Скачать 264.96 Kb.
|
![]() ![]() ![]() для 5 класса учителя Дементеевой Е.Н. ![]() 2014-2015 год Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Конь – Колодезь Хлевенского муниципального района Липецкой области Утверждаю Директор _____________Н.А.Пальчикова Приказ № 150 от 01.09.2014 Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса на 2014 – 2015 учебный год Базовый уровень Составитель Дементеева Е.Н., учитель биологии Обсуждено на заседании МО учителей предметов естественного цикла Протокол № 1 от 28.08.2014г. Руководитель МО _______________ В.Э. Асламович Рассмотрено на методическом совете школы Протокол № 1 от 29.08.2014г. Руководитель МС _______________ В.А. Блинова 2014г. ^ реализации программы Занятия будут проводиться в кабинете биологии (перечень оборудования и материалов в паспорте кабинета). В распоряжении учителя компьютер с мультимедийными приложениями, переносной экран. ^ Реализует программу учитель биологии Дементеева Елена Николаевна. Учебно – методический комплект. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Т.С. Сухова. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова, А.Г. Драгомилов - М.:«Вентана-Граф», 2008г. а также методического пособия для учителя: Т.С. Сухова Природоведение. 5 класс – М.: «Ветана - Граф, 2009; дополнительной литературы для учителя:
дополнительная литература для учащихся:
Пояснительная записка Рабочая учебная программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования и Программы курса «Природоведение» для 5-го класса автора Т.С. Сухова: Программы. М.: Вентана-Граф,2009., отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся. Государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 года, в соответствии с объемом времени, отводимого на изучение данного предмета по Базисному учебному плану Липецкой области и учебному плану МБОУ СОШ с. Конь – Колодезь. Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведения в объеме 2 часа в неделю. Предмет природоведения продолжает естественную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии, физической географии в основной школе. «Природоведение» - интегрированный естественнонаучный курс для младших подростков, который сочетает в себе элементы биологии, географии физики, астрономии, химии и экологии. В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения природоведения на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к примерной программе по природоведению. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Природоведение» являются:
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Рабочая программа для 5 класса акцентирует внимание на создании картины целостности мира, опираясь на наиболее общие понятия, применимые как к живой, так и неживой природе. Это физические характеристики тел живой и неживой природы; физические силы, возникающие при взаимодействии тел неживой и живой природы; строение вещества, молекул и атомов; виды энергии и превращение одного вида энергии в другой. Знакомит с окружающей средой родного Липецкого края, воспитывая любовь к родным местам и бережное отношение к природе. Основные элементы содержания представлены в рабочей программе в графе «Элементы содержания» и дополнены дополнительными элементами содержания, помеченными *. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. Результаты обучения и уровни освоения учебного материала приведены в графе «Планируемые результаты обучения и уровень освоения», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы. Нумерация лабораторных работ дана в соответствии с их расположением в перечне лабораторных и практических работ, представленном в примерной программе. Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности используются вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, познавательных задач, таблиц, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволяет диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и /или/ отработки навыков сравнения, сопоставления задаются в качестве домашнего задания. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: ^ Курс природоведения для 5 класса изучают в течении одного учебного года. Школьный курс имеет комплексный характер и включает основы различных наук: биологии, географии физики, астрономии, химии и экологии. СОДЕРЖАНИЕ Природа вокруг нас Тела и явления живой и неживой природы. Взаимодействие живой и неживой природы. Понятие системы. Признаки системы: наличие взаимозависимых компонентов (частей), образующих единство (целостность системы). Вселенная. Галактика — часть Вселенной. Солнечная система — часть Галактики. Земля как часть Солнечной системы. Природные как часть планеты Земля. Человек — часть природы. Живая и неживая природа — одно целое, состоят взаимосвязанных частей. Микро- и макромир. Связи «Земля — космос». Демонстрации. Образцы тел живой природы, живые объекты, осенняя окраска листьев, движение листьев к свету. ^ Выявление осенних изменений растений. Экскурсии. Взаимосвязь живых и неживых тел в природе. Знакомство с осенними явлениями в жизни растений и животных. Наблюдения за изменениями погоды, осенними изменениями в жизни живых организмов. ^ Методы изучения живой и неживой природы. Наблюдения различных (физических и химических явлений при использовании одного и того же оборудования. Опыт (эксперимент). Требования к предварительной подготовке эксперимента. Приборы и лабораторное оборудование. Изучение одного и того же явления разными науками о природе (на примере процессов фотосинтеза и испарения) Единство наук о природе. Науки, изучающие к и его влияние на природу Земли. Экология как комплексная наука. Глобальные экологические проблемы и их прогнозирование (на уровне представлений). ^ Применение человеком знаний о природе в практической деятельности. Демонстрации. Опыты с телами живой и неживой природы; приборы и лабораторное оборудование, общие для всех предметов естественнонаучной области. ^ Наблюдение за деятельностью человека, улучшающей и ухудшающей природу края (на примере своей местности). Опыты в домашних условиях Измерение длины тел живой и неживой природы (по выбору) и температуры своего тела. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. ^ Понятие о теле природы. Тела земные и космические, характеристика тел (форма, объем, масса, цвет, запах). Измерение длины, массы, температуры. Общие признаки земных тел живой и неживой природы и их отличия. Признаки живых организмов. ^ - запаху — признакам, общим для тел живой и неживой природы. Понятие о бионике. Роль звуковых, зрительных, химических сигналов в жизни живых организмов. Твердые, жидкие и газообразные тела неживой природы. Минералы, горные породы. Почва — особое природное тело. Земные тела, созданные человеком (искусственные тела). Взаимосвязь земных тел живой и неживой природы елочные породы, минералы — продукты жизнедеятельности живых организмов, почва как результат взаимодействия живых организмов и тел неживой природы). Охрана природных богатств. ^ Общие и отличительные признаки тел живой и неживой природы. Демонстрации. Коллекции горных пород и минералов, образцов почв; живые организмы, разные по форме, размеру, цвету; опытов, иллюстрирующих свойства твердых, жидких и газообразных тел; действий запаха как химического сигнала; состава почвы. Лабораторные работы. № 1. Измерение объема твердого тела. № 2. Измерение массы тела. № 3. Сравнение живых организмов, обитающих в разных условиях. Опыты в домашних условиях. Измерение длины тел живой и неживой природы (по выбору) и температуры своего тела. Сравнение показателей своего развития с возрастными нормами. Экскурсия. Многообразие растительного и животного мира в данной местности. Наблюдения за изменениями погоды. Космические тела и биосфера Земли Звезды. Солнце — звезда. Значение Солнца для жизни на Земле. Планеты. Астероиды. Кометы. Земля — планета Солнечной системы, природное космическое тело. Строение Земли. Оболочки Земли: литосфера, атмосфера, гидросфера, биосфера. ^ Искусственные спутники Земли. Влияние космических тел на земные. ^ Взаимосвязи тел живой и неживой природы. Практическая работа. Нанесение на контурную карту названий материков и океанов. Экскурсии. Изучение рельефа местности. Использование водоемов в хозяйственной деятельности. ^ Взаимодействие тел. Сила как характеристика взаимодействия тел. Многообразие сил в природе. Сила тяжести. Сила всемирного тяготения. Влияние силы тяжести и невесомости на живые организмы. Магнитная сила. Земля как магнит. Компас. Электрическая сила. Сила трения. Сила упругости. Сила давления. Действие тела на опору. Зависимость давления на опору от площади опоры и силы. Приспособленность живых организмов к уменьшению давления (увеличение площади опоры) и увеличению давления (уменьшение площади опоры). Силы природы и техника. ^ Как человек использует силы, возникающие при взаимодействии тел. Демонстрация опытов, иллюстрирующих возникновение различных сил при взаимодействии тел. ^ Нанесение на контурную карту месторождений магнитного железняка на территории России. Лабораторные работы. № 4. Обнаружение действия на о сил тяготения, сил упругости, магнитных и электрических № 5. Зависимость силы трения от характера трущихся поверхностей. ^ Понятие о веществе. Тело и вещество. Делимость вещества. Представление о размере частиц, составляющих веще>. Наблюдение делимости вещества (физические изменения вещества на примере мела, пластилина, растворения кристаллика марганцовки). Превращение одних веществ в другие (химические изменения веществ на примере гашения соды уксусом, обугливания горящей спички и др.). Многообразие веществ. Вещества природные (естественные) и искусственные, органические (растительного и животного происхождения) и неорганические. Понятие о биотехнологии. Промышленное получение белков и антибиотиков. Неорганические вещества литосферы, гидросферы, атмосферы. Твердые, жидкие, газообразные вещества (агрегатные состояния). ^ у запах, температура, объем). Характеристика веществ. Смеси и чистые вещества. Основные способы разделения смесей. Растворимые и нерастворимые вещества. Вода в жизни живых организмов. Воздух, его состав и свойства. Воздух и живые организмы. ^ Примеры влияния вредных веществ на здоровье человека. Правила безопасного поведения при встрече с ядовитыми растениями и грибами. Первая помощь при пищевом отравлении. ^ Роль органических и неорганических веществ в жизни человека. Демонстрации. Опыты, показывающие делимость вещества (окрашивание воды крупинкой марганцовки, деление пластилина на кусочки, размельчение мела). Опыты, показывающие превращение одних веществ в другие (гашение соды уксусом, обугливание горящей спички и др.). Опыты, обнаруживающие органические и неорганические вещества в телах живой природы. Лабораторные работы. № 6. Наблюдение делимости вещества. № 7. Очистка загрязненной поваренной соли. 8. Выполнение правил обращения с различными веществами в быту; приемы первой помощи при несложных травмах (ожог I и II степени, ссадины, капиллярное кровотечение). ^ Три состояния воды. Растворимые вещества. Состав почвы. Признаки химической реакции. Молекулы и атомы Строение вещества. Понятие о молекулах и атомах. Расположение молекул в твердых, жидких и газообразных веществах. Взаимодействие молекул: взаимное притяжение и отталкивание. Притяжение молекул жидкого и твердого вещества. ^ Химические элементы. Знакомство с таблицей Менделеева. Химические формулы веществ. Вещества простые южные. Кислород — простое вещество. Значение кислорода для жизни на Земле. Углекислый газ и «парниковый эффект». Сходство химического состава живой и неживой природы, вещества Вселенной и Солнечной системы. Понятие листве химического состава земных и космических тел. ^ Влияние деятельности человека на химический состав окружающей среды. Демонстрации. Модели атомов и молекул; опыты, показывающие сжатие тел, вызванное взаимодействием частиц вещества, и горение вещества. ^ Составление моделей молекул простых и сложных веществ. Лабораторная работа. № 9. Наблюдение взаимодействия частиц различных веществ (сжатие пружины, склеивание предметов, слипание пластилина). ^ Диффузия в жидкостях и газах. Энергия Наличие энергии — общее свойство всех тел природы. Запасы энергии внутри веществ. Питательные вещества — источники энергии для живых организмов. Солнце — источник энергии для всех живых организмов на Земле. Превращение одного вида энергии в другой в неживой природе. Живые организмы — преобразователи энергии. Экологические проблемы, связанные с использованием энергетических ресурсов Земли. ^ Превращение одного вида энергии в другой в живой и неживой природе. Демонстрации. Живые организмы, преобразующие солнечную энергию в химическую; образцы каменного угля и торфа. ^ . Составление схемы пищевой цепи как примера цепи передачи энергии. Опыт в домашних условиях. Измерение времени задержки дыхания. Единство и взаимосвязи материального мира Материальность мира. Системная организация природы. Уровни организации живой природы (биосферный, экосистемный, организменный, молекулярный). Взаимосвязи живого и неживого в биосфере. Круговорот веществ (на примере воды и углекислого газа) и поток энергии в природе. Опасность загрязнения окружающей среды. Охрана воздуха, воды, почвы. Демонстрация. Схемы круговорота веществ. Задания на лето Правила поведения в природе, в том числе в опасных ситуациях. Ориентирование на местности. ^ Учащиеся должны знать/понимать:
• факторы здорового образа жизни. Учащиеся должны уметь:
Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:
^ Учебно – методический комплект.
дополнительной литературы для учителя:
для учащихся: 1. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 1989. 383С. 2. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 1995. – 528с.: ил. 3. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 1994. – 218с. 4. Гарибова Л.В., Сидорова И. И. Энциклопедия природы России.– М.: 1997. 350с.
^
3. Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся Учебно-тематический план
|
![]() |
Вилия и ее берега Приглашаю отправиться в путешествие по страницам книги, чтобы вместе с экспедицией 1857 года графа Константина Тышкевича пройти по... |
![]() |
Ленинградская оборонительная операция Приказом наркома обороны вводится должность начальника Тыла Красной Армии и образовано Главное управление Тыла Красной Армии |
![]() |
Тема урока: Зелёная аптека Предметные: научатся распознавать лекарственные растения, называть их лечебную силу, правила сбора; получат возможность научиться... |
![]() |
С 1992 года, когда Российской Федерацией была подписана Конвенция... Тюменской области позволяет не только легко адаптировать и интегрировать материал в кадастры природных ресурсов или электронную версию... |
![]() |
Урок русской литературы в 10 классе Тема урока: По страницам великой... Тема урока: По страницам великой жизни. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель (1828-1910) |
![]() |
Календарно-тематическое планирование. Литература. 5 Класс Писатели о роли книги в жизни человека и общества. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги,... |
![]() |
Тема занятия: Скорость химических реакций Скорость – это изменение какого-либо параметра во времени. Например, скорость роста растения – изменение длины растения за единицу... |
![]() |
Биосфера область распространения жизни, охватывающая часть земного... Например, зеленые растения обогащают ее (при фотосинтезе) кислородом, животные (при дыхании) — диоксидом углерода; растения извлекают... |
![]() |
Растения превращают солнечный свет в запасенную химическую энергию... Нную в углеводах (см. Биологические молекулы), из которых важнее всего шестиуглеродный сахар глюкоза. Этот процесс преобразования... |
![]() |
Сведения о ветеранах Великой Отечественной войны. Данные по материалам школьного музея Артамонов Иван Лаврентьевич – род. 1923г., Служил в\ч 1032, с 1944 по 1947г., с 1945г в войне с Японией. Награждён, медалью «За победу... |