Рабочая программа по биологии 9 класс




Скачать 154.77 Kb.
Название Рабочая программа по биологии 9 класс
Дата публикации 21.07.2016
Размер 154.77 Kb.
Тип Рабочая программа
edushk.ru > Биология > Рабочая программа



Управление образования администрации МО «Коношский муниципальный район»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Коношеозерская средняя общеобразовательная школа»

Рекомендовано Утверждено

методическим объединением приказом директора

учителей________________ МБОУ « Коношеозерская СОШ»

____________________ №____от «_ ___»______2013г.

Протокол № ___от «_____»

__________201 3г.


Рабочая программа по биологии

9 класс

(основное общее образование)

201 3-201 4 учебный год

Составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии

^ Составлена на основе авторской программы по биологии В.В.Пасечника, 20 12г




Составитель программы:

Шалегина С.Ф.
п Коноша

2013г


1


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования
^ Цели изучения биологии:
-овладение учащимися знаний о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями;

-формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

-гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;

- установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле;

- подготовка школьников к практической деятельности и профессиональной направленности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения.
^ Основные задачи:

  • - изучение строения и закономерностей функционирования организмов, многообразия жизни, процессов индивидуального и исторического развития, характера взаимодействия организмов и среды обитания, наследственности и изменчивости,

  • -развитие умения аналитически подходить к изучению явлений природы и общественной жизни,

  • - воспитание принципиально новых подходов к решению разнообразных теоретических и практических проблем во всех областях человеческой жизни,

  • - применение полученных знаний и умений для решения проблемных биологических задач исследовательского характера.


^ Структура рабочей программы:

-пояснительная записка

-учебно – тематический план

-содержание тем учебного курса

- требования к уровню подготовки обучающихся

-календарно – тематическое планирование

-перечень учебно – методического обеспечения

-контрольно – измерительные материалы.
^ Сведения о рабочей программе.

Данная рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы по биологии для 5 -11 классов под редакцией В.В. Пасечника.
^ Особенности рабочей программы.

В данную программу введен региональный компонент, материал которого изучается на отдельных темах курса..Введение регионального компонента позволяет обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, в том числе и экологическую. Использование материалов регионального характера расширит и дополнит содержание школьного курса биологии конкретными фактическими материалами о природных комплексах Архангельской области, что позволит развивать биоцентрическое мышление.

^ Срок реализации рабочей программы. 3

Данная программа по биологии 9 класса рассчитана на срок - один учебный год, а именно: с 1 сентября 2013года по 31 мая 2014 года.
^ Предполагаемые методы и формы работы.

В планировании предусматриваются разнообразные методы и формы работы : ле кции, беседы, наблюдения, эксперименты, лабораторные работы; проведение тестов, зачетов, контрольных работ, и т д.
^ Условия реализации рабочей программы.

Рабочая программа может быть успешно реализована при соблюдении следующих условий:

- наличие УМК, соответствующего ФГОС, примерной и авторской программе по учебному предмету,

-проведение запланированного количества уроков в установленных объемах-100%

-наличие дополнительного оборудования:

Средства на печатной основе ( демонстрационные печатные таблицы, дида ктический материал), муляжи, модели, коллекции, влажные препараты, микропрепараты, приборы и лабораторное оборудование, технические средства обучения и др.
^ Используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе.

-устные ответы . зачетно – обобщающие уроки, лабораторные работы, тематические сообщения,

самостоятельные работы, контрольные работы, тесты.

^ Обоснование выбора УМК для реализации рабочей программы.

Данный УМК и авторская программа В.В. Пасечника по биологии была выбрана на заседании районного методического объединения учителей биологии.


Учебно – тематический план

по биологии.

Класс -9

Учитель : Шалегина С.Ф.

Количество часов:

Всего- 68, в неделю -2часа

лабораторных работ-5

Контрольных работ -2, тестов – 3,лабораторные работы, тесты и темы регионального компонента не рассчитаны на академический час, поэтому не вычитаются из общего количества уроков.

Планирование составлено на основе авторской программы В.В.Пасечника.

Учебник Каменский А.А, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Введение в общую биологию и экологию.

9 класс.М:- Дрофа, 2010г




Название темы

Количество часов

Практические виды занятий,включенные в содержание разделов и тем в соответствии с

примерной программой



Реализация регионального компонента


Лабораторные работы


Контрольные работы


тесты




Введение

3










1

Молекулярный уровень

9

л/р1




тест



2

Клеточный уровень

14

л/р1




тест



3

Организменный уровень

14

л/р1

к/р №1






4

Популяционно – видовой уровень

3

л/р1










5

Экосистемный уровень

4










Основные экосистемы области.

Агроклиматическая характеристика нашей области.

Экологические сукцессии в области.

6

Биосферный уровекнь

5





тест

Охрана природы в Архангельской области.

7

Основы учения об эволюции

7

л/р -1










8

Возникновение и развитие жизни на Земле.

7



к/р №2







9

Повторение

2















ИТОГО :

68

л/р -5

к/р -2

Тестов-3



^ 3. Содержание учебного предмета.

Введение ( 3 часа)

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие « жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Раздел 1. Уровни организации живой природы. Тема 1 Молекулярный уровень ( 9 часов)

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы ( белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды ). Углеводы. Липиды. Состав и строение белков.

Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки.

Биологические катализаторы. Вирусы. ^ Лабораторные работы : 1.Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой.

Тема 2 Клеточный уровень ( 14 часов)

Основные положения клеточной теории. Клетка –структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, хромосомный набор клетки.

ЭПС, Рибосомы, Комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр. Органоиды движения. Функции органоидов.

Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот, растительных и животных клеток. Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание.

Фотосинтез и хемосинтез Рост, развитие и жизненные циклы клетки. Общие понятия о делении клетки ( митоз, мейоз).

^ Лабораторные работы : 1.Расщепление пероксида водорода с помощью фермента каталазы. 2. Рассматривание клеток растений и животных. Демонстрация модели клетки , микропрепаратов митоза в клетках корешках лука , хромосом; модели – аппликации, иллюстрирующих деление клеток.
^ Тема 3 . Организменный уровень ( 14 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов.

Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание.

Закон чистоты гамет. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование

признаков. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование.

Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Демонстрация микропрепаратов яйцеклетки и сперматозоида.

^ Лабораторные работы : 3. Выявление изменчивости организмов

Тема 4. Популяционно – видовой уровень ( 3 часа)

Вид. Критерии вида. Популяция –форма существования вида и единица эволюции. Биологическая классификация. Экология как наука. Экологические факторы. Лабораторные работы : 4. Изучение морфологического критерия вида. Демонстрация гербария, коллекции живых растений и животных
^ Тема 5. Экосистемный уровень (4 часа)

Сообщество, экосистема. Биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы.

Саморазвитие экосистем. Основные экосистемы Архангельской области. Агроклиматическая характеристика нашей области. Экологические сукцессии в области.

^ Тема 6. Биосферный уровень ( 5 часов)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Охрана природы в Архангельской области. Демонстрация моделей – аппликаций

« биосфера и человек».

Раздел 2. Эволюция органического мира. Тема 2.1 Основы учения об эволюции(7часов)


Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. Лабораторные работы.5. Приспособленность организмов к среде обитания.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость и наследственность.
^ Тема 2.2.Возникновение и развитие жизни на Земле ( 7часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое .Доказательства эволюции. Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, людей.

Повторение ( 2 часа)

^

4. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ


В результате изучения предмета учащиеся должны:
Называть:

  • общие признаки живых организмов;

  • признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

  • причины и результаты эволюции.


Приводить примеры:

  • усложнения растений и животных в процессе эволюции;

  • природных и искусственных сообществ;

  • изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

  • наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных.


Характеризовать:

  • строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

  • деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

  • строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

  • обмен веществ и превращение энергии;

  • роль ферментов и витаминов в организме;

  • особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

  • дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме

  • иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

  • размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

  • вирусы как неклеточные формы жизни;

  • среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);

  • природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

  • искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ.



Обосновывать:

  • взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

  • родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

  • роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

  • влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

  • меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

  • влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

  • роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере.


Распознавать:

  • организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

  • клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

  • наиболее распространенные виды растений и животных своего региона.


Сравнивать:

  • строение и функции клеток растений и животных;

  • организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

  • семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы.




Соблюдать правила:

  • приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

  • наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

  • проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

  • бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

  • здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.


^

6. Перечень учебно-методического обеспечения

Основная литература


Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Тематическое и поурочное планирование к учебнику» М.: Дрофа, 2005.

В.В.Пасечник. Пособие для учителя.- М: Дрофа, 2006г.


Дополнительная литература

  1. Аверчикова О.Е. Биология. Элективные курсы. Лечебное дело. Микробиология. Основы гигиены. 9-11 классы. М.: Айрис-пресс, 2007.

  2. Балабанова В.В., Максимцева Т.А. Предметные недели в школе: биология, экология, здоровый образ жизни. Волгоград: Учитель, 2003.

  3. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

  4. Боднарук М.М., Ковылина Н.В. Занимательные материалы и факты по анатомии и физиологии человека в вопросах и ответах. 8-11 классы. Волгоград: Учитель, 2007.

  5. Пакулова В.М., Смолина Н.А. Биология в вопросах и ответах. М.: «Библиотека: сельская школа», 2001.

  6. Словарь физиологических терминов. Под ред. О.Г.Газенко. М.: Наука

  7. Я иду на урок биологии: Экология: Книга для учителя. М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

  8. Якушкина Е.А., Попова Т.Г., Трахина Е.В., Типикина Т.И. Биология. 5-9 классы: проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2009

^ 7. Контрольно – измерительные материалы.
1.Лабораторных работ -5:


л/р №1. Расщепление пероксида водорода каталазой

№2 Рассматривание клеток растений и животных.

л/р №3. Выявление изменчивости организмов.

л/р №4. Изучение морфологического критерия вида.

л/р № 5 .Приспособленность организмов к среде обитания.

2. Контрольных работ -2:

к/р №1 по теме « Организменный уровень»

к\р № 2 по теме «Основы учения об эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле».

3.тестов - 3

По темам :

«Молекулярный уровень»

« Клеточный уровень»

« Популяционно – видовой, экосистемный, биосферный уровень»


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии 9 класс icon Рабочая учебная программа по биологии 9а,б класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 9 класс «Биология»...
Рабочая программа по биологии 9 класс icon Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии...
«средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»
Рабочая программа по биологии 9 класс icon Рабочая программа по биологии, 7 класс 2014-2015 уч г
Программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии 9 класс icon Рабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта...
Рабочая программа по биологии 9 класс icon Рабочая программа по общей биологии 12 класс
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 12 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,...
Рабочая программа по биологии 9 класс icon Рабочая программа учителя по биологии 8 класс Пояснительная записка...
В программе предусмотрены лабораторные работы. Программа рассчитана на 68 часов, т е. 2 часа в неделю. Данной программе соответствует...
Рабочая программа по биологии 9 класс icon Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на...
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе отводится...
Рабочая программа по биологии 9 класс icon Рабочая учебная программа по природоведению 5а,б класс (базовый уровень)
Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 5 класс «Природоведение»...
Рабочая программа по биологии 9 класс icon Рабочая программа по биологии в 7 классе. Составитель: Учитель биологии
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для 7 класса «Животные», созданная...
Рабочая программа по биологии 9 класс icon Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программе среднего общего образования
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница