Скачать 228.17 Kb.
|
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО: на заседании ШМО директор МОБУ "СОШ № 7 МОБУ "СОШ № 7 г. Новотроицка" г. Новотроицка» ___________/ И.А. Ковалёва протокол № от __________ ___________/_Бучнева Валентина Николаевна Руководитель ШМО / (Ф.И.О. полностью) Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 7 г. Новотроицка Оренбургской области» Рабочая программа учебного курса « Общая биология» по биологии для 9 «а», 9 «б» классов. составила: Демидова Ольга Михайловна учитель высшей категории 2013/2014 учебный год Пояснительная записка Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 9 классах общеобразовательных школ и рассчитана на 2 часа классных занятий. Программа курса (70 часов) полностью включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все отделы и темы, изучаемые В средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями учащихся и с учетом общеобразовательного уровня. Представлено значительное число лабораторных работ, демонстраций и экскурсий, облегчающих восприятие учебного материала. Последовательность изучения материала также способствует интеграции курса в систему биологического образования, завершаемого в 9 классе. Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях учащихся, полученных при изучении биологических дисциплин в младших классах средней школы по специальным программам, и является продолжением линии освоения биологических дисциплин, начатой в 5 классе учебником «Природоведение» А.А. Плешакова и Н. И. Сонина, учебником «Живой организм»Н. И. Сонина для учащихся 6 класса и учебником «Биология. Многообразие живых организмов» В. Б. Захарова и Н. И. Сонина. Изучение предмета также основывается на знаниях, приобретённых на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин, изучаемых факультативно.
В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
уметь
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними ^ Введение – 1 час. Биология - наука о живой природе.Роль биологии в практической деятельности людей. Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства происхождения всего живого и взаимозависимости всех частей биосферы Земли. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание и измерение биологических объектов. РАЗДЕЛ 1. ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ (21 час) Глава 1. Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов– 2 часа. Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Признаки живых организмов, их проявление у растений, животных, грибов и бактерий: клеточное строение, особенности химического состава, обмен веществ и превращения энергии, рост, развитие, размножение, движение, раздражимость, приспособленность к среде обитания. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношения части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии. Система органического мира. Классификация организмов. Основные систематические категории: царство, тип (отдел), класс, отряд (порядок), семейство, род, вид, их соподчиненность.; Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие. Демонстрации: Классификация организмов Многообразие видов. Глава 2. Развитие биологии в додарвинский период – 2 часа. ^ Развитие биологии в додарвинский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Глава 3. Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора – 5 часов. ^ Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Движущие силы эволюции: наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Искусственный отбор. Результаты эволюции: многообразие видов, приспособленность организмов к среде обитания. Глава 4. Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора – 2 часа. Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Физиологические адаптации. Демонстрация Приспособления у организмов к среде обитания ^ 1. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания Глава 5. Микроэволюция – 2 часа. Вид как генетически однородная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. ^ Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция - элемент экосистемы. Популяция – элементарная эволюционная единица. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Демонстрация Признаки вида Глава 6.Биологические последствия адаптации. Макроэволюция– 3 часа. Главные направления эволюционного прогресса. Биологический прогресс и биологический регресс. Пути достижения биологического прогресса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. Глава 7.Возникновение жизни на Земле – 2 часа. Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов. Глава 8.Развитие жизни на Земле – 3 часа. Усложнение растений в процессе эволюции: водоросли, мхи, папоротники, хвощи, плауны, голосеменные, покрытосеменные.Многообразие животных - результат эволюции. Одноклеточные и многоклеточные животные. Беспозвоночные животные: Кишечнополостные, Черви, Моллюски, Членистоногие. Усложнение животных в процессе эволюции на примере позвоночных: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Развитие жизни на Земле. Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. РАЗДЕЛ II. СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (10 часов) Глава 9.Химическая организация клетки – 2 часа. Особенности химического состава живых организмов. Неорганические и органические вещества, их роль в организме. Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества. Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение жизнедеятельности и поддержке гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку. Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция. РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК. Глава 10.Обмен веществ и преобразование энергии в клетке – 3 часа. ^ Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино- и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке. Глава 11.Строение и функции клеток – 5 часов. ^ Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки и организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах. Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро – центр управления жизнедеятельности клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки. ^ Деление клетки - основа размножения, роста и развития организмов. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических патологических условиях). Нарушения в строении и функционировании клеток - одна из причин заболеваний организмов. Клеточная теория строения организмов. Демонстрации: Клетки растений, животных, грибов и бактерий Хромосомы Деление клетки РАЗДЕЛ III^ (5часов) Глава 12.Размножение организмов – 2 часа. Размножение. Бесполое и половое размножение. Половые клетки. Сущность и формы размножения организмов. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение. Глава 13.Индивидуальное развитие организмов – 3 часа. Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша – бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша – гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение. Общие закономерности развития. Биогенетический закон. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К. Бэра). Биогенетический закон (Э. Геккель и К. Мюллер). ^ (20часов) Глава 14.Закономерности наследования признаков – 10 часов. Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика - наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г. Менделя (I, II, III). Основные понятия: ген, генотип, фенотип, доминантные и рецессивные признаки. ^ Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков. Глава 15. Закономерности изменчивости – 6 часов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств. Глава 16.Селекция растений, животных, микроорганизмов – 4 часа. Наследственность и изменчивость - основа искусственного отбора. Порода, сорт. Применение знаний о наследственности и изменчивости, искусственном отборе при выведении новых пород и сортов. Приемы выращивания и разведения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.Сельскохозяйственные растения. Сельскохозяйственные животные. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности. Демонстрации Изменчивость у организмов Порода, сорт Практические работы: 4. Решение генетических задач 5. Решение генетических задач на генетику пола 6. Выявление изменчивости организмов. РАЗДЕЛ V. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ (11 часов) Глава 17.Биосфера, её структура и функции – 3часа. Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Границы биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы Распространение и роль живого вещества в биосфере. Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме. Роль производителей, потребителей и разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. ^ Естественные сообщества организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Экология - наука о взаимосвязях организмов и окружающей среды. Среда - источник веществ, энергии и информации. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные, их влияние на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность факторов среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Пищевые связи в экосистеме. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ. ^ Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношении – нейтрализм. Демонстрации Экологические факторы Структура экосистемы Пищевые цепи и сети Круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме Типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм) Границы биосферы Глава 18.Биосфера и человек – 2 часа. Роль человека в биосфере. Природные ресурсы и их использование. Экологические проблемы, их влияние на собственную жизнь, жизнь других людей: парниковый эффект, кислотные дожди, опустынивание, сведение лесов, появление “Озоновых дыр”, загрязнение окружающей среды. ^ Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Демонстрация Агроэкосистема 8. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы
|
![]() |
Рабочая программа Кащенко Натальи Сергеевны I квалификационная категория... М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский... |
![]() |
Рабочая программа Деркачёвой Елены Михайловны (высшая квалификационная... М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский... |
![]() |
Пояснительная записка Исходными документами для составления рабочей... Программа основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» автора Н. И. Сонина / Программы для образовательных... |
![]() |
Рабочая программа учебного курса «Биология» |
![]() |
Рабочая программа курса «биология» Рабочая программа курса «Биология» составлена на основе нормативно правовой базы |
![]() |
Рабочая программа по общей биологии 12 класс Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 12 классе средней общеобразовательной школы по учебнику: А. А. Каменский,... |
![]() |
Рабочая программа учебного курса «Человек» Программа предназначена для курса «Человек и его здоровье» в 8 классе и является логическим продолжением программ, предназначенных... |
![]() |
Рабочая программа учебного курса «Биология. Многообразие живых организмов» Распространения и экологии. Кроме этого, курс предусматривает разнообразные лабораторные работы |
![]() |
Рабочая программа по биологии 9 класс. Пояснительная записка. Изучение курса «Общая биология» В содержание курса включены основы различных областей биологии, но его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение... |
![]() |
Рабочая программа учебного предмета одп. 17 «право» ... |