Скачать 154.77 Kb.
|
Управление образования администрации МО «Коношский муниципальный район» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Коношеозерская средняя общеобразовательная школа» Рекомендовано Утверждено методическим объединением приказом директора учителей________________ МБОУ « Коношеозерская СОШ» ____________________ №____от «_ ___»______2013г. Протокол № ___от «_____» __________201 3г. Рабочая программа по биологии 9 класс (основное общее образование) 201 3-201 4 учебный год Составлена на основе примерной программы основного общего образования по биологии ^ Составитель программы: Шалегина С.Ф. п Коноша ![]() 1 ^ Данная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования ^ -овладение учащимися знаний о живой природе, основными методами ее изучения, учебными умениями; -формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры; -гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека; - установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле; - подготовка школьников к практической деятельности и профессиональной направленности в области сельского хозяйства, медицины, здравоохранения. ^
^ -пояснительная записка -учебно – тематический план -содержание тем учебного курса - требования к уровню подготовки обучающихся -календарно – тематическое планирование -перечень учебно – методического обеспечения -контрольно – измерительные материалы. ^ Данная рабочая программа по биологии для 9 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии и авторской программы по биологии для 5 -11 классов под редакцией В.В. Пасечника. ^ В данную программу введен региональный компонент, материал которого изучается на отдельных темах курса..Введение регионального компонента позволяет обеспечить выпускникам высокую биологическую грамотность, в том числе и экологическую. Использование материалов регионального характера расширит и дополнит содержание школьного курса биологии конкретными фактическими материалами о природных комплексах Архангельской области, что позволит развивать биоцентрическое мышление. ^ 3 Данная программа по биологии 9 класса рассчитана на срок - один учебный год, а именно: с 1 сентября 2013года по 31 мая 2014 года. ^ В планировании предусматриваются разнообразные методы и формы работы : ле кции, беседы, наблюдения, эксперименты, лабораторные работы; проведение тестов, зачетов, контрольных работ, и т д. ^ Рабочая программа может быть успешно реализована при соблюдении следующих условий: - наличие УМК, соответствующего ФГОС, примерной и авторской программе по учебному предмету, -проведение запланированного количества уроков в установленных объемах-100% -наличие дополнительного оборудования: Средства на печатной основе ( демонстрационные печатные таблицы, дида ктический материал), муляжи, модели, коллекции, влажные препараты, микропрепараты, приборы и лабораторное оборудование, технические средства обучения и др. ^ -устные ответы . зачетно – обобщающие уроки, лабораторные работы, тематические сообщения, самостоятельные работы, контрольные работы, тесты. ^ Данный УМК и авторская программа В.В. Пасечника по биологии была выбрана на заседании районного методического объединения учителей биологии. Учебно – тематический план по биологии. Класс -9 Учитель : Шалегина С.Ф. Количество часов: Всего- 68, в неделю -2часа лабораторных работ-5 Контрольных работ -2, тестов – 3,лабораторные работы, тесты и темы регионального компонента не рассчитаны на академический час, поэтому не вычитаются из общего количества уроков. Планирование составлено на основе авторской программы В.В.Пасечника. Учебник Каменский А.А, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс.М:- Дрофа, 2010г
^ Введение ( 3 часа) Биология как наука и методы ее исследования. Понятие « жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека. Раздел 1. Уровни организации живой природы. Тема 1 Молекулярный уровень ( 9 часов)Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы ( белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды ). Углеводы. Липиды. Состав и строение белков. Функции белков. Нуклеиновые кислоты. АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. Вирусы. ^ : 1.Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой. Тема 2 Клеточный уровень ( 14 часов) Основные положения клеточной теории. Клетка –структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки: клеточная мембрана, ядро, хромосомный набор клетки. ЭПС, Рибосомы, Комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды, клеточный центр. Органоиды движения. Функции органоидов. Клеточные включения. Различия в строении клеток прокариот и эукариот, растительных и животных клеток. Обмен веществ и превращение энергии- основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Фотосинтез и хемосинтез Рост, развитие и жизненные циклы клетки. Общие понятия о делении клетки ( митоз, мейоз). ^ : 1.Расщепление пероксида водорода с помощью фермента каталазы. 2. Рассматривание клеток растений и животных. Демонстрация модели клетки , микропрепаратов митоза в клетках корешках лука , хромосом; модели – аппликации, иллюстрирующих деление клеток. ^ Бесполое и половое размножение организмов. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Дигибридное скрещивание. Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Взаимодействие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. Модификационная изменчивость. Мутационная изменчивость. Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Демонстрация микропрепаратов яйцеклетки и сперматозоида. ^ : 3. Выявление изменчивости организмов Тема 4. Популяционно – видовой уровень ( 3 часа) Вид. Критерии вида. Популяция –форма существования вида и единица эволюции. Биологическая классификация. Экология как наука. Экологические факторы. Лабораторные работы : 4. Изучение морфологического критерия вида. Демонстрация гербария, коллекции живых растений и животных ^ Сообщество, экосистема. Биогеоценоз. Состав и структура сообщества. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Саморазвитие экосистем. Основные экосистемы Архангельской области. Агроклиматическая характеристика нашей области. Экологические сукцессии в области. ^ Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Среды жизни. Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы. Охрана природы в Архангельской области. Демонстрация моделей – аппликаций « биосфера и человек». Раздел 2. Эволюция органического мира. Тема 2.1 Основы учения об эволюции(7часов)Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. Лабораторные работы.5. Приспособленность организмов к среде обитания. Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость и наследственность. ^ Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы. Краткая история развития органического мира. Развитие жизни в архее, протерозое и палеозое. Развитие жизни в мезозое и кайнозое .Доказательства эволюции. Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, людей. Повторение ( 2 часа) ^ В результате изучения предмета учащиеся должны: Называть:
Приводить примеры:
Характеризовать:
Обосновывать:
Распознавать:
Сравнивать:
Соблюдать правила:
^ Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. Тематическое и поурочное планирование к учебнику» М.: Дрофа, 2005. В.В.Пасечник. Пособие для учителя.- М: Дрофа, 2006г. Дополнительная литература
^ л/р №1. Расщепление пероксида водорода каталазой №2 Рассматривание клеток растений и животных. л/р №3. Выявление изменчивости организмов. л/р №4. Изучение морфологического критерия вида. л/р № 5 .Приспособленность организмов к среде обитания. 2. Контрольных работ -2: к/р №1 по теме « Организменный уровень» к\р № 2 по теме «Основы учения об эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле». 3.тестов - 3 По темам : «Молекулярный уровень» « Клеточный уровень» « Популяционно – видовой, экосистемный, биосферный уровень» |
![]() |
Рабочая учебная программа по биологии 9а,б класс (базовый уровень) Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 9 класс «Биология»... |
![]() |
Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии... «средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3» |
![]() |
Рабочая программа по биологии, 7 класс 2014-2015 уч г Программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по... |
![]() |
Рабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта... |
![]() |
Рабочая программа по общей биологии 12 класс Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 12 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,... |
![]() |
Рабочая программа учителя по биологии 8 класс Пояснительная записка... В программе предусмотрены лабораторные работы. Программа рассчитана на 68 часов, т е. 2 часа в неделю. Данной программе соответствует... |
![]() |
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на... В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе отводится... |
![]() |
Рабочая учебная программа по природоведению 5а,б класс (базовый уровень) Программа составлена на основе программы по биологии для общеобразовательного обучения в средней (полной) школе 5 класс «Природоведение»... |
![]() |
Рабочая программа по биологии в 7 классе. Составитель: Учитель биологии Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для 7 класса «Животные», созданная... |
![]() |
Рабочая программа по биологии 10 11 класс учителя первой квалификационной категории Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, примерной программе среднего общего образования |