Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения. Пояснительная записка




Скачать 75.88 Kb.
Название Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения. Пояснительная записка
Дата публикации 10.08.2016
Размер 75.88 Kb.
Тип Пояснительная записка
edushk.ru > Биология > Пояснительная записка
Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения.

Пояснительная записка

Предлагаемый курс предназначен для учащихся профильных 10–11 классов средних школ. Курс рассчитан на 30 часов, по 1 часу в неделю. В содержание включён материал о механизмах, позволяющих поддерживать постоянство состава внутренней среды на клеточном, тканевом и организменном уровнях.
Цель курса: расширение, углубление и интеграция знаний о физиологии клеток, тканей, организмов, так как в школьном курсе биологии вопросы гомеостаза рассматриваются неглубоко, уделяется крайне мало времени на изучение механизмов гомеостаза на клеточном уровне, вообще не говорится о гомеостазе у растений, нет четкого разделения на биохимические, физиологические и поведенческие механизмы поддержания гомеостаза.

Изучение данного курса способствует целенаправленной подготовке старшеклассников к сдаче ЕГЭ по биологии и поступлению в высшие учебные заведения медицинского, экологического, сельскохозяйственного и физкультурного профилей; поможет определить правильность предварительного профессионального выбора; послужит источником дополнительной информации для увлечённых биологией учащихся, стремящихся к получению разносторонних знаний.

^ Задачи курса:

1) Сформировать у учащихся научное понимание роли постоянства внутренней среды (гомеостаза) в обмене веществ и формировании приспособленности организмов к факторам среды.

2) Научить комплексному и интегрированному подходу к изучению механизмов гомеостаза.

^ Планируемые результаты

Учащиеся должны:

 знать и уметь характеризовать механизмы гомеостаза на клеточном, тканевом и организменном уровнях;

 обосновывать роль органов и систем органов в поддержании постоянства состава внутренней среды (связь строения с выполняемой функцией);

 уметь находить нужный материал, систематизировать дополнительную информацию при подготовке к семинарским занятиям и при подготовке проекта;

 владеть терминологией и знать основные понятия в области биохимии, физиологии клеток, тканей, организмов.

^ Основные формы и методы изучения курса:

1) школьная лекция, где предусматривается крупноблочное обобщён-ное изложение материала, раскрытие основных позиций;

2) семинарские занятия, в ходе которых происходит осмысление, расширение, детализация материала с использованием групповой и индивидуальной форм работы учащихся, закрепляется умение анализировать, обобщать, делать выводы;

3) проектная деятельность. Предусматривает подведение итогов изучения проблем гомеостаза, выступление на заключительной конференции. Работа над проектом наиболее полно позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, продемонстрировать уровень овладения ими знаниями и умениями, способность к самообразованию и самоорганизации;

4) лабораторные работы и опыты позволяют научиться наблюдать, фиксировать, объяснять, делать выводы по результатам наблюдений.

^ Содержание курса

Введение (1 ч)

П о н я т и я: «внутренняя среда организма», «гомеостаз». Работы К. Бернара и У. Кеннона. Элементы теории управления. Принцип прямой и обратной связи, её виды. Возникновение внутренней среды в филогенезе. Современное понятие гомеостаза. Регуляция гомеостаза.

Д е м о н с т р а ц и я с х е м, иллюстрирующих основные компоненты системы управления, гомеостатическую систему управления.

^ Клеточные механизмы саморегуляции (4–5 ч)

П о н я т и я: фосфолипиды и их роль в формировании биологических мембран. Мембранные белки, их свойства. Барьерная функция биологических мембран. Транспорт низкомолекулярных веществ через мембраны.

Транспорт веществ через мембраны по градиенту концентрации. Простая диффузия, облегчённая диффузия. Транспорт веществ через мембраны против градиента концентрации и его потребности в энергии. Роль АТФ. Активный и вторично-активный транспорт. Фаго- и пиноцитоз.

Внутриклеточный метаболизм. Гипотеза Ф. Жакоба – Ж. Моно. Виды генов: регулятор, репрессор, оператор, оперон, промотор. Индукция, репрессия ферментов. Межклеточная (тканевая) жидкость. Состав тканевой жидкости у птиц и млекопитающих. Механизмы его регуляции.

Д е м о н с т р а ц и я т а б л и ц, с х е м: строение молекулы фосфолипида, строение слоёв биологических мембран; схема, иллюстрирующая механизм белкового синтеза согласно гипотезе Жакоба – Моно.

Опыт «Значение постоянства солевого состава плазмы крови».

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 1 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках кожицы лука».

^ Физиологические механизмы регуляции (5–6 ч)

П о н я т и я: регуляция содержания дыхательных газов в крови. Регуляция уровня метаболитов (глюкозы) в крови.

Регуляция ритмов сердца и кровяного давления. Роль вегетативной нервной системы в регуляции сердечного ритма и кровяного давления.

Механизмы защиты от инфекций. Барьерная роль кожи. Клеточный и гуморальный иммунитет. Механизмы заживления ран, свёртывания крови.

Д е м о н с т р а ц и я с х е м механизмов, участвующих в регуляции содержания дыхательных газов и уровня глюкозы в крови.

Опыты по задержке дыхания после глубокого вдоха и глубокого выдоха.

Л а б о р а т о р н а я р а б о т а № 2 «Определение частоты дыхания и пульса до и после физической нагрузки».

^ Терморегуляция (5–6 ч)

П о н я т и я: тепло как экологический фактор. Влияние температуры на рост и распространение растений. Адаптация растений к низким и высоким температурам. Влияние температуры на рост и распространение животных. Пойкилотермные (эктотермные) и гомойотермные (эндотермные) животные. Способы теплообмена между организмом и окружающей средой (излучение, конвекция, теплопроводность, испарение).

Регуляция температуры тела у водных и наземных эктотермных животных. Эндотермные организмы. Теплопродукция. Механизмы теплоотдачи у эндотермных животных. Тепловой баланс и роль гипоталамуса в его сохранении.

Поведенческие механизмы гомеостаза. Адаптация к экстремальным климатическим условиям. Правило К. Бергмана. Правило У. Аллена. Адаптация животных к жизни при низких и высоких температурах.

Д е м о н с т р а ц и я т а б л и ц, иллюстрирующих правила Бергмана и Аллена.

Э к с к у р с и я «Изучение адаптации растений и животных леса (луга, степи) к высоким и низким температурам».

^ Роль печени в поддержании гомеостаза (3 ч)

П о н я т и я: строение и функции печени. Углеводный обмен, белковый обмен, жировой обмен в печени.

Д е м о н с т р а ц и я с х е м ы углеводного обмена.

^ Экскреция и осморегуляция (5 ч)

П о н я т и я: значение экскреции и осморегуляции. Экскреция у растений. Экскреция у животных. Азотистые экскреты (аммиак, мочевина, мочевая кислота и др.).

Осморегуляция. Механизмы осморегуляции. Осморегуляция у растений (гидрофиты, галофиты, мезофиты, ксерофиты).

Механизмы экскреции (ультрафильтрация, избирательная реасорбция, секреция).

Влияние окружающей среды на экскрецию и осморегуляцию.

Д е м о н с т р а ц и я гербарных образцов растений, изображений животных различных биотопов.

^ Роль почек в экскреции и осморегуляции (3 ч)

П о н я т и я: строение и функции почек. Основные принципы работы почек (процессы: ультрафильтрация, избирательная реасорбция, секреция; механизмы: активный транспорт, избирательная проницаемость, пассивная диффузия и осмос, гормональная регуляция).

Образование первичной и вторичной мочи. Гуморальная регуляция водного и солевого баланса крови. Регуляция рН крови.

Д е м о н с т р а ц и я т а б л и ц, с х е м, иллюстрирующих строение почек, механизмов реасорбции и фильтрации.

Заключение (1 ч)

И т о г о в а я к о н ф е р е н ц и я по проектной деятельности «Роль гомеостаза в обмене веществ и формировании приспособленности организмов к факторам среды».

^ Тематический план




п/п

Наименование тем курса

Всего

часов

В том числе

теория

практика

экскурсии

1

Введение

1

1







2

Клеточные

механизмы саморегуляции

4–5

3–4

Л. р. № 1




3

Физиологические механизмы регуляции

5–6

2–3

Л. р. № 2

1 – семинар

1 – подготовка проекта




4

Терморегуляция

5–6

2–3

2

1

5

Роль печени в поддержании гомеостаза

3

2

1




6

Экскреция и
осморегуляция

5

3

1 – семинар

1 – подготовка проекта




7

Роль почек в экскреции и осморегуляции

3

2

1




8

Заключение

1




1




Рекомендуемая литература
1. Антонов, В. Ф. Мембранный транспорт // Соросовский образовательный журнал, 1997, № 6. – С. 14–20.

2. Биология / под ред. проф. Ярыгина. – М.: Медицина, 2001.

3. Болдырев, А. А. Введение в биохимию мембран. – М.: Высшая школа, 1986.

4. Вилли, К., Детье, В. Биология. – М.: Мир, 1974.

5. Грин, Н., Стаут, У., Тейлор, Д. Биология. – Т. 1–3. – М.: Мир, 2001.

6. Левицкий, Д. О. Кальций и биологические мембраны. – М.: Высшая школа, 1990.

7. Мамонтов, С. Г. Биология для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 2003.

8. Одум, Ю. Экология. – Т. 1–2. – М.: Мир, 1986.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения. Пояснительная записка icon Программа по биологии. Химический лицей «Введение в биологию»
...
Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения. Пояснительная записка icon Пояснительная записка
Охватывает разные грани детского творчества, сообразные природе музыкального искусства
Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения. Пояснительная записка icon 1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе...
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...
Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения. Пояснительная записка icon Биология – наука о живой природе
Доктор с Х. наук, профессор кафедры зоологии и анатомии Брянского государственного университета
Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения. Пояснительная записка icon Экзаменационный материал 6 класс
Живой организм и его свойства. Многообразие живых организмов. Признаки живого. Уровни организации живого. Царства живой природы
Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения. Пояснительная записка icon Пояснительная записка
В школьном образовании должно быть место, которое позволяло бы ученику познавать как окружающий мир ( причём не только в виде знаний...
Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения. Пояснительная записка icon Тема: «Симметрия в живой природе красота, гармония, совершенство»
Руководители: Богачева Наталья Владимировна учитель математики и Семенова Ольга Леонидовна учитель биологии
Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения. Пояснительная записка icon Тематическое планирование ( 3 класс ) №№
...
Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения. Пояснительная записка icon Билет №1. Понятие информации. Виды информации. Роль информации в...
Понятие информации. Виды информации. Роль информации в живой природе и в жизни людей. Язык как способ представления информации: естественные...
Гомеостаз в живой природе и механизмы его сохранения. Пояснительная записка icon 2. Образы человека в науке и культуре
Кибернетика: изучает человека как адаптивную саморегулирующуюся систему, имеющую аналоги как в живой, так и неживой природе
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов