Экзамен сдан на 5, зимняя сессия 2003, ргпу факультет философии человека, асс. Кошкиной социология читалась 1 семестр Предмет социологии. Социология в системе наук




Скачать 235.07 Kb.
Название Экзамен сдан на 5, зимняя сессия 2003, ргпу факультет философии человека, асс. Кошкиной социология читалась 1 семестр Предмет социологии. Социология в системе наук
страница 1/3
Дата публикации 18.07.2016
Размер 235.07 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы
  1   2   3
Социология

Экзамен сдан на 5, зимняя сессия 2003, РГПУ
факультет философии человека, асс. Кошкиной
социология читалась 1 семестр

1. Предмет социологии. Социология в системе наук.
2. Социология как наука: ее структура, функции и метод.
3. Возникновение и основные этапы развития социологической науки.
4. Социально-теоретические предпосылки становления социологии. Проект науки об обществе О. Конта.
5. Социологические воззрения Г. Спенсера (1820-1903).
6. Социология Э. Дюркгейма (1858-1917).
7. Немецкая социологическая школа: М. Вебер (1846-1920).
8. Социологические подходы к определению понятия "общество".
9. Многообразие социальных общностей.
10. Социальные группы: их сущность и разновидности.
11. Социальные институты.
12. Личность в системе социологического познания.
13. Социальные действия и взаимодействия.
14. Социальная стратификация и мобильность.
15. Культура: социологический анализ.
16. Социология молодежи: предмет науки и основные проблемы.
17. Преемственность поколений как социальная проблема.
18. Молодежная субкультура. Проблема религиозности молодежи.
19. Социология семейно-брачных отношений.
20. Социология управления и менеджмента.
21. Социологическое исследование (программа, основные методы).
22. Опрос как метод социологического познания.
23. Особенности анкетирования. Структура анкеты.
24. Особенности интервьюирования.




1. Предмет социологии. Социология в системе наук.
Предмет социологии.
Объект науки - поле исследовательской деятельности (область).
Предмет науки (предметная область) - те стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.
Объектом социологии является общество и закономерности, которые проявляются в обществе. Социальные знания стремятся к объективности. Соц. науки изучают различные формы соц. жизни. В качестве особого феномена соц. жизни выступает явление "социального", которое служит предметом социологии. "Социальное", как одна из сторон "общественного", характери-зует интеракция или взаимодействие между людьми, группами, это особая сфера регуляции поведения человека, которая рождает особые свойства "социального".
Три подхода к предмету социологии:
1. Социология как интегральная универсальная наука об обществе (Герберт Спенсер).
2. Социология как наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, а так же механизмах и принципах их взаимосвязей в соц. системе.
3. У социологии нет специально отведенной сферы социальных явлений. С другой стороны она не является всеобъемлющей наукой об обществе. Она стремится постичь природу социаль-ных связей между людьми, законов приспособления людей друг к другу, отношений, проявляющихся в любых областях общественной жизни. Она обращается к всеобщим формам соци-альной жизни, выявляет наиболее существенное, основные свойства социальных явлений. => социология изучает общие принципы воспроизводства, функционирования и изменения основных форм соц. взаимодействий, изучает общество в целом, как единую систему соц. взаимодейст-вий, при этом основываясь на эмпирических данных, выделяя повторяющееся, устойчивое в этих взаимодействиях в различных сферах общественной жизни.
^ Социология в системе наук.
В системе общественных и гуманитарных наук социология занимает центральное место. Это объясняется тем, что:
1) она является интегральной наукой об обществе, его явлениях и процессах;
2) включает в себя общесоциологическую теорию, которая служит теорией и мето-дологией всех других общественных и гуманитарных наук;
3) все общественные и гуманитарные науки, изучающие различные стороны общественной жизни имели социальный аспект;
4) техника и методы изучения человека и его деятельности, методы соц. измерения и др., разрабатывае-мые социологией, необходимы и используются общественными и гуманитарными науками;
5) сложилась целая система исследований, проводимых на стыке социологии и других наук (соц.-экономические, соц.-демографические, соц.-политические).
При этом следует отметить, что социологию нельзя назвать "наукой наук". Скорее можно сравнить ее положение в системе общественных и гуманитарных наук с тем положением, кото-рое занимают общая химия или общая биология (соответственно в системе химических или биологических наук).

^ 2. Социология как наука: ее структура, функции и метод.
Структура социологического знания:
1. Общая социологическая теория.
2. Частные социологические теории (теория среднего уровня)
3. Прикладной уровень социологии.
    а) эмпирическая социология, которая эмпирирует большое количество теоретических знаний;
    б) конкретные социологические исследования, метода;
    в) эмпирическая социология.
Функции социологии:
(по тетради)
1. Познавательная функция, связанная с изучением законов функционирования социальной системы.
2. Управляющая функция.
3. Организационно-технологическая функция, связанная с внедрением социальных технологий.
4. Ценностно-ориентированная функция.
(по учебнику)
1. Познавательная функция, обеспечивающая прирост научного знания о фактах и законо-мерностях развития общества.
2. Практическая функция - поскольку харак-терной чертой социологии выступает единство теории и практики. Появляется возможность научного прогнозирования, предвидения перспектив социального развития. Социологи проводят социальную диагностику, разрабатывают соц. проекты.
3. Мировоззренческая функция, связанная с формированием у людей представлений об ок-ружающем мире, базирующихся на знании, а не на заблуждениях и предрассудках.
^ Метод социологии.
Метод науки - путь, направление, средство исследования (познания).
Как и любая другая наука, социология опирается на эмпирическую информацию, которая соби-рается при помощи специальных методов (наблюдение, анализ документальных источников, опрос, тестирование и др.). Собранные данные проверяют, обобщают. Далее проводится ана-лиз, выявляются и интерпретируются социальные факты, обнаруживаются и объясняются закономерности.
Особенности социологического метода: социология стремится к знанию, а не к оценочным суж-дениям о социальных явлениях. Это знание основывается на принципах научности, на объективных понятиях и доказательности, аргументированности. Социология опирается на со-циальные факты для обоснования собственных суждений.

^ 3. Возникновение и основные этапы развития социологической науки.

4. Социально-теоретические предпосылки становления социологии. Проект науки об обществе О. Конта.
Как самостоятельная наука об обществе - целостной системе и о развитии его элементов - она сформировалась только к середине XIX века. Указанный процесс обуславливается рядом предпосылок:
1) быстрое развитие капиталистических отношений;
2) нарастание и обострение социальной нестабильности;
3) поворот в социальной философии к практическому и прикладному изучению общества, основанному на достижениях конкретных наук.
Явственно ощущалась необходимость социальной науки, которая, в отличие от абстрактных философских схем, предложила бы новые теоретические методы и модели обобщения данных о развитии общества, уже собранных конкретными науками, и на основе этих обобщений дала бы объяснение новым социальным явлениям.
^ Проект науки об обществе Огюста Конта (1798-1857).
    · Поставил вопрос о необходимости всестороннего анализа общественных явлений, что призвана сделать новая наука "социология".
    · Новая наука об обществе должна быть позитивной или "истинно положительной, досто-верной, полезной". Основные критерии: доказательность, аргументированность и подтверждение фактами.
    · Установил закон трех стадий развития общества, человечества и человеческого разума: 1) теологический этап (господство религиозно-мистических и мифических представлений об обществе); 2) метафизический этап (критические тенденции, пересмотр предыдущих точек зрения); 3) позитивистский этап (позитивное мышление).
    · В структуре социологии Конт выделяет социальную статику и социальную динамику. Со-циальная статика раскрывает взаимоотношения между социальными институтами, изучает явления социального строения. Социальная динамика изучает процессы общественной жизни, имеет дело с законами развития и изменения социума.
Суть позитивистского подхода: социология как наука должна строиться по образу естественных наук, т.е.:
1) социальные явления следует рассматривать как явления природные;
2) методы анализа, разрабатываемые в естественных науках применимы в изучении социальных яв-лений (в социальном исследовании);
3) задача социологии состоит в выработке таких обобщенных, эмпирически обоснованных положений, которые могли бы стать основой прогнозирования социальных явлений.
Позитивистская социология разбивается на ряд школ, учений и направлений.
И все то же, но проще:
"Отцом социологии" считается Огюст Конт, французский философ и популяризатор науки. Он решительно отделили социологию от философии. Предмет социологии по Конту - социальная статика (социальные связи, отношения между людьми) и социальная динамика (развитие этих связей и отношений). Социологические знания добываются точно так же, как получают знания в естественных науках: при помощи наблюдения, эксперимента, сравнения. Надо собирать, систематизировать данные и объяснять социальные явления, надо строить гипотезы и прове-рять их, превращая в теории. Это и есть научное изучение общества. Не следует заниматься тем, что не поддается общенаучным методам изучения, иначе исследователь впадет в бесплод-ное философствование. Такой научный подход определяют как позитивизм.

^ 5. Социологические воззрения Г. Спенсера (1820-1903). Герберт Спенсер, основоположник и наиболее видный представитель биологического направле-ния, стремился развить социологию как естественную науку. По его мнению, в природе, а значит и в обществе, господствует всеобщий закон эволюции - закон сохранения энергии, ко-торая в своем движении меняет формы. В концепции Спенсера общество трактуется как организм, для которого характерны следующие особенности:
1) социальный организм на протя-жении большей части своей истории растет, развивается, изменяется;
2) по мере роста общества структура его усложняется;
3) усложнение структуры сопровождается дифференциацией функций.
    · Специфика английской социологии заключается в индивидуализме: общество - совокуп-ность индивидов и только понимание природы индивида дает ключ к пониманию социального целого.
    · Спенсер проводит различие между биологическим организмом и обществом: в живом орга-низме элементы существуют ради целого, а в обществе наоборот.
    · Спенсер устанавливает закономерность в эволюции общества, а именно: процесс соци-альных изменений совершается по естественным законам независимо от желания людей.

^ 6. Социология Э. Дюркгейма (1858-1917).
Эмиль Дюркгейм - наиболее видный представитель коллективно-психологической теории.
Коллективно-психологические теории возникли в результате стремления рассматривать общест-во как нечто большее, чем просто совокупность индивидов и их взаимосвязь. Хотя в рамке этой теории существуют различные варианты, тем не менее общим для них является представ-ление о существовании надындивидуального сознания, которому присущи свои законы (из тетради: социальная реальность, как и другие виды реальности (биологическая, психологиче-ская), развивается в соответствии с определенными законами, при этом это реальность особого рода, автономная от других и прежде всего от индивидуальной (биопсихической) реальности).
Э. Дюркгейм: по его мнению социальные явления нельзя рассматривать как просто индивиду-альные психологические факты. Социальные явления существуют как вещи, особые установления. Индивид находит их в обществе готовыми, и они осуществляют на него такое давление и так, что он должен им подчиняться. Социальное превосходит индивидуальное как целое превосходит часть, и потому общественное сознание представляет собой индивидуаль-ность особого вида. Коллективное сознание отделено от индивидуального, и его составляют коллективные представления, коллективный способ мышления и поведения. Люди же их распо-знают, поскольку они существуют как нечто внешнее, поскольку коллективные представления предшествуют индивиду, существуют независимо от индивидов и становятся обязательными для них.
Дюркгейм подчеркивал что общество - есть особая область действительности, имеющая свои особые законы, и что социальные явления объективны и независимы от сознания индивидов.

^ 7. Немецкая социологическая школа: М. Вебер (1846-1920).
Макс Вебер - представитель антипозитивистской теории. Он разделял взгляды некоторых пси-хологов (представителей индивидуально-психологических теорий - псих. теории стремятся общественные явления и их развитие объяснить психическими факторами, действием сознания, т.е. психическими отношениями между индивидами). Макс Вебер - основоположник понимающей социологии. Определяя сущность социального явления, он исходил из индивидуального созна-ния и подчеркивал, что в качестве социального явления выступает не всякое поведение индивида, но лишь такое, которое имеет внутреннее значение для поступающего определенным образом и которое ориентировано на поведение другого индивида. И, определяя таким образом социальное явление как индивидуальное действие, связанное с поведением другого индивида, М. Вебер считает, что важнейшей задачей социологии является понимание значения мотивов, ведущих к определенному поведению. Поэтому, согласно Веберу, общественные науки должны не только исследовать причинные связи между явлениями, но и понимать эти явления.
Типология социальных действий:
1) целе-рациональный тип;
2) ценностно-рациональный тип;
3) аффективный тип;
4) традиционный (первичный) тип.
Средством обобщения многообразия эмпирических данных у Вебера выступает понятие "идеаль-ный тип" (теоретическая схема, идеально-типичная модель, конструкция).

^ 8. Социологические подходы к определению понятия "общество".
Предметом социологии является общество вообще, а так же социальные явления, которые, бу-дучи взаимосвязанными, в своей совокупности и образуют общество. Именно поэтому в задачу социологии входит как определение самого понятия человеческого общества, так и понятийное определение общественных явлений и выявление основы соединения их в обществе. Отдельные социологические теории как раз и различаются в зависимости от того, как они объясняют сущность общества и социальных явлений с учетом их соединения в целостном обществе.
^ Механистические теории - те социологические теории, которые стремятся изучать и объяснять общество и социальные явления исключительно на основе законов, открываемых физикой и химией. Несколько видов понимания общества: с позиций физики (механики), с позиций энер-гетизма и с позиций математики:
    · механистическое понимание. Г.Ч.Кэри. Человек - есть молекула общества, и объедине-ние людей происходит в соответствии с законами притяжения частиц;
    · социальный энергетизм. Вильгельм Оствальд. Социальные и исторические явления по су-ти представляют собой превращение энергии; индивиды перерабатывают "сырую энергию", находящуюся в природе, с помощью труда; общество, таким образом, становится агрега-том по превращению "сырой" энергии в "полезную";
    · экономическое равновесие (математическое). Вильфредо Парето. Будучи зависимы друг от друга как математические функции, социальные факторы создают социальную систему как состояние равновесия, которое нарушают изменения, обусловленные внутренними и внешними событиями, и которое имеет тенденцию восстанавливаться.
^ Биологические теории - стремятся объяснить общество, социальные явления и изменения в об-щественной жизни закономерностями, которые господствуют в органическом мире и которые открывает биология:
    · органическое направление. Г. Спенсер. В концепции Спенсера общество трактуется как организм, но в организме клетки существуют ради целого, в обществе же наоборот - общество ради индивидов;
    · социальный дарвинизм. Людвиг Гумплович. Приверженцы социального дарвинизма стреми-лись объяснить общество и изменения в общественной жизни "борьбой за существование".
^ Психологические теории - стремятся общественные явления и их развитие объяснить психиче-скими факторами, действием сознания, т.е. психическими отношениями между индивидами.
^ Современный функционализм - общество - долговременная и устойчивая структура, элементы которой тесно связаны и образуют стройное целое. Каждый элемент имеет свою особую функ-цию, каждый элемент необходим для работы всей структуры.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Экзамен сдан на 5, зимняя сессия 2003, ргпу факультет философии человека, асс. Кошкиной социология читалась 1 семестр Предмет социологии. Социология в системе наук icon Темы рефератов по социологии Социология
Социология: проблемы и перспективы (Социология как наука. Предмет и объект социологии. Функции и уровни. Социальные общности их характерные...
Экзамен сдан на 5, зимняя сессия 2003, ргпу факультет философии человека, асс. Кошкиной социология читалась 1 семестр Предмет социологии. Социология в системе наук icon Исаев Б. А. Краткий курс социологии. Социология. Учебник для юридических...

Экзамен сдан на 5, зимняя сессия 2003, ргпу факультет философии человека, асс. Кошкиной социология читалась 1 семестр Предмет социологии. Социология в системе наук icon Вопросы по социологии для слушателей заочного обучения
Предмет и объект социологии. Структура социологии как науки. Функции науки социология
Экзамен сдан на 5, зимняя сессия 2003, ргпу факультет философии человека, асс. Кошкиной социология читалась 1 семестр Предмет социологии. Социология в системе наук icon Контрольные вопросы для проведения промежуточной аттестации по итогам...
Типы и направления исследований в социологии управления. Объект и предмет социологии управления
Экзамен сдан на 5, зимняя сессия 2003, ргпу факультет философии человека, асс. Кошкиной социология читалась 1 семестр Предмет социологии. Социология в системе наук icon Чепуренко Александр Юльевич лектор Учебника нет! Наиболее близкий:...
В рамках социологии появляются 2 вида предметов: функциональные и исторические. Социология предпринимательства попадает в первую...
Экзамен сдан на 5, зимняя сессия 2003, ргпу факультет философии человека, асс. Кошкиной социология читалась 1 семестр Предмет социологии. Социология в системе наук icon Социология конспект лекций
Содержание Государственного образовательного стандарта по дисциплине “Социология”
Экзамен сдан на 5, зимняя сессия 2003, ргпу факультет философии человека, асс. Кошкиной социология читалась 1 семестр Предмет социологии. Социология в системе наук icon Литература по всем темам Бачинин В. А. История философии и социологии права. Спб., 2001
Керимов Д. А. Проблемы общей теории права и государства. В. 3 т. Т. Социология права. М, 2001
Экзамен сдан на 5, зимняя сессия 2003, ргпу факультет философии человека, асс. Кошкиной социология читалась 1 семестр Предмет социологии. Социология в системе наук icon 1. Социология как наука
Для человека во все времена стремление понять механизмы, лежащие в основе социальных процессов, найти ответы на вопрос о роли и месте...
Экзамен сдан на 5, зимняя сессия 2003, ргпу факультет философии человека, асс. Кошкиной социология читалась 1 семестр Предмет социологии. Социология в системе наук icon План лекции Социальные факторы развития социологии Интеллектуальные...
Особенности: связь с религией, убеждение в научности социологии и эмпирические исследования
Экзамен сдан на 5, зимняя сессия 2003, ргпу факультет философии человека, асс. Кошкиной социология читалась 1 семестр Предмет социологии. Социология в системе наук icon Требования к результатам освоения основных образовательных программ...
Изучение курса «Социология» обеспечивает овладение следующими 1 общекультурными компетенциями
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов