Скачать 231.77 Kb.
|
Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики» Рассмотрена на педагогическом « Утверждаю» совете школы №13 Директор МАОУ «СОШ № 13» (протокол заседания № ___) ____________Земскова Г.М. «_____»____________20 года) «____» _____________20 года Образовательная программа дополнительного образования детей «Юные медики» Авторы программы: Г.Ф. Бидюкова, К.Н. Благосклонов, Т.А. Вершинина. Возраст обучающихся: 8 – 9 класс Срок реализации: программы: 1 год Педагог дополнительного образования: Архипычева Любовь Владимировна Великий Новгород 2009 ^ Данная программа составлена на основе типовых программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы» Министерства просвещения СССР. Программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. Программа реализуется в творческом объединении «Юные медики» муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики». ^ данной образовательной программы обусловлена тем, что современные подростки часто не имеют четкого представления о строение органов, о закономерности процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, путях предупреждения заболеваний. Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день. В связи с бурным развитием биологии и медицины в последнее время среди школьников возрос интерес к этим наукам. Огромную значимость приобретают вопросы профилактики заболеваний, сохранения собственного здоровья. Целью программы является: овладение школьниками системой медицинских знаний, которые необходимы для формирования у них научных убеждений; освоение знаний курса анатомии и физиологии человека. Для достижения данной цели формируются следующие задачи: Обучающие:
Развивающие:
Воспитывающие:
^ : при комплектовании следует учитывать возрастные особенности ребят. Программа рассчитана на школьников 8-9 классов. Срок реализации программы - 1 год обучения Формы и режим занятий. Ведущей формой организации обучения является – групповая. ^ 2 часа в неделю. Ожидаемый результат и способы определения результативности. По окончании учащийся должен знать:
уметь:
^ данной программы являются организация и проведение диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений. ^ являются:
^
^ Тема 1. Вводное занятие (2 часа). Теория (1 ч.): Цели и задачи кружка. Знакомство с планом работы кружка. Беседа о профессии медицинской сестры, врача. Знакомство с приборами, аппаратурой. ^ : (1 ч.) Ознакомление кружковцев с медицинской аппаратурой, приборами. Демонстрация аппаратуры в работе. Приборы и аппаратура: термометр, тонометр для измерения кровяного давления, фонендоскоп, спирометр. ^ СССР (2 ч.) Теория (2 ч.): Медицина от античных времен до наших дней (Гиппократ, У. Гарвей, Амбруаз Паре, Авиценна, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И. Мечников, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Н. В. Склифосовский, Н. А. Семашко, В. П. Филатов, А. А. Вишневский, С. С. Юдин, Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулев). Основополагающие открытия в медицине. Принципы и цели советского здравоохранения. Основные отличия советской медицины от медицины капиталистических стран. Успехи советского здравоохранения. ^ Теория (2 ч.): Организм — самостоятельно существующая единица органического мира, представляющая собой саморегулирующуюся систему, реагирующую как единое целое на различные изменения окружающей среды. Неразрывная связь организма с окружающей средой — основное условие существования организма. Многообразие форм взаимодействия различных организмов с окружающей средой. Гомеостаз. Патология — одна из древнейших наук, изучающая болезнь, ее сущность и закономерности развития. Деление ее на общую и частную. Народная медицина. Знахарство и его вред. Ведущая роль патологии в системе медицинских наук. Определение С. П. Боткиным и А. А. Остроумовым болезни как нарушения взаимоотношения между организмом и внешней средой. Основные теоретические положения медицины в СССР. ^ Теория (2 ч.): Ткань как единая живая система. Отличительные особенности разных видов тканей. История изучения тканей организма. Новейшие достижения в области пересадки тканей. ^ Знакомство со строением микроскопа и правилами работы с ним. Рассмотреть и зарисовать следующие гистологические препараты: многослойный плоский эпителий, мерцательный эпителий, железистый эпителий. Рассмотреть и зарисовать рыхлую соединительную ткань, мазки крови человека, плотную соединительную ткань, гиалиновый хрящ, костные клетки, гладкую мышечную ткань, поперечнополосатую мышечную ткань, нервные клетки. ^ : микроскоп, набор гистологических препаратов по теме «Ткани». Тема 5. Опорно-двигательный аппарат (6 ч.) Теория (3 ч.): Скелет человека, у истоков изучения скелета, пропорции тела, сочетание упругости и твердости, гармония физического развития. Скелет будущего человека. Мышцы, их физиологическая характеристика. Две функции мышечной ткани. Группы мышц. Работа мышц. Ритм — выгодная форма работы. Пассивный и активный отдых. Роль И. М. Сеченова в изучении преимуществ активного отдыха. Статика и динамика человеческого тела. Тренировка мышц. Русские богатыри. Спортивное долголетие и богатырская сила. ^ ): Наблюдение явлений утомления мышц. Определение работы мышцы при разных нагрузках. Выявление условий, обеспечивающих лучший результат работы и меньшую утомляемость мышц пальца руки (опыт Сеченова). ^ : модель «Скелет человека», скелет черепа, отдельные кости скелета человека, микропрепараты мышц костей Тема 6. Оказание доврачебной помощи при переломах костей, вывихах, растяжении связок (2 ч.): Теория (1 ч.): Общее понятие о травме. Механическая травма. Ссадины — поверхностные повреждения кожи. Кровоподтеки — результат ушибов и повреждений подкожных сосудов с кровоизлиянием в подкожную клетчатку. Переломы костей, их деление на травматические и патологические. Деление травматических переломов на открытые и закрытые. Обнаружение переломов, оказание доврачебной помощи. Новое в лечении переломов (применение тока, полиэтиленовых мешков, заполненных воздухом. Искусственный титано-кобальтовый тазобедренный сустав — достижение советской медицины). Роль лечебной гимнастики в лечении переломов. Вывих — смещение суставных поверхностей костей по отношению друг к другу. Причины вывихов, их обнаружение. Частичный вывих. Оказание доврачебной помощи при вывихах. Вред самолечения. Растяжение связок голеностопного сустава. Оказание первой помощи. Правила наложения повязок. Стерильность повязок. Шинирование. ^ Рассматривание рентгенограмм с различными переломами костей. Накладывание повязок: черепашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная повязка на палец руки, на палец стопы, восьмиобразная повязка на голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и плечо, шапочка Гиппократа. Наложение шин на верхние и нижние конечности. ^ : бинты разных размеров, вата, йод, пинцет, марля, шины, булавка английская, рентгенограммы. Тема 7. Анатомия и физиология органов кровообращения (6 ч.) Теория (3 ч.): История открытия кровообращения. Уильям Гарвей. Значение его труда «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных» в открытии кровообращения. У. Гарвей — основоположник экспериментального направления в физиологии. Два круга кровообращения. Значение кровообращения для жизнедеятельности организма. Строение сердца и сосудов, цикл работы сердца. Механизм движения крови по сосудам. Автоматия сердца. Нервно-гуморальная регуляция работы сердца. Артериальное давление крови, пульс. Электрокардиограмма. Лимфа и лимфообращение. Болезни сердца. Врожденные и приобретенные пороки сердца. Приобретенные пороки — результат ревматической инфекции. Влияние алкоголя и никотина на работоспособность сердечной мышцы. Успехи советской хирургии сердца. Пересадка сердца. Роль физических упражнений для тренировки сердца. Тренированное сердце — основа человеческого здоровья. ^ Определение кровяного давления у человека. Исследование пульса в спокойном состоянии и после десяти приседаний. Рассматривание в микроскоп гистологических препаратов строения вены, артерии. ^ Тема 8. Кровь, ее состав и функции. Защитная функция крови. Воспаление (6 ч.): ^ Плазма крови, ее роль в регуляции водного баланса организма. Сухая плазма крови и ее лечебная ценность. Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, их строение и функции. Общие свойства крови: реакция оседания эритроцитов (РОЭ), группы крови, свертывание крови. Кроветворные органы. И. И. Мечников — создатель учения о фагоцитозе. Эволюция фагоцитоза. Общее понятие об иммунитете. Роль И. И. Мечникова в развитии учения об иммунитете. Фагоцитарная и гуморально-химическая теория иммунитета (И. И. Мечникова и П. Эрлих). Виды иммунитета. Роль прививок в защитной реакции организма. Воспаление и его роль в самозащите организма. Воспаление — реакция всего организма. Биологическая теория воспаления И. И. Мечникова. Хемотаксис. Связь воспаления с иммунитетом. Роль нервной системы в выработке защитных реакций. Успехи науки в борьбе с заразными болезнями. Героизм русских ученых. Антибиотики, их открытие, применение. Поиски новых антибиотиков. Открытие русского ученого Н. Ф. Гамалеи пожирателей бактерий — фагов. Их роль в борьбе с заразными болезнями. ^ Рассматривание под микроскопом крови человека. Рассматривание под микроскопом крови лягушки. Приборы и материалы: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки. Примечание. Желательно, чтобы к этому занятию кто-нибудь из кружковцев подготовил презентацию о жизни и деятельности И. И. Мечникова. ^ (2 ч.) Теория (1 ч.): Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристика. Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны. Индивидуальный перевязочный пакет первой помощи. Обеззараживание рук и перевязочного материала. Остановка кровотечения посредством прижатия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных сосудов. Резиновый и матерчатый жгут, самодельный жгут. Правила наложения жгута. Первая помощь при кровотечении из носа. ^ Выполнение рисунка с обозначением мест, где следует прижать артерии для временной остановки артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгута. Просмотр фильма «Первая помощь при несчастных случаях». ^ : листы чистой бумаги, цветные карандаши, перевязочный материал, вата, марля, резиновый жгут, в/ф «Первая помощь при кровотечениях». Тема 10. Анатомия и физиология органов дыхания. Гигиена воздуха(4 ч.) Теория (2 ч.): Значение дыхания. Строение органов дыхания. Воздухоносные пути — полость рта, носоглотка, гортань, бронхи. Дыхательная часть — легочные альвеолы. Гортань — орган звукообразования. Механизм вдоха и выдоха. Условия газообмена в легких, в тканях. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Дыхание при различных условиях. Защитные свойства носовой слизи. Гигиена дыхания. Гигиена воздуха. Целительная сила чистого воздуха. Влияние отрицательных ионов на организм. Борьба с загрязнением воздуха. Вред пыли для здоровья. Оздоровление условий труда — важная задача социалистического производства. Профилактика гриппа. Насморки и простуда. Влияние физических упражнений на чистом воздухе, обливания водой комнатной температуры на защитные силы организма. Вред курения. Остановка дыхания при поражении электрическим током, отравлении газами, попадании воды в дыхательные пути. Подготовка пострадавшего к осуществлению искусственного дыхания, приемы искусственного дыхания. ^ Рассматривание под микроскопом строения трахеи, легких. Спирометрия. Овладение приемами искусственного дыхания. Приборы и материалы: микроскоп, модель «Торс человека», банки. Тема 11. Анатомия и физиология органов пищеварения. Гигиена питания. Пищевые отравления. Оказание доврачебной помощи при пищевых отравлениях (8 ч.) ^ Значение пищеварения. Роль И. П. Павлова в развитии учения о пищеварении. Строение органов пищеварения. Вкусовые сосочки языка, пищевод, желудок. Тонкая кишка, ее деление на двенадцатиперстную, тощую и подвздошную; толстая кишка, ее деление на слепую, восходящую, поперечную и нисходящую ободочную кишку, сигмовидную и прямую 'кишку. Печень, ее роль в пищеварении. Пищеварение в полости рта, в желудке, в тонком и толстом кишечнике. Строение ворсинки тонкой кишки. Механизм всасывания белков, жиров и углеводов. Гигиена питания: соблюдение режима питания, умеренное потребление пищи, польза смешанной пищи с достаточным содержанием витаминов, ограничения острых приправ и специй. Вред чтения за столом. Вред постов для здоровья. Режим питания школьника. Пищевые отравления: нарушение гигиены хранения продуктов, употребление в пищу немытых овощей, фруктов. Мухи — переносчики болезнетворных микробов. Правила хранения продуктов. Первые признаки пищевого отравления. Оказание доврачебной помощи: выведение из организма токсических продуктов и микробов, вызвавших заболевание. Вред самолечения. ^ Рассматривание под микроскопом гистологических препаратов строения вкусовых сосочков языка. Рассматривание рентгеновских снимков желудка, тонкого и толстого кишечника. Обнаружение фермента амилазы в слюне человека. Переваривание белка желудочным соком. Влияние желчи на жиры. ^ : микроскоп, микропрепараты строения вкусовых сосочков языка, рентгеновские снимки пищеварительной системы человека, штатив с пробирками, накрахмаленный бинт, 1%-ный раствор йода, белковые хлопья, водяная баня, карандаши по стеклу, желудочный сок, 50 г подсолнечного масла, фильтровальная бумага, две воронки. ^ (2 ч.) Теория (2 ч.): Обмен веществ — одно из основных жизненных свойств организма. Ассимиляция, диссимиляция. Регуляция обмена веществ нервной системой и гуморальным путем. Превращение веществ. Белок — основа жизни, обмен белков, их роль в организме. Суточная потребность в белках. Обмен углеводов, условия образования углеводов из белков и жиров. Гликоген и его роль в энергетических процессах, суточная потребность человека в углеводах. Обмен жиров; жир — основной резерв энергии и источник образования воды в организме. Роль жира в регуляции теплового баланса. Переход углеводов в жиры, влияние инсулина на этот процесс. Вред ожирения. Связь ожирения с заболеванием центральной нервной системы, с эндокринным расстройством. Обмен воды и солей. Роль воды в организме. Суточная потребность в воде человека; жажда. Связь обмена воды с обменом минеральных солей. Значение минеральных солей для жизнедеятельности организма. Роль поваренной соли, ее суточная потребность. Витамины, их открытие в 1880 г. Н. И. Луниным. Водо- и жирорастворимые витамины, их характеристика. Витамин К, связь его с открытием антибиотиков. Витамин С; витаминный тест, использование его для определения степени токсичности для организма различных доз лекарственных веществ. Взаимосвязь витамина С с биосинтезом белка. Витамины-спутники. Антивитамины. Гиповитаминозы, гипервитаминозы. Вред избыточного приема витаминов. Нормы потребления витаминов. Витамины в продуктах, способы сохранения их. Обмен энергии. Основной обмен. Материалы: таблица химического состава и калорийности пищевых продуктов. ^ (4 ч.) Теория (2 ч.): Удаление продуктов распада. Строение почек, функция их. Микроскопическое строение почки. Процесс мочеобразования, его регуляция. Количество, состав и свойства мочи. Кожа, ее строение. Выделительная функция. Кожа — орган чувств. Кожные образования. Строение волоса, ногтя. Грязные ногти — аккумулятор микробов. Температура тела, ее колебания. Повышение температуры тела при болезнях — защитная реакция организма. Гипотермия, ее применение в хирургии. Гигиена кожи. Бактерицидные свойства чистой кожи. Закаливание организма. Правила пользования водой и солнцем. Воспитание гигиенических навыков. Ожоги кожи, изменения, происходящие в коже. Ожоги I, II и III степени. Оказание первой помощи. Новое в лечении ожогов. Борьба с обмораживаниями. ^ : Рассматривание под микроскопом гистологического препарата строения кожи (вертикальный разрез). Приборы и материалы: микроскоп, микропрепараты, таблицы, иллюстрирующие строение почки, нефрона, кожи. Муляжи почки. ^ (2 ч.) Теория (2 ч.): Роль желез внутренней секреции в регуляции обмена веществ. Связь эндокринной системы с нервной системой. Щитовидная железа, ее строение. Гормоны щитовидной железы — тироксин и трийодтиронин, их роль в регуляции обмена веществ, влияние этих гормонов на рост и развитие организма, на возбудимость нервной системы. Гиперфункция и гипофункция щитовидной железы. Околощитовидные (паращитовидные) железы, их строение. Гормоны паращитовидной железы и их влияние на обмен кальция и фосфора. Поджелудочная железа — железа внешней и внутренней секреции. Островки Лангерганса, гормоны, вырабатываемые ими (инсулин и глюкагон), влияние этих гормонов на углеводный обмен. Гипофункция поджелудочной железы. Диабет — заболевание, характеризующееся повышенным содержанием сахара в крови. Надпочечники, их строение. Гормоны коркового вещества (кортикостероиды), их влияние на минеральный, белковый, углеводный и жировой обмен. Связь кортикостероидов с половыми гормонами. Гормон мозгового вещества (адреналин), влияние его на работу сердца, на работоспособность скелетных мышц. Зобная железа, ее строение. Связь ее с половым созреванием организма. Гипофиз, его строение. Гормоны передней доли гипофиза: гормон роста, тиреотропный гормон, адренокортикотропный гормон, гонадотропный гормон. Гормоны задней доли гипофиза: окситоцин и вазопрессин. Влияние вазопрессина на кровеносные сосуды. Половые железы, их гормоны. ^ (6 ч.) Теория (3 ч.): Значение нервной системы. Общее строение нервной системы, ее деление на центральную и периферическую. Понятие о вегетативной нервной системе. Общие понятия о строении клетки. Нервная клетка, ее строение. Строение нервного волокна. Двигательные, чувствительные и смешанные нервы. Свойства нервной ткани. Возбуждение — сложная биологическая реакция. Биотоки, их характеристика. Нервный импульс. Спинной мозг, его строение, функции. Рефлекс и рефлекторная дуга. Головной мозг. Продолговатый мозг как наиболее древний отдел головного мозга. Значение его в регуляции дыхания, сердечной деятельности, состояния сосудов, потоотделения, функций пищеварительных органов. Средний мозг, его строение и функции. Мозжечок, его строение, функции. Ретикулярная формация, ее строение, функции. Промежуточный мозг, его строение, функции. Кора больших полушарий головного мозга, ее строение. Значение различных областей коры головного мозга. Труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863г.). Учение И. М. Сеченова о рефлекторном характере деятельности мозга. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма. Осуществление их низшими отделами центральной нервной системы. Инстинкт — система безусловных рефлексов. Условные рефлексы — рефлексы приобретенные, осуществляемые высшими отделами центральной нервной системы. Условия выработки временных связей. Вторая сигнальная система. Типы высшей нервной деятельности. Гигиена умственного труда: последовательность и систематичность в умственной работе, соблюдение режима, смена видов труда, чередование труда и отдыха. Утомление, нервная теория утомления И. М. Сеченова. Переутомление, его вред для здоровья. Сон, значение сна для организма. Сновидения. Здоровый сон. Расстройство сна. Гипноз — частичный сон. Внушение и самовнушение. Лечение сном и внушением. Самовнушение, его использование в лечебных целях. Биотоки мозга. Память, типы памяти. Тренировка памяти. Оказание первой помощи при обмороке. ^ Рассматривание под микроскопом строения нервной клетки и нервного волокна. Анализ рефлекторной дуги. Изучение спинномозговых рефлексов. Рассматривание под микроскопом гистологических препаратов строения коры головного мозга. ^ : гистологические препараты строения нервной клетки и нервного волокна, микроскоп, микропрепараты строения коры головного мозга, в/ф «Сон и сновидения». ^ (2 ч.) Теория (1 ч.): Учение И. П. Павлова об анализаторах. Свойства анализаторов. Локализация анализаторов в коре головного мозга. Зрительная рецепция слезной железы, слезы — влажная защита глаз. Цветоощущения. Роль В. П. Филатова в разработке методов лечения слепоты. Гигиена зрения. Восприятие звуковых колебаний. Строение уха. Орган равновесия, его тренировка.. Обонятельная, вкусовая, болевая, температурная рецепция. Рецепция прикосновения и давления. ^ Определение остроты зрения. Определение порога звуковых раздражителей. Исследование чувствительности органов обоняния на различную концентрацию пахучих веществ. Обнаружение чувствительности отдельных участков языка к горькому, сладкому и соленому. Обнаружение тепловых и холодовых точек кожи. ^ : модель органа зрения, модель органа слуха. Примечание. Желательно, чтобы к этой теме кружковцы подготовили презентацию о В.П. Филатове. ^ (1 ч.) Теория (1 ч.) Влияние боли на физиологические процессы организма. Боль — этиологический фактор травматического шока. Различная чувствительность органов тела к боли. Болевое восприятие. Индивидуальное восприятие чувства боли. Повышенная и пониженная чувствительность к боли. Эмоциональное восприятие боли. Роль холода и тепла на болевое ощущение. Тормозное влияние длительной боли на деятельность центральной нервной системы. Роль психического состояния в процессе восприятия боли. Боль под контролем сознания. Преодоление боли. Обезболивание и наркоз. Открытие наркоза Карлом Джексоном в 1846 г. Н. И. Пирогов — основоположник метода общего обезболивания, разработка им метода прямокишечного наркоза (эфирномасляная клизма). Работа А. М. Филамофитского по изучению действия наркоза на различные отделы спинного и головного мозга. Общее обезболивание. Местное обезболивание. Наркоз как метод лечения. Применение А. В. Вишневским новокаина для обезболивания. Материалы: портреты ученых. Примечание. Желательно, чтобы к этой теме кто-нибудь из кружковцев подготовил презентацию о жизни и деятельности Н. И. Пирогова. ^ (1 ч.) Теория (1 ч.): Оказание стационарной помощи городскому и сельскому населению. Типы больниц (централизованные, децентрализованные, смешанные; участковые, районные, областные, городские). Отделение больницы. Хирургическое отделение, устройство операционного блока.. Открытие асептики и антисептики. Учение о болезнетворных микроорганизмах. Взаимодействие микро- и макро-организмов. ^ (1 ч.) Тема 20. Основы операционной техники. Знакомство с хирургическим инструментарием (1 ч.) Практические занятия (1 ч.): Классификация хирургических инструментов. Инструменты общие и специальные, их применение. Разрезы, виды разрезов. Виды швов. Узлы. ^ : набор хирургических инструментов, иглы хирургические, шовный материал, муляжи. Примечание. Муляжом может служить поролоновая губка. ^ Тема 22. Лекарственные растения (1 ч.) Теория (1 ч.): Значение их для медицины. Народная медицина, ее связь с научной медициной. Правила сбора и сушки лекарственных растений. Чистота сбора — основное требование при сборе лекарственных растений. Государственный план сбора лекарственных растений. Охрана редких лекарственных растений (росянка, волчник, адонис весенний, арника и др.). Однолетние, двулетние и многолетние лекарственные растения. Календарь сбора лекарственных растений. ^ Проведение реферативной конференции. Оформление выставки. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы: Обеспечение программы методическими видами продукции:
Рекомендации по организации и проведению практических занятий, по постановке экспериментов или опытов: Руководитель объединения должен строить свои занятия так, чтобы первый час каждого занятия отводился для лекционно-семинарского курса, а остальное время – для лабораторных занятий. Теоретические занятия должны гармонично сочетаться с практическими работами. При подготовке и проведении практических занятий необходимо учитывать ряд обстоятельств: уровень методик должен быть современным и доступным для понимания. Практические работы должны носить проблемный характер, особое внимание должно быть уделено тем методикам, которые необходимы юным медикам для дальнейшей работы. Дидактический материал: 1. Комплект таблиц по теме «Системы органов человека» 2. Дидактические карточки-задания «Системы органов человека». 3. Рельефные таблицы «Строение животных», «Строение человека». Лекционный материал представлен в презентациях по всем системам внутреннего строения организма человека Материально-техническое оснащение занятий:
Инструменты и приспособления: Наборы для лабораторных работ. Список литературы. Литература для педагога:
Литература для учащихся:
|
![]() |
Рассмотрена Согласована Утверждаю на педагогическом совете Советом... Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 7 43 |
![]() |
Образовательная программа Рассмотрена и обсуждена Утверждаю на педагогическом совете мкоу приказ №85 от 30. 08. 2012 |
![]() |
Рассмотрена на педагогическом совете школы протокол №4 от «24» марта 2008г Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии... |
![]() |
Рассмотрена на заседании педагогического совета утверждаю директор школы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Березняговская основная общеобразовательная школа |
![]() |
Рассмотрена на заседании педагогического совета утверждаю директор школы Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Березняговская основная общеобразовательная школа |
![]() |
Программа рассмотрена на педагогическом совете школы В свете новых изменений в обществе, модернизация и инновационное развитие единственный путь, который позволит России стать конкурентным... |
![]() |
Согласовано утверждаю протокол наблюдательного совета Директор маоу «сош №55» г. Перми Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №55» г. Перми |
![]() |
Приказ №74. 2 от 31. 08. 2013 г. Рассмотрена на: педагогическом совете Особенности организации образовательного процесса и применяемые технологии стр 19 |
![]() |
«утверждаю» Решением Общего собрания гбоу сош №692 Калининского района Санкт-Петербурга Положение о Педагогическом совете Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №692... |
![]() |
Педагогическом Совете Протокол № августа 2014 г. Утверждаю : Директор мбоу «цдк» Воробьева Т. Е Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе развития через обеспечение индивидуального... |