Скачать 156.06 Kb.
|
Администрация Починковского муниципального района муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Наруксовская средняя школа «ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО» на заседании педагогического совета приказом директора МБ ОУ Наруксовской СШ МБ ОУ Наруксовской СШ Протокол № 12 от 28.08.2015 от 31.08.2014 № 196 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету Биология для 8 класса Составитель: учитель биологии Л.В.Ильичева 2015 год 1.Пояснительная записка Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта на основе «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5- 11 классы» – М.: «Дрофа», 2011 г. и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Биология. Человек» автор: Н.И. Сонин. Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Человек», 8 класс, авторы: Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, - М.:«Дрофа», 2011 г. Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей: -освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; -овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; о факторах здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма; -развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; -воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; -иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. ^ Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению ^ Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Общее количество часов на изучение предмета - 70 часов. ^ В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий. Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде. Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. В частности при изучении курса биологии 8 класса активно происходит формирование базовых учебных компетенций: ценностно-смысловой - уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности. социокультурной - определять свое место и роль в окружающем мире, владеть эффективными способами организации свободного времени. учебно-познавательной - ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий; коммуникативной - владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; информационной - владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; природоведческой и здоровьесберегающей - иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи) ^ специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью; особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма; строение и функции основных тканей и систем органов; функциональные системы организма; значение гомеостаза внутренней среды организма; об обмене веществ, его значении и видах; роль ферментов и витаминов в организме; особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом; строение и функции анализаторов; механизмы ВНД; функциональное значение высших отделов головного мозга человека; особенности индивидуального развития человека; правила личной гигиены; причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний; о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека. Уметь: распознавать органы и их топографию; оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи; измерять кровяное давление и частоту пульса; давать обоснование правилам личной и общественной гигиены; работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п. ^ Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. ^ Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. ^ Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. ^ Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза. Лабораторная работа № 1 Строение животной клетки. ^ Гуморальная регуляция.Гуморальная регуляция.Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. ^ Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса. Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств. ^ Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность. Лабораторная работа № 2. Измерение массы и роста своего организма. Лабораторная работа № 3. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц. Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа) Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета. ^ Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении. Лабораторная работа № 4. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений ^ Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Лабораторная работа № 5. Определение частоты дыхания. ^ Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения. Лабораторная работа № 6. Действие слюны на крахмал. Лабораторная работа № 7. Воздействие желудочного сока на белки. Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа) Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз. ^ Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. ^ Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении. ^ Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. ^ Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека. ^ Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. ^ - компьютер ACER - проектор EPSON ^ http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия; http://bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»; http://www.uchportal.ru – учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации); http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование; http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей; http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации; http://infourok.org/– разработки уроков, презентации. ^ - Микроскоп - Секундомер - Тонометр - Сантиметровая лента -Набор микропрепаратов по анатомии и физиологии -Таблицы ^ Программа: Сонин Н.И., М., «Дрофа» 2011. Учебник: Н.И.Сонин, М.Р.Сапин М.: «Дрофа» 2011 Количество часов: 70. Класс: 8 Тематическое планирование курса биологии для 8 классов
|
![]() |
Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Живой... |
![]() |
Рабочая программа по предмету Биология для 9 класса Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Общие... |
![]() |
Рабочая программа по предмету Биология для 7 класса Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Многообразие... |
![]() |
Рабочая программа Деркачёвой Елены Михайловны (высшая квалификационная... М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский... |
![]() |
Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса на 2013 2014 учебный год Классификация рабочей программы типовая Рабочая программа по «Технологии» 1 класса разработана на основании |
![]() |
Рабочая программа по предмету Историческое краеведение для 7 класса Рабочая программа составлена на основе программы «Нижегородский край». Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных... |
![]() |
Рабочая программа 8 класса разработана в соответствии с «Примерным... Рабочая программа учебного предмета Православная культура для 8 класса составлена на основе умк скоробогатова для 7-8 классов 2006... |
![]() |
Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош» Н. И. Сонина Биология. 5-11 классы. М., Дрофа, 2010 год и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая... |
![]() |
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» автора Н. И. Сонина / Программы для образовательных... |
![]() |
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 8 класс Курс «Биология. Человек» предназначен для формирования у учащихся сознательного и здорового отношения к своему здоровью и здоровью... |