Урок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны»




Скачать 118.8 Kb.
Название Урок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны»
Дата публикации 17.08.2016
Размер 118.8 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Биология > Урок
Контрольно-обобщающий урок

в 6 классе

по теме: « Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны ».

(учитель биологии

Очередная Оксана

Витальевна )

Тема: Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны.

Цели и задачи: Обобщить и проконтролировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности низших и высших споровых растений.

Продолжить формирование умений работы с дидактическими карточками, таблицами и работы у доски.

Продолжить развивать у учащихся внимательность и аккуратность при выполнении заданий, продолжить развитие монологической речи.

Материалы и оборудование: таблицы: «Водоросли», «Папоротник щитовник мужской», «Одноклеточная зелёная водоросль хламидамонада», «Многоклеточная зелёная водоросль - улотрикс», «Хвощ, плаун», «Мох сфагнум», «Зелёный мох кукушкин лён»; дидактические карточки, сигнальные карточки (красные, зелёные), «письма незнакомцев», тестовые задания.


^ Ход урока:

I. Организация класса.

Сообщение целей и задач урока.

^ Цель: проверить общий уровень усвоенности учебного материала


На доске


Вопросы к классу

Раздать карточки задания (подготовить листочки)

Вопросы к классу

Ответы у доски

Сегодня на уроке нам предстоит обобщить, дополнить и закрепить наши знания об особенностях строения жизнедеятельности значения водорослей, мхов, хвощей, плаунов и папоротников.
Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по Царству Растения, но быть представителями этого Царства могут не все организмы. Выберете признаки представителей этого Царства, в их клетках есть:

  1. ядро

  2. нет ядра

  3. целлюлозная оболочка

  4. содержат в оболочке хитин

  5. цитоплазма

  6. вакуоли

  7. они способны образовывать органические вещества из неорганических


Царство Растения:

1. п/ц Низшие 2. п/ц Высшие
- Какая наука изучает растения (ботаника) ?

- На какие две большие группы делятся растения (низшие и высшие)?

- Какие растения мы называем низшими (их тело называют слоевище или таллом, у них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, они не имеют сложного тканевого строения.)?

- Какие растения мы называем высшими (их тело расчленено на органы – листостебельные побеги и корни (иск. мхи), органы построены из различных тканей) ?
Карточки:

  1. строение хламидомонады

  2. строение спирогиры

  3. мох кукушкин лён

  4. хвощ

  5. папоротник

  6. бурая водоросль

  7. торф


Какие из представленных на таблицах растений относятся к низшим? (водоросли)


  1. Где обитают зелёные одноклеточные водоросли? Какое строение имеет хламидомонада?

  2. Где обитает и какое строение имеет улотрикс?

  3. Что такое ризоиды? Почему их нельзя назвать корнями? (Бесцветные нитевидные клетки, не проникают глубоко в почву, чтобы добывать из неё воду и минеральные соли.)

  4. Строение бурых водорослей (Слоевища, разнообразные формы, желтовато-бурой окраски, к грунту прикрепляются ризоидами; представитель ламинария, встречается в водах Северного Ледовитого океана, цистозейра - в Красном море)

  5. Где обитают и какое строение имеют красные водоросли? (в морях и океанах. Редко в пресных водоёмах. Размеры: от нескольких сантиметров до 1 метра. Окраска от ярко красной до голубовато зелёной. В клетках пигменты красные и синие. Наличие пигментов – это приспособление к фотосинтезу. Могут расти на глубине 100-200 м)

  6. Какое значение имеют водоросли в природе?

  1. обогащают кислородом атмосферу и гидросферу

  2. являются пищей для водных животных

  3. участвуют в самоочищении естественных и сточных вод

  4. чрезмерное размножение приводит к зарастанию водоёмов.

  1. Как человек использует водоросли?

  1. в пищу

  2. в качестве пищевых добавок животным

  3. в качестве удобрений

  4. как источник сырья в химической промышленности

  5. в бумажной промышленности

  6. в текстильной промышленности



  1. Почему мхи называют высшими споровыми растениями, в чём их отличие от водорослей? (в отличие от водорослей мхи имеют стебель и листья, к почве прикрепляются ризоидами, размножаются спорами. У печёночных тело – слоевище.)

Я болотное растение,

Конопатят мною стены. ( О каком растении идёт речь? )

  1. Где обитает и каково строение кукушкиного льна?

Меж клюквы и морошки –

Жилец лесных болот.

На кочке мох без ножки,

Куда ни глянь растёт.

Он снизу седоватый,

Повыше зеленей,

Нужна коль будет вата,

Нарви его скорей.

На кустиках поляны

Подсушен в летний зной,

Он партизанам раны

Лечил в глуши лесной. ( мох сфагнум ) ( О каком растении идёт речь ? )

  1. Где обитает и каковы особенности строения сфагнума?

  2. Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?

1) образуют торф, который используется как удобрение и топливо; подстилка для скота

2) вызывают заболачивания, т.к. накапливают в листьях воду

3) используются в медицине, благодаря антибиотическим свойствам

4) используются в строительстве как утеплительный и изоляционный материал.


  1. Где обитают и какие особенности строения плаунов?

(Преимущественно в сосновых лесах. Имеют длинный ползучий ветвящийся стебель, летом на побегах развиваются спороносные колоски)

  1. Где обитают и какое строение имеют хвощи?

(Растут на полях, лесах, около водоёмов, на участках с кислой почвой. Имеют длинное ветвящееся корневище, зимующее в почве. Весной развиваются бурые побеги со спороносными колосками, летние побеги зелёные с игольчатыми листьями)

  1. Где обитают и какое строение имеют папоротники?

(Распространены по всему земному шару. Большинство травянистые растения, реже древовидные формы. От подземного побега (корневища) развиваются сильно рассечённые листья – вайи. На них образуются спорангии)

  1. Каково значение хвощей, плаунов и папоротников?

  1. образование каменного угля (его используют как топливо и химическое сырьё для получения смолы пластмасс, парфюмерных изделий и др.)

  2. используются в медицине (споры плауна для изготовления детской присыпки, некоторые папоротники обладают антигельминтным действием)

  3. некоторые хвощи являются трудноистребимыми сорняками

  4. весенние побеги хвоща и молодые листья папоротника орляка употребляют в пищу




«Верю, не верю»

Цель: проверить умение учащихся применять свои знания в нестандартной ситуации.

«Письма незнакомцев»

Цель: дополнить знания учащихся.

На доску прикрепить фотографии, названных растений.


Цель: определить качество усвоения знаний о характерных особенностях водорослей и высших споровых растениях; выявить успешность формирования умений называть, характеризовать, сравнивать и объяснять.


На столах у учащихся сигнальные карточки 2-х цветов: красные и зелёные. Зелёную карточку поднимают в случае согласия с утверждением, красную – в случае несогласия.

    1. Одноклеточные зелёные водоросли могут обитать в солённой воде. (нет)

    2. Некоторые водоросли могут достигать длины более 70м (да, грушеносный макроцист (бурая водоросль) достигает длины 150-300м)

    3. Агар-агар используют не только в микробиологических лабораториях и пищевой промышленности, но и при производстве кинофотоплёнок. (да)

    4. Мхи очень живучие, даже при полном высыхание они не погибают, а просто «впадают в спячку». И стоил лишь пойти дождю, как мхи просыпаются. (да)

    5. В сфагнумовых болотах (торфяных) активно протекают процессы разложения (нет, так как в торфяной толще мало кислорода, сфагнум выделяет бактерицидные вещества)

    6. В Африке существуют папоротники девятиметровой высоты. (да, в долине реки Семелики накапливаются туманы и пары. Воздух и почва здесь наполнены тёплой влагой. От ветра долину защищает хребет Рувензори)

    7. в глухую июльскую ночь накануне праздника Иван-Купалы папоротник зацветает. (нет, папоротники размножаются спорами)



А вы знаете, что меня давно используют для питания на космических станциях. Я накапливаю от 8% до 88% белков, от4% до 85% жиров и от 5% до 37% углеводов. По содержанию белка мой урожай с 1га равен урожаю пшеницы с 25га и урожаю картофеля с 10га. (Хлорелла)

Я – потомок могучих и древних растений. Эх, если бы вернуть те тёплые и влажные деньки! Может быть, и я был бы высоким и сильным, а не служил бы по праздникам украшением для букетов. Листья у меня мелкие – это выросты стебля. Они хоть и красивые, но усложняют мне жизнь. С такими маленькими листочками очень тяжело готовить себе пищу. Поэтому я не смог развиваться дальше, у меня нет потомков. За это учёные и считают меня тупиковой ветвью эволюции. (Плаун)

Я – небольшое растение высотой около 20см. Люди то вредным сорняком меня обзовут, то назовут ценным лекарственным растением. Вся беда в том, что листочки мои недоразвиты. Поэтому готовить пищу у меня может только стебель. И я не смог развиваться дальше, не дал потомков. Главная моя новинка – корневище – находится под землёй, на нём есть клубеньки, которые содержат крахмал. Ещё в древности меня употребляли в пищу. Об этом говорят остатки сосудов, найденных при раскопках древних могил. Мои отваренные клубеньки по вкусу напоминают печёную картошку. (Хвощ)

А вы знаете, что я – широко распространился по всей планете. Моё корневище содержит до 46% крахмала. Поэтому их него делают клей, используют в пивоварении. С водой моё корневище хорошо мылится, поэтому в сёлах Франции его используют вместо мыла. Молодые стебли. Нераскрытые листки в некоторых странах, например, в Японии, используют в пищу как салат. Поэтому в Сибири меня заготовляют в больших количествах для экспорта. В мои листья хорошо заворачивать плоды и овощи. Часто так делают в Полесье. Пищевые продукты остаются свежими даже в летнюю жару. (Папоротник орляк обыкновенный)
Мы с вами повторили, какие особенности строения, жизнедеятельности имеются у водорослей, мхов, хвощей и папоротников, где обитают эти растения, и какое имеют значения в природе и жизни человека.

Но у нас осталось ещё одно важное задание. Правильно ответив на вопросы теста, вы расшифруете послание из Царства Растений







Правильно ответив на вопросы теста, вы расшифруете послание из Царства Растений

I вариант

1

2

3

2

4

5




2

6

7

10

8

6

9











































^ 1. Тело низших растений состоит:

д.) из слоевища

г.) из органов

2. К одноклеточным водорослям относятся:


п.) спирогира

о.) хламидомонада

ь.) цистозейра

^ 3. Мхи в отличие от водорослей имеют:

р.) стебель и листья

б.) ризоиды

4. В коробочке мхов развиваются:


т.) половые клетки

в.) семена

г.) споры

^ 5. Если на поле много хвоща полевого, то можно сделать вывод, что почва:

ф.) плодородная

а.) кислая

в.) сухая

6. Что такое слоевище?

ю.) тело разделённое на ткани и органы

т.) тело не разделённое на ткани и органы

^ 7. Чем вызвано разнообразие окраски тела водорослей?

к.) приспособление к фотосинтезу

б.) привлечение животных

ж.) особенности размножения

^ 8. Где расположены спорангии у папоротника?

ы) на нижней стороне листьев

д.) на корневище

9. Корневище – это:


б.) очень большой корень

а.) подземный видоизменённый побег

^ 10. Среда обитания низших споровых растений:

р.) водная

о.) наземная



Правильно ответив на вопросы теста, вы расшифруете послание из Царства Растений

II вариант

1

2

3

4




5

6

7

8

7

9

10

11


































н




^ 1. Тело высших растений состоит:

д.) из слоевища

п.) из органов

2. К многоклеточным водорослям относятся:


у.) улотрикс

о.) хламидомонада

ь.) плеврококк

^ 3. Мхи как и водоросли имеют:

п.) стебель и листья

т.) ризоиды

4. Сфагнум быстро всасывает и проводит воду благодаря:


т.) зелёным клеткам

ь.) мёртвым клеткам

^ 5. В каких органеллах водорослей содержится хлорофилл:

т.) ядро

а.) цитоплазма

с.) хроматофор

6. Что такое слоевище?


ы.) тело разделённое на ткани и органы

в.) тело не разделённое на ткани и органы

^ 7. Где образуются споры у мхов?

к.) на верхушках мужских растений

о.) в коробочках на женских растениях

8. Вайя – это


б) лист папоротника

в.) лист хвоща

а.) лист плауна

^ 9.Споры какого из названных растений применяют в медицине и металлургии?

б.) папоротника

д.) плауна

10. Среда обитания высших споровых растений:

р.) водная

е.) наземная




Подведение итогов урока

Проверить результативность выполнения теста.

Сообщить критерии оценок, выполненных заданий.

Сообщить оценки за урок.

Кратко сформулировать цели следующего урока.









Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны» icon Урок математики во 2 классе по теме «Метр»
Левчун Н. М. провела открытый урок математики во 2 классе по теме «Метр» с использованием групповых форм работы
Урок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны» icon Урок по теме «Our favourite food»
Урок английского языка проводится в 3-м классе. Это заключительный урок по теме «Our favourite food» (раздел 1-й по учебнику Английский...
Урок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны» icon Урок по теме «кислоты»
Урок по теме «кислоты» в 8 классе. Учитель химии первой квалификационной категории Савич Т. Н
Урок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны» icon Сценарий урока» Урок русского языка в 6 классе по теме «Комплексный анализ текста»
Урок русского языка в 6 классе по учебнику М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Повторение после изучения раздела «Словообразование...
Урок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны» icon Урок по теме: «Земля». Задачи урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «Земля»
Урок проводится в форме соревнования между командами. Команды формируются по жребию до начала урока. Количество команд зависит от...
Урок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны» icon Урок (технология + информатика) в 8-м классе по теме "Электротехника"
Интегрированный урок (технология + информатика) в 8-м классе по теме "Электротехника"
Урок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны» icon Урока «Известные люди» Пояснительная записка Урок по теме «Известные люди»
Урок по теме «Известные люди» разработан для проведения в 9 классе на основе учебно-методического комплекса под редакцией К. И. Кауфман,...
Урок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны» icon Урок по химии и биологии в 9 классе по теме: «Клетка- строение и химический состав»
Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе по теме: «Клетка- строение и химический состав»
Урок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны» icon Кукушкин лен, сфагнум, андреевый мох. По каким признакам эти и другие...
Кукушкин лен поселяется в местах, где много влаги, и вытесняет остальные зеленые мхи. Как можно объяснить такое явление?
Урок в 6 классе по теме: «Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны» icon Урок в 5 классе по теме графика. Алфавит
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №42
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница