Методические рекомендации по наблюдению за животными 3 стр




Скачать 299.32 Kb.
Название Методические рекомендации по наблюдению за животными 3 стр
страница 1/3
Дата публикации 23.07.2016
Размер 299.32 Kb.
Тип Методические рекомендации
edushk.ru > Биология > Методические рекомендации
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного

образования детей

«Областная станция юных натуралистов Тверской области»

Отдел зоологии и животноводства

Наблюдения, опыты и исследования в уголке живой природы

(методическое пособие для педагогов дополнительного образования и учителей биологии)





Составитель:




Соболева Лариса Валентиновна,




педагог дополнительного образования




ГБОУДОД ОблСЮН Тверской области


Тверь, 2014

Содержание






Введение

2 стр.




Методические рекомендации по наблюдению за животными

3 стр.

1.

Наблюдения и опыты с обитателями аквариумов

6 стр.

1.1.

Наблюдения за кишечнополостными (гидра пресноводная)

6 стр.

1.2.

Кольчатые черви (дождевые черви)

7 стр.

1.3

Рыбы

7 стр.

2.

Наблюдения и опыты с обитателями живого уголка

10 стр.

2.1

Наблюдения и опыты за земноводными и пресмыкающимися

10 стр.

2.2

Наблюдения и опыты за птицами

11 стр.

2.3

Наблюдения и опыты за млекопитающими

12 стр.




Заключение

15 стр.




Литература

15 стр.




Приложение

16 стр.



Введение

Кем бы ни был человек, где бы он ни трудился, надежным и верным компасом ему может быть лишь последовательно научное мировоззрение. Для формирования его существуют многообразные подходы, среди которых важную роль играет изучение естественных наук, их методов, принципов, способов овладения предметом. В наш век бурного развития естественных наук, их возрастающего воздействия на все сферы общественного производства тем более важно получить о них должное представление, самому прикоснуться к научному труду. При этом совершенно не обязательно быть профессиональным естествоиспытателем.

Тот, кто любит и понимает природу, умеет задавать ей вопрос в форме эксперимента и верно истолковать ее ответ, сможет успешно трудиться на любом участке, глубже понимать красоту мира, четче и яснее мыслить, становиться внутренне богаче.

Преподавание зоологии ставит перед собой цель дать обучающимся знания основ этой науки. Это значит, что обучающиеся должны в доступном их возрасту объеме усвоить основные объективные закономерности исторического развития животного мира. Познание этих закономерностей должно опираться на изучение определенного фактического материала, на конкретные представления об изучаемых животных.

Правильному пониманию биологических законов, их взаимодействия и применения должно способствовать все многообразие методов и форм преподавания: живое слово педагога (лекция, рассказ, беседа), лабораторные работы, демонстрации опытов, экскурсии (в природу, музеи, выставки и т.д.), работа в уголке живой природы и т.д. Но особое внимание следует уделить самостоятельным наблюдениям и опытам обучающихся в уголке живой природы и аквариумном комплексе. В процессе этой работы воспитанники приобретают практические умения и навыки по содержанию и кормлению животных, по уходу за ними, учатся вести наблюдения, ставить простые опыты и проводить исследования.

Прежде чем приступить к опытнической и исследовательской работе с животными, необходимо научиться содержать их, а для этого требуются тщательные наблюдения за ними. Следовательно, наблюдения – это начальная стадия опытнической и исследовательской работы.

Наблюдения за живыми объектами во время экскурсий обычно кратковременны, а для изучения зоологии часто бывает необходимо ставить длительные наблюдения и опыты, что возможно при наличии уголка живой природы. Особенно велико значение уголка живой природы в городах, где у детей гораздо меньше возможностей для общения с природой.

Работа уголка живой природы должна быть подчинена учебным целям и связана с материалом изучаемой программы. Она углубит и расширит сведения, излагаемые на теоретических занятиях объединений. Здесь должны найти место самостоятельные наблюдения и опыты обучающихся над живыми объектами по зоологии и другим биологическим дисциплинам. Многие вопросы не могут получить достаточно полного освещения на теоретических занятиях, так как требуют длительных наблюдений и экспериментальной проверки.

Во время занятий в объединениях обучающиеся готовят раздаточный материал, которых используется на занятиях. Кроме того, воспитанники делают доклады о проведенных ими наблюдениях и опытах.

Характер самостоятельных наблюдений и опытов может быть различным. Одни из них должны предшествовать занятиям – накапливать материал для последующих занятий, другие - проводиться во время занятий, третьи – дополнять и расширять знания, полученные на теоретическом занятии.

Предлагаемые наблюдения, опыты и исследования не требуют применения какой-либо сложной аппаратуры. Необходимые пояснения и рекомендации даются по ходу работы.

В процессе работы по той или иной теме обучающиеся ухаживают за животными, кормят, наблюдают за их поведением и т.д. Результаты наблюдений воспитанники оформляют в виде коллекций, препаратов, таблиц, фотографий, письменных отчетов, дневников, электронных презентаций или устных сообщений.

Самостоятельные наблюдения и опыты обучающихся над животными будут способствовать сознательному и прочному усвоению основ эколого-биологических наук, выработке практических навыков, а также заложат прочный фундамент экологического мировоззрения.

Таким образом, организация уголка живой природы и работа в нем обучающихся способствует решению таких учебно-воспитательных задач, как:

- сознательное и прочное усвоение основ эколого-биологических наук;

- конкретное восприятие принципа единства организма с окружающей средой путем постановки различных опытов и наблюдений в природе;

- привитие практических умений и навыков;

- воспитание у обучающихся активности в работе, чувства ответственности за порученное дело;

- выработка настойчивости и упорства в достижении поставленной цели;

- воспитание любви к природе, Родине, чувства коллективизма, патриотизма.
^ Методические рекомендации по наблюдению за животными

Основные цели работы по наблюдению за поведением животного состоят:

- в отработке метода наблюдения и совершенствовании умений обучающихся наблюдать;

- в формировании представлений о поведении животных;

- в получении и совершенствовании практических навыков в описании, протоколировании и интерпретации внешне наблюдаемой деятельности, психических состояний животных.
^ Организация и методы наблюдения:

В данной работе используется метод «включённого наблюдения», то есть наблюдатель присутствует в поле зрения животного (не прячется), не исключаются коммуникации животного с наблюдателем (если они происходят в период наблюдения, они должны быть зафиксированы).

Наблюдатель влияет на ситуацию наблюдения, вводя в поле зрения животного новый объект. Выбор характера предмета зависит от вида и темперамента животного и общей ситуации наблюдения. Наблюдатель сам решает, какой именно объект будет введен в поле зрения животного. Важным условием наблюдения за животным в этом задании является изменение поведения животного. Если животное игнорирует введение нового предмета в поле зрения, т.е. новый предмет не вызывает никакого изменения в поведении объекта наблюдения, нужно зафиксировать это в протоколе и выбрать другой предмет.

Наблюдение проводится с применением сплошного повременного протоколирования. Иными словами, в протоколе наблюдения фиксируются все внешние проявления животного в единицу времени. Протокол заполняется поминутно.

Наблюдать можно за любым животным (домашними, дикими, знакомыми или не знакомыми наблюдателю), в любой обстановке (естественной или специально организованной наблюдателем).

Наблюдение проводится за животным в течение 10 минут. Условия начала заполнения протокола наблюдения — сам наблюдатель должен перестать быть новым объектом для наблюдаемого животного к началу фиксации поведенческих реакций животного. На третьей-четвертой минуте наблюдения животному предоставляется новый объект. Введение объекта в поле зрения животного фиксируется в протоколе (приложение 1).

При необходимости (уточнение полученных данных, расширение опыта наблюдения за различными видами животных) проводятся повторные наблюдения за тем же животным или за другими.

Оформление работы осуществляется по образцу, представленному ниже.
Общие принципы ведения записей наблюдений.

Во-первых, необходимо так строить записи, чтобы каждый протокол наблюдения был снабжен следующей информацией:

1) дата наблюдения (с указанием года)

2) время начала и время конца наблюдения

3) место наблюдения

4) условия наблюдения (температуру, а если животное находится на улице, то и ветер, облачность, осадки; наличие и количество людей у вольера, наличие других животных)

5) общее состояние животного к началу наблюдения - нормально, малоактивно, взволновано, больно и т.д.

6) достаточно подробные данные о животных-объектах наблюдений (вид, пол, кличка и/или номер)

7) фамилия и подпись того, кто проводил наблюдения.

Если наблюдения ведутся на отдельных листах, то вся информация должна быть на каждом листе, если запись идет в журнал, то данные, общие для всех наблюдений, так же, как и применяемые сокращения, можно вынести на титульный лист.

Во - вторых, записи должны отражать объективные изменения внешнего состояния животного, при этом одинаковые внешние проявления должны быть во всех случаях одинаково отражены в записях.

Чтобы проиллюстрировать это положение приведем пример. Допустим, что для обозначения позы льва, лежащего, положив голову на лапы и прикрыв глаза, наблюдатель использует три выражения: "Лев лежит", "Лев спит", "Лев" отдыхает". При внешней похожести эти записи обозначают совсем не одно и тоже. В первом случае речь идет о позе животного, т.е. о его положении в пространстве, которое регистрируется совершенно объективно; второе высказывание характеризует физиологическое (или психическое) состояние животного, здесь возможны как объективные (в очевидных случаях), так и субъективные оценки; наконец, третья фраза заключает в себе предположение о причинах, по которым животное проявляет те или иные формы поведения, понятно, что все предположения такого рода носят чисто субъективный характер. Если к тому же наблюдатель каждый раз пишет то, что кажется ему наиболее подходящим, то затем, желая выяснить, как часто лев проявляет то или иное состояние, наблюдатель в действительности узнает лишь то, как часто это ему казалось. Кроме того, никакое количественное сравнение частот проявлений столь разноплановых элементов (которые в данном случае полностью взаимоперекрываются) вообще не может быть оправдано.

Ситуация ещё более осложняется, если наблюдатель применяет оценки 2-го и 3-го рода, не будучи в состоянии понять суть происходящего явления. Например, человек, незнающий, что широкое открывание пасти - "зевание" - у обезьян - признак агрессивного настроя, по всей видимости, расценит эти действия по аналогии с человеческим зеванием, как признак состояния сонливости.

Поэтому мы рекомендуем пользоваться оценками первого рода - объективными описаниями расположения тела животного и отдельных его частей в пространстве, избегая субъективных толкований.

В-третьих, записи должны быть сделаны достаточно аккуратно, чтобы их легко можно было прочесть, все условные обозначения (значки, буквы) нужно расшифровать.

В-четвертых, наблюдать за поведением — это значит отмечать изменения во внешнем состоянии животного. Эти изменения могут быть чрезвычайно многообразны (в принципе любое, самое незначительное движение — изменение внешнего состояния).

Если какие-то движения и изменения во внешнем виде животного вписываются в комплекс фиксированных внешних проявлений видотипичной реакции, то допустимо использовать сокращенное описание этой реакции. В то же время необходимо в примечаниях к наблюдаемым феноменам описать, что входит в фиксируемую реакцию. Рассмотрим это положение на примере.

Кошка вздыбила шерсть - изменение; вздыбила шерсть, изогнула спину, прижала уши, оскалилась и шипит. Все это вместе можно назвать "приняла угрожающую позу". Можно в протоколе наблюдения указать общее название всех поведенческих проявлений («приняла угрожающую позу»). Но в примечаниях необходимо расшифровать, какие объективно наблюдаемые изменения входят в понятие «угрожающей позы»:

«Классическая угрожающая поза кошки: Все четыре лапы у кошки напряженно вытянуты, она как бы стоит на цыпочках, спина выгнута горбом, хвост изогнут, причем шерсть на спине и хвосте стоит дыбом. Угроза дополняется соответствующей мимикой: уши прижаты к затылку, нос сморщен, клыки обнажены, уголки рта оттянуты назад. Кошка утробно урчит и периодически шипит»

Все действия той же кошки во время драки с другой кошкой (а в эти действия входит и "вздыбленная шерсть", и "поза угрозы" и многое другое), если сравнить их с состоянием животного до встречи с особью своего вида, - тоже изменение.

Этот пример демонстрирует возможность описания поведения на различных уровнях - от элементарных движений отдельных частей тела до сложных и длительно развертывающихся поведенческих ансамблей (например, репродуктивное поведение колюшки включает постройку гнезда, его охрану, привлечение самки, ритуал ухаживания, оплодотворение икры и т.д.).

На каком уровне проводить описание - это зависит от задач исследования, от поставленных перед собой вопросов. Однако для того, чтобы было возможно количественное сравнение полученных результатов между собой, все единицы поведения, используемые при описании действий животного, должны иметь одинаковую размерность, т.е. одни из них не должны входить в другие в качестве составных частей (как, например, "вздыбливание шерсти" входит в "позу угрозы").

Наиболее распространенный способ описания действий животного - с помощью условных значков, каждый из которых соответствует одному из выделенных элементов этограммы. При разработке значковой системы следует выбирать простые, легкие для написания символы. Существенно повышает возможности записи использование дополнительных служебных значков (например, двойное подчеркивание значка обозначает обоюдную направленность действий, вопросительный знак после значка действия - неудачную попытку совершения этого действия; восклицательный знак - принудительный характер действия по отношению к реципиенту и т.п.).

Продуманный порядок записи позволяет быстро, компактно и удобно для последующего считывания «укладывать» информацию. Например, в начале записи указывают время начала действия, затем - его инициатора (№, буквенный индекс, кличка или иное краткое обозначение конкретного животного). Далее - условные обозначения действий в их естественной последовательности; после описания действий указывают объект, на который они были направлены (в случае социальных взаимодействий), заключает запись время конца действия.

Для фиксации наблюдений можно использовать видеозапись. Это позволяет, не отрываясь, фиксировать взглядом животное. Сделанные записи необходимо расшифровывать и переписывать в дневник наблюдений, при этом времени на расшифровку затрачивается приблизительно в два раза больше, чем на сами наблюдения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по наблюдению за животными 3 стр icon Методические рекомендации к ведению плана учебного занятия стр. 1 из 6
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «байкальский базовый медицинский колледж...
Методические рекомендации по наблюдению за животными 3 стр icon Методические рекомендации стр из Колледж радиотехники и связи Как подготовить открытый урок
Рекомендовано Советом нпц колледжа в качестве методического пособия для преподавателей при подготовке открытого урока
Методические рекомендации по наблюдению за животными 3 стр icon Домашние животные, их детёныши. Кто где живёт?
Цель: Продолжить знакомить детей с домашними животными. Формировать умение правильно обращаться с животными. Развивать желание наблюдать...
Методические рекомендации по наблюдению за животными 3 стр icon Методические рекомендации для изучения дисциплины слушателями заочной...
Общие методические рекомендации слушателям по изучению курса "Информатика и математика". 6
Методические рекомендации по наблюдению за животными 3 стр icon Учебник- стр. 40. упражнение №485, стр. 41., упражнения №488, 489,490, 491
Рабочая тетрадь по русскому языку стр. 42., задание 57,стр. 49., задание 67, стр. 52. задание 71,72
Методические рекомендации по наблюдению за животными 3 стр icon Методические рекомендации разработано: гу нии питания рамн
Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7 11 и 11 18 лет. Методические рекомендации
Методические рекомендации по наблюдению за животными 3 стр icon Методические рекомендации по подготовке и оформлению курсовых работ по специальностям
Методические рекомендации составлены в соответствии с «Рекомендациями по организации выполнения т защиты курсовой работы по дисциплине...
Методические рекомендации по наблюдению за животными 3 стр icon Методические рекомендации по изучению дисциплины слушателями
Методические рекомендации предназначены для слушателей факультета заочного обучения спб университета мвд россии, обучающихся по специальности...
Методические рекомендации по наблюдению за животными 3 стр icon Методические рекомендации по применению главы 26. 3 "Система налогообложения...
Методические рекомендации предназначены для использования налоговыми органами в практической работе
Методические рекомендации по наблюдению за животными 3 стр icon Методические рекомендации по дипломному проектированию для студентов...
Методические рекомендации предназначены для студентов и научных руководителей дипломных проектов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов