Скачать 61.27 Kb.
|
![]() ![]() ![]() Конспект открытого урока в 5 классе по теме «Наземно-воздушная среда» Цель: -изучить приспособления растений и животных к разнообразным условиям наземно-воздушной среды обитания. Задачи: -развить знания о средах жизни на основе рассмотрения наземно-воздушной среды; -сформировать умения устанавливать взаимосвязь между особенностями строения и условиями обитания; -развить умение работать с различными источниками информации, развить умение сравнивать, анализировать, делать вывод. ^ Называть основные абиотические факторы, действующие в наземно-воздушной среде; определять и находить группы растений и животных по отношению к водному режиму и иллюстрировать их примерами; выделять характерные черты организмов, обитающих в разных условиях влажности в наземно-воздушной среде, описывать приспособления; сравнивать особенности водной и наземно-воздушной среды обитания; уметь работать с разными источниками информации, объяснять; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения растений и животных и их условиями обитания. ^ наземно-воздушная среда, водная среда; группы растений по отношению к водному режиму: влаголюбивые, умеренной влажности, сухолюбивые; группы животных по отношению к водному режиму: влаголюбивые, обитающие в условиях умеренной влажности, устойчивые к недостатку влаги Основное содержание: 1.Общая характеристика наземно-воздушной среды обитания. 2.Особенности наземно-воздушной среды. 3.Приспособления наземных организмов к водному режиму Ресурсы: Основные: учебник стр.22-25, электронное приложение «Наземно-воздушная среда», тетрадь-тренажёр, презентация Дополнительные: информационное пространство, таблицы, рисунки из творческих работ, сухоцветы, гербарий на каждом столе, цветы в кабинете, аквариум Тип урока: комбинированный План урока: 1.Организационный этап 2.Этап подготовки к работе на основном этапе 3.Этап проверки домашнего задания 4.Этап усвоения новых знаний и умений 5.Этап первичного закрепления знаний 6.Информация о домашнем задании 7.Подведение итогов урока, рефлексия Ход урока: 1.Организационный этап (приветствие, отметка в журнале темы и отсутствующих, проверка наличия на парте УМК, тетрадей) 2.Установление темы и цели урока: Проводится игра «Четвёртый лишний» с целью актуализации знаний по теме. Учащиеся вспоминают основные термины «царство», «отдел», «вид», «водная среда», «наземно-воздушная среда». На вопросы учителя, какую среду уже изучили и, какую дальше логично изучать, учащиеся дают ответ, заключающий в себе тему урока – наземно-воздушная среда. На вопрос учителя, по какой схеме (матрице) была изучена предыдущая тема «Водная среда», учащиеся дают развёрнутый ответ-алгоритм, который и используется и на этом уроке. Цель ставят учащиеся сами по аналогии с прошлой темой: -охарактеризовать наземно-воздушную среду обитания - изучить , как разные организмы приспособились к жизни в данной среде Данный этап урока завершён, своей цели достиг. 3.Проверка домашнего задания: 5 человек карточки с самопроверкой 1 человек у компьютера – информационное пространство – интерактивное задание «Водная среда и водные организмы» 1 человек – у таблицы отвечает на вопрос учителя « Что такое среда обитания, и какие среды жизни знаем?» На этом этапе учащиеся готовятся к восприятию новой темы, вспомнив основные понятия и термины. 4.Ко мне попала схема, которая отражает то, чем мы будем заниматься на уроке. Помогите мне с ней разобраться (презентация) Учащиеся догадываются, что изображены абиотические факторы, и описывают по схеме основные характерные черты наземно-воздушной среды (рис.1) Рис.1 ![]() ![]() Рис.2 Рис.1 Сравнивают количества воздуха в воде и в наземно-воздушной среде. Анализируют его состав, пользуясь круговой диаграммой (рис.2) Требуется вспомнить план, по которому характеризуется любая среда. В ходе презентации задаются вопросы и учащиеся, отвечая на них, заполняют тетрадь. В тетради продукт этого этапа урока выглядит так: План-конспект « Характеристика наземно-воздушной среды»: 1.свет ̶ много 2.температура ̶ большие амплитуды колебаний 3.воздух ̶ много 4.влажность ̶ мало, дефицит 5.ветер ̶ есть __________________________________________________________________ Изучив характеристику среды обитания логично перейти к пониманию того, как разные организмы приспособились жить в ней. Проблема - выяснить приспособления живых организмов к этой такой контрастной среде обитания. Выбираем 1 параметр ̶ влажность, так как на прошлом уроке изучали водную среду, и анализируем черты приспособленности к водному режиму: -у животных -у растений Используя рисунок в учебнике стр.25, учащиеся объясняют, что среди животных есть группы: -устойчивые к недостатку влаги (перечисляют примеры); -обитающие в условиях умеренной влажности (перечисляют примеры); -влаголюбивые (перечисляют примеры) Первичное закрепление: тетрадь-тренажёр стр. 23 №6: расположить только что изученных животных под фотографиями озера, пустыни и леса. Какие же существуют группы растений по отношению к воде? Учащиеся читают текст на стр.25 учебника и выясняют, что есть следующие группы растений по отношению к влажности: - влаголюбивые, - умеренной влажности, -сухолюбивые. Вычленяют в тексте основные черты внешнего и внутреннего строения у растений из разных мест. Следующая задача – среди растений из гербария, разложенных у них на столах, найти отличительные черты и определить группу этих растений по отношению к влаге. Учащиеся называют виды растений, отделы, группы и основные черты, по которым они отнесли растения к той или иной группе. Следующая задача – найти в классе живые растения и группы, к которым их можно отнести (учащиеся по одному подходят к растениям, называют отличительные черты и группу, к которой они отнесли данное растение) Продукт этого этапа записывается в тетради в виде схемы: Растения Растения умеренной влажности ^ влаголюбивые Узкие листья с полостями для воздуха или широкие плавающие Сухолюбивые растения Широкие крупные листья Листья превратились в иголки; Опушение (волоски на листьях); Длинная корневая система 5.Закрепление знаний: Представьте, что на Землю с дружественным визитом должна прибыть инопланетная делегация. О каких особенностях жизни на суше мы, как радушные хозяева, должны сразу предупредить гостей? Какие приспособления встречаются у животных и растений пр нехватке или избытке воды? Насколько необходима вода для жизни? 6.Информация о домашнем задании: 1.Подготовиться к лабораторной работе, для этого прочитать учебник стр.22-25, принести тетради - практикумы. 2.Творческое задание №7,8 стр.34-35- привести примеры растений и животных родного края из разных групп по отношению к водному режиму, выделить основные черты строения, по которым вы их отнесли к данной группе. Привести примеры комнатных растений по группам. 3.Задание в информационном пространстве – загадки, проверь себя. 7. Подведение итогов урока: 1.Оценки (за карточки, за активную работу на уроке, за работу с гербариями и живыми объектами исследования) 2.Рефлексия( презентация на доске), предлагается ответить на вопросы: -Чего ты не знал до урока? -О чём бы ты рассказал своим друзьям или родителям? -Где могут пригодиться полученные сегодня знания? Со звонком учащиеся покидают класс, задвигая за собой стулья, и с оценками в дневниках. |
![]() |
План-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник... План-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник Хэллоуин в Великобритании» (умк «Английский язык» для 5-го... |
![]() |
Конспект открытого урока по русскому языку в 5 классе на тему «Обобщение... Учитель русского языка и литературы моу гимназии №2 Климанова Елена Алексеевна. Урок проведён 21. 12 2009 |
![]() |
Конспект открытого урока в 11-м классе «Серебряный век русской культуры» (Литературный салон) Цель. Обобщить и привести в стройную систему полученные знания по данной теме; познакомиться с произведениями художников, поэтов,... |
![]() |
Конспект урока физики проведенного в 7 классе по теме: «Плавание тел» Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный |
![]() |
Урока: 1 Систематизация и обобщение знаний учащихся о зиме Конспект урока развития творческих способностей по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе по теме: «Зима в природе» |
![]() |
Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского... «Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех творцов» |
![]() |
Конспект открытого урока по литературе в 6-в классе по теме: «Мир... Цели: показать мастерство Тургенева в создании образа героя (создание учебного модуля); развивать навыки беглого чтения, устного... |
![]() |
План-конспект урока «Воздушная оболочка Земли – атмосфера» Летягин А. А. под редакцией Дронова В. П. «География» (начальный курс). Учебник. 5 класс. «Вентана-Граф», 2012г |
![]() |
Конспект открытого урока истории в 6 классе. Тема: «Средневековое общество Европы» Систематизировать и закрепить знания учащихся по истории средневекового общества Европы |
![]() |
План конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе Экономические функции государства Изучение роли и функций государства в рыночной экономике, формирование представлений и базовых умений, необходимых для ориентации... |