Скачать 134.78 Kb.
|
Муниципальное образовательное учреждение Карабухинская основная общеобразовательная школа «Утверждаю» Директор школы ________________ (СорокинаН.Л.) «___» ___________ 2013 год Рабочая программа по изучению курса биологии ( 5 класс ) 2013-2014 учебный год Рассмотрено и согласовано на заседании МО учителей биологии, химии и географии Протокол № ____ от «___» ________2013 г. Руководитель МО_________________ Учитель биологии_____________(КоршуноваВ.Л.) с.Карабухино ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии составлена: 1) на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России; 2) Программы основного общего образования. Биология 5 – 9 классы, авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, Г.Г. Швецов; 3) Автор рабочей программы: КоршуноваВ.Л. – учитель биологии МОУ Карабухинская ООШ. Программа конкретизирует содержание предметных тем, перечисленных в образовательном стандарте, рекомендует последовательность их изучения и приводит примерное распределение учебных часов на изучение каждого раздела курса. В программе особое внимание уделено содержанию, способствующему формированию современной естественнонаучной картины мира, показано практическое применение биологических знаний. Отбор содержания проведён с учётом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействие научного, гуманистического, аксиологического, культурологического, личностно-деятельностного, историко-проблемного, интегративного, компетентностного подходов. ^ Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. ^ Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством В. В. Пасечника. Учебное содержание курса биологии включает: Бактерии, грибы, растения. 35 ч, 1 ч в неделю (5 класс); Многообразие покрытосеменных растений. 35 ч, 1ч в неделю (6 класс); Животные. 70 ч, 2 ч в неделю (7 класс); Человек. 70 ч, 2 ч в неделю (8 класс); Введение в общую биологию. 70 ч, 2 ч в неделю (9 класс). Такое построение программы сохраняет лучшие традиции в подаче учебного материала с постепенным усложнением уровня его изложения в соответствии с возрастом учащихся. Оно предполагает последовательное формирование и развитие основополагающих биологических понятий с 5 по 9 класс. В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Всё это даёт возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приёмам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. ^ Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю). Введение (6 ч) Биология — наука о живой природе. Методы исследования в биологии. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Отличительные признаки живого и неживого. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. ^ Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений. Экскурсия Многообразие живых организмов, осенние явления в жизни растений и животных. ^ Учащиеся должны знать: — о многообразии живой природы;
Учащиеся должны уметь:
Мета предметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
Раздел 1. Клеточное строение организмов(8 ч) Устройство увеличительных приборов (лупа, световой микроскоп). Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды. Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань». Демонстрация Микропрепараты различных растительных тканей. ^ Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Изучение клеток растения с помощью лупы. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. Приготовление препаратов и рассматривание под микроскопом пластид в клетках листа элодеи, плодов томатов, рябины, шиповника. Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи. Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
— распознавать различные виды тканей. Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь: — анализировать объекты под микроскопом;
— работать с текстом и иллюстрациями учебника. ^ (3 ч) Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Разнообразие бактерий, их распространение в природе. ^ (5 ч) Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами|1 Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Роль грибов в природе и жизни человека. Демонстрация Муляжи плодовых тел шляпочных грибов. Натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья). ^ Строение плодовых тел шляпочных грибов. Строение плесневого гриба мукора. Строение дрожжей. Предметные результаты обучения Учащиеся должны знать:
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
Раздел 4. Царство Растения (11 ч) Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека. Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания, роль в природе и жизни человека, охрана. Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация Гербарные экземпляры растений. Отпечатки ископаемых растений. Лабораторные и практические работы Строение зелёных водорослей. Строение мха (на местных видах). Строение спороносящего хвоща. Строение спороносящего папоротника. Строение хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). ^ Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
Личностные результаты обучения
— умение слушать и слышать другое мнение. Резервное время — 2 ч. |
![]() |
Программа по учебному предмету «Технология», направление «Индустриальные... Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного... |
![]() |
Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального... Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, программы развития и формирования универсальных... |
![]() |
Образовательная программа по биологии для основной школы составлена... При составлении данной программы использовался рекомендованный Министерством образования Российской Федерации авторского курс биологии... |
![]() |
Примерная программа по географии для основной школы составлена на... В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,... |
![]() |
Пояснительная записка рабочая программа по географии для 6-9 классов... Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в федеральном государственном... |
![]() |
Образовательная программа по музыке для основной школы составлена... «Музыка» (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 кл., 5-7 кл., «Искусство» 8-9 кл./ Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева,... |
![]() |
Программа формирования и развития икт компетентности обучающихся... Требований к структуре и результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, в соответствии с Базисным... |
![]() |
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего... Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта... |
![]() |
Образовательная программа (далее оп) основного общего образования... Стандарт основного общего образования к структуре основной образовательной программы, определяет цель, задачи, планируемые результаты,... |
![]() |
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса составлена на основе... Разумовской М. М., Львовой С. И., Капинос В. И., Львова В. В. и др. Русский язык 5 класс/ под ред. Разумовской М. М., П. А. Леканта.... |