Маоу «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики»




Скачать 109.66 Kb.
Название Маоу «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики»
Дата публикации 16.08.2016
Размер 109.66 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы
ШАГИ К ЗДОРОВЬЮ

Клюканова Ирина Александровна,

учитель начальных классов

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №13

с углубленным изучением литературы и информатики»
Среди разнообразных условий окружающей среды, постоянно воздействующих на молодой организм, одно из ведущих мест принадлежит фактору питания. Влияние питания на растущий организм многогранно: оно не только обеспечивает гармоническое развитие и укрепляет общее состояние здоровья, но может повышать работоспособность и улучшать успеваемость школьников.

Если говорить об отношении к еде с точки зрения здоровья, то надо отметить, что такое  рациональное питание, разнообразное питание и в чем состоит его режим. Соблюдая нехитрые правила, можно сохранить здоровье, на это следует обращать внимание детей.

Сбалансированное питание включает в себя еще один принцип – умение правильно приготовить пищу. Таким образом, все это укладывается в понятие «здоровое питание».

В этой работе много проблем. Прежде всего, очень трудно преодолеть стереотип в мышлении и поведении не только детей, но и взрослых, что здоровье – это дело не только государственное, но и личное. Главная ценность жизни – здоровье человека, за которое он отвечает сам и сам обязан поддерживать его.

Одно из приоритетных направлений развития школы – сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса. В рамках Программы развития МАОУ «СОШ № 13» на 2011 – 2015 гг. создан и реализуется проект «Здоровье», задачами которого являются:

  • гармоническое развитие личности с учетом индивидуальных способностей;

  • выработка умений использовать гигиенические факторы для укрепления организма;

  • воспитание привычки к здоровому образу жизни, в том числе к здоровому питанию.

Поэтому педагоги школы и решили участвовать в конкурсе проектов по Программе «Будь здоров!»

В России благотворительная программа «Будь здоров!» реализуется по инициативе и при финансовой поддержке компании «Крафт Фудс Рус»; куратор программы – благотворительный фонд CAF Россия. В Новгородской области программа стартовала в 2011 году. Победителями конкурсного отбора стали 7 школ Великого Новгорода и Чудова.

Наша школа стала победителем конкурсного отбора по реализации программы «Будь здоров!» с проектом «Четыре шага к Здоровью» и получила грант. Благодаря реализации этой программы у школы появилась возможность частично модернизировать пищевое оборудование школьной столовой, обновить оборудование кабинета технологии, закупить спортивный инвентарь для проведения подвижных перемен.

Цель программы – научить школьников начальных классов основам сбалансированного питания и помочь сделать выбор в пользу здорового образа жизни. В реализации проекта участвовали три класса школы, в том числе и мой класс. Сообщение о том, что мы будем участвовать, было с воодушевлением принято и родителями, и детьми.

Основными направлениями данной программы было проведение образовательных занятий, направленных на получение новых знаний о здоровом питании (с акцентом на завтрак) и практических занятий по самостоятельному приготовлению полезных и здоровых блюд детьми.
На подоконниках дома и в школьной теплице ребята выращивали укроп, петрушку, огуречную рассаду. На практических занятиях в обновленном кабинете технологии школьники пробовали готовить простую и здоровую еду, в том числе и с зеленью, выращенной самостоятельно. Таким образом они приобщались к культуре сбалансированного питания и здорового образа жизни.

Одним из занятий, вызвавших наибольший интерес у моих учеников, стало занятие по теме «Что ели древние славяне». (Кстати, данная тема была созвучна с темой урока окружающего мира). Пришлось вспомнить и экскурсии в городской музей, и самим материал поискать, и родителей подключить. Хочу отметить, что в результате такой работы много интересного узнали не только дети, но и мы, взрослые. Урока нам в тот раз не хватило.

Сейчас мы уже в четвертом классе. Идет второй год реализации проекта. Присоединились вторые и третьи классы. Мы решили выйти немного за рамки этого проекта, представить тему шире – «Как жили древние славяне», узнать о быте наших предков, их обычаях. Я организовала поисковую деятельность учащихся. В результате нашей совместной деятельности и был создан данный проект, который мы представили второклассникам. Этот материал можно использовать при проведении урока или внеклассного мероприятия. Выступления ребят сопровождались подготовленной презентацией Power Point.

^ Конспект открытого занятия по программе «Четыре шага к здоровью»

Тема «Что ели древние славяне»

Цель: формирование ценностного отношения к истории на наглядном и доступном материале, пробуждение интереса к истории своих предков; формирование культуры здорового питания; развитие словарного запаса учащихся.

^ Ход занятия:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

^ 1. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у вас в гостях ученики 4А класса. В прошлом учебном году они также стали участниками проекта «Будь здоров». Сегодня они пришли к вам, чтобы поделиться своими знаниями, рассказать о жизни славян. Наше занятие будет посвящено истории нашей Родины, нашим далеким предкам - славянам. Вы уже знаете, как жили люди в старину, об образе жизни славян, повседневных занятиях. Вам предстоит узнать, чем же они питались. Давайте мысленно перенесемся в те далекие – далекие времена и представим славянское поселение.




^ 2. Актуализация знаний.

(на слайде представлено поселение славян)

- Что вы можете добавить к рассказу?

- Почему поселок славян располагался именно вблизи леса и реки? Как славяне использовали реку, лес? Для чего славянам нужна такая стена?

(на слайде – дом русича)

- Давайте попробуем представить дом русича в древности. Площадь дома была 10 – 20 м2. В таком доме и селилась семья.

- Как вы считаете, что нужно было устроить в доме в первую очередь, с чего начать? Самой главной и необходимой в доме была печь. В старину даже поговорка была: «Плясать от печки» (то есть начать с главного). При суровых русских зимах обойтись без печки было невозможно. В ней готовили еду и пекли хлеб. На ней сушили травы и овощи, здесь спали старики и дети, в печи можно было даже мыться. Печь занимала почетное место в доме, относились к ней с уважением.

По диагонали от печи в доме находился Красный угол. Это было самое святое место - в нем помещались иконы. Каждый вошедший в избу должен был перекреститься на них. Стол ставили в Красном углу, вдоль стола стояли лавки и скамьи.

- А чем лавка отличается от скамьи?

Лавки делались широкими и крепились к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели, и их можно было передвигать. Кроме лавок спали еще на полатях - деревянном настиле, устраиваемом под потолком между печкой и стеной. Кровать появились в быту сравнительно недавно. Под лавками стояли сундуки и рундуки (рундук - приделанный к стене ящик с полками без дверей и стекол), где хранили разное добро. Вот и вся мебель.

- Давайте посмотрим, как одевались, какой утварью пользовались в старину, то есть какими предметами, принадлежностями, нужными в хозяйстве.

(на слайдах представлена одежда славян, посуда, деревянные ложки)

Одежду носили домотканую - льняную или шерстяную, которую ткали на домашних станках. А нитки сначала нужно было напрясть. Девочки уже с 5-ти лет начинали прясть пряжу и становились искусными мастерицами. Прозвища «непряха» и «неткаха» считались очень обидными. Шить и вышивать раньше умели все девушки, даже из богатых семей.

- Вы видите разную утварь: горшки, миски, ступки, ложки. Ухват - железная дужка в виде рогов коровы по диаметру горшков на длинной деревянной рукояти (буквально «то, с помощью чего хватают, берут»).

- Из чего делали посуду? А ложки?

- Прежде, чем мастер-ложкарь приступал к вырезанию ложек, «бились баклуши», то есть чурбачки, заготовки из поленьев. Это была очень простая работа, поэтому выражение «бить баклуши» сегодня стало определением не дела, а безделья. Отсюда пошло выражение «бить баклуши», т.е. бездельничать.

Рассказ ученицы о славянах и их

поселениях

Рассказ ученика о постройке жилища

^ 3. Открытие нового знания.

- Давайте познакомимся с кухней наших предков! Обедали в полдень. Ужинали в 6 часов вечера, когда солнце клонилось за горизонт. Спать ложились с заходом солнца.

Еду ставили на стол в общем горшке, миске на всю семью. Черпали ложками по очереди, а хозяин следил, чтобы кто-нибудь не ел «вприхлебку», то есть без хлеба, и гущу можно было зачерпнуть только после того, как это сделает глава семьи. Ели деревянными ложками.

- Как поступали с нарушителем порядка?.. Он получал ложкой по лбу. В современной жизни такое иногда тоже случается, да? Твердую пищу брали руками, а жидкую - ложками.

- Как вы думаете, что было главным на столе у славян?... Испокон веков хлеб на Руси был главным продуктом питания.

- Какие вы знаете пословицы о хлебе? (представлены на слайде)

«Как хлеб да квас, так все у нас»;

«Хлеб - всему голова»;

«Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной»;

«Хлеб на стол, так стол - престол, а хлеба ни куска, так и везде тоска».

- А как вы думаете, что еще ели славяне?

Выступление ученика

Выслушиваются ответы второклассников (без исправлений)

- Первым важным блюдом была каша. Чтобы сварить простейшую кашу, по мнению древних славян, нужно обеспечить союз Огня, Воды и Зерна – продукта Земли. Сладкая, сваренная на меду, каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой едой: она несла идею плодородия, победы над Смертью. Языческая каша прекрасно вписалась в ритуалы и доныне живёт под названием кутьи, которой угощаются на поминках. Только вместо мёда кладут теперь сахар, вместо лесных ягод – изюм, а вместо цельной пшеницы – рис.

При раскопках в различных древнерусских городах археологи находят много остатков еды. Это прежде всего зерна различных злаков: ржи, ячменя, овса, пшеницы, гречихи. Из зерен обычно изготовляли крупу или размалывали в муку. Кроме того, из зерна делали квас, а из меда — медовуху.

Другой древнейшей едой у славян были блины. Что самое интересное, блины на Древней Руси были атрибутом поминок. Первые испеченные блины отдавались нищим, для того чтобы они помянули усопших родственников. И только в более поздние времена блины стали атрибутом масленицы. Слово «блин» — искаженное «млин» от глагола «молоть». Русские блины отличаются совершенно особой консистенцией, они мягки, рыхлы, пышны, легки и при этом как бы полупрозрачны.

Что же еще было? Была редька. Видимо, с тех самых пор и существует поговорка «Надоело хуже горькой редьки». Попробуй всю зиму до весны есть только редьку – действительно надоест. Только редька была не совсем такая, как сейчас. Во-первых, она была гораздо крупнее, существовали сорта с корнеплодами до 10–12 кг. Эти редьки совсем не горькие. И в Европе, и у нас, когда появились новые и более вкусные овощи, гигантские редьки просто были забыты. Не думайте, что редьку ели так же, как и мы, только в салатах. Ее варили, жарили, пекли с ней пироги.

Вторым важным овощем была репа. Желтые, сочные сорта репы – русское изобретение. На латинском языке репа называется «рапа», мы в далекой древности позаимствовали у римлян это растение. Из других овощей наиболее широким распространением пользовались горох, морковь и лук. Знали в Древней Руси также огурцы, чеснок и особенно капусту.

Супов в Древней Руси не было, суп появился только во второй половине XVII века. Он был занесен приезжими иностранцами из Европы. В летнее время излюбленным блюдом была «тюря» — предок современной окрошки, квас с покрошенным в него луком и хлебом.

Любопытно, что в старину умели заготовлять овощи на зиму — солить капусту и огурцы, мочить яблоки. Такие засоленные и замоченные овощи назывались ленивыми.

Белковая пища состояла из мяса, птицы и рыбы, а также молочных продуктов: творога, сыра, сметаны и масла. Мясо ели в основном жареное или «пряженое» (тушеное в собственном соку в русской печке). Сахара на Руси не знали, вместо него использовали мед.

Из горячих напитков были очень популярны отвары различных трав, а также сбитень — мед, вскипяченный в горячей воде, сбитый вместе с яйцами.

- Итак, пища славян была разнообразной и здоровой. В течение многих столетий простые люди ели практически одно и то же. Их меню состояло прежде всего из ржаного хлеба, каши, овсяного киселя и различных овощей.

К каждому празднику обязательно пекли пироги. Само слово «пирог» происходит от слова «пир». Отсюда пословица «Не красна изба углами, а красна пирогами».

Без каши на Руси не проходило ни одного дня. «Каша - мать наша» - говорили на Руси. В древности у славян был обычай есть кашу с бывшими врагами при заключении мира - отсюда пословица, которую зачастую употребляют и сегодня. Какая это пословица? («С ним каши не сваришь»)

Готовили каши из круп (крупа – «засыпа», отсюда «засыпать»), дробленая крупа называлась «варганя», из нее можно было приготовить наскоро - отсюда «сварганить». Что сегодня означает выражение «сварганить»? (Сделать, приготовить что-то наскоро, быстро.)

- В чем варили каши? А какую кашу любили больше?

- Любимая каша была гречневая. Кашу сдабривали маслом. Богатые - маковым или ореховым, а бедные - льняным, конопляным, горчичным, сурепчатым.

Любили наши предки и рыбу, а мясо ели редко - только в мясоед. Кроме домашних животных и птиц, ели дичь, которой было много в лесах.

К числу любимых блюд можно отнести кисель, который варили из ржаной муки, из гороха, но чаще всего из овсяной муки. Кисели раньше были несладкими и густыми, их можно было резать ножом. Ели такой кисель с молоком или маслом.

Кроме овощей, славяне выращивали яблоки, груши, сливы, но варенья не знали.

Из напитков самыми распространенными были квас, морс, мед, сбитень. Сбитень пили горячим вместо чая, он готовился из различных трав. У каждой хозяйки был свой рецепт сбитня.

В конце трапезы подавалось сыто, вареное пшено с медом, и гости понимали, что пора заканчивать есть и уходить. Отсюда пошло выражение, которое существует, и сейчас – «наесться досыта».

Выступление четвероклассников



^ 4. Первичное закрепление.

- Вам было интересно? Узнали что-то новое для себя?

- Вы были внимательны? Запомнили новые слова?

^ Игра «Кто самый внимательный?»

- Покажите знаком, что ели или не ели славяне.

Пироги (+), каша с растительным маслом (+), тюря = подобие окрошки (+), чай (-), пряженое мясо (+), картошка (-), соленые огурцы (+), пареная репа (+), жареная рыба (+), сахар (-), суп или борщ (-), травяной отвар (+), помидоры (-), квашеная капуста (+).

^ 5. Самостоятельная работа с самопроверкой (в группах).

Второклассники повторяют правила работы в группах.

Для закрепления предлагается разгадать кроссворд, составленный по материалу занятия.

Самопроверка.

6. Рефлексия деятельности.

Итоги занятия.

- Что вы хотели бы еще узнать?


Большой плюс программы «Будь здоров!» состоит в том, что она направлена не столько на пропаганду здорового образа жизни, сколько на его реализацию. Дети пробуют здоровый образ жизни «на вкус», и  этот вкус им начинает нравиться. Они получают удовольствие от здоровой пищи, от активных игр и им хочется продолжать это делать.  В дальнейшем они, надеюсь, сами выберут здоровый образ жизни.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Маоу «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики» icon Рассмотрена на педагогическом «Утверждаю» совете школы №13 Директор маоу «сош №13»
«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики»
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики» icon Образовательная программа начальной школы маоу «Средняя школа №8»
Основная образовательная программа начального общего образования в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя...
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики» icon Доклад муниципального автономного общеобразовательного учреждения...
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики» icon План работы Управляющего Совета моу «Средняя общеобразовательная...
Моу «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №2» г. Всеволожска
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики» icon Учитель информатики икт акчурина Э. А. Моу сош с углубленным изучением...
Учитель информатики икт акчурина Э. А. Моу сош с углубленным изучением информатики №68
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики» icon Программа информатизации
Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики» icon Доклад о деятельности муниципального общеобразовательного учреждения...
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №2» г....
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики» icon Урок-исследование
Давыдовская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики» icon Города Губкина Белгородской области
«Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением отдельных предметов»
Маоу «Средняя общеобразовательная школа №13 с углубленным изучением литературы и информатики» icon Рабочая программа Предмет: Биология
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №3»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов