Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23.




Скачать 405.29 Kb.
Название Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23.
страница 1/4
Дата публикации 04.08.2016
Размер 405.29 Kb.
Тип Рабочая программа
edushk.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4



1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята программа курса биологии под руководством В.В.Пасечника - М.: Дрофа, 2010. При составлении рабочей программы также учитывались нормативные документы (ОБУП)- областной базисный учебный план для общеобразовательных учреждений области (приказ управления образования и науки Белгородской области от 26..04.2006 г. № 656). Согласно которому на ступени основного общего образования,следует обратить особое внимание реализации краеведческой направленности в регионе. В курсе биологии 6 класс рекомендован модуль « Биологическое краеведение» - 17 часов. (Приложение №1 Инструктивно- методического письма о преподавании биологии в образовательных учреждениях Белгородской области в 2010-2011 учебном году.) Автор составитель программы Г.М.Пальдяева 2010.

Согласно действующему Базисному плану рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю , 0.5 часа – региональный компонент. Всего соответственно на уроки биологии в 6 классе отведено 1.5 часа в неделю, 52 в год. Первое полугодие -1 час в неделю, второе полугодие- 2 часа в неделю.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

Цели программы:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роль растений, о методах познания растительного организма.

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде

  6. усиление краеведческой направленности курса биологии, через реализацию программы модуля «Биологическое кпаеведение»

^ Задачи программы:

Приобретение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях на примере

• использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, изме­рение, опыт, эксперимент, моделирование и др.);

• определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого;

• умение разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи;

• определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгорит­мов;

• сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или несколь­ким предложениям, основаниям, критериям;

• умение различать факт, мнение, доказательство, гипотезу, аксиому;

• исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике; использование практических и лабораторных работ, несложных экспериментов для доказательства выдвигаемых предположений; описание ре­зультатов этих работ;

• творческое решение учебных и практических задач; самостоятельное выполнение различ­ных творческих работ, участие в проектной деятельности;

• использование для решения познавательных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности;

• соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни;

• оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.
УМК: Рабочая программа ориентирована на учебник Пасечника В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2007. – 372с.. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)

^ В рабочую программу внесены следующие изменения:

  • в связи с тем, что в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010 нет темы «Классификация растений», а в государственном стандарте основного общего образования содержится требования к умению ученика определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация) была введена тема «Классификация растений» ( 4 часа) за счет сокращения часов по следующим темам: «Введение» 1 час вместо 2 часов; «Клеточное строение организмов» вместо 4 часов 3 часа; «Природные сообщества» вместо 3 часов 1 час. Темы «Природные сообщества» более подробно будет изучена в 9 классе.

  • при изучении отделов растений необходимо изучать и размножение водорослей, мхов, папоротников и голосеменных растений, так как государственный стандарт основного общего образования требует от выпускника знать сущность процесса размножения живых организмов, в том числе и растений, а в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010 эти вопросы не рассматриваются. Поэтому считаю целесообразным в теме «Жизнь растений» один урок посвятить способам размножения споровых растений. Размножение голосеменных целесообразно изучать в теме «Царство Растения» урок «Голосеменные растения, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных растений».

  • Считаю целесообразным изучать строение стебля, рост стебля в толщину, так как в программе для общеобразовательных учреждений к комплексу учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника. – М.: Дрофа 2010 этого вопроса нет, а в государственном стандарте основного общего образования от выпускника требуется сравнивать биологические объекты ( клетка, ткани, органы и системы органов представителей отдельных систематических групп).

^ Считаю целесообразным завершить изучение курса темой «Развитие растительного мира» -1 час, так как эта тема присутствует в государственном стандарте основного общего образования от выпускника.
Данная рабочая программа предназначена для 6 «А», «Б» и «В». В данных классах учатся ребята с разными уровнями обучаемости.

В данных классах выделяются 3 уровня обучаемости.

1 репродуктивный – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму

2 уровень высокий прикладной - дает возможность активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации

3 уровень наиболее высокий творческий – способность самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умений проектировать новые способы решения.

Большинство учащихся относятся к второму уровню обучаемости, поэтому одной из ведущих форм работы является групповая форма работы по ТОГИС- технологии, которая позволяет осуществлять развивающее дифференцированное обучение. Для учащихся каждого уровня обучаемости разработаны задания минимального, общего и творческого (продвинутого) уровней.

Согласно решению РМО проведение краеведческого модуля в рамках учебного предмета «Биология осуществляется отдельным блоком.

В течение года запланировано 6 лабораторных и 10 практических работ.

^ Перечень лабораторных работ:

№1 «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы»

№2«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом

№3« Изучение строения цветка»

№4« Ознакомление с различными видами соцветий»

№5« Ознакомление с сухими и сочными плодами»

№6 «Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»
^

2. Требования к уровню подготовки выпускников



В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляции жизнедеятельности организма.

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека.

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения.

  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями,

  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • выращивания и размножения культурных растений, уход за ними;

Текст указанный в скобках в календарно – тематическом планировании в журнал не прописывается.

^ 3. Календарно - тематическое планирование

Текст указанный в скобках в календарно – тематическом планировании в журнал не прописывается.



урока


Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

^ Сроки проведения план/

факт


Опорные средства

обучения

Повторение






1



^ Тема 1. Введение – 1 ч.

Биология – наука о живой природе Царства живой природы. Связь организмов со средой обитания. Влияние человека на природу, её охрана. Взаимосвязь организмов в природе


1




Таблицы: строение растительной, животной клетки.

Царства природы.

Ведение фенологического дневника.

Тема: Организмы: что это такое? п.34-35- 5 класс.




2

^ Тема 2. Клеточное строение организмов- 3 час

Устройство увеличительных приборов.

Лабораторная работа «Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы».

1






Микроскоп, лупы, готовые микропрепараты.



Тема: Организмы: что это такое? П. 36- 5 класс.




3

Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды

Лабораторная работа2«Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом

1




Микроскоп, таблица строение растительной клетки, демонстрация готовых микропрепаратов.

Тема: Организмы: что это такое? П. 37- 5 класс.




4

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку

(дыхание, питание, рост, развитие и деление клетки) Понятие ткань.

1




Готовые микропрепараты, лабораторное оборудование для выполнения л/р.

Тема: Признаки растений, п. 38- 5 класс




5

^ Тема 3. Царства Бактерии и Грибы -4ч
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнеде­ятельность бактерий. Размножение бакте­рий. Разнообразие бактерий, их распрост­ранение в природе

1






Табл. «Бактерии»



Тема: Грибы-растения ли это? П.44-45

5 класс.




6

Грибы. Общая характеристика, грибов их строение и жизнедеятельность.

Шляпочные грибы. (Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравлений грибами. )

Роль грибов в природе и жизни человека

1




Табл. Грибы; готовые микропрепараты, фотографии, презентация по теме.







7

Дрожжи, плесневые грибы. Грибы паразиты

1

.

Табл. Грибы; готовые микропрепараты, презентация по теме.







8



Лишайники, их строение, раз­нообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.


1

.


Таблица по теме: Лишайники.

Презентация по теме. Коллекция лишайников.


Тема: Разнообразие растительного мира п. 39-40

5 класс.




9

^ Тема 4 . Царство Растения-5 ч.+1ч из резерва

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Ох­рана растений

1

.

Таблицы. По теме.

Тема: Разнообразие растительного мира п. 39-40

5 класс.




10

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда оби­тания водорослей. Строение одноклеточных и мно­гоклеточных водорослей. Роль водорослей в приро­де и жизни человека, охрана водорослей


1




Таблицы и

презентация по теме. Гербарии с различными водорослями.







11

Мхи, папоротники, хвощи, плауны, их строение, мно­гообразие, среда обитания и роль в природе и жиз­ни человека, их охрана

1




Таблицы и

презентация по теме.







12

Голосеменные, их строение и разнообразие. Сре­да обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.


1




Таблицы и

презентация по теме.

Коллекция голосеменных.







13

Цветковые растения, их строение и многообра­зие. Среда обитания. Значение цветковых в приро­де и жизни человека.

1





Таблицы и

презентация по теме.

Гербарий покрытосеменных.








14

Обобщение: Клеточное строение организмов. Царство Растения. Царства Бактерии и Грибы

1


.







15

^ Тема 5. Строение и многообразие покрытосеменных растений-8 ч
Строение семян однодольных и двудольных растений


1

.

Таблицы и

презентация по теме.

Коллекция семян.

Тема: Строение цветковых растений. п. 40- 5 класс.




16

Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

1

.

Таблицы и

презентация по теме.

Гербарий растений с различным типом корневых систем.







17

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега

1




Таблицы и

презентация по теме.

Коллекция побегов.







18

Внешнее строение листа. Видоизменение листьев.


1




Таблицы и

презентация по теме.

Гербарий по теме.







19

Многообразие стеблей. Видоиз­менение побегов. Строение стеблей. Рост стебля в толщину

1

.


Таблицы и

презентация по теме.

Гербарий по теме.

Тема: Строение цветковых растений. п. 40- 5 класс.




20

Цветок и его строение.

Л/Р 3: « Изучение строения цветка»

1




Таблицы и

презентация по теме.

Коллекция цветков.







21

Соцветия. Л/Р 4: « Ознакомление с различными видами соцветий»

1




Таблицы и

презентация по теме.

Коллекция разных типов соцветий.







22


Плоды и их классификация.

Л/Р 5: « Ознакомление с сухими и сочными плодами»


1




Таблицы и

презентация по теме.

Коллекция разных типов плодов.

Тема: Признаки растений

п. 38- 5 класс.




23

^ Тема 6 Жизнь растений -7час

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное пита­ние растений.


1


Таблицы и

презентация по теме.

Результаты опытов, заложенных ранее.








24



Минеральное и воздушное пита­ние растений. Передвижение воды и питательных веществ

1






Таблицы по теме. Комнатные растения.








25


Фотосинтез, дыхание

1





Таблицы по теме. Комнатные растения. Лабораторное оборудование для проведения опыта по фотосинтезу.









26


Испарение, листопад


1





Таблицы по теме. Комнатные растения. Лабораторное оборудование для проведения опыта , доказывающего испарение.







27

Рост растений. Растительный организм как единое целое

1




Таблицы по теме. Комнатные растения. Лабораторное оборудование для проведения опыта , демонстрирующего рост растений.







28

Размножение растений.

Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

1




Таблицы по теме. Комнатные растения. ( для вегетативного размножения)







29

Размножение растений.

Размножение споровых растений.



1



Таблицы по теме.







30

^ Классификация растений 4 часа

Основы систематики растений. Знакомство с классификацией цветковых растений


1




Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.







31



Класс двудольные. Морфологическая характеристика крестоцветных, розоцветных, пасленовых.


1




Демонстрация живых и




гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.







32


Морфологическая характеристика бобовых, сложноцветных


1




Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов сельскохозяйственных растений.








33


Класс Однодольные. Морфологическая характеристика лилейных и злаков


1




Демонстрация живых и гербарных растений указанных семейств, районированных сортов

.







34

^ Тема Природные сообщества -1 час
Основные экологические факто­ры и их влияние на растения. Характе­ристика основных экологических групп растений.

(Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека).

Лаб. Раб. 6:«Изучение особенностей строения растений различных экологических групп»



1



Таблицы и

презентация по теме.

Гербарии растений различных экологических групп.








35




Развитие растительного мира-

1 час
Многообразие растений. И их происхождение. Доказательства эволюции растений. Основные этапы эволюции растений



1






Таблицы и

презентация по теме.







36

Обобщение: Покрытосеменные растения, классы и основные семейства, роль в природе и жизни человека

1


Тест часть АВС








37



Модуль « Биологическое краеведение»

Теоретический блок- 6 часов

Тема 1. Распространение живых организмов на территории Белгородской области-2 часа
Растения и животные территории проживания

1






Рисунки представителей растений и животных Белгородской области

Лишайники

П. 13 (6 кл.)




38

Представители растений, животных природной зоны территории проживания и их приуроченность к ней

1




Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области

Мхи

П. 14 (6 кл.)




39


^ Тема 2. Красная книга и лекарственные растения Белгородской области- 2 часа.
Живые организмы, занесённые в Красную книгу Белгородской области и обитающие на территории проживания.

1




Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области

Плауны, хвощи, папоротники.

П. 15 (6 кл.)




40

Лекарственные растения Белгородской области, произрастание на территории проживания.

1




Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области

Голосеменные.

П. 16 (6 кл.)




41

^ Тема 3. Особо охраняемые объекты, расположенные на территории проживания- 2 часа

Особо охраняемые природные объекты, расположенные на территории проживания.


1




Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области

Покрытосеменные.

П. 17 (6 кл.)




42

Памятники природы, национальные парки и заповедники Белгородской области.

1




Рисунки, фотографии представителей растений и животных Белгородской области

Строение семян.

П. 18 (6 кл.)





43

^ Практический блок 11ч

Методы полевых исследований

1




Справочный материал



Виды корней. Зоны корня. Видоизменения корней.

П. 19-21 (6 кл





44

Описание и определение растений, произрастающих на территории проживания

1

.

Справочный материал


Побег и почки

П. 22 (6 кл.)





45

Методы полевых исследований

1




Справочный материал


Внешнее и внутреннее строение листа.

П. 23,24 (6 кл.)





46

Описание и определение животных, обитающих на территории проживания

1




Справочный материал



Видоизменения листьев.

П. 19-21 (6 кл.)




47

Описание памятников природы, национальных парков Белгородской области.

1




Справочный материал

Строение стебля. Видоизменения побегов.

П. 26, 27 (6 кл




48

Описание заповедников Белгородской области

1




Справочный материал

Цветок, соцветия.

П. 28,29 (6 кл.)

Справочный материал

49

Возможно, ли пронаблюдать и предсказать изменения природных сообществ

1




Справочный материал

Плоды. Распространение 1плодов.

П. 30,31 (6 кл.




50

Влияние сельскохозяйственной деятельности на природные сообщества



1




Справочный материал

Фотосинтез.

П. 34 (6 кл.)




51

Что мы знаем об экологических проблемах нашей области

1




Справочный материал







52

Итоговое занятие.

1




Итоговое тестирование.








  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. icon Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным...
В. В. Пасечника М.: Дрофа, 2010. Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классов...
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. icon Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным...
За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для11 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В....
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. icon Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным...
За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для 8 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В....
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. icon Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным...
Рабочая программа предназначена для работы по учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая Биология» 11 класс....
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. icon Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным...
Рабочая программа предназначена для работы по учебнику Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, Н. И. Беляев Биология «Человек» 8 класс. Этот учебник...
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. icon Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным...
«Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. «Просвещение» 2007 года, которая полностью соответствует образовательным...
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. icon Рабочая программа по природоведению составлена в соответствии с федеральным...
Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312. За основу рабочей программы взята авторская программа по...
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. icon Рабочая программа по «Истории России» составлена в соответствии с...
Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе...
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. icon Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена в...
В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова Сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа», 2006г
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума рао от 23. icon Кузнецова Г. М. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс / М. В....
Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница