Практикум по психодиагностике Преподаватель: Альфия Рашидовна Шведовская Зачет: по методикам




Скачать 50.99 Kb.
Название Практикум по психодиагностике Преподаватель: Альфия Рашидовна Шведовская Зачет: по методикам
Дата публикации 03.08.2016
Размер 50.99 Kb.
Тип Инструкция
edushk.ru > Биология > Инструкция
Практикум по психодиагностике
Преподаватель: Альфия Рашидовна Шведовская

Зачет: по методикам
1.09.2005.

2 основные рисуночные методики:

- рисунок несуществующего животного (РНЖ) (автор – Дукаревич)

- «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) – автор – Гуденаф – первй, кто выделил однозначные критерии, но не он придумал.
Преимущество методик:

  1. на рисунок проектируются свои переживания, установки, можно определить личностные и психические качества

  2. удобство: проще, чем отвечать на тестовые вопросы. Приближенность к повседневной деятельности, «безобидность»

  3. проявляют бессознательные импульсы, а не сознательные установки

  4. информативность – выявляют сразу несколько качеств

  5. могут проводиться часто и многократно, позволяют следить за динамикой состояния

  6. применимы к разным возрастам. (нижняя граница – 5-6 лет и далее)

  7. способ работы с отклонениями (арт-терапия) (близость терапевтической и психологической работы) (хорошее начало для работы с клиентом)


Минусы методик:

  1. субъективная интерпретация

  2. невозможно качественно измерить показатели, проявляющиеся в методиках.


Р Н Ж
Инструкция по проведению:

Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которое до вас никто и никогда не придумывал ни в сказках, ни в мультфильмах, ни в компьютерных играх.
Если все-таки человек нарисовал стандартное животное, но дал ему другое имя (например, рисунок собаки, а называется она «волшебная собака»), необходимо задать ряд вопросов и если описание отличается от рисунка, то одна из возможных интерпретаций: боязнь сделать что-либо не так, дефицит фантазии.
Если на листе стандартный рисунок и стандартное имя – необходимо попросить испытуемого перерисовать (это может быть сигналом о сильной тревожности, нежелание идти на конnакт)
Если испытуемый начинает задавать вопросы («Как рисовать?», «А правильно ли я рисую?» и тд), то либо еще раз зачитывается инструкция, либо ответить словами «Как Вы считаете нужным».
Все то время, пока испытуемый рисует – ведется протокол. Если испытуемый слишком тревожен, то записи можно сделать сразу после сеанса («по горячим следам»)
При обилии вопросов: либо тревожность, либо экстравертность (желание поддержать беседу), либо демонстративность.
Если человек долго не рисовал (не выдумывал, а грубо говоря, в носу ковырял) можно пояснить, что животное не существует и качество рисунка неважно.
Если человек начинает сопротивляться («Я не умею рисовать» и тд) – успокоить, что качество не важно, важен сам рисунок.
Если наоборот, человек заявляет, что он художник и его проверить эдакими тестами невозможно, то все равно попросить нарисовать рисунок, но при интерпретации не брать во внимание художественное техники (штриховка, накладывание тени)

^ Материал для проведения методик:

  1. листы бумаги А4 или А8

не стоит давать больше объема, иначе обилие белого места будет пугать испытуемого и он будет стремиться заполнить его

  1. простой карандаш: не слишком твердый и не слишком мягкий. Желательно несколько

  2. блокнот и ручка для протокола.


Протокол:

  1. любые реплики вашего испытуемого

  2. темп выполнения задания

  3. паузы и перерывы в работе

  4. последовательность изображения различных частей рисунка

  5. последующая беседа после рисунка


Беседа:

1. как зовут ваше несуществующее животное?

2. где оно живет?

3. чем обычно животное питается?

4. чем обычно занимается? Как обычно проводит время?

5. чем любит заниматься? (хобби)

6. с кем животное живет? Есть ли дети?

7. Есть ли у животного друзья? С кем дружит? (кто это такой?)

8. Есть ли враги у животного? Кто? Почему?

9. чего животное боится?

10. размер животного в жизни?

11. какие у него мечты?

12. Если бы животное встретило Волшебника и он (Волшебник) смог бы выполнить 3 любые желания, какие бы они были?

13. Как животное передвигается?

14. Уточнить соответствие частей тела и рисунка.
На беседе нужно задавать как можно больше открытых вопросов. Не давать свои интерпретации в вопросах!!!!
Садиться лучше рядом, если человек правша – то слева.

Ластик лучше не давать, или же очень грубый. Это делается для того, чтобы видеть исправления. Если же испытуемый что-либо стирает, то обязательно это вносить в протокол.
Необходимо отметить время начала и окончания.
Интерпретация не дается сразу, а в конце года по батарее тестов!
Приблизительная интерпретация (по Венгеру)

    1. 1) положительная оценка своего творчества: демонстративность, игривость, повышенная или пониженная самооценка, гиперкомпенсация


2) отрицательная оценка рисунка: завышенный уровень притязаний, недостаток внимания (демонстративность), кокетство, тревожность, желание вызвать на разговор.
3) автобиографические сообщения по ходу рисования: поддержание контакта, экстравертность, гиперактивность
4) постоянное уточнение инструкций: тревожность, перфекционизм


    1. спрашивает, нравится ли рисунок ведущему: тревожность, демонстративность (что-то хочет подчеркнуть) – лучше будет, если ответ нейтрален.

    2. Попытки отказа от рисования – низкая самооценка, боязнь оценки, неготивизм, низкая социализированность.


II Темп работы:

  1. быстрый (хороший темп работы) – высокий уровень мотивации, активность

  2. сверхбыстрый – гиперактивность, желание «отписаться», импульсивность

  3. низкий – плохо с фантазией, астения, усталость, слабость

  4. смена быстрого и медленного – эмоциональная лабильность.



Как интерпретировать:
критерии


  1. интуитивно-эмоциональный критерий – свои впечатления от рисунка необходимо обозначить и осознать. Если нет никаких впечатлений, значит происходит вытеснение и срабатывают какие-то защиты.

  2. Формально-графический (техника рисунка):

    1. Сила нажима и линии: ровные, прерывающиеся, штриховка

    2. Расположение рисунка на листе

    3. Размер рисунка (большой, маленький, выходит за пределы, стеснен границами листа)

    4. Степень детализированности

    5. Несоразмерность частей рисунка




  1. функциональный: что видно на рисунке, то и интерпретируется (большие кулаки – хочет ударить. Веревка на шее – удушение) помогает проще смотреть на рисунок

  2. семантический (значение слов) – использует пословицы и поговорки. «У страха глаза велики» - большие глаза – признак страха ( в японских мультиках появились после Хиросимы)

  3. статистический: нужен для диагностики патологий, родился из клинических случаев (механические детали в рисунке – признак шизофрении, несоразмерная туловищу голова – мозговые дисфенкции)


Описание критериев

Формально-графический:

  1. расположение на листе: нормальным считается расположение в середине листа, чуть выше и смещение к правому/левому верхнему углу.(зависит от того, какой рукой рисуют). Нормальный размер рисунка:1/3 или1/4 листа.

Если рисунок слишком большой (сдавлен листом, выходит за рамки):

- соматический уровень (+ еще малая детализация) – боли в частях тела

- нарушение социальной адаптации, желание спрятать какую-либо область

- большой рисунок + высокая детализация – эмоциональное нарушение (в стрессовых ситуациях)

- что-то обрублено справа – связано с будущим, слева – с прошлым, снизу – с прошлым.



      1. защита от вышестоящих (по социальной лестнице)

      2. защита от нижестоящих


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум по психодиагностике Преподаватель: Альфия Рашидовна Шведовская Зачет: по методикам icon Российской федерации
Составители: Хисамутдинова З. А. директор Казанского базового медицинского колледжа, Бочкарева Н. В. преподаватель высшей категории,...
Практикум по психодиагностике Преподаватель: Альфия Рашидовна Шведовская Зачет: по методикам icon Лекции по дисциплине «Маркетинг»
Лекции и в конце семестра зачёт. Практических занятий нет. И по этой причине, чтобы легче было сдавать зачёт, мы будем работать таким...
Практикум по психодиагностике Преподаватель: Альфия Рашидовна Шведовская Зачет: по методикам icon Педиатрия с детскими инфекциями
Составители преподаватели педиатрии Казанского базового медицинского колледжа: Дружкова Н. Р. преподаватель высшей категории, Киясова...
Практикум по психодиагностике Преподаватель: Альфия Рашидовна Шведовская Зачет: по методикам icon Практикум по проблемам русской литературы
«Практикум по проблемам русской литературы 19-20 веков» основан на программе Н. Л. Лейдермана, Н. В. Барковской, М. Н. Липовецкого...
Практикум по психодиагностике Преподаватель: Альфия Рашидовна Шведовская Зачет: по методикам icon Л. Б. Винокур практикум по логистике учебное пособие
Винокур Л. Б. Практикум по логистике: Учеб пособие. – Владивосток: мгу, 2004. 48 с
Практикум по психодиагностике Преподаватель: Альфия Рашидовна Шведовская Зачет: по методикам icon Сестринское дело в педиатрии
Составители: Хисамутдинова З. А. директор Казанского базового медицинского колледжа, Бочкарева Н. В. преподаватель высшей категории,...
Практикум по психодиагностике Преподаватель: Альфия Рашидовна Шведовская Зачет: по методикам icon Практикум «основы медицинских знаний»
Основы медицинских знаний (практикум). Учебно-методическое пособие для практических и семинарских занятий по предметам «Основы медицинских...
Практикум по психодиагностике Преподаватель: Альфия Рашидовна Шведовская Зачет: по методикам icon Психотерапия рака
К. Саймонтон и С. Саймонтон разработали уникальную программу выздоровления онкологических больных. Особое внимание уделено методикам...
Практикум по психодиагностике Преподаватель: Альфия Рашидовна Шведовская Зачет: по методикам icon А. В. Шобанов, Е. В. Струкова организация внешнеторговых перевозок практикум По дисциплине
Шобанов А. В., Струкова Е. В. Организация внешнеторговых перевозок. Практикум по дисциплине «Транспортное обеспечение внешнеэкономической...
Практикум по психодиагностике Преподаватель: Альфия Рашидовна Шведовская Зачет: по методикам icon Курс лекций по «Основам экологии» Некоммерческая организация «Колледж...
Некоммерческая организация «Колледж Идель – Урал». 36 часов = 16 лекций + зачет (4 часа)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов