
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Детловская средняя общеобразовательная школа № 12
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
МКОУ Детловская СОШ № 12
_____________________________
«______» ________________ 2014г.
|
«Утверждено»
Директор МКОУ
Детловская СОШ № 12
__________________________
Приказ №____ от
«______»____________ 2014г.
|
Рабочая программа по биологии для 5-9 классов
Учитель биологии:
Капран Марина Григорьевна
(2 категория)
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования изучение биологии складывается следующим образом:
5 класс – 70 часов из федерального компонента;
6 класс – 35 часов из федерального компонента;
7 класс – 70 часов из федерального компонента;
8 класс – 70 часов из федерального компонента;
9 класс – 68 часов из федерального компонента;
Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приёмов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».
Курс «Живой организм» в 6 классе построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности.
Программа «Биология. Многообразие живых организмов» в 7 классе является продолжением линии освоения биологических дисциплин и предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. Кроме того, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы.
Программа «Человек и его здоровье» в 8 классе является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.
Программа «Общая биология» в 9 классе изучает теоретические и прикладные основы общей биологии. В ней нашли отражение задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодёжи. Изучение предмета основывается на знаниях, приобретенных в предыдущих курсах биологии, а также на уроках химии, физики, истории, географии. Программой предусматривается выполнение ряда лабораторных работ.
Содержание учебного курса 5 класса.
^
|
Количество часов
|
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др.
|
Виды контроля
|
^
|
Раздел 1 Тема: Изучение природы.
|
Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, биология, экология). Методы изучения природы (наблюдение. измерение, эксперимент, моделирование). Оборудование для исследований.
|
3
|
Знакомство с оборудованием.
Проведение наблюдений, опытов и измерений.
Великие естествоиспытатели.
|
Фронтальный и индивидуальный опрос, беседа по прочитанному материалу, рабочие тетради, тесты
|
Знать, что такое «тело», «вещество», «явление природы»; методы изучения окружающего, приборы. Уметь работать с текстом учебника, совершать логические операции, сравнивать, анализировать, обобщать.
|
Раздел 2 Тема: Вселенная.
|
Представление о Вселенной древних; современные представления о Вселенной.
|
17
|
Нахождение на вечернем небе созвездий; умение работать с подвижной картой звёздного неба; составлять сообщения.
|
Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос и индивидуальный, рабочие тетради, проверочная работа.
|
Знать, как складывались представления о строении Вселенной на протяжении веков; как устроена Солнечная система; что представляет собой Галактика.
|
Раздел 3 Тема: Земля.
|
Гипотезы возникновения Земли; внутреннее строение Земли; природные явления; оболочки Земли;
|
18
|
Описание и сравнение признаков 2-3 веществ. Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений.
Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, определение направления ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.
|
Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос и индивидуальный, рабочие тетради, проверочная работа.
|
Знать гипотезы возникновения Земли; внутреннее строение Земли; природные явления; оболочки Земли.
|
Раздел 4 Тема: Жизнь на Земле.
|
Развитие жизни на Земле; клеточное строение организмов; разнообразие живого; среды обитания организмов; растения и животные разных материков; природные зоны Земли; жизнь в морях и океанах.
|
14
|
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян. Примеры приспособления растений и животных к среде обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
|
Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, рабочие тетради, проверочная работа.
|
Знать этапы развития жизни на Земле; клеточное строение организмов; разнообразие живого; среды обитания организмов; растения и животных разных материков; природные зоны Земли; жизнь в морях и океанах.
|
Раздел 5 Тема: Человек на Земле.
|
Научные представления о происхождении человека; древние предки человека; Страницы истории географических открытий; изменения в природе, вызванные деятельностью человека; биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения; здоровье человека и безопасность жизни.
|
17
|
Измерение своего роста и массы тела. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
|
Беседа по прочитанному материалу, фронтальный опрос, индивидуальный опрос, рабочие тетради, итоговая проверочная работа.
|
Знать научные представления о происхождении человека; древних предков человека; страницы истории географических открытий; изменения в природе, вызванные деятельностью человека; биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения; здоровье человека и безопасность жизни.
|
Зачет по курсу
|
1
|
|
тест
|
|
Всего: 70 часов
Содержание учебного курса 6 класса.
^
|
Количество часов
|
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др.
|
Виды контроля
|
^
|
Раздел 1: Строение и свойства живых организмов.
|
1.Многообразие живых организмов, их основные свойства.
2. Химический состав клеток.
3. Строение растительной и животной клеток.
4.Ткани растений и животных.
5. Органы и системы органов.
6.Растения и животные как целостные организмы.
|
2
2
2
2
2
2
Итого: 12 ч
|
Определение состава семян пшеницы. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах). Ткани растительных организмов. Ткани животных организмов. Изучение органов цветковых растений. Распознавание органов у животных.
|
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.
|
Знать многообразие живых организмов; химический состав клеток; строение растительной и животной клеток; деление клетки; ткани растений и животных; органы и системы органов.
|
Раздел 2: Жизнедеятельность организма.
|
1.Питание и пищеварение. 2.Дыхание.
3.Передвижение веществ в организме.
4.Выделение.
5. Опорные системы. 6.Движение.
7.Регуляция процессов жизнедеятельности. 8.Размножение.
9.Рост и развитие.
|
2
2
2
2
2
2
2
2
2
Итого: 18 ч
|
Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями, роли света и воды в жизни растений.
Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю. Строение клеток крови лягушки и человека.
Разнообразие опорных систем животных. Движение инфузории туфельки. Перемещение дождевого червя. Вегетативное размножение комнатных растений.
Прямое и непрямое развитие насекомых.
|
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.
|
Иметь знания по основным изучаемым вопросам. Уметь проводить лабораторные работы.
|
Раздел 3: Организм и среда.
|
10. Среда обитания. Экологические факторы.
|
1
|
|
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.
|
|
11. Природные сообщества.
|
1
|
|
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.
|
|
|
12. Что мы узнали о взаимоотношениях организма и среды.
|
1
|
|
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.
|
|
13. Повторительно-обобщающий урок.
|
1
|
|
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в парах, группах постоянного и сменного состава, тестовые задания.
|
|
Всего: 35 ч
Содержание учебного курса 7 класса.
^
|
Количество часов
|
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др.
|
Виды контроля
|
^
|
1 Тема: Введение
|
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Империи, царства живой природы.
|
4
|
Сообщения, рефераты
|
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания.
|
Знать уровни организации живого, основные положения теории Ч. Дарвина, царства живой природы.
|
2 Тема: Империя Доклеточные Подимперия Прокариоты Царство Бактерии.
|
Многообразие, особенности строения и происхождение прокариотических организмов.
|
3
|
Определение на микропрепаратах разновидности прокариотов
|
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания.
|
Уметь объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле.
|
3 Тема: Империя Клеточные Подимперия Эукариоты Царство Грибы.
|
Общая характеристика грибов. Лишайники.
|
4
|
Строение плесневого гриба мукора. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
|
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания.
|
Знать характерные особенности грибов и лишайников, уметь проводить лабораторные работы.
|
4 Тема: Империя Клеточные Подимперия Эукариоты Царство Растения.
|
Общая характеристика растений. Классификация (вид-род-семейство-порядок-класс-отдел-царство). Низшие растения. Высшие растения. Голосеменные растения. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.
|
16
|
Изучение внешнего вида водорослей. Изучение внешнего строения мхов. Изучение внешнего строения папоротника. Изучение строения и многообразия голосеменных растений. Изучение строения покрытосеменных растений. Распознавание наиболее распространенных растений своей местности.
|
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания.
|
Знать характеристики низших и высших растений; уметь проводить лабораторные работы.
|
5 Тема: Империя Клеточные Подимперия Эукариоты Царство Животные
|
Общая характеристика животных. Классификация (вид-род-семейство-отряд-класс-тип-царство-надцарство-империя). Простейшие. Черви. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Млекопитающие.
|
40
|
|
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания.
|
|
6 Тема: Империя Доклеточные Подимперия Вирусы Царство Вирусы.
|
Общая характеристика. Строение. Жизненный цикл. Многообразие. Значение в природе и жизни человека. Гипотезы о происхождении.
|
2
|
|
Фронтальный опрос, индивидуальный опрос, работа в группах, тестовые задания.
|
|
Зачетный урок
|
1
|
|
тесты
|
|
Всего: 70 часов
Содержание учебного курса 8 класса.
^
|
Количество часов
|
Практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и др.
|
Виды контроля
|
^
|
Раздел 1 Тема: Место человека в системе органического мира.
|
Человек как часть живой природы, его место в системе органического мира. Черты сходства и различия человека и животных. Человек разумный.
|
2
|
Сравнительные таблицы сходства и различий человека и животных
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать черты сходства и различия человека и животных.
|
Раздел 2 Тема: Происхождение человека.
|
Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека.
|
2
|
Определение основных типов человеческих рас; творческие работы
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать этапы формирования человека, человеческие расы.
|
Раздел 3 Тема: Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека.
|
Науки о человеке. Великие анатомы и физиологи.
|
1
|
Портретная галерея русских и зарубежных анатомов и физиологов
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знание наук о человеке, великих ученых и анатомов.
|
Раздел 4 Тема: Общий обзор строения и функций организма человека.
|
Клеточное строение. Ткани. Органы. Системы органов.
|
4
|
Изучение микроскопического строения тканей. Распознавание на таблицах органов и систем органов.
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать ткани, органы, системы органов человека, их строение и функции.
|
Раздел 5 Тема: Координация и регуляция.
|
Гуморальная и нервная регуляции.
|
10
|
Изучение моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов.
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать железы внутренней секреции, гормоны, их функции в организме
|
Раздел 6 Тема: Опора и движение.
|
Скелет человека. Состав и строение костей. Мышечная система.
|
8
|
Изучение внешнего вида костей. Измерение массы и роста своего организма. Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать отделы скелета человека, типы соединения костей, строение мышечной системы.
|
Раздел 7 Тема: Внутренняя среда организма.
|
Тканевая жидкость, кровь, элементы крови.
|
3
|
Изучение микроскопического строения крови.
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать состав крови, группы крови, понятие иммунитета.
|
Раздел 8 Тема: Транспорт веществ.
|
Сердце, сосуды.
|
4
|
Измерение кровяного давления. Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать строение сердца, малый и большой круги кровообращения.
|
Раздел 9 Тема: Дыхание.
|
Органы дыхания, газообмен, регуляция дыхания
|
5
|
Определение частоты дыхания
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать строение органов дыхания, газообмен, регуляцию дыхания.
|
Раздел 10 Тема: Пищеварение
|
Питательные вещества и пищевые продукты. Витамины. Пищеварение и его этапы.
|
5
|
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.
Определение норм рационального питания.
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать этапы пищеварения, роль пищеварительных желез.
|
Раздел 11 Тема: Обмен веществ и энергии
|
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмены.
|
2
|
-
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать суть обмена веществ и энергии.
|
Раздел 12 Тема: Выделение
|
Органы выделения, строение почек, роль кожи в выделении.
|
2
|
Демонстрация модели почек
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать строение почек, органов выделения, их роль в организме
|
Раздел 13 Тема: Покровы тела
|
Строение и функции кожи. Закаливание. Заболевания кожи и их предупреждение.
|
3
|
Таблицы органов и систем органов размножения
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать строение кожи, её роль в терморегуляции, методы закаливания.
|
Раздел 14 Тема: Размножение и развитие
|
Система органов размножения. Внутриутробное развитие. Рост и развитие ребенка.
|
3
|
Таблицы систем органов размножения
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать строение органов размножения человека. Этапы роста человека.
|
Раздел 15 Тема: Высшая нервная деятельность
|
Рефлекс. Исследования русских физиологов. Речь, мышление, сознание, сон и его значение, память.
|
5
|
Демонстрация таблиц строения нервной системы
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать особенности ВНД человека
|
Раздел 16 Тема: Человек и его здоровье
|
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Человек и окружающая среда.
|
4
|
Изучение примеров остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений.
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
Знать санитарно-гигиенические нормы, уметь оказать первую доврачебную помощь.
|
Повторение-обобщение по разделам.
|
5
|
|
Индивидуальный, фронтальный опросы; тестирование; работа в группах и парах
|
|
|