Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии




Скачать 0.51 Mb.
Название Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии
страница 1/6
Дата публикации 16.06.2015
Размер 0.51 Mb.
Тип Рабочая программа
edushk.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4   5   6
e:\сайт детлово\рабочие программы\изображение (3).jpg


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Детловская средняя общеобразовательная школа № 12


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МКОУ Детловская СОШ № 12
_____________________________

«______» ________________ 2014г.



«Утверждено»

Директор МКОУ

Детловская СОШ № 12
__________________________

Приказ №____ от

«______»____________ 2014г.


Рабочая программа по биологии для 5-9 классов

Учитель биологии:

Капран Марина Григорьевна

(2 категория)

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка.

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:

5 класс – 70 часов из федерального компонента;

6 класс – 35 часов из федерального компонента;

7 класс – 70 часов из федерального компонента;

8 класс – 70 часов из федерального компонента;

9 класс – 68 часов из федерального компонента;

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Курс «Живой организм» в 6 классе построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.

Программа «Биология. Многообразие живых организмов» в 7 классе является продолжением линии освоения биологических дисциплин и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме того, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.

Программа «Человек и его здоровье» в 8 классе является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

Программа «Общая биология» в 9 классе изучает теоретические и прикладные основы общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи. Изучение предмета основывается на знаниях, приобретенных в предыдущих курсах биологии, а также на уроках химии, физики, истории, географии. Программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ.

Содержание учебного курса 5 класса.

^ Основные изучаемые вопросы

Количество часов

Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др.

Виды контроля

^ Требования к уровню подготовки

Раздел 1 Тема: Изучение природы.

Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, биология, экология). Методы изучения природы (наблюдение. измерение, эксперимент, моделирование). Оборудование для исследований.

3



  1. Знакомство с оборудованием.

  2. Проведение наблюдений, опытов и измерений.

  3. Великие естествоиспытатели.

Фронтальный и индивидуальный опрос, беседа по прочитанному материалу, рабочие тетради, тесты

Знать, что такое «тело», «вещество», «явление природы»; методы изучения окружающего, приборы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать, обобщать.

Раздел 2 Тема: Вселенная.

Представление о Вселенной древних; современные представления о Вселенной.

17

Нахождение на вечернем небе созвездий; умение работать с подвижной картой звёздного неба; составлять сообщения.

Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос и индивидуальный, рабочие тетради, проверочная работа.

Знать, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система; что представляет собой Галактика.

Раздел 3 Тема: Земля.

Гипотезы возникновения Земли; внутреннее строение Земли; природные явления; оболочки Земли;

18

Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений.

Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, определение направления ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос и индивидуальный, рабочие тетради, проверочная работа.

Знать гипотезы возникновения Земли; внутреннее строение Земли; природные явления; оболочки Земли.

Раздел 4 Тема: Жизнь на Земле.

Развитие жизни на Земле; клеточное строение организмов; разнообразие живого; среды обитания организмов; растения и животные разных материков; природные зоны Земли; жизнь в морях и океанах.

14

Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособления растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, рабочие тетради, проверочная работа.

Знать этапы развития жизни на Земле; клеточное строение организмов; разнообразие живого; среды обитания организмов; растения и животных разных материков; природные зоны Земли; жизнь в морях и океанах.

Раздел 5 Тема: Человек на Земле.

Научные представления о происхождении человека; древние предки человека; Страницы истории географических открытий; изменения в природе, вызванные деятельностью человека; биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения; здоровье человека и безопасность жизни.

17


Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, рабочие тетради, итоговая проверочная работа.

Знать научные представления о происхождении человека; древних предков человека; страницы истории географических открытий; изменения в природе, вызванные деятельностью человека; биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения; здоровье человека и безопасность жизни.

Зачет по курсу

1




тест




Всего: 70 часов

Содержание учебного курса 6 класса.

^ Основные изучаемые вопросы

Количество часов

Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др.

Виды контроля

^ Требования к уровню подготовки

Раздел 1: Строение и свойства живых организмов.

1.Многообразие живых организмов, их основные свойства.

2. Химический состав клеток.

3. Строение растительной и животной клеток.

4.Ткани растений и животных.

5. Органы и системы органов.

6.Растения и животные как целостные организмы.


2

2

2

2

2

2

Итого: 12 ч

Определение состава семян пшеницы. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). Ткани растительных организмов. Ткани животных организмов. Изучение органов цветковых растений. Распознавание органов у животных.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.

Знать многообразие живых организмов; химический состав клеток; строение растительной и животной клеток; деление клетки; ткани растений и животных; органы и системы органов.

Раздел 2: Жизнедеятельность организма.

1.Питание и пищеварение. 2.Дыхание.

3.Передвижение веществ в организме.

4.Выделение.

5. Опорные системы. 6.Движение.

7.Регуляция процессов жизнедеятельности. 8.Размножение.

9.Рост и развитие.


2

2

2

2

2

2

2

2

2

Итого: 18 ч

Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роли света и воды в жизни растений.

Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.

Разнообразие опорных систем животных. Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя. Вегетативное размножение комнатных растений.

Прямое и непрямое развитие насекомых.


Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.

Иметь знания по основным изучаемым вопросам. Уметь проводить лабораторные работы.

Раздел 3: Организм и среда.

10. Среда обитания. Экологические факторы.

1




Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.




11. Природные сообщества.

1




Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.







12. Что мы узнали о взаимоотношениях организма и среды.

1




Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.




13. Повторительно-обобщающий урок.

1




Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.




Всего: 35 ч

Содержание учебного курса 7 класса.

^ Основные изучаемые вопросы

Количество часов

Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др.

Виды контроля

^ Требования к уровню подготовки

1 Тема: Введение

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Империи, царства живой природы.

4

Сообщения, рефераты

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания.

Знать уровни организации живого, основные положения теории Ч. Дарвина, царства живой природы.



2 Тема: Империя Доклеточные Подимперия Прокариоты Царство Бактерии.

Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов.

3

Определение на микропрепаратах разновидности прокариотов

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания.

Уметь объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле.



3 Тема: Империя Клеточные Подимперия Эукариоты Царство Грибы.

Общая характеристика грибов. Лишайники.

4

Строение плесневого гриба мукора. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания.

Знать характерные особенности грибов и лишайников, уметь проводить лабораторные работы.



4 Тема: Империя Клеточные Подимперия Эукариоты Царство Растения.

Общая характеристика растений. Классификация (вид-род-семейство-порядок-класс-отдел-царство). Низшие растения. Высшие растения. Голосеменные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.

16

Изучение внешнего вида водорослей. Изучение внешнего строения мхов. Изучение внешнего строения папоротника. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Изучение строения покрытосеменных растений. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.

Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания.

Знать характеристики низших и высших растений; уметь проводить лабораторные работы.

5 Тема: Империя Клеточные Подимперия Эукариоты Царство Животные

Общая характеристика животных. Классификация (вид-род-семейство-отряд-класс-тип-царство-надцарство-империя). Простейшие. Черви. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие.

40




Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания.




6 Тема: Империя Доклеточные Подимперия Вирусы Царство Вирусы.

Общая характеристика. Строение. Жизненный цикл. Многообразие. Значение в природе и жизни человека. Гипотезы о происхождении.

2




Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания.




Зачетный урок

1




тесты




Всего: 70 часов

Содержание учебного курса 8 класса.

^ Основные изучаемые вопросы

Количество часов

Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др.

Виды контроля

^ Требования к уровню подготовки

Раздел 1 Тема: Место человека в системе органического мира.

Человек как часть живой природы, его место в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Человек разумный.

2

Сравнительные таблицы сходства и различий человека и животных

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать черты сходства и различия человека и животных.

Раздел 2 Тема: Происхождение человека.

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека.

2

Определение основных типов человеческих рас; творческие работы

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать этапы формирования человека, человеческие расы.

Раздел 3 Тема: Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.

Науки о человеке. Великие анатомы и физиологи.

1

Портретная галерея русских и зарубежных анатомов и физиологов

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знание наук о человеке, великих ученых и анатомов.

Раздел 4 Тема: Общий обзор строения и функций организма человека.

Клеточное строение. Ткани. Органы. Системы органов.

4

Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать ткани, органы, системы органов человека, их строение и функции.

Раздел 5 Тема: Координация и регуляция.

Гуморальная и нервная регуляции.

10

Изучение моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать железы внутренней секреции, гормоны, их функции в организме

Раздел 6 Тема: Опора и движение.

Скелет человека. Состав и строение костей. Мышечная система.

8

Изучение внешнего вида костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать отделы скелета человека, типы соединения костей, строение мышечной системы.

Раздел 7 Тема: Внутренняя среда организма.

Тканевая жидкость, кровь, элементы крови.

3

Изучение микроскопического строения крови.

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать состав крови, группы крови, понятие иммунитета.

Раздел 8 Тема: Транспорт веществ.

Сердце, сосуды.

4

Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать строение сердца, малый и большой круги кровообращения.

Раздел 9 Тема: Дыхание.

Органы дыхания, газообмен, регуляция дыхания

5

Определение частоты дыхания

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать строение органов дыхания, газообмен, регуляцию дыхания.

Раздел 10 Тема: Пищеварение

Питательные вещества и пищевые продукты. Витамины. Пищеварение и его этапы.

5

  1. Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

  2. Определение норм рационального питания.

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать этапы пищеварения, роль пищеварительных желез.

Раздел 11 Тема: Обмен веществ и энергии

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмены.

2

-

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать суть обмена веществ и энергии.

Раздел 12 Тема: Выделение

Органы выделения, строение почек, роль кожи в выделении.

2

Демонстрация модели почек

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать строение почек, органов выделения, их роль в организме

Раздел 13 Тема: Покровы тела

Строение и функции кожи. Закаливание. Заболевания кожи и их предупреждение.

3

Таблицы органов и систем органов размножения

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать строение кожи, её роль в терморегуляции, методы закаливания.

Раздел 14 Тема: Размножение и развитие

Система органов размножения. Внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка.

3

Таблицы систем органов размножения

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать строение органов размножения человека. Этапы роста человека.

Раздел 15 Тема: Высшая нервная деятельность

Рефлекс. Исследования русских физиологов. Речь, мышление, сознание, сон и его значение, память.

5

Демонстрация таблиц строения нервной системы

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать особенности ВНД человека

Раздел 16 Тема: Человек и его здоровье

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Человек и окружающая среда.

4

Изучение примеров остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.

Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах

Знать санитарно-гигиенические нормы, уметь оказать первую доврачебную помощь.

Повторение-обобщение по разделам.

5




Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии icon Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на...
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе отводится...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии в 7 классе. Составитель: Учитель биологии
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для 7 класса «Животные», созданная...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии
Программы по биологии созданная под руководством В. В. Пасечника / автор состовитель Г. М. Пальдяева М.: Дрофа, 2009 соответствует...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии 10 класс (профиль)
Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 11 классов (профильный уровень) автора В. Б. Захарова, полностью...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии, 7 класс 2014-2015 уч г
Программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии для 9 класса
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта, программы по биологии
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии 11 класс рабочая программа по биологии...
«средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии icon Программа для подготовки учащихся 9 классов к гиа по дисциплине «Биология»
Программа дополнительных занятий по биологии разработана с целью подготовки учащихся 9 классов школ для сдачи экзамена по биологии...
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов Учитель биологии icon Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: В. В. Пасечник
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов