Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви.










46.

Терморегуляция организма. Закаливание.













^ Нервная система человека (5часо ).










47.

Значение нервной системы.










48.

Строение нервной системы. Спиной мозг.










49.

Строение головного мозга и его функции.

Л.Р. « Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка».

№ 18







50.

Функции переднего мозга.










51.

Соматический и автономный отделы нервной системы.

Л.Р. «Рефлексы продолговатого и среднего мозга».

№ 19










^ Анализаторы ( 5 часов ).










52.

Анализаторы.










53.

Зрительный анализатор.

Л.Р. « Иллюзия, связанная с бинокулярным зрением».

№ 20 .







54.

Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.










55.

Слуховой анализатор.










56.

Органы равновесия , кожно- мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.













^ Железы внутренней секреции ( 2 часа ).










57.

Роль эндокринной секреции.










58.

Функции желез внутренней секреции.













^ Индивидуальное развитие организма ( 5 часов ).










59.

Размножение в органическом мире.










60.

Беременность . Развитие зародыша и плода.










61.

Развитие человека после рождения.










62.

Наследственные и врожденные заболевания.










63.

Вредное влияние на организм курения, алкоголя, наркотиков.













^ Высшая нервная деятельность ( 5 часов ).










64.

Наука о поведении и психике. Рефлекторная теория поведения.










65.

Врожденные и приобретенные программы поведения.

Л.Р. «Вработка навыка зеркального письма».

№ 21







66.

Сон и сновидение.










67.

Речь и сознание.










68.

Воля, эмоции, внимание.

Л.Р. «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в

№22






Литература.
Список дополнительной литературы для учителя:

1.Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000

2.Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991

3.Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.

4.Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998

5.Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. — М.: Мир,

6.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995

7.«Открытая биология» - СД-диск компании «Физикон»

Список дополнительной литературы для учащихся:

1.Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986

2.Журнал «Биология для школьников».

3.Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"

4.Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта...
Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии в 7 классе. Составитель: Учитель биологии
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для 7 класса «Животные», созданная...
Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии в 9 классе. Составитель: Учитель биологии
Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек...
Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии icon Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на...
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе отводится...
Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии icon Рабочая учебная программа курса природоведение (5 класс) Составитель:...
Курс «Природа» в 5 классе продолжает курс природоведения начальной школы. В 5 классе учащиеся получают доста­точную естественнонаучную...
Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Детловская средняя общеобразовательная школа №12
Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. В. Пасечник
Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии icon Рабочая программа по общей биологии 12 класс
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 12 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,...
Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным...
В курсе биологии 6 класс рекомендован модуль «Биологическое краеведение» 17 часов. (Приложение №1 Инструктивно- методического письма...
Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии, 7 класс 2014-2015 уч г
Программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница