Сценарий. Эпиграф




Скачать 213.65 Kb.
Название Сценарий. Эпиграф
Дата публикации 14.08.2016
Размер 213.65 Kb.
Тип Сценарий
edushk.ru > Биология > Сценарий
Романова Г. М.

Учитель биологии МОУ «Эммаусская СОШ»

Калининский район

Тверская область
Земля у нас одна.


Литературная гостиная.
Цели: привлечь внимание обучающихся к проблемам сохранения биоразнообразия, устойчивости биосферы и сохранению жизни на Земле.

Расширение межпредметных связей биологии и литературы.

Развитие творческих способностей обучающихся, формирование умений подбирать материал для раскрытия темы, выступать и объективно оценивать выступающих.

Бланк заполнения для жюри
1. Фамилия имя участника.

2. Класс.

3. Автор и название произведения.

4. Актуальность темы (1-3 балла):

Неактуальна-1б

Актуальна-2б

Очень актуальна-3б

5. Раскрытие темы (1-3б):

Не раскрыта-1б

Неполно раскрыта-2б

Полно раскрыта-3б.

6. Выразительность (1-3б)

Малая-1б

Средняя-2б

Высокая-3б

7. Сумма баллов

8.Место.


Сценарий.
Эпиграф « Мы не унаследовали Землю у своих родителей, а взяли её взаймы у своих детей».

Ф. Майор

Ведущий: главной частью и могучей действенной силой в биосфере выступает мир живых организмов. Он имеет огромное значение в природе, в общей культуре человека и его общества. Сегодня мы проведём урок поэзии и раскроем тему стихами, в которых высказывается беспокойство о сохранении биоразнообразия и роли человека в поддержании устойчивого развития биосферы. Дед Чарльза Дарвина Эразм Дарвин написал в конце XVIII века поэму « Храм природы», в которой так описывает появление биоразнообразия.
^ Э. Дарвин. «Храм природы».

Земная жизнь в безбрежном лоне вод среди пещер жемчужных океана

Возникла, получила свой исход,

Росла и стала развиваться рано;

Сперва в мельчайших формах всё росло,

Невидимых и в толстое стекло

Которые, киша скрывались в иле

Иль водяную массу бороздили,

Но поколенья множились, цвели,

Усилились и члены обрели:

Восстал растений мир, и, средь обилья

Разнообразной жизни, в ход пошли

Животных ноги, плавники и крылья.

Так без отца, без матери, одни

Возникли произвольно в эти дни

Живого праха первые комочки;

Растений мир и насекомых рой

Восстал микроскопической толпой,

Стал двигаться, дышать и множить почки.
Ведущий: мир живых организмов имеет огромное значение в природе, в общей культуре человека и его общества. Натуралисты в своих трудах не только описывают морфологию, систематику, происхождению видов, но и выражают непреходящее удивление и восхищение « чудесами природы »
^ Кайсан Кулиев. Прекрасно всё.
Прекрасно всё, что просто, всё, что сложно,

И как не восхищаться нам с тобой

Любой земною тварью, пусть ничтожной,

Земной неповторимой красотой!

Прекрасно всё – и сокол, и кузнечик,

Зелёный и желтеющий листок,

И дождь, и снегопад, и чет и нечет –

Всё, что приходит в срок или не в срок.

Как хорошо проснуться на рассвете,

Глядеть на мир, за птицами следить

И знать, что выше счастья жить на свете

На свете, ничего не может быть!
Ах, это чудо, наш край родной,

Любите сердцем и всей душой!

Как хрупок этот мир

Сплошных чудес,

И он наполнен ими до небес!

Ах, это чудо, живой наш мир,

Давайте вместе мы сохраним?

Лишь души зорки, а не глаза,

Забыть об этом никак нельзя.

Ведущий: в окружающей среде каждый вид занимает свою экологическую нишу.
У осла и соловья,

У лесы и журавля,

У стрекозы и муравья-

Жизнь у каждого своя.

Каждый соблюдает точно

Свой режим и дня, и ночи,

И у каждого своё

Облюбовано жильё.

Выбирает привереда

Лишь своё меню обеда.

И в дороге изберут

Каждый собственный маршрут.

У букашки и у птички,

У любой – свои привычки.

Тем – то каждый и хорош,

Что на прочих не похож.

^ В. Брагин. Навозный жук.

Жук устроился неплохо,

Потому что не нахал.

Под коровиной лепёхой

Он землянку отмахал.

И завистливое око,

И дожди, и холода

На себя берёт лепёха,

Отвращает без труда.

Проскакала мимо птица,

А могла бы стать врагом

И во сне ей не приснится,

Что живут под пирогом.

Человеческие ноги

Были рядом, как напасть,

Но не тронули берлоги,

Перепачкаться боясь.

Безопаснее и тише

Нету места на Руси,

Но гостей под эту крышу

Ты попробуй пригласи!

Потому, подобно гному,

Он живёт и одичал…

Днём копается по дому,

А летает по ночам.

Чёрный с синью и блестящий,

Издающий трубный звук…

Вот такой он, настоящий

Полевой навозный жук.
^ Р. Рождественский. Горбуша в сентябре идёт метать икру.

Горбуша в сентябре идёт метать икру…

Трепещут плавники, как флаги на ветру.

Идёт она, забыв о сне и о еде,

Туда, где родилась, к единственной воде.

Угаром, табуном, лавиною с горы!

И тяжелеют в ней дробиночки икры…

Горбуша прёт, шурша, как из мешка горох.

Затворы сокруша. И сети распоров.

Шатаясь и бурля, как брага на пиру,

Горбуша в сентябре идёт метать икру…

Белёсый водопад вскипает, словно пунш,

Когда в тугой струе – торпедины горбуш.

И дальше – по камням. На брюхе – через мель!

Зарыть в песок икру. И смерть принять взамен.

Пришла её пора, настал её черёд…

Здесь даже не река, здесь мелкий ручеёк.

В него трудней попасть, чем ниткою в иглу…

Горбуша в сентябре идёт метать икру!

Потом она лежит – дождинкой на стекле…

Я буду кочевать по голубой земле,

Валяться на траве,

Пить бесноватый квас.

Но в свой последний день,

В непостижимый час,

Ноздрями ощутив последнюю грозу,

К порогу твоему

Приду я,

Приползу,

Приникну,

Припаду.

Колени в кровь сотру…

Горбуша в сентябре идёт метать икру.
Ведущий: в природе всё связано со всем.
Б.Заходер. Все на свете нужны.

Все-все,

На свете,

На свете нужны!

И мошки

Не меньше нужны, чем слоны.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников

Злых и свирепых.

Нужны все на свете!

Нужны все подряд-

Кто делает мёд,

И кто делает яд.

Плохие дела

У кошки без мышки.

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да! Если мы с кем-то не очень дружны,

Мы всё-таки очень друг другу нужны.
Ведущий: в одинаковых экологических условиях обитают растения, животные, грибы, микроорганизмы и образуют разные природные сообщества. Велико значение леса в нашей жизни.
^ Е. Арисенко. Лес.

Шумит века моей России лес,

Историей богат и величаво

Вершинами доходит до небес

И нет ему конца и нет начала.

Лесам мой пращур хорошо знаком.

На землю встав, сойдя из колыбели,

В лесу обрёл он долговечный дом,

Ему на зорях птицы пели.

Из вьющихся густых его ветвей

Он мастерил себе и лук и стрелы,

Охотился на птиц и на зверей,

Борясь за жизнь – он

Сильным стал и смелым.

Из дуба векового он ладью

Сам вырубил, спустил её на воду,

Он коромысла выдумал, бадью,

Лаптей наплёл на всякую погоду.

Из крепкого древесного сырья

Мой дед себе тугие крылья сделал,

На них взлетел, увидел, как земля

Вокруг оси своей леса вертела.

Роднились люди с лесом на века.

И уходя и улетая в дали,

Светился детством он издалека,

К себе родные пущи возвращали.

О лес! – ты знал войны и мира дни,

Знавал Сусанина и партизан отряды,

Видал, врага как ранили они,

Сам ранен был – в тебе рвались снаряды.

Ты вымирал… Но снова вырастал,

В свои чащобы ты всегда зовущий,

В тебе начало множества начал,

Познает многое к тебе идущий!

Я, современник, лесом дорожу,

Его лелею, насаждаю, славлю,

Перед медведем бурым не дрожу,

Из древесины древо жизни плавлю!
Ведущий: к сожалению, не всегда бывает так. Всё меньше и меньше остаётся лесов.

Их истребляют,

Их убивают,

Их сортируют

И в дело пускают.

Их превращают

В бумажную массу.

^ Алексей Марков. Роща.

Гляжу, глазам своим не веря,

Я на бессовестный разор.

-Да что вы делаете, звери,

Такую рощу – под топор?!

Когда весна траву полощет

И сладок клейких листьев смак,

Глядишь на жизнь светлей и проще,

Прощаешь, если что не так.

Берёзовым смывает духом

Любую непогодь с души.

Как надоедливые мухи,

Обиды прочь! Живи, дыши…

Какой шатёр прохладным летом

Раскинется над головой,

Мир наполняя ясным светом,

Рождая на душе покой…

А золото листвы под осень!

Не то что слитки иль песок!

Они лишь бедствия приносят,

Берёзы – сладкий жизни сок!

…Чубатый говорливый парень

С улыбкой через всё лицо

В ответ поклон на память дарит,

Назвав приветливо «отцом».

-Ты чересчур-то не печалься,-

Он стёр с лица горячий пот.-

Всё согласовано с начальством,

И дело к лучшему идёт.

А тут - и дёшево, и ладно.

Я, батя, вот на чём стою:

Чтоб и карману не накладно,

И норму выполнить свою!

…Взглянул в глаза мне с подозреньем

И сапогом притопнул зло,

А в это самое мгновенье

Вздохнули ветви тяжело

И нас, как видно, не простили…

А парень так закончил речь:

-Да рощу-то не мы растили,

Так и не нам её беречь!

…А впрочем, не мешай работать!-

Топор он вынул из бревна:

Лоб начал просыхать от пота,

И зябла, видимо, спина…
Ведущий: тревога за судьбу лесов – лёгких природы и будущее человека и человечества, если это чудо природы исчезнет с лица Земли в результате хищнического истребления, звучит в этих стихах.

^ В. Боков. Не руби берёзы белой.

Не руби берёзы белой,

Не губи души лесной,

Не губи и зла не делай,

А особенно весной.

Не губи, не тронь берёзы,

Обойдись с ней по-людски,

А иначе брызгнут слёзы,

Сам засохнешь от тоски.

Пусть берёза, как невеста,

Бережёт свою красу,

Ей не в печке жаркой место,

Место ей всегда в лесу.
Ведущий: в настоящее время состояние жизни во всех её формах на планете Земля вызывает тревогу. Это состояние неустойчиво. И главная причина неустойчивости жизни на планете – человек, общество и потребительский характер их взаимодействия с природой, изменение среды обитания организмов, загрязнение окружающей среды.

^ Ю. Хозова. Отдых на природе.

Теперь у нас повсюду в моде

Активный отдых на природе.

Как выходные наступают,

Все едут в лес устроить там пикник.

Огромный разожгут костёр,

Раскинут скатерть – самобранку,

И, заглушая пенье птиц,

Повсюду слышится эстрада.

А отдохнув там час – другой,

Все разъезжаются домой.

И место пикника являет жуткий вид

Порублены кусты, разбросаны бутылки,

Ещё окурки, банки, вилки.

И вот такое развеселье

Природа терпит круглый год

И всё активней устаёт.

А, может быть, уже пора

Беречь природу как себя!
^ Т. Мельченко. Охота.
Стреляют по птице, стреляют по зверю,

И с выстрелом каждым всё меньше зверья…

Природа приносит нам с детским доверьем

Не только добычу – приносит себя.

Стреляет добытчик, и меры не знает

Вот снова к ружью потянулась рука

Не слышит, как лис по лисице рыдает,

Зайчиха уже не увидит сынка,

Как лось протрубил нам прощальную песню,

И как застонал каждый веткою лес.

Частички природы уже не воскреснут,

В крови запечётся на сердце порез.

Не чувствует боли пришелец азартный,

Кого бы ни встретил – пощады не даст.

Лесное богатство – козырная карта,

Он ради наживы и душу продаст.

Хапугам отпор дать природа не может,

И нет у неё ни замков, ни оград.

Кто их остановит? Природе поможет? –

Деревья и птицы тревожно кричат.
Ведущий. Давайте будем беречь планету

Во всей Вселенной похожей нету.

Во всей Вселенной совсем одна

Что будет делать без нас она?

Птицы, рыбы, звери в душу людям смотрят

Вы их жалейте люди,

Не убивайте зря.

Ведь небо без птиц – не небо,

Ведь море без рыб – не море,

Ведь земля без зверей – не земля

Всё живое вещество и населённые жизнью части гидросферы, атмосферы и литосферы тесно связаны друг с другом, все вместе они составляют единую живую систему – биосферу.
^ Роберт Рождественский «Озонная дыра над Антарктидой».

Озонная дыра над Антарктидой!

А не было её ещё вчера.

Зачем она учёными открыта?

Неужто в вечность нам уже пора?

Неужто судный день для бела света

Подкрался вдруг космической тропой?

И под жестоким ультрафиолетом

Нам корчится беспомощной толпой?

Неужто всё, что дорого и свято

В единой человеческой судьбе,

Вдруг будет уничтожено, распято

Потоками диапазона “Б“?

На миллион квадратных километров

Пробита наша вечная броня,

И даже антарктические ветры

От страха взвыли, душу леденя.

Великая озонная защита

Разорвана отныне навсегда.

Виновников незримых не ищите,

Виновники – мы с вами, господа!

Природу мы так рьяно покоряем,

Уродуя творения творца,

Долбим, сверлим, копаем, ковыряем

И травим, и взрываем без конца.

Безумие своё реализуя,

Давно уж мирозданию хамим,

Давно вовсю Галактику газуем,

Давно на всю Вселенную дымим.

И с мудростью хвостатых наших предков,

И с вечным нетерпеньем ножа

Всё спорим, у кого же выше клетка

И у кого добрее сторожа…

Озонная дыра над Антарктидой,

Как рана в сердце, как пожар в груди,

Одумайся, беспечный индивидум,

И в будущее взор обороти!

И ощути всей плотью знак сей грозный,

И хоть на миг забудь о барышах,

Одумайся, пока ещё не поздно,

Пока не сделал свой последний шаг,

Пока другие дыры не пробиты

На нашем общем малом корабле,

Пока одна дыра над Антарктидой,

Пока один Чернобыль на Земле.

Ведущий: чувство личной ответственности за всё худое и доброе, творящееся на родной земле звучит в этих стихах.

^ С. Михалков «Стон Земли».

Вращаясь в космосе в плену своей орбиты,

Не год, не два, а миллиарды лет,

Я так устала… Плоть моя покрыта

Рубцами ран – живого места нет.

Терзает сталь моё земное тело,

И яды травят воды чистых рек

Всё то, что я имела и имею,

Своим добром считает человек.

Мне не нужны ракеты и снаряды,

А ведь на них идёт моя руда!

А что мне стоит только штат Невада-

Его подземных взрывов череда!

Зачем друг друга люди так боятся,

Что позабыли о самой земле?

Ведь я могу погибнуть и остаться

Обугленной песчинкой в дымной мгле.

Не потому ли, загораясь мщеньем,

Я против сил безумных восстаю

И сотрясая твердь землетрясеньем,

На все обиды свой ответ даю.

И не случайно грозные вулканы,

Выплёскивают с лавой боль Земли…

Очнитесь, люди!

Призовите страны,

Чтобы меня от гибели спасти.
Ведущий: Вот она летит, маленькая какая!

Вот она грустит, в думы свои вникая,

Вот она плывёт, зыбкой прохладой веет!

Всё ещё живёт! Всё ещё людям верит!

Вот она плывёт сквозь грозовую полночь,

Всех людей зовёт, просит прийти на помощь.

Просит прийти на помощь!

Просит прийти на помощь!

Аэродромы, пирсы и перроны,

Леса без птиц

И реки без воды…

Всё меньше – окружающей природы…

Всё больше – окружающей среды.
Чтобы устранить эти и другие последствия неразумной, хищнической деятельности человека в природе, необходимо учиться бережно и рационально относится к природным ресурсам, управлять своими потребностями и успеть компенсировать тот ущерб, который наносит человек и общество биосфере.
^ Н. Старшинов.

Мы дети малые одной большой природы,

Мы делим с ней удачи и невзгоды,

Одна судьба у нас и у неё.

Коль суждено дышать нам воздухом одним,

Давайте же мы все навек объединимся.

Давайте наши души сохраним

Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
Мы общей жизни зёрна,

Одной судьбы родня,

Нам пировать позорно

В счёт будущего дня.

Поймите это люди,

Как собственный приказ,

Не то Земли не будет

И каждого из нас!
Моя планета – человеческий дом.

Ну как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан,

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу!

Прекрасной быть должна Земля –

Она у всех у нас одна.

А мы – хозяева Земли

И охранять её должны.

Как яблоко на блюде,

У нас Земля одна.

Не торопитесь, люди,

Всё вычерпать до дна.

Не мудрено добраться

До скрытых тайников,

Разграбить все богатства

У будущих веков.
Мы сохраним зверей и птиц.

Бобров, гепардов и лисиц,

Дроздов, грачей и глухарей,

Малиновок и снегирей.

Под небом зашумят леса,

Не смолкнут птичьи голоса,

И торжество природы

Благословят народы.
Ведущий: На конференции ООН по окружающей среде в Рио-де-Жанейро в 1992г. принята программа “Повестка дня на 21век “, где дана оценка развития цивилизации и сделан вывод о необходимости перехода человечества на путь устойчивого развития. “ Устойчивое развитие – это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности”.

Одним из главных условий успешности перехода человечества к устойчивому развитию названы всеобщее экологическое образование населения планеты; становление ноосферного сознания, обеспечивающего понимания жизни как первостепенной ценности и формирования у каждого человека ответственного отношения к окружающей среде, в целом к биосфере и к самому себе как действенному компоненту биосферы. Воспитание экологического сознания начинается с семьи.
^ Эдуард Асадов. Царица – гусеница.

Смотри! Смотри, какая раскрасавица! –

Мальчишка смотрит радостно на мать. –

Царица – гусеница! Правда, нравится?

Давай её кормить и охранять! –
И вправду, будто древняя цариц

Таинственным сказаниям сродни,

На краснобоком яблоке в тени

Сняла золотая гусеница.
Но женщина воскликнула: - Пустое! –

И засмеялась: Ах ты, мой сверчок!

Готов везде оберегать живое,

Да это же вредитель, дурачок!
В четыре года надо быть мужчиной!

Соображай. Ты видишь: вот сюда

Она вползет, попортит сердцевину,

И яблоко - хоть выброси тогда!
Нет, нам с тобой такое не годится,

Сейчас мы глянем, что ты за герой –

Она стряхнула с ветки гусеницу:

- А ну-ка, размозжи её ногой!
И мальчик, мину напуская злую,

И подавляя в тайне тошноту,

Шагнул ногой на тёплую, живую,

Жемчужно – золотую красоту…
- Вот это славно! Умница, хвалю! –

И тот, стремясь покончить с добротою

Вскричал со зверски поднятой ногою:

Кидай ещё! Другую раздавлю!
Мать с древних пор на свете против зла,

Но как же этой непонятно было,

Что сердцевину яблока спасла,

А вот в мальчишке что–то загубила.
Ведущий: но в жизни бывает и по-другому.

Ярослав Смеляков. Недопесок.

Спеша поспеть на лапах длинных

И всё заваливаясь вбок,

Февральским днём у магазина

К нам привязался кобелёк.

У сына жалкого дворняжки,

Как в том кругу заведено,

На грязно-белой тощей ляжке

Светилось желтое пятно.

Он вовсе не втирался в гости,

Как предприимчивый нахал,

А лишь угла и только кости у человечества искал.

Не ставлю я себе в заслугу,

Что, к удивленью своему,

И эту кость и этот угол

Мы предоставили ему.

Весь день, не покидая места,

Малыш дрожал исподтишка

И ждал от голоса и жеста

Ругательства или пинка.

Но за какую-то неделю,

Пройдя добрейшую из школ,

Как мы старались и успели,

Он постепенно отошёл.

И начал вдруг, учуяв запах

И глядя в прожитое вспять,

Колеблясь весь, на задних лапах

С лакейской выучкой стоять.

Но мы об этом позабудем –

Ведь понял он, пускай не вдруг,

Что от него не надо людям

Ни унижений, ни услуг.

Что стало радостным деяньем,

Чуть не погибшее сперва,

Уже одно существованье

Восторженного существа.

Он прикасался к нам мгновенно,

От счастья прыгал и визжал,

И этим самым всей вселенной

Жить веселее помогал.
Ведущий: Дерево, трава, цветы и птицы

Не всегда умеют защищаться,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни,

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивая лишь зверей внутри себя.

^ Я - природа.

Я - природа, Я - великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастие

Подарить – в моей всё это власти!

Гриб в лесу, ромашку на лугу,

Небо в час восхода и заката,

Иву над рекой…

И, наконец, солнцем прокалённый, рыжеватый

Хлебный колос! Как всему венец…

Только ты мой дар, моё уменье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь ты сам – моё творенье!

И у нас с тобой – одна судьба!

Да, ты вырос – ты простился с детством.

Шире – что не год – твои шаги…

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство

Я тебе вручила,

Береги!

Даже волка – вдруг, да он последний…

Уничтожишь (зверь не карандаш!)-

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших – не создашь.

Мы с тобою ниточкой одною

Связаны – нет жара без огня…

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня!
Ведущий: Под влиянием разума преобразовательной деятельности человека биосфера неизбежно переходит в новое состояние – ноосферу, то есть сферу разума. Именно разумный труд человека становится главным, определяющим фактором её развития. Учение о биосфере создано Владимиром Ивановичем Вернадским. Послушайте «Его завет».

^ Алексей Марков. Его завет.

…Мир замешенный на мраке,

Может только мрак родить.

Есть ли во лжи спасенье? Враки,

Чтобы разум замутить.

Но живёт в народе вера:

Мрак исчезнет без следа,

Наше завтра – ноосфера,

Мир науки и труда.

Не погибнет в холод почка,

Фальшь не сгубит красоты.

Ноосфера – это прочность

Человеческой мечты.

Не в трудах желудка ради,

Не в покорности судьбе,

Суть её в добре и правде,

Завоёванных в борьбе!

Пусть в дороге тяжело,

Не сдавайтесь злу на милость!

Победить помогут зло

Доброта и справедливость.

Доброта – стерильный бинт,

Зло – опасные микробы.

Горе, если победит

Доброту и правду – злоба!

Доброта – в цвету земля,

Наша вечная отрада,

Зло – прожорливая тля,

Погубительница сада!

О человек, твой высший долг –

Оберегать планету вечно.

Природу не губи беспечно,

Не то земля, наш общий дом,

Однажды может обратиться

В безжизненный холодный ком,

Который без толку вертится!

И даже памяти не станет,

Что где-то и в какой-то час

Был шар земной людьми изранен

И что на нём не стало нас…

Будь в книгах с истиной построже

И правду молви не юля,

Иначе знай, твоя земля

От этой лжи погибнуть может!

Не принимай слова на веру:

Семь раз отмерь – один отрежь.

Иначе протаранишь брешь

В одежде хрупкой ноосферы!

Мир – в пространстве звёздном – точка,

Тьма вокруг, куда ни глянь.

Ноосферы оболочку

Грубой силою не рань.

Да хранят её законы

Человеческой души.

Мир, неправдой замутнённый,

Ты очистить поспеши!
^ Михаил Дудин «Берегите Землю».

Берегите Землю

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите Чудо песен городов и весей,

Мрак глубин и волю поднебесий,

Стариков последнюю отраду –

Женщину, бегущую к детсаду,

Нежности беспомощное пенье

И любви железное терпенье;

Берегите молодые всходы

На зеленом празднике Природы,

Небо в звёздах, Океан и Сушу

И в бессмертье верящую душу,

Всех судеб связующие нити.

Берегите Землю!

Берегите

Времени крутые повороты,

Радость Вдохновенья и Работы,

Древнего родства живые свойства,

Дерево надежд и Беспокойства,

Откровения Земли и Неба,

Слабость Жизни, Молока и хлеба,

Берегите Доброту и Жалость,

Чтоб она за слабого сражалась,

Берегите будущего ради

Это слово из моей тетради,

Всё дарю!

Всё доброе приемлю,

Только

Берегите эту Землю!

Подведение итогов конкурса стихов.

Вывод.

От личного участия каждого в движении за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент – в начале или в конце своего путешествия в будущее.

Стихи, прозвучавшие на уроке.
Е. Арисенко «Лес».

Э.Асадов «Царица – гусеница».

В.Боков «Не руби берёзы белой».

Э.Дарвин «Храм природы».

М. Дудин «Берегите Землю».

Б.Заходер «Все на свете нужны».

К.Кулиев «Прекрасно всё».

А.Марков «Роща», «Его завет».

Т. Мельченко «Охота».

С.Михалков «Стон Земли».

Р. Рождественский «Озонная дыра над Антарктидой», «Кромсаем лёд…»

Н. Старшинов «Мы дети малые одной большой природы…»

Я. Смеляков «Недопесок».

Ю. Хозова « Отдых на природе».



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сценарий. Эпиграф icon Вечера и эпиграф
Друзья и близкие знакомые (Высоцкого Станислав Говорухин, Леонид Елисеев, Юрий Визбор)
Сценарий. Эпиграф icon Из литературы древней греции
У. Эпиграф целого цикла следующих уроков взят из уже известного вам произведения. Какого?
Сценарий. Эпиграф icon «Пусть бьётся зелёное сердце природы»
...
Сценарий. Эпиграф icon Урока: на доске тема урока и эпиграф
Урок – литературно-музыкальная композиция, посвящённый жизни и творчеству Марины Цветаевой
Сценарий. Эпиграф icon Вхождение Крыма в состав России
Оборудование: компьютерная презентация, иллюстрации, карта Крыма, эпиграф, Манифест Екатерины II, пословицы о дружбе
Сценарий. Эпиграф icon Урок тренинг: «Умение слушать или быть внимательным»
Мотивация может быть в виде обращения внимания учащихся на доску, где написаны тема и эпиграф. Вопрос учителя; «Считаете ли вы себя...
Сценарий. Эпиграф icon Сценарий литературного утренника по творчеству В. Ю. Драгунского...
Этот нормальный, нормальный мир… : сценарий литературного утренника по творчеству В. Ю. Драгунского для учащихся младшего школьного...
Сценарий. Эпиграф icon Сценарий Hовогоднeгo праздника для младших школьников «Новогодние проказы»

Сценарий. Эпиграф icon Классный час «Что такое стресс и как с ним бороться»
Эпиграф: Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете
Сценарий. Эпиграф icon Звучит песня из к/ф "Мама" (сценарий Ю. Энтина и В. Истрате, режиссер постановщик Э. Бостон)

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов