
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника - М.: Дрофа, 2010. При составлении рабочей программы также учитывались нормативные документы (ОБУП)- областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений области (приказ управления образования и науки Белгородской области от 26..04.2006 г. № 656). Согласно которому на ступени основного общего образования,следует обратить особое внимание реализации краеведческой направленности в регионе. В курсе биологии 6 класс рекомендован модуль « Биологическое краеведение» - 17 часов. (Приложение №1 Инструктивно- методического письма о преподавании биологии в образовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году.) Автор составитель программы Г.М.Пальдяева 2010.
Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю , 0.5 часа – региональный компонент. Всего соответственно на уроки биологии в 6 классе отведено 1.5 часа в неделю, 52 в год. Первое полугодие -1 час в неделю, второе полугодие- 2 часа в неделю.
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:
Цели программы:
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роль растений, о методах познания растительного организма.
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде
усиление краеведческой направленности курса биологии, через реализацию программы модуля «Биологическое кпаеведение»
^
Приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях на примере
• использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);
• определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;
• умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;
• определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов;
• сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложениям, основаниям, критериям;
• умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;
• исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание результатов этих работ;
• творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различных творческих работ, участие в проектной деятельности;
• использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности;
• соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;
• оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
УМК: Рабочая программа ориентирована на учебник Пасечника В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2007. – 372с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
^
в связи с тем, что в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010 нет темы «Классификация растений», а в государственном стандарте основного общего образования содержится требования к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация) была введена тема «Классификация растений» ( 4 часа) за счет сокращения часов по следующим темам: «Введение» 1 час вместо 2 часов; «Клеточное строение организмов» вместо 4 часов 3 часа; «Природные сообщества» вместо 3 часов 1 час. Темы «Природные сообщества» более подробно будет изучена в 9 классе.
при изучении отделов растений необходимо изучать и размножение водорослей, мхов, папоротников и голосеменных растений, так как государственный стандарт основного общего образования требует от выпускника знать сущность процесса размножения живых организмов, в том числе и растений, а в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010 эти вопросы не рассматриваются. Поэтому считаю целесообразным в теме «Жизнь растений» один урок посвятить способам размножения споровых растений. Размножение голосеменных целесообразно изучать в теме «Царство Растения» урок «Голосеменные растения, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных растений».
Считаю целесообразным изучать строение стебля, рост стебля в толщину, так как в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010 этого вопроса нет, а в государственном стандарте основного общего образования от выпускника требуется сравнивать биологические объекты ( клетка, ткани, органы и системы органов представителей отдельных систематических групп).
^ Развитие растительного мира» -1 час, так как эта тема присутствует в государственном стандарте основного общего образования от выпускника.
Данная рабочая программа предназначена для 6 «А», «Б» и «В». В данных классах учатся ребята с разными уровнями обучаемости.
В данных классах выделяются 3 уровня обучаемости.
1 репродуктивный – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму
2 уровень высокий прикладной - дает возможность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации
3 уровень наиболее высокий творческий – способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умений проектировать новые способы решения.
Большинство учащихся относятся к второму уровню обучаемости, поэтому одной из ведущих форм работы является групповая форма работы по ТОГИС- технологии, которая позволяет осуществлять развивающее дифференцированное обучение. Для учащихся каждого уровня обучаемости разработаны задания минимального, общего и творческого (продвинутого) уровней.
Согласно решению РМО проведение краеведческого модуля в рамках учебного предмета «Биология осуществляется отдельным блоком.
В течение года запланировано 6 лабораторных и 10 практических работ.
^
№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы»
№2«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом
№3« Изучение строения цветка»
№4« Ознакомление с различными видами соцветий»
№5« Ознакомление с сухими и сочными плодами»
№6 «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»
^
В результате изучения биологии ученик должен
знать/понимать
признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляции жизнедеятельности организма.
уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека.
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения.
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений, уход за ними;
Текст указанный в скобках в календарно – тематическом планировании в журнал не прописывается.
^
Текст указанный в скобках в календарно – тематическом планировании в журнал не прописывается.
№ урока
|
Наименование раздела и тем
|
Часы учебного времени
|
^
факт
|
Опорные средства
обучения
|
Повторение
|
|
1
|
^
Биология – наука о живой природе Царства живой природы. Связь организмов со средой обитания. Влияние человека на природу, её охрана. Взаимосвязь организмов в природе
|
1
|
|
Таблицы: строение растительной, животной клетки.
Царства природы.
Ведение фенологического дневника.
|
Тема: Организмы: что это такое? п.34-35- 5 класс.
|
|
2
|
^
Устройство увеличительных приборов.
Лабораторная работа «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы».
|
1
|
|
Микроскоп, лупы, готовые микропрепараты.
|
Тема: Организмы: что это такое? П. 36- 5 класс.
|
|
3
|
Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды
Лабораторная работа2«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом
|
1
|
|
Микроскоп, таблица строение растительной клетки, демонстрация готовых микропрепаратов.
|
Тема: Организмы: что это такое? П. 37- 5 класс.
|
|
4
|
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку
(дыхание, питание, рост, развитие и деление клетки) Понятие ткань.
|
1
|
|
Готовые микропрепараты, лабораторное оборудование для выполнения л/р.
|
Тема: Признаки растений, п. 38- 5 класс
|
|
5
|
^
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе
|
1
|

|
Табл. «Бактерии»
|
Тема: Грибы-растения ли это? П.44-45
5 класс.
|
|
6
|
Грибы. Общая характеристика, грибов их строение и жизнедеятельность.
Шляпочные грибы. (Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравлений грибами. )
Роль грибов в природе и жизни человека
|
1
|
|
Табл. Грибы; готовые микропрепараты, фотографии, презентация по теме.
|
|
|
7
|
Дрожжи, плесневые грибы. Грибы паразиты
|
1
|
.
|
Табл. Грибы; готовые микропрепараты, презентация по теме.
|
|
|
8
|
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.
|
1
|
.
|
Таблица по теме: Лишайники.
Презентация по теме. Коллекция лишайников.
|
Тема: Разнообразие растительного мира п. 39-40
5 класс.
|
|
9
|
^
Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений
|
1
|
.
|
Таблицы. По теме.
|
Тема: Разнообразие растительного мира п. 39-40
5 класс.
|
|
10
|
Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей
|
1
|
|
Таблицы и
презентация по теме. Гербарии с различными водорослями.
|
|
|
11
|
Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана
|
1
|
|
Таблицы и
презентация по теме.
|
|
|
12
|
Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.
|
1
|
|
Таблицы и
презентация по теме.
Коллекция голосеменных.
|
|
|
13
|
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.
|
1
|
|
Таблицы и
презентация по теме.
Гербарий покрытосеменных.
|
|
|
14
|
Обобщение: Клеточное строение организмов. Царство Растения. Царства Бактерии и Грибы
|
1
|
.
|
|
|
15
|
^
Строение семян однодольных и двудольных растений
|
1
|
.
|
Таблицы и
презентация по теме.
Коллекция семян.
|
Тема: Строение цветковых растений. п. 40- 5 класс.
|
|
16
|
Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.
|
1
|
.
|
Таблицы и
презентация по теме.
Гербарий растений с различным типом корневых систем.
|
|
|
17
|
Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега
|
1
|
|
Таблицы и
презентация по теме.
Коллекция побегов.
|
|
|
18
|
Внешнее строение листа. Видоизменение листьев.
|
1
|
|
Таблицы и
презентация по теме.
Гербарий по теме.
|
|
|
19
|
Многообразие стеблей. Видоизменение побегов. Строение стеблей. Рост стебля в толщину
|
1
|
.
|
Таблицы и
презентация по теме.
Гербарий по теме.
|
Тема: Строение цветковых растений. п. 40- 5 класс.
|
|
20
|
Цветок и его строение.
Л/Р 3: « Изучение строения цветка»
|
1
|
|
Таблицы и
презентация по теме.
Коллекция цветков.
|
|
|
21
|
Соцветия. Л/Р 4: « Ознакомление с различными видами соцветий»
|
1
|
|
Таблицы и
презентация по теме.
Коллекция разных типов соцветий.
|
|
|
22
|
Плоды и их классификация.
Л/Р 5: « Ознакомление с сухими и сочными плодами»
|
1
|
|
Таблицы и
презентация по теме.
Коллекция разных типов плодов.
|
Тема: Признаки растений
п. 38- 5 класс.
|
|
23
|
^
Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).
Минеральное и воздушное питание растений.
|
1
|
|
Таблицы и
презентация по теме.
Результаты опытов, заложенных ранее.
|
|
|
24
|
Минеральное и воздушное питание растений. Передвижение воды и питательных веществ
|
1
|
|
Таблицы по теме. Комнатные растения.
|
|
|
25
|
Фотосинтез, дыхание
|
1
|
|
Таблицы по теме. Комнатные растения. Лабораторное оборудование для проведения опыта по фотосинтезу.
|
|
|
26
|
Испарение, листопад
|
1
|
|
Таблицы по теме. Комнатные растения. Лабораторное оборудование для проведения опыта , доказывающего испарение.
|
|
|
27
|
Рост растений. Растительный организм как единое целое
|
1
|
|
Таблицы по теме. Комнатные растения. Лабораторное оборудование для проведения опыта , демонстрирующего рост растений.
|
|
|
28
|
Размножение растений.
Половое и бесполое (вегетативное) размножение.
|
1
|
|
Таблицы по теме. Комнатные растения. ( для вегетативного размножения)
|
|
|
29
|
Размножение растений.
Размножение споровых растений.
|
1
|
|
Таблицы по теме.
|
|
|
30
|
^
Основы систематики растений. Знакомство с классификацией цветковых растений
|
1
|
|
Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.
|
|
|
31
|
Класс двудольные. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, пасленовых.
|
1
|
|
Демонстрация живых и
|
|
гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.
|
|
|
32
|
Морфологическая характеристика бобовых, сложноцветных
|
1
|
|
Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.
|
|
|
33
|
Класс Однодольные. Морфологическая характеристика лилейных и злаков
|
1
|
|
Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов
.
|
|
|
34
|
^
Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.
(Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека).
Лаб. Раб. 6:«Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»
|
1
|
|
Таблицы и
презентация по теме.
Гербарии растений различных экологических групп.
|
|
|
35
|
Развитие растительного мира-
1 час
Многообразие растений. И их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы эволюции растений
|
1
|
|
Таблицы и
презентация по теме.
|
|
|
36
|
Обобщение: Покрытосеменные растения, классы и основные семейства, роль в природе и жизни человека
|
1
|
|
Тест часть АВС
|
|
|
37
|
Модуль « Биологическое краеведение»
Теоретический блок- 6 часов
Тема 1. Распространение живых организмов на территории Белгородской области-2 часа
Растения и животные территории проживания
|
1
|
|
Рисунки представителей растений и животных Белгородской области
|
Лишайники
П. 13 (6 кл.)
|
|
38
|
Представители растений, животных природной зоны территории проживания и их приуроченность к ней
|
1
|
|
Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области
|
Мхи
П. 14 (6 кл.)
|
|
39
|
^
Живые организмы, занесённые в Красную книгу Белгородской области и обитающие на территории проживания.
|
1
|
|
Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области
|
Плауны, хвощи, папоротники.
П. 15 (6 кл.)
|
|
40
|
Лекарственные растения Белгородской области, произрастание на территории проживания.
|
1
|
|
Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области
|
Голосеменные.
П. 16 (6 кл.)
|
|
41
|
^
Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории проживания.
|
1
|
|
Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области
|
Покрытосеменные.
П. 17 (6 кл.)
|
|
42
|
Памятники природы, национальные парки и заповедники Белгородской области.
|
1
|
|
Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области
|
Строение семян.
П. 18 (6 кл.)
|
|
43
|
^
Методы полевых исследований
|
1
|
|
Справочный материал
|
Виды корней. Зоны корня. Видоизменения корней.
П. 19-21 (6 кл
|
|
44
|
Описание и определение растений, произрастающих на территории проживания
|
1
|
.
|
Справочный материал
|
Побег и почки
П. 22 (6 кл.)
|
|
45
|
Методы полевых исследований
|
1
|
|
Справочный материал
|
Внешнее и внутреннее строение листа.
П. 23,24 (6 кл.)
|
|
46
|
Описание и определение животных, обитающих на территории проживания
|
1
|
|
Справочный материал
|
Видоизменения листьев.
П. 19-21 (6 кл.)
|
|
47
|
Описание памятников природы, национальных парков Белгородской области.
|
1
|
|
Справочный материал
|
Строение стебля. Видоизменения побегов.
П. 26, 27 (6 кл
|
|
48
|
Описание заповедников Белгородской области
|
1
|
|
Справочный материал
|
Цветок, соцветия.
П. 28,29 (6 кл.)
|
Справочный материал
|
49
|
Возможно, ли пронаблюдать и предсказать изменения природных сообществ
|
1
|
|
Справочный материал
|
Плоды. Распространение 1плодов.
П. 30,31 (6 кл.
|
|
50
|
Влияние сельскохозяйственной деятельности на природные сообщества
|
1
|
|
Справочный материал
|
Фотосинтез.
П. 34 (6 кл.)
|
|
51
|
Что мы знаем об экологических проблемах нашей области
|
1
|
|
Справочный материал
|
|
|
52
|
Итоговое занятие.
|
1
|
|
Итоговое тестирование.
|
|
|
|