Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса




Скачать 156.06 Kb.
Название Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса
Дата публикации 29.07.2016
Размер 156.06 Kb.
Тип Рабочая программа
edushk.ru > Биология > Рабочая программа
Администрация Починковского муниципального района

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Наруксовская средняя школа

 
 

«ПРИНЯТО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании педагогического совета приказом директора

МБ ОУ Наруксовской СШ МБ ОУ Наруксовской СШ

Протокол № 12 от 28.08.2015 от 31.08.2014 № 196

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету

 Биология

для 8 класса

Составитель: учитель биологии Л.В.Ильичева


2015 год
1.Пояснительная записка

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта на основе «Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников созданных под руководством Н.И.Сонина. Биология. 5- 11 классы» – М.: «Дрофа», 2011 г. и Программы основного общего образования по биологии для 8 класса «Биология. Человек» автор: Н.И. Сонин.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Человек», 8 класс, авторы: Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, - М.:«Дрофа», 2011 г.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

-освоение знаний о человеке как биосоциальном существе;

-овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; о факторах здоровья и риска; наблюдения за состоянием собственного организма;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

-воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;

-иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

^ 2. Общая характеристика учебного предмета

Биология как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом. Систематический курс биологии в основной школе направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, о ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению

^ 3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему базисному учебному плану, рабочая программа для 8-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю. Общее количество часов на изучение предмета - 70 часов.

^ 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

В основу преподавания биологии положены деятельностный, личностно-ориентированный и компетентностный подходы. Деятельностный подход реализуется на основе максимального включения в образовательный процесс практического компонента учебного содержания - лабораторных и практических работ, экскурсий.

Личностно-ориентированный подход предполагает наполнение программ учебным содержанием, значимым для каждого обучающего в повседневной жизни, важным для формирования адекватного поведения человека в окружающей среде.

Сущность компетентностного подхода состоит в применении полученных знаний в практической деятельности и повседневной жизни, в формировании универсальных умений на основе практической деятельности. В частности при изучении курса биологии 8 класса активно происходит формирование базовых учебных компетенций:

ценностно-смысловой - уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности.

социокультурной - определять свое место и роль в окружающем мире, владеть эффективными способами организации свободного времени.

учебно-познавательной - ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий;

коммуникативной - владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;

информационной - владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернет; самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;

природоведческой и здоровьесберегающей - иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде (в лесу, в поле, на водоемах и др.); знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях: под дождем, градом, при сильном ветре, во время грозы, наводнения, пожара, при встрече с опасными животными, насекомыми; позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции, самоподдержки и самоконтроля; знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи)

^ 5. ЗУН в освоении конкретного учебного предмета

В результате изучения биологии ученик должен:

знать/понимать:


специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;

особенности строения клетки - основной структурной единицы живого организма;

строение и функции основных тканей и систем органов;

функциональные системы организма;

значение гомеостаза внутренней среды организма;

об обмене веществ, его значении и видах;

роль ферментов и витаминов в организме;

особенности нервной и гуморальной регуляции функций органов и организма в целом;

строение и функции анализаторов;

механизмы ВНД;

функциональное значение высших отделов головного мозга человека;

особенности индивидуального развития человека;

правила личной гигиены;

причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека, причины заболеваний;

о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.

Уметь:

распознавать органы и их топографию;

оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;

измерять кровяное давление и частоту пульса;

давать обоснование правилам личной и общественной гигиены;

работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, символами и т.п.

^ 6.Содержание учебного предмета

Тема 1. Место человека в системе органического мира (2 часа)


Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходства и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

^ Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

^ Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1час)

Науки о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

^ Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем как основа гомеостаза.

Лабораторная работа № 1 Строение животной клетки.

^ Тема 5. Координация и регуляция (10 часов)

Гуморальная регуляция.Гуморальная регуляция.Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

^ Нервная регуляция.Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс, проведение нервного импульса.

Строение функции спинного мозга, отделов головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение, функции и гигиена органа слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

^ Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания ОДА и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц: статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании ОДА.. Укрепление здоровья и двигательная активность.

Лабораторная работа № 2. Измерение массы и роста своего организма.

Лабораторная работа № 3. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. Значение работ Л.Пастера и И.И.Мечникова в области иммунитета.

^ Тема 8. Транспорт веществ (5 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении.

Лабораторная работа № 4. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений

^ Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребности организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях, перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Первая помощь при отравлении угарным газом, спасении утопающего, искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

Лабораторная работа № 5. Определение частоты дыхания.

^ Тема 10. Пищеварение (6 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И.П.Павлова в области пищеварения.

Лабораторная работа № 6. Действие слюны на крахмал.

Лабораторная работа № 7. Воздействие желудочного сока на белки.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Окружающая среда как источник веществ и энергии.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

^ Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

^ Тема 13. Покровы тела (4 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде и обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Первая помощь при травмах, ожогах, обморожении.

^ Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения, строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

^ Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 часов)

Рефлекс – основа нервной деятельности. Исследования И.М.Сеченова, И.П.Павлова, А.А.Ухтомского, П.К.Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности ВНД и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

^ Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

^ 7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Средства ИКТ:


- компьютер ACER

- проектор EPSON

^ Интернет ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/ - свободная энциклопедия;

http://bio.1september.ru/ - электронная версия газеты «Биология»;

http://www.uchportal.ru – учительский портал (Методические разработки для уроков биологии, презентации);

http://www.uroki.net – разработки уроков, сценарии, конспекты, поурочное планирование;

http://www.it-n.ru – сеть творческих учителей;

http://festival.1september.ru/ - уроки и презентации;

http://infourok.org/– разработки уроков, презентации.

^ Демонстрационный материал и учебное оборудование:

- Микроскоп

- Секундомер

- Тонометр

- Сантиметровая лента

-Набор микропрепаратов по анатомии и физиологии

-Таблицы

^ 8. Тематическое планирование

Программа: Сонин Н.И., М., «Дрофа» 2011.

Учебник: Н.И.Сонин, М.Р.Сапин М.: «Дрофа» 2011

Количество часов: 70.

Класс: 8

Тематическое планирование курса биологии для 8 классов

№ п/п

Название темы, раздела.

Кол-во часов

Дата проведения

Д/з




Тема 1. Место человека в системе органического мира.

2







1

Место человека в системе органического мира.

1




5-7

2

Особенности человека.

1




7-12




Тема 2. Происхождение человека.

2







3

Этапы становления человека.

1




12-17

4

Расы человека, их происхождение и единство.

1




18-21




Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.


1







5

История развития знаний о строении и функциях организма человека.


1





21-30




Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека.


4







6-7

Клеточное строение организма человека.

^ Лабораторная работа №1. «Строение животной клетки».


2





30-34

8

Ткани. Типы тканей и их свойства.

1




34-40

9

Органы. Системы органов. Организм.

1




40-46




Тема 5. Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Нервная регуляция.


12







10

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека.

1




46-53

11

Железы внешней и внутренней секреции.

1




46-53

12

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1




54-59

13

Спинной мозг.

1




60-62

14

Строение и функции головного мозга.

1




63-69

15

Полушария большого мозга.

1




70-75

16

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции.

1




76-77

17

Зрительный анализатор.

1




77-83

18

Анализаторы слуха и равновесия.

1




84-91

19

Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

1




91-99

20

Чувствительность анализаторов, их взаимодействие и взаимозаменяемость.


1





91-99

21

Обобщающий урок по теме: «Координация и регуляция».

1










Тема 6. Опора и движение.

8







22

Аппарат опоры и движения, ее функции. Скелет человека, его значение. Строение скелета.

^ Лабораторная работа № 2. «Измерение массы и роста своего организма».


1





100-107

23-24

Строение и свойства костей, типы их соединений.

2




107-115

25

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей.


1






26

Мышцы, их строение и функции.

1




116-121

27

Работа мышц.

^ Лабораторная работа № 3. «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц».



1






122-126

28

Значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения.


1





122-126

29

Обобщающий урок по теме: «Опора и движение».

1










Тема 7. Внутренняя среда организма.

4







30

Внутренняя среда организма и ее значение.

1




127

31

Плазма крови, ее состав.

1




128-135

32

Иммунитет.

1




136-137

33

Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор.

1




137-143




Тема 8. Транспорт веществ.

5







34

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.


1





144-149

35

Работа сердца.

1




149-153

36

Движение крови по сосудам.

^ Лабораторная работа № 4. «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений».



1






153-157

37

Заболевания сердечно – сосудистой системы (органов кровообращения), их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.



1






153-157

38

Обобщающий урок по темам: «Внутренняя среда организма» и «Транспорт веществ».


1










Тема 9. Дыхание.

5







39

Строение и функции органов дыхания.

1




158-162

40

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1




163-170

41

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

1




163-170

42

Регуляция дыхания.

^ Лабораторная работа № 5. «Определение частоты дыхания».


1





163-170

43

Заболевания органов дыхания, их предупреждение. Первая помощь при нарушении дыхания и кровообращения.


1





163-170




Тема 10. Пищеварение.

6







44

Пищевые продукты и питательные вещества. Строение и функции пищеварительной системы.


1





171-173

45

Пищеварение в ротовой полости.

^ Лабораторная работа № 6. «Воздействие слюны на крахмал».


1





174-179

46

Пищеварение в желудке.

^ Лабораторная работа № 7. «Воздействие желудочного сока на белки».



1






180-186

47

Пищеварение в кишечнике.

1




180-186

48

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.


1





180-186

49

Обобщающий урок по темам: «Дыхание» и «Пищеварение».

1










Тема 11. Обмен веществ и энергии.

2







50

Обмен веществ и энергии.

1




187-194

51

Витамины.

1




194-198




Тема 12. Выделение.

2







52

Выделение. Строение и работа почек.

1




199-204

53

Заболевание почек, их предупреждение.

1




199-204




Тема 13. Покровы тела.

4







54

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

1




205-209

55

Роль кожи в терморегуляции организма.

1




209-211

56

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

1




209-211

57

Обобщающий урок по темам: «Обмен веществ и энергии», «Выделение», «Покровы тела».


1










Тема 14. Размножение и развитие.

3







58

Половая система человека.

1




212-220

59

Возрастные процессы.

1




221-224

60

Планирование семьи.

1




221-224




Тема 15. Высшая нервная деятельность.

6







61

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности, его виды, роль в приспособлении к условиям жизни.


1





225-235

62

Торможение, его виды, значение.

1




225-235

63

Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна.

1




235-242

64

Особенности высшей нервной деятельности человека.

1




235-242

65

Познавательные процессы.

1




242-249

66

Типы нервной деятельности человека.

1




250-253




Тема 16. Человек и его здоровье.

4







67-68

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Укрепление здоровья. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.



1






254-271

69-70

Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении.



1






272-285


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса icon Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Живой...
Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса icon Рабочая программа по предмету Биология для 9 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Общие...
Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса icon Рабочая программа по предмету Биология для 7 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Многообразие...
Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса icon Рабочая программа Деркачёвой Елены Михайловны (высшая квалификационная...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса icon Рабочая программа по предмету «Технология» для 1 класса на 2013 2014 учебный год
Классификация рабочей программы типовая Рабочая программа по «Технологии» 1 класса разработана на основании
Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса icon Рабочая программа по предмету Историческое краеведение для 7 класса
Рабочая программа составлена на основе программы «Нижегородский край». Интегрированный учебный курс для учащихся 7 класса общеобразовательных...
Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса icon Рабочая программа 8 класса разработана в соответствии с «Примерным...
Рабочая программа учебного предмета Православная культура для 8 класса составлена на основе умк скоробогатова для 7-8 классов 2006...
Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса icon Рабочая программа ориентирована на учащихся 9 класса мбоу «Покровская оош»
Н. И. Сонина Биология. 5-11 классы. М., Дрофа, 2010 год и Программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая...
Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса icon Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей...
Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» автора Н. И. Сонина / Программы для образовательных...
Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса icon Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 8 класс
Курс «Биология. Человек» предназначен для формирования у учащихся сознательного и здорового отношения к своему здоровью и здоровью...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница