Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн. 1




Скачать 264.96 Kb.
Название Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн. 1
страница 1/2
Дата публикации 23.07.2016
Размер 264.96 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы
  1   2




для 5 класса

учителя

Дементеевой Е.Н.



2014-2015 год

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа села Конь – Колодезь

Хлевенского муниципального района Липецкой области

Утверждаю

Директор

_____________Н.А.Пальчикова

Приказ № 150 от 01.09.2014

Рабочая программа по природоведению для учащихся

5 класса на 2014 – 2015 учебный год

Базовый уровень

Составитель Дементеева Е.Н., учитель биологии



Обсуждено на заседании МО учителей

предметов естественного цикла

Протокол № 1 от 28.08.2014г.

Руководитель МО

_______________ В.Э. Асламович
Рассмотрено на

методическом совете школы

Протокол № 1 от 29.08.2014г.

Руководитель МС

_______________ В.А. Блинова




2014г.

^ Материально-техническое обеспечение

реализации программы

Занятия будут проводиться в кабинете биологии (перечень оборудования и материалов в паспорте кабинета). В распоряжении учителя компьютер с мультимедийными приложениями, переносной экран.
^ Кадровое обеспечение программы

Реализует программу учитель биологии

Дементеева Елена Николаевна.
Учебно – методический комплект.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Т.С. Сухова. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова, А.Г. Драгомилов - М.:«Вентана-Граф», 2008г.
а также методического пособия для учителя:

Т.С. Сухова Природоведение. 5 класс – М.: «Ветана - Граф, 2009;
дополнительной литературы для учителя:

  • Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся. ТЦ «Сфера». М.2000г.

  • Лернер Г.И. Биология. Тестовые задания. ЭКСМО. М.2007г.

  • Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. –«УЧИТЕЛЬ». 2003г

  • Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

  • Филипова М.В. Тематические кроссворды. – М. «ЭНАС». 2007 г.

дополнительная литература для учащихся:

  1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.

  2. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

  3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

  4. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

  5. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

Пояснительная записка
Рабочая учебная программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования и Программы курса «Природоведение» для 5-го класса автора Т.С. Сухова: Программы. М.: Вентана-Граф,2009., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.

Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года, в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану Липецкой области и учебному плану МБОУ СОШ с. Конь – Колодезь.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведения в объеме 2 часа в неделю.
Предмет природоведения продолжает естественную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии в основной школе.
«Природоведение» - интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии физики, астрономии, химии и экологии.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по природоведению. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:

  1. Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изучении закономерностей; выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.



  1. Поиск необходимой информации в справочных изданиях {в том числе на электронных носителях, в сети Интернет); использование дополнительных источников информации при решении учебных задач: работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц),

  2. Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления); корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества.

  3. Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.


Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Рабочая программа для 5 класса акцентирует внимание на создании картины целостности мира, опираясь на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и неживой природе. Это физические характеристики тел живой и неживой природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел неживой и живой природы; строение вещества, молекул и атомов; виды энергии и превращение одного вида энергии в другой. Знакомит с окружающей средой родного Липецкого края, воспитывая любовь к родным местам и бережное отношение к природе.


Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе «Элементы содержания» и дополнены дополнительными элементами содержания, помеченными *. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития

учащихся.


Результаты обучения и уровни освоения учебного материала приведены в графе «Планируемые результаты обучения и уровень освоения», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.


Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.


Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.


Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используются вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления задаются в качестве домашнего задания.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника:

^ Т.С. Сухова. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова, А.Г. Драгомилов - М.:«Вентана-Граф», 2008г.-223 с.
Курс природоведения для 5 класса изучают в течении одного учебного года. Школьный курс имеет комплексный характер и включает основы различных наук: биологии, географии физики, астрономии, химии и экологии.

СОДЕРЖАНИЕ
Природа вокруг нас

Тела и явления живой и неживой природы. Взаимодействие живой и неживой природы. Понятие системы. Признаки системы: наличие взаимозависимых компонентов (частей), образующих единство (целостность системы).

Вселенная. Галактика — часть Вселенной.

Солнечная система — часть Галактики.

Земля как часть Солнечной системы. Природные как часть планеты Земля. Человек — часть природы.

Живая и неживая природа — одно целое, состоят взаимосвязанных частей.

Микро- и макромир. Связи «Земля — космос».

Демонстрации. Образцы тел живой природы, живые объекты, осенняя окраска листьев, движение листьев к свету.

^ Практическая работа. Выявление осенних изменений растений.

Экскурсии. Взаимосвязь живых и неживых тел в природе. Знакомство с осенними явлениями в жизни растений и животных. Наблюдения за изменениями погоды, осенними изменениями в жизни живых организмов.
^ Как человек изучает природу

Методы изучения живой и неживой природы.

Наблюдения различных (физических и химических явлений при использовании одного и того же оборудования.

Опыт (эксперимент). Требования к предварительной подготовке эксперимента. Приборы и лабораторное оборудование.

Изучение одного и того же явления разными науками о природе (на примере процессов фотосинтеза и испарения)

Единство наук о природе. Науки, изучающие к и его влияние на природу Земли.

Экология как комплексная наука. Глобальные экологические проблемы и их прогнозирование (на уровне представлений).

^ Обобщающий урок. Применение человеком знаний о природе в практической деятельности.

Демонстрации. Опыты с телами живой и неживой природы; приборы и лабораторное оборудование, общие для всех предметов естественнонаучной области.

^ Практическая работа. Наблюдение за деятельностью человека, улучшающей и ухудшающей природу края (на примере своей местности).

Опыты в домашних условиях Измерение длины тел живой и неживой природы (по выбору) и температуры своего тела. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.
^ Живая и неживая природа Земли

Понятие о теле природы. Тела земные и космические, характеристика тел (форма, объем, масса, цвет, запах). Измерение длины, массы, температуры.

Общие признаки земных тел живой и неживой природы и их отличия. Признаки живых организмов.

^ Многообразие живых организмов по форме, цвету - запахупризнакам, общим для тел живой и неживой природы.

Понятие о бионике.

Роль звуковых, зрительных, химических сигналов в жизни живых организмов.

Твердые, жидкие и газообразные тела неживой природы. Минералы, горные породы. Почва — особое природное тело.

Земные тела, созданные человеком (искусственные тела).

Взаимосвязь земных тел живой и неживой природы елочные породы, минералы — продукты жизнедеятельности живых организмов, почва как результат взаимодействия живых организмов и тел неживой природы).

Охрана природных богатств.

^ Обобщающий урок. Общие и отличительные признаки тел живой и неживой природы.

Демонстрации. Коллекции горных пород и минералов, образцов почв; живые организмы, разные по форме, размеру, цвету; опытов, иллюстрирующих свойства твердых, жидких и газообразных тел; действий запаха как химического сигнала; состава почвы.

Лабораторные работы. № 1. Измерение объема твердого тела. № 2. Измерение массы тела. № 3. Сравнение живых организмов, обитающих в разных условиях.

Опыты в домашних условиях. Измерение длины тел живой и неживой природы (по выбору) и температуры своего тела. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами.

Экскурсия. Многообразие растительного и животного мира в данной местности.

Наблюдения за изменениями погоды.
Космические тела и биосфера Земли

Звезды. Солнце — звезда. Значение Солнца для жизни на Земле. Планеты. Астероиды. Кометы.

Земля — планета Солнечной системы, природное космическое тело.

Строение Земли. Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера.

^ Человек и космос. Опасности, таящиеся в космическом пространстве. Системы жизнеобеспечения для космонавтов.

Искусственные спутники Земли.

Влияние космических тел на земные.

^ Обобщающий урок. Взаимосвязи тел живой и неживой природы.

Практическая работа. Нанесение на контурную карту названий материков и океанов.

Экскурсии. Изучение рельефа местности. Использование водоемов в хозяйственной деятельности.
^ Силы в природе

Взаимодействие тел. Сила как характеристика взаимодействия тел.

Многообразие сил в природе.

Сила тяжести. Сила всемирного тяготения. Влияние силы тяжести и невесомости на живые организмы. Магнитная сила. Земля как магнит. Компас.

Электрическая сила. Сила трения. Сила упругости. Сила давления. Действие тела на опору. Зависимость давления на опору от площади опоры и силы. Приспособленность живых организмов к уменьшению давления (увеличение площади опоры) и увеличению давления (уменьшение площади опоры).

Силы природы и техника.

^ Обобщающий урок. Как человек использует силы, возникающие при взаимодействии тел. Демонстрация опытов, иллюстрирующих возникновение различных сил при взаимодействии тел.

^ Практическая работа. Нанесение на контурную карту месторождений магнитного железняка на территории России.

Лабораторные работы. № 4. Обнаружение действия на о сил тяготения, сил упругости, магнитных и электрических № 5. Зависимость силы трения от характера трущихся поверхностей.
^ Вещества в природе

Понятие о веществе. Тело и вещество. Делимость вещества.

Представление о размере частиц, составляющих веще>. Наблюдение делимости вещества (физические изменения вещества на примере мела, пластилина, растворения кристаллика марганцовки).

Превращение одних веществ в другие (химические изменения веществ на примере гашения соды уксусом, обугливания горящей спички и др.).

Многообразие веществ.

Вещества природные (естественные) и искусственные, органические (растительного и животного происхождения) и неорганические.

Понятие о биотехнологии. Промышленное получение белков и антибиотиков. Неорганические вещества литосферы, гидросферы, атмосферы.

Твердые, жидкие, газообразные вещества (агрегатные состояния).

^ Физические и химические свойства (признаки) веществ (цвету запах, температура, объем). Характеристика веществ.

Смеси и чистые вещества. Основные способы разделения смесей. Растворимые и нерастворимые вещества.

Вода в жизни живых организмов.

Воздух, его состав и свойства. Воздух и живые организмы. ^ Канцерогенные и ядовитые вещества воды, воздуха.

Примеры влияния вредных веществ на здоровье человека.

Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями и грибами. Первая помощь при пищевом отравлении.

^ Обобщающий урок. Роль органических и неорганических веществ в жизни человека.

Демонстрации. Опыты, показывающие делимость вещества (окрашивание воды крупинкой марганцовки, деление пластилина на кусочки, размельчение мела).

Опыты, показывающие превращение одних веществ в другие (гашение соды уксусом, обугливание горящей спички и др.). Опыты, обнаруживающие органические и неорганические вещества в телах живой природы.

Лабораторные работы. № 6. Наблюдение делимости вещества. № 7. Очистка загрязненной поваренной соли.

8. Выполнение правил обращения с различными веществами в быту; приемы первой помощи при несложных травмах (ожог I и II степени, ссадины, капиллярное кровотечение).

^ Опыты в домашних условиях. Три состояния воды. Растворимые вещества. Состав почвы. Признаки химической реакции.
Молекулы и атомы

Строение вещества. Понятие о молекулах и атомах.

Расположение молекул в твердых, жидких и газообразных веществах. Взаимодействие молекул: взаимное притяжение и отталкивание. Притяжение молекул жидкого и твердого вещества.

^ Строение атома: ядро, электроны. Заряды ядра электронов.

Химические элементы. Знакомство с таблицей Менделеева. Химические формулы веществ. Вещества простые южные. Кислород — простое вещество. Значение кислорода для жизни на Земле. Углекислый газ и «парниковый эффект».

Сходство химического состава живой и неживой природы, вещества Вселенной и Солнечной системы. Понятие листве химического состава земных и космических тел.

^ Обобщающий урок. Влияние деятельности человека на химический состав окружающей среды.

Демонстрации. Модели атомов и молекул; опыты, показывающие сжатие тел, вызванное взаимодействием частиц вещества, и горение вещества.

^ Практическая работа. Составление моделей молекул простых и сложных веществ.

Лабораторная работа. № 9. Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ (сжатие пружины, склеивание предметов, слипание пластилина).

^ Опыт в домашних условиях. Диффузия в жидкостях и газах.
Энергия

Наличие энергии — общее свойство всех тел природы. Запасы энергии внутри веществ.

Питательные вещества — источники энергии для живых организмов.

Солнце — источник энергии для всех живых организмов на Земле.

Превращение одного вида энергии в другой в неживой природе. Живые организмы — преобразователи энергии.

Экологические проблемы, связанные с использованием энергетических ресурсов Земли.

^ Обобщающий урок. Превращение одного вида энергии в другой в живой и неживой природе.

Демонстрации. Живые организмы, преобразующие солнечную энергию в химическую; образцы каменного угля и торфа.

^ Практическая работа. Составление схемы пищевой цепи как примера цепи передачи энергии.

Опыт в домашних условиях. Измерение времени задержки дыхания.
Единство и взаимосвязи материального мира

Материальность мира.

Системная организация природы.

Уровни организации живой природы (биосферный, экосистемный, организменный, молекулярный).

Взаимосвязи живого и неживого в биосфере. Круговорот веществ (на примере воды и углекислого газа) и поток энергии в природе.

Опасность загрязнения окружающей среды. Охрана воздуха, воды, почвы.

Демонстрация. Схемы круговорота веществ.
Задания на лето

Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях.

Ориентирование на местности.

^ Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса
Учащиеся должны знать/понимать:

  • названия основных наук, изучающих природу:

  • методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение);

  • определение понятий «тело» и «вещество»;

  • примеры многообразия тел и веществ живой и неживой природы;

  • признаки живого;

  • примеры сил, вызванных взаимодействием тел (сила тяжести, сила трения, электрическая и др.);

  • строение молекулы и атома;

  • знаки химических элементов: О, Н, С, М; формулы веществ: С02, Н90, 02;

  • названия основных сфер Земли;

  • основные характеристики погоды;

  • экологические проблемы своей местности;

• факторы здорового образа жизни.


Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры взаимосвязи тел живой и неживой природы, доказательства единства природы;

  • приводить примеры физических и химических изменений в природе и их использования в повседневной жизни;

  • приводить примеры приспособленности живых организмов к среде обитания;

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности;

  • использовать текст и рисунки учебника для решения поисковых задач;

  • объяснять результаты опытов, делать выводы;

  • проводить наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных;

  • пользоваться простейшими инструментами и измерительными приборами (термометр, лупа, микроскоп, барометр):

  • находить на карте основные материки и океаны;

  • составлять характеристику тел и веществ, проводить их сравнение не менее чем по трем-четырем признакам;

  • конструировать модели молекул воды, углекислого газа, кислорода;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • использовать дополнительные источники информации, находить значение указанных в тексте параграфа терминов в толковом словарике учебника;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:

  • для измерения длины, температуры, массы, времени:

  • для узнавания наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных;

  • для оказания первой помощи при несложных травмах и пищевом отравлении;

  • для сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • для соблюдения норм экологического и безопасного поведения в природе.


^ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ.

Учебно – методический комплект.

  1. Т.С. Сухова. Природоведение. 5 класс. Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2009;

  2. Т.С. Сухова, В.И. Строганов, И.Н. Пономарёва. Природоведение. Биология. Экология: Программы 5-11 классы. – М.: Вентана-Граф, 2010.;

дополнительной литературы для учителя:

    1. Гуленкова М.А. Тестовые задания для проверки знаний учащихся. ТЦ «Сфера». М.2000г.

    2. Лернер Г.И. Биология. Тестовые задания. ЭКСМО. М.2007г.

    3. Сухаревская Е.Ю. Занимательное естествознание. –«УЧИТЕЛЬ». 2003г

    4. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

    5. Филипова М.В. Тематические кроссворды. – М. «ЭНАС». 2007 г.

для учащихся:

1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С.

2. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил.

3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с.

4. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России.– М.: 1997. 350с.

  1. Головкин Б.Н. О чем говорят названия растений. 2-е изд. М.: Колос, 1992. 350с.

  2. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 1996. – 556с.

  3. Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. М.: Дрофа, 2002. – 320с.: ил.

  4. Мир культурных растений. Справочник./ В.Д. Баранов, Г.В. Устименко. – М.: Мысль, 1994. -381с.: ил.

  5. Новиков В.С., Губанов И.А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для учащихся. 2-изд. М.: Просвещение, 1991. – 240с.: ил.

  6. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;


^ 2.КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Презентации учителя и учащихся к уроку


3. Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Учебно-тематический план




Наименование разделов

и тем

Количество часов


1.
2.
3.

4.

5.

6.
7.
8.
9.
10.



5 класс

Природа вокруг нас
Как человек изучает природу
Земные тела природы – живые и неживые

Космические тела природы и биосфера Земли

Силы в природе

Вещества в природе

Молекулы и атомы

Энергия

Единство мира

Повторение


3
3
11
3

9
11
9

4
8

7
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн. 1 icon Вилия и ее берега
Приглашаю отправиться в путешествие по страницам книги, чтобы вместе с экспедицией 1857 года графа Константина Тышкевича пройти по...
Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн. 1 icon Ленинградская оборонительная операция
Приказом наркома обороны вводится должность начальника Тыла Красной Армии и образовано Главное управление Тыла Красной Армии
Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн. 1 icon Тема урока: Зелёная аптека
Предметные: научатся распознавать лекарственные растения, называть их лечебную силу, правила сбора; получат возможность научиться...
Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн. 1 icon С 1992 года, когда Российской Федерацией была подписана Конвенция...
Тюменской области позволяет не только легко адаптировать и интегрировать материал в кадастры природных ресурсов или электронную версию...
Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн. 1 icon Урок русской литературы в 10 классе Тема урока: По страницам великой...
Тема урока: По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель (1828-1910)
Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн. 1 icon Календарно-тематическое планирование. Литература. 5 Класс
Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги,...
Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн. 1 icon Тема занятия: Скорость химических реакций
Скорость – это изменение какого-либо параметра во времени. Например, скорость роста растения – изменение длины растения за единицу...
Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн. 1 icon Биосфера область распространения жизни, охватывающая часть земного...
Например, зеленые растения обогащают ее (при фотосинтезе) кислородом, животные (при дыхании) — диоксидом углерода; растения извлекают...
Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн. 1 icon Растения превращают солнечный свет в запасенную химическую энергию...
Нную в углеводах (см. Биологические молекулы), из которых важнее всего шестиуглеродный сахар глюкоза. Этот процесс преобразования...
Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн. 1 icon Сведения о ветеранах Великой Отечественной войны. Данные по материалам школьного музея
Артамонов Иван Лаврентьевич – род. 1923г., Служил в\ч 1032, с 1944 по 1947г., с 1945г в войне с Японией. Награждён, медалью «За победу...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов