Рассмотрена на педагогическом «Утверждаю» совете школы №13 Директор маоу «сош №13»




Скачать 231.77 Kb.
Название Рассмотрена на педагогическом «Утверждаю» совете школы №13 Директор маоу «сош №13»
Дата публикации 23.07.2016
Размер 231.77 Kb.
Тип Пояснительная записка
edushk.ru > Биология > Пояснительная записка
Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики»

Рассмотрена на педагогическом « Утверждаю»

совете школы №13 Директор МАОУ «СОШ № 13»

(протокол заседания № ___) ____________Земскова Г.М.

«_____»____________20 года) «____» _____________20 года


Образовательная программа

дополнительного образования детей

«Юные медики»

Авторы программы:

Г.Ф. Бидюкова, К.Н. Благосклонов, Т.А. Вершинина.

Возраст обучающихся: 8 – 9 класс

Срок реализации: программы: 1 год

Педагог дополнительного образования:

Архипычева Любовь Владимировна


Великий Новгород

2009
^

Пояснительная записка



Данная программа составлена на основе типовых программ для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ «Исследователи природы» Министерства просвещения СССР. Программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образования и науки Российской федерации от 11.12.2006 года №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей», с учетом требований положения о порядке оформления программ дополнительного образования детей в образовательных учреждениях Великого Новгорода. Программа реализуется в творческом объединении «Юные медики» муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики».

^ Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что современные подростки часто не имеют четкого представления о строение органов, о закономерности процессов, протекающих в их собственном организме, о принципах здорового образа жизни, путях предупреждения заболеваний.

Данная программа является наиболее актуальной на сегодняшний день. В связи с бурным развитием биологии и медицины в последнее время среди школьников возрос интерес к этим наукам. Огромную значимость приобретают вопросы профилактики заболеваний, сохранения собственного здоровья.

Целью программы является: овладение школьни­ками системой медицинских знаний, которые необходимы для формирования у них научных убеждений; освоение знаний курса анатомии и физиологии человека.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

Обучающие:

  • расширение и углубление школьных знаний биологии, приобретение системы новых знаний по данному предмету.

  • изучение процессов, происходящих в организме человека.

  • знакомство с гигиеническими правилами, направленными на сохранение здоровья людей.

  • ознакомление с методиками медицинских и физиологических исследований, с приемами оказания доврачебной помощи.

Развивающие:

  • развитие умения наблюдать, анализировать и запоминать увиденное;

  • развитие способностей применять полученные знания и умения на практике;

  • развитие умения анализировать, сравнивать;

  • совершенствования умения в организации эффективной системы контроля за собственным здоровьем.

Воспитывающие:

  • воспитывать наблюдательность;

  • воспитывать сознательный осмысленный подход учащихся к своему здоровью.


^ Возраст детей: при комплектовании следует учитывать возрастные особенности ребят. Программа рассчитана на школьников 8-9 классов.

Срок реализации программы - 1 год обучения

Формы и режим занятий.

Ведущей формой организации обучения является – групповая.

^ Продолжительность занятий:

2 часа в неделю.
Ожидаемый результат и способы определения результативности.

По окончании учащийся должен

знать:


  • анатомические и физиологические особенности организма человека в разные возрастные периоды

  • понятие о здоровом образе жизни и факторах, влияющих на здоровье.

  • меры профилактики появления вредных привычек (курения, алкоголизм, наркомания), нарушение осанки, плоскостопия.

уметь:


  • применять знания о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний.

  • уметь оказывать доврачебную помощь.

  • устанавливать взаимосвязи строения и функций органов разных систем организма.

  • наблюдать за работой отдельных систем своего организма.

  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.

^ Способами определения результативности реализации данной программы являются организация и проведение диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений.

^ Формы подведения итогов реализации данной программы являются:


  • участие в месяце естественнонаучных дисциплин.

  • участие в школьной и городской конференции «Юные исследователи окружающей среды».

  • участие в конкурсе агитбригад «За здоровый образ жизни».

  • участие в школьной и городской олимпиаде по биологии и экологии.


^ Учебно-тематический план



Название темы


Всего часов

В том числе

Теорети­ческие

занятия

Практи­ческие занятия

1.

2.
3.
4.

5.

6.
7.

8.
9.

10.
11.

12.

13.
14.

15.

16.

17.
18.

19.

20.
21.

22.

23.

Вводное занятие

История медицины. Организация здравоохра­нения в СССР

Организм как целостная система. Понятие о норме и патологии

Ткани организма

Опорно-двигательный аппарат

Оказание доврачебной помощи при переломах костей, вывихах, растяжении связок

Анатомия и физиология органов кровообраще­ния

Кровь, ее состав и функции. Защитная функ­ция крови. Воспаление

Оказание первой помощи при кровотечениях

Анатомия и физиология органов дыхания.

Гигиена воздуха

Анатомия и физиология органов пищеварения. Гигиена питания. Пищевые отравления. Ока­зание доврачебной помощи при пищевых отрав­лениях

Обмен веществ. Витамины

Органы выделения. Кожа человека, ее строе­ние, функции. Гигиена кожи

Анатомия и физиология эндокринной системы

Анатомия и физиология нервной системы

Анатомия и физиология анализаторов

Боль - защитная реакция организма. Методы обезболивания в современной медицине

Устройство больницы. Асептика, антисептика

Работа с научно-популярной литературой

Основы операционной техники. Знакомство с хирургическим инструментарием

Экскурсия в медицинский институт.

Лекарственные растения

Итоговое занятие

2

2
2

4

6
2

6

6

2

4
8
2

4
2

6

2

1

1

1

1
2

1

1



1

2
2

2

3
1

3

4

1

2
4
2

2
2

3

1

1

1


2

1

1

1


2

3
1

3

2

1

2
4

2

3

1

1

1




Итого:

68

41

27






^ Содержание курса
Тема 1. Вводное занятие (2 часа).

Теория (1 ч.): Цели и задачи кружка. Знакомство с планом работы кружка. Беседа о профессии медицинской сест­ры, врача. Знакомство с приборами, аппаратурой.

^ Практические занятия: (1 ч.) Ознакомление кружковцев с медицинской аппаратурой, приборами. Демонстрация аппара­туры в работе.

Приборы и аппаратура: термометр, тонометр для измере­ния кровяного давления, фонендоскоп, спиро­метр.

^ Тема 2. История медицины. Организация здравоохранения в

СССР (2 ч.)

Теория (2 ч.): Медицина от античных времен до наших дней (Гиппок­рат, У. Гарвей, Амбруаз Паре, Авиценна, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, И. И. Мечников, Н. И. Пирогов, С. П. Боткин, Н. В. Склифосовский, Н. А. Семашко, В. П. Филатов, А. А. Вишневский, С. С. Юдин, Н. Н. Бурденко, А. Н. Бакулев).

Основополагающие открытия в медицине. Принципы и цели советского здравоохранения. Основные отличия советской меди­цины от медицины капиталистических стран. Успехи советского здравоохранения.

^ Тема 3. Организм как целостная система. Понятие о норме и пато­логии (2 ч.)

Теория (2 ч.): Организм — самостоятельно существующая единица орга­нического мира, представляющая собой саморегулирующуюся си­стему, реагирующую как единое целое на различные изменения окружающей среды. Неразрывная связь организма с окружаю­щей средой — основное условие существования организма. Мно­гообразие форм взаимодействия различных организмов с окру­жающей средой. Гомеостаз.

Патология — одна из древнейших наук, изучающая болезнь, ее сущность и закономерности развития. Деление ее на общую и частную. Народная медицина. Знахарство и его вред. Ведущая роль патологии в системе медицинских наук. Определение С. П. Боткиным и А. А. Остроумовым болезни как нарушения взаимоотношения между организмом и внешней средой. Основ­ные теоретические положения медицины в СССР.

^ Тема 4. Ткани организма (4 ч.)

Теория (2 ч.): Ткань как единая живая система. Отличительные особенности разных видов тканей.

История изучения тканей организма. Новейшие достижения в области пересадки тканей.

^ Практические занятия (2 ч.) Знакомство со строением мик­роскопа и правилами работы с ним. Рассмотреть и зарисовать следующие гистологические препараты: многослойный плоский эпителий, мерцательный эпителий, железистый эпителий.

Рассмотреть и зарисовать рыхлую соединительную ткань, мазки крови человека, плотную соедини­тельную ткань, гиалиновый хрящ, костные клетки, гладкую мы­шечную ткань, поперечнополосатую мышечную ткань, нервные клетки.

^ Приборы и материалы: микроскоп, набор гистологиче­ских препаратов по теме «Ткани».

Тема 5. Опорно-двигательный аппарат (6 ч.)

Теория (3 ч.): Скелет человека, у истоков изучения скелета, пропорции тела, сочетание упругости и твердости, гармония физического развития. Скелет будущего человека.

Мышцы, их физиологическая характеристика. Две функции мышечной ткани. Группы мышц.

Работа мышц. Ритм — выгодная форма работы. Пассивный и активный отдых. Роль И. М. Сече­нова в изучении преимуществ активного отдыха. Статика и дина­мика человеческого тела. Тренировка мышц. Русские богатыри. Спортивное долголетие и богатырская сила.

^ Практические занятия (3 ч.): Наблюдение явлений утом­ления мышц. Определение работы мышцы при разных нагруз­ках.

Выявление условий, обеспечивающих лучший результат ра­боты и меньшую утомляемость мышц пальца руки (опыт Сече­нова).

^ Приборы и материалы: модель «Скелет человека», скелет черепа, отдельные кости скелета человека, микропрепараты мышц костей

Тема 6. Оказание доврачебной помощи при переломах костей, вы­вихах, растяжении связок (2 ч.):

Теория (1 ч.): Общее понятие о травме. Механиче­ская травма. Ссадины — поверхностные повреждения кожи. Кро­воподтеки — результат ушибов и повреждений подкожных сосу­дов с кровоизлиянием в подкожную клетчатку.

Переломы костей, их деление на травматические и патологи­ческие. Деление травматических переломов на открытые и за­крытые. Обнаружение переломов, оказание доврачебной помощи. Новое в лечении переломов (применение тока, полиэтиленовых мешков, заполненных воздухом. Искусственный титано-кобальтовый тазобедренный сустав — достижение советской медицины). Роль лечебной гимнастики в лечении переломов. Вывих — сме­щение суставных поверхностей костей по отношению друг к дру­гу. Причины вывихов, их обнаружение. Частичный вывих. Ока­зание доврачебной помощи при вывихах. Вред самолечения. Рас­тяжение связок голеностопного сустава. Оказание первой помо­щи. Правила наложения повязок. Стерильность повязок. Шини­рование.

^ Практические занятия (1 ч.): Рассматривание рентгенограмм с различными переломами костей. Накладывание повязок: чере­пашья повязка на коленный и локтевой суставы, спиральная по­вязка на палец руки, на палец стопы, восьмиобразная повязка на голеностопный сустав, косыночная повязка на предплечье и пле­чо, шапочка Гиппократа. Наложение шин на верхние и нижние конечности.

^ Приборы и материалы: бинты разных размеров, вата, йод, пинцет, марля, шины, булавка английская, рентгенограммы.

Тема 7. Анатомия и физиология органов кровообращения (6 ч.) Теория (3 ч.): История открытия кровообращения. Уильям Гарвей. Значение его труда «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у жи­вотных» в открытии кровообращения. У. Гарвей — основополож­ник экспериментального направления в физиологии. Два круга кровообращения. Значение кровообращения для жизнедеятель­ности организма.

Строение сердца и сосудов, цикл работы серд­ца. Механизм движения крови по сосудам. Автоматия сердца. Нервно-гуморальная регуляция работы сердца. Артериальное давление крови, пульс. Электрокардиограмма. Лимфа и лимфо­обращение.

Болезни сердца. Врожденные и приобретенные поро­ки сердца. Приобретенные пороки — результат ревматической инфекции. Влияние алкоголя и никотина на работоспособность сердечной мышцы. Успехи советской хирургии сердца. Пересадка сердца. Роль физических упражнений для тренировки сердца. Тренированное сердце — основа человеческого здоровья.

^ Практические занятия (3 ч.): Определение кровяного давления у человека.

Исследование пульса в спокойном состоянии и после десяти приседаний.

Рассматривание в микроскоп гистологических пре­паратов строения вены, артерии.

^ Приборы и материалы: модель сердца, тонометр, секундомер, микропрепараты сосудов.

Тема 8. Кровь, ее состав и функции. Защитная функция крови. Вос­паление (6 ч.):

^ Теория (4 ч.): Плазма крови, ее роль в регуляции водного баланса организма. Сухая плазма крови и ее лечебная ценность. Эритро­циты, лейкоциты, тромбоциты, их строение и функции. Общие свойства крови: реакция оседания эритроцитов (РОЭ), группы крови, свертывание крови. Кроветворные органы.

И. И. Мечни­ков — создатель учения о фагоцитозе. Эволюция фагоцитоза. Об­щее понятие об иммунитете. Роль И. И. Мечникова в развитии учения об иммунитете. Фагоцитарная и гуморально-химическая теория иммунитета (И. И. Мечникова и П. Эрлих).

Виды имму­нитета. Роль прививок в защитной реакции организма. Воспале­ние и его роль в самозащите организма. Воспаление — реакция всего организма. Биологическая теория воспаления И. И. Меч­никова. Хемотаксис. Связь воспаления с иммунитетом. Роль нервной системы в выработке защитных реакций.

Успехи науки в борьбе с заразными болезнями. Героизм русских ученых. Ан­тибиотики, их открытие, применение. Поиски новых антибиоти­ков. Открытие русского ученого Н. Ф. Гамалеи пожирателей бактерий — фагов. Их роль в борьбе с заразными болезнями.

^ Практические занятия (2 ч.): Рассматривание под микроскопом крови человека.

Рассматривание под микроскопом крови лягушки.

Приборы и материалы: микроскоп, микропрепараты крови человека и лягушки.

Примечание. Желательно, чтобы к этому занятию кто-нибудь из кружковцев подготовил презентацию о жизни и деятельности И. И. Мечникова.

^ Тема 9. Оказание первой помощи при кровотечениях (2 ч.)

Теория (1 ч.): Кровотечение наружное и внутреннее, их характеристика. Артериальное, веноз­ное, капиллярное кровотечение, их обнаружение. Принятие мер по предупреждению заражения раны. Индивидуальный перевя­зочный пакет первой помощи. Обеззараживание рук и перевя­зочного материала. Остановка кровотечения посредством прижа­тия артерии пальцем, наложение давящей повязки. Наложение жгута при ранении крупных сосудов. Резиновый и матерчатый жгут, самодельный жгут. Правила наложения жгута. Первая по­мощь при кровотечении из носа.

^ Практические занятия (1 ч.): Выполнение рисунка с обозна­чением мест, где следует прижать артерии для временной оста­новки артериальной крови. Накладывание давящей повязки, жгу­та. Просмотр фильма «Первая помощь при несчастных случаях».

^ Приборы и материалы: листы чистой бумаги, цвет­ные карандаши, перевязочный материал, вата, марля, резиновый жгут, в/ф «Первая помощь при кровотечениях».

Тема 10. Анатомия и физиология органов дыхания. Гигиена воз­духа(4 ч.)

Теория (2 ч.): Значение дыхания. Строение органов дыхания. Воздухонос­ные пути — полость рта, носоглотка, гортань, бронхи. Дыхатель­ная часть — легочные альвеолы. Гортань — орган звукообразо­вания. Механизм вдоха и выдоха. Условия газообмена в легких, в тканях. Жизненная емкость легких. Регуляция дыхания. Дыха­ние при различных условиях. Защитные свойства носовой слизи.

Гигиена дыхания. Гигиена воздуха. Целительная сила чистого воздуха. Влияние отрицательных ионов на организм. Борьба с за­грязнением воздуха. Вред пыли для здоровья. Оздоровление усло­вий труда — важная задача социалистического производства. Профилактика гриппа. Насморки и простуда. Влияние физических упражнений на чистом воздухе, обливания водой комнатной тем­пературы на защитные силы организма. Вред курения. Остановка дыхания при поражении электрическим током, отравлении газа­ми, попадании воды в дыхательные пути. Подготовка пострадав­шего к осуществлению искусственного дыхания, приемы искусст­венного дыхания.

^ Практические занятия (2 ч.): Рассматривание под микроско­пом строения трахеи, легких. Спирометрия.

Овладение приемами искусственного дыхания.

Приборы и материалы: микроскоп, модель «Торс человека», банки. Тема 11. Анатомия и физиология органов пищеварения. Гигиена питания. Пищевые отравления. Оказание доврачебной помощи при пищевых отравлениях (8 ч.)

^ Теория (4 ч.): Значение пищеварения. Роль И. П. Павло­ва в развитии учения о пищеварении. Строение органов пищева­рения. Вкусовые сосочки языка, пищевод, желудок.

Тонкая киш­ка, ее деление на двенадцатиперстную, тощую и подвздошную; толстая кишка, ее деление на слепую, восходящую, поперечную и нисходящую ободочную кишку, сигмовидную и прямую 'кишку.

Печень, ее роль в пищеварении. Пищеварение в полости рта, в желудке, в тонком и толстом кишечнике. Строение ворсинки тонкой кишки. Механизм всасывания белков, жиров и углеводов.

Гигиена питания: соблюдение режима питания, умеренное потреб­ление пищи, польза смешанной пищи с достаточным содержанием витаминов, ограничения острых приправ и специй. Вред чтения за столом. Вред постов для здоровья. Режим питания школьника. Пищевые отравления: нарушение гигиены хранения продуктов, употребление в пищу немытых овощей, фруктов. Мухи — перенос­чики болезнетворных микробов. Правила хранения продуктов. Первые признаки пищевого отравления. Оказание доврачебной помощи: выведение из организма токсических продуктов и ми­кробов, вызвавших заболевание. Вред самолечения.

^ Практические занятия (4 ч.): Рассматривание под микроско­пом гистологических препаратов строения вкусовых сосочков язы­ка. Рассматривание рентгеновских снимков желудка, тонкого и толстого кишечника.

Обнаружение фермента амилазы в слюне человека.

Переваривание белка желудочным соком. Влияние желчи на жиры.

^ Приборы и материалы: микроскоп, микропрепараты строения вкусовых сосочков языка, рентгеновские снимки пищеварительной системы человека, штатив с пробирка­ми, накрахмаленный бинт, 1%-ный раствор йода, белковые хлопья, водяная баня, карандаши по стеклу, желудочный сок, 50 г подсолнечного масла, фильтровальная бумага, две воронки.

^ Тема 12. Обмен веществ. Витамины (2 ч.)

Теория (2 ч.): Обмен веществ — одно из ос­новных жизненных свойств организма. Ассимиляция, диссимиля­ция. Регуляция обмена веществ нервной системой и гуморальным путем. Превращение веществ. Белок — основа жизни, обмен бел­ков, их роль в организме. Суточная потребность в белках. Обмен углеводов, условия образования углеводов из белков и жиров. Гликоген и его роль в энергетических процессах, суточная потреб­ность человека в углеводах. Обмен жиров; жир — основной ре­зерв энергии и источник образования воды в организме. Роль жира в регуляции теплового баланса. Переход углеводов в жиры, влияние инсулина на этот процесс. Вред ожирения. Связь ожире­ния с заболеванием центральной нервной системы, с эндокринным расстройством. Обмен воды и солей. Роль воды в организме. Су­точная потребность в воде человека; жажда. Связь обмена воды с обменом минеральных солей. Значение минеральных солей для жизнедеятельности организма. Роль поваренной соли, ее суточ­ная потребность.

Витамины, их открытие в 1880 г. Н. И. Луни­ным. Водо- и жирорастворимые витамины, их характеристика. Витамин К, связь его с открытием антибиотиков. Витамин С; витаминный тест, использование его для определения степени токсичности для организма различных доз лекарственных ве­ществ. Взаимосвязь витамина С с биосинтезом белка. Витамины-спутники. Антивитамины. Гиповитаминозы, гипервитаминозы. Вред избыточного приема витаминов. Нормы потребления вита­минов. Витамины в продуктах, способы сохранения их. Обмен энергии. Основной обмен.

Материалы: таблица химического состава и калорийности пищевых продуктов.

^ Тема 13. Органы выделения. Кожа человека, ее строение, функции. Гигиена кожи (4 ч.)

Теория (2 ч.): Удаление продуктов распада. Строение почек, функция их. Микроскопическое строение почки. Процесс мочеобразования, его регуляция. Количество, состав и свойства мочи.

Кожа, ее строение. Выделительная функция. Кожа — орган чувств. Кожные образования. Строение волоса, ногтя. Грязные ногти — аккумулятор микробов. Температура тела, ее колебания. Повышение температуры тела при болезнях — защитная реакция организма. Гипотермия, ее применение в хирургии. Гигиена кожи. Бактерицидные свойства чистой кожи. Закаливание организма. Правила пользования водой и солнцем. Воспитание гигиениче­ских навыков. Ожоги кожи, изменения, происходящие в коже. Ожоги I, II и III степени. Оказание первой помощи. Новое в ле­чении ожогов. Борьба с обмораживаниями.

^ Практические занятия (2 ч.): Рас­сматривание под микроскопом гистологического препарата строе­ния кожи (вертикальный разрез).

Приборы и материалы: микроскоп, микропрепараты, таблицы, иллюстрирующие строение почки, нефрона, кожи. Му­ляжи почки.

^ Тема 14. Анатомия и физиология эндокринной системы (2 ч.)

Теория (2 ч.): Роль желез внутренней секреции в регуляции обмена веществ. Связь эндо­кринной системы с нервной системой. Щитовидная железа, ее строение. Гормоны щитовидной железы — тироксин и трийодтиронин, их роль в регуляции обмена веществ, влияние этих гормо­нов на рост и развитие организма, на возбудимость нервной си­стемы. Гиперфункция и гипофункция щитовидной железы. Около­щитовидные (паращитовидные) железы, их строение. Гормоны паращитовидной железы и их влияние на обмен кальция и фос­фора. Поджелудочная железа — железа внешней и внутренней секреции. Островки Лангерганса, гормоны, вырабатываемые ими (инсулин и глюкагон), влияние этих гормонов на углеводный об­мен. Гипофункция поджелудочной железы. Диабет — заболева­ние, характеризующееся повышенным содержанием сахара в кро­ви. Надпочечники, их строение. Гормоны коркового вещества (кортикостероиды), их влияние на минеральный, белковый, угле­водный и жировой обмен. Связь кортикостероидов с половыми гормонами. Гормон мозгового вещества (адреналин), влияние его на работу сердца, на работоспособность скелетных мышц. Зобная железа, ее строение. Связь ее с половым созреванием организма. Гипофиз, его строение. Гормоны передней доли гипофиза: гормон роста, тиреотропный гормон, адренокортикотропный гормон, гонадотропный гормон. Гормоны задней доли гипофиза: окситоцин и вазопрессин. Влияние вазопрессина на кровеносные сосуды. По­ловые железы, их гормоны.

^ Тема 15. Анатомия и физиология нервной системы (6 ч.)

Теория (3 ч.): Значение нерв­ной системы. Общее строение нервной системы, ее деление на центральную и периферическую. Понятие о вегетативной нервной системе. Общие понятия о строении клетки. Нервная клетка, ее строение. Строение нервного волок­на. Двигательные, чувствительные и смешанные нервы. Свойства нервной ткани. Возбуждение — сложная биологическая реакция. Биотоки, их характеристика. Нервный импульс.

Спинной мозг, его строение, функции. Рефлекс и рефлекторная дуга. Головной мозг. Продолговатый мозг как наиболее древний отдел головного моз­га. Значение его в регуляции дыхания, сердечной деятельности, состояния сосудов, потоотделения, функций пищеварительных органов. Средний мозг, его строение и функции. Мозжечок, его строение, функции. Ретикулярная формация, ее строение, функ­ции. Промежуточный мозг, его строение, функции. Кора больших полушарий головного мозга, ее строение. Значение различных областей коры головного мозга. Труд И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863г.). Учение И. М. Сеченова о рефлекторном характере деятельности мозга. Учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности. Безусловные рефлексы — врожденные реакции организма. Осуществление их низшими отделами цент­ральной нервной системы. Инстинкт — система безусловных рефлексов. Условные рефлексы — рефлексы приобретенные, осущест­вляемые высшими отделами центральной нервной системы. Усло­вия выработки временных связей. Вторая сигнальная система.

Типы высшей нервной деятельности. Гигиена умственного труда: последовательность и систематичность в умственной работе, со­блюдение режима, смена видов труда, чередование труда и отды­ха. Утомление, нервная теория утомления И. М. Сеченова. Пере­утомление, его вред для здоровья. Сон, значение сна для организма. Сновидения. Здоровый сон. Расстройство сна. Гипноз — частич­ный сон. Внушение и самовнушение. Лечение сном и внушением. Самовнушение, его использование в лечебных целях. Биотоки мозга. Память, типы памяти. Тренировка памяти. Оказание пер­вой помощи при обмороке.

^ Практические занятия (3 ч.): Рассматривание под микроско­пом строения нервной клетки и нервного волокна.

Анализ рефлек­торной дуги. Изучение спинномозговых рефлексов. Рассматрива­ние под микроскопом гистологических препаратов строения коры головного мозга.

^ Приборы и материалы: гистологические препараты строения нервной клетки и нервного волокна, микроскоп, микропрепараты строе­ния коры головного мозга, в/ф «Сон и сновидения».

^ Тема 16. Анатомия и физиология анализаторов (2 ч.)

Теория (1 ч.): Учение И. П. Пав­лова об анализаторах. Свойства анализаторов. Локализация ана­лизаторов в коре головного мозга. Зрительная рецепция слезной железы, слезы — влажная защита глаз. Цветоощущения. Роль В. П. Филатова в разработке методов лечения слепоты. Гигиена зрения. Восприятие звуковых колебаний. Строение уха. Орган равновесия, его тренировка.. Обонятельная, вкусовая, болевая, температурная рецепция. Рецепция прикосно­вения и давления.

^ Практические занятия (1 ч.): Опре­деление остроты зрения. Определение порога звуковых раздра­жителей. Исследование чувствительности органов обоняния на различную концентрацию пахучих веществ. Обнаружение чувст­вительности отдельных участков языка к горькому, сладкому и соленому. Обнаружение тепловых и холодовых точек кожи.

^ Приборы и материалы: модель органа зрения, модель органа слуха.

Примечание. Желательно, чтобы к этой теме кружковцы подготови­ли презентацию о В.П. Филатове.

^ Тема 17. Боль — защитная реакция организма. Методы обезболива­ния в современной медицине (1 ч.)

Теория (1 ч.) Влия­ние боли на физиологические процессы организма. Боль — этиологический фактор травматического шока. Различная чув­ствительность органов тела к боли. Болевое восприятие. Индивидуальное восприятие чувства боли. Повышенная и пони­женная чувствительность к боли. Эмоциональное восприятие боли. Роль холода и тепла на болевое ощущение. Тормозное влия­ние длительной боли на деятельность центральной нервной систе­мы. Роль психического состояния в процессе восприятия боли. Боль под контролем сознания. Преодоление боли. Обезболивание и наркоз. Открытие наркоза Карлом Джек­соном в 1846 г.

Н. И. Пирогов — основоположник метода общего обезболивания, разработка им метода прямокишечного наркоза (эфирномасляная клизма). Работа А. М. Филамофитского по изучению действия наркоза на различные отделы спинного и головного мозга. Общее обезболивание. Местное обезболивание. Наркоз как метод лечения. Применение А. В. Вишневским ново­каина для обезболивания.

Материалы: портреты ученых.

Примечание. Желательно, чтобы к этой теме кто-нибудь из кружков­цев подготовил презентацию о жизни и деятельности Н. И. Пирогова.

^ Тема 18. Устройство больницы. Асептика, антисептика (1 ч.)

Теория (1 ч.): Оказание стационарной помощи городскому и сельскому населению. Типы больниц (централизованные, децентрализованные, смешанные; участковые, районные, областные, городские). Отделение больни­цы. Хирургическое отделение, устройство операционного блока.. Открытие асептики и ан­тисептики. Учение о бо­лезнетворных микроорганизмах. Взаимодействие микро- и макро-­организмов.

^ Тема 19. Работа с научно-популярной литературой (1 ч.)

Тема 20. Основы операционной техники. Знакомство с хирургиче­ским инструментарием (1 ч.)

Практические занятия (1 ч.): Классификация хирургических инстру­ментов. Инструменты общие и специальные, их применение. Раз­резы, виды разрезов. Виды швов. Узлы.

^ Приборы и материалы: набор хирургических инстру­ментов, иглы хирургические, шовный материал, муляжи.

Примечание. Муляжом может служить поролоновая губка.

^ Тема 21. Экскурсия в медицинский институт (2 ч.)

Тема 22. Лекарственные растения (1 ч.)

Теория (1 ч.): Значение их для медицины. На­родная медицина, ее связь с научной медициной. Правила сбо­ра и сушки лекарственных растений. Чистота сбора — основное требование при сборе лекарственных растений. Государственный план сбора лекарственных растений. Охрана редких лекарствен­ных растений (росянка, волчник, адонис весенний, арника и др.). Однолетние, двулетние и многолетние лекарственные растения. Календарь сбора лекарственных растений.

^ Тема 23. Итоговое занятие (1 ч.) Проведение реферативной конференции. Оформление выставки.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы:
Обеспечение программы методическими видами продукции:


  1. Презентации о жизни и научном творчестве известных ученых- биологов.

  2. План экскурсии в мединститут.

  3. Сценарии агитбригад «За здоровый образ жизни».


Рекомендации по организации и проведению практических занятий, по постановке экспериментов или опытов:

Руководитель объединения должен строить свои занятия так, чтобы первый час каждого занятия отводился для лекционно-семинарского курса, а остальное время – для лабораторных занятий. Теоретические занятия должны гармонично сочетаться с практическими работами.

При подготовке и проведении практических занятий необходимо учитывать ряд обстоятельств: уровень методик должен быть современным и доступным для понимания. Практические работы должны носить проблемный характер, особое внимание должно быть уделено тем методикам, которые необходимы юным медикам для дальнейшей работы.

Дидактический материал:

1. Комплект таблиц по теме «Системы органов человека»

2. Дидактические карточки-задания «Системы органов человека».

3. Рельефные таблицы «Строение животных», «Строение человека».

Лекционный материал представлен в презентациях по всем системам внутреннего строения организма человека

Материально-техническое оснащение занятий:

  1. Интерактивная доска

  2. Видеомагнитофон

  3. Графопроектор

  4. Микроскопы

  5. Наборы микропрепаратов

  6. Видеофильмы, DVD по разделу Анатомия и физиология человека».

  7. Модели: сердца человека, глаза, почки в разрезе, молекулы белка, молекулы ДНК.

  8. Торс человека.

  9. Скелет человека.

Инструменты и приспособления:

Наборы для лабораторных работ.
Список литературы.
Литература для педагога:

  1. Атлас. Анатомия человека. АСТ-Астрель. 2002г. – 360 с.




  1. Биология. Большая Российская энциклопедия. М. 2004г. – 550 с.




  1. Н. Грин. У. Стаут. Д. Тейлор. Биология. В 3 т. М. «Мир». 1990г. – 420 с., 450 с.. 480 с.




  1. Б.Ф. Сергеев. Занимательная физиология. Питер-Пресс. С.Петербугр.2007г. 228 с.




  1. Р.М.Янгсон. Первая помощь. Мини –энциклопедия. АСТ-Астрель. М. 2008. – 192 с.


Литература для учащихся:


  1. И.Д.Зверев. Человек. Организм и здоровье. Вентана-Граф. М. 2000г. – 235 с.




  1. Н.В.Романовская. Мир человека. Анатомия и физиология человека. Серия «Детская энциклопедия в вопросах и ответах». Русич. Смоленск. 2009. – 189 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рассмотрена на педагогическом «Утверждаю» совете школы №13 Директор маоу «сош №13» icon Рассмотрена Согласована Утверждаю на педагогическом совете Советом...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования 7 43
Рассмотрена на педагогическом «Утверждаю» совете школы №13 Директор маоу «сош №13» icon Образовательная программа
Рассмотрена и обсуждена Утверждаю на педагогическом совете мкоу приказ №85 от 30. 08. 2012
Рассмотрена на педагогическом «Утверждаю» совете школы №13 Директор маоу «сош №13» icon Рассмотрена на педагогическом совете школы протокол №4 от «24» марта 2008г
Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием – забота о здоровье, физическом воспитании и развитии...
Рассмотрена на педагогическом «Утверждаю» совете школы №13 Директор маоу «сош №13» icon Рассмотрена на заседании педагогического совета утверждаю директор школы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Березняговская основная общеобразовательная школа
Рассмотрена на педагогическом «Утверждаю» совете школы №13 Директор маоу «сош №13» icon Рассмотрена на заседании педагогического совета утверждаю директор школы
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Березняговская основная общеобразовательная школа
Рассмотрена на педагогическом «Утверждаю» совете школы №13 Директор маоу «сош №13» icon Программа рассмотрена на педагогическом совете школы
В свете новых изменений в обществе, модернизация и инновационное развитие единственный путь, который позволит России стать конкурентным...
Рассмотрена на педагогическом «Утверждаю» совете школы №13 Директор маоу «сош №13» icon Согласовано утверждаю протокол наблюдательного совета Директор маоу «сош №55» г. Перми
Муниципального автономного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №55» г. Перми
Рассмотрена на педагогическом «Утверждаю» совете школы №13 Директор маоу «сош №13» icon Приказ №74. 2 от 31. 08. 2013 г. Рассмотрена на: педагогическом совете
Особенности организации образовательного процесса и применяемые технологии стр 19
Рассмотрена на педагогическом «Утверждаю» совете школы №13 Директор маоу «сош №13» icon «утверждаю» Решением Общего собрания гбоу сош №692 Калининского района Санкт-Петербурга
Положение о Педагогическом совете Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №692...
Рассмотрена на педагогическом «Утверждаю» совете школы №13 Директор маоу «сош №13» icon Педагогическом Совете Протокол № августа 2014 г. Утверждаю : Директор мбоу «цдк» Воробьева Т. Е
Содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей на каждом возрастном этапе развития через обеспечение индивидуального...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница