Контрольно-обобщающий урок
в 6 классе
по теме: « Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны ».
(учитель биологии
Очередная Оксана
Витальевна )
Тема: Водоросли. Мхи. Папоротники, хвощи и плауны.
Цели и задачи: Обобщить и проконтролировать знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности низших и высших споровых растений.
Продолжить формирование умений работы с дидактическими карточками, таблицами и работы у доски.
Продолжить развивать у учащихся внимательность и аккуратность при выполнении заданий, продолжить развитие монологической речи.
Материалы и оборудование: таблицы: «Водоросли», «Папоротник щитовник мужской», «Одноклеточная зелёная водоросль хламидамонада», «Многоклеточная зелёная водоросль - улотрикс», «Хвощ, плаун», «Мох сфагнум», «Зелёный мох кукушкин лён»; дидактические карточки, сигнальные карточки (красные, зелёные), «письма незнакомцев», тестовые задания.
^ :
I. Организация класса.
Сообщение целей и задач урока.
^ |
Сегодня на уроке нам предстоит обобщить, дополнить и закрепить наши знания об особенностях строения жизнедеятельности значения водорослей, мхов, хвощей, плаунов и папоротников.
Сегодня мы совершим небольшую экскурсию по Царству Растения, но быть представителями этого Царства могут не все организмы. Выберете признаки представителей этого Царства, в их клетках есть:
ядро
нет ядра
целлюлозная оболочка
содержат в оболочке хитин
цитоплазма
вакуоли
они способны образовывать органические вещества из неорганических
Царство Растения:
1. п/ц Низшие 2. п/ц Высшие
- Какая наука изучает растения (ботаника) ?
- На какие две большие группы делятся растения (низшие и высшие)?
- Какие растения мы называем низшими (их тело называют слоевище или таллом, у них нет ни корней, ни стеблей, ни листьев, они не имеют сложного тканевого строения.)?
- Какие растения мы называем высшими (их тело расчленено на органы – листостебельные побеги и корни (иск. мхи), органы построены из различных тканей) ?
Карточки:
строение хламидомонады
строение спирогиры
мох кукушкин лён
хвощ
папоротник
бурая водоросль
торф
Какие из представленных на таблицах растений относятся к низшим? (водоросли)
Где обитают зелёные одноклеточные водоросли? Какое строение имеет хламидомонада?
Где обитает и какое строение имеет улотрикс?
Что такое ризоиды? Почему их нельзя назвать корнями? (Бесцветные нитевидные клетки, не проникают глубоко в почву, чтобы добывать из неё воду и минеральные соли.)
Строение бурых водорослей (Слоевища, разнообразные формы, желтовато-бурой окраски, к грунту прикрепляются ризоидами; представитель ламинария, встречается в водах Северного Ледовитого океана, цистозейра - в Красном море)
Где обитают и какое строение имеют красные водоросли? (в морях и океанах. Редко в пресных водоёмах. Размеры: от нескольких сантиметров до 1 метра. Окраска от ярко красной до голубовато зелёной. В клетках пигменты красные и синие. Наличие пигментов – это приспособление к фотосинтезу. Могут расти на глубине 100-200 м)
Какое значение имеют водоросли в природе?
обогащают кислородом атмосферу и гидросферу
являются пищей для водных животных
участвуют в самоочищении естественных и сточных вод
чрезмерное размножение приводит к зарастанию водоёмов.
Как человек использует водоросли?
в пищу
в качестве пищевых добавок животным
в качестве удобрений
как источник сырья в химической промышленности
в бумажной промышленности
в текстильной промышленности
Почему мхи называют высшими споровыми растениями, в чём их отличие от водорослей? (в отличие от водорослей мхи имеют стебель и листья, к почве прикрепляются ризоидами, размножаются спорами. У печёночных тело – слоевище.)
Я болотное растение,
Конопатят мною стены. ( О каком растении идёт речь? )
Где обитает и каково строение кукушкиного льна?
Меж клюквы и морошки –
Жилец лесных болот.
На кочке мох без ножки,
Куда ни глянь растёт.
Он снизу седоватый,
Повыше зеленей,
Нужна коль будет вата,
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны
Лечил в глуши лесной. ( мох сфагнум ) ( О каком растении идёт речь ? )
Где обитает и каковы особенности строения сфагнума?
Какое значение имеют мхи в природе и жизни человека?
1) образуют торф, который используется как удобрение и топливо; подстилка для скота
2) вызывают заболачивания, т.к. накапливают в листьях воду
3) используются в медицине, благодаря антибиотическим свойствам
4) используются в строительстве как утеплительный и изоляционный материал.
Где обитают и какие особенности строения плаунов?
(Преимущественно в сосновых лесах. Имеют длинный ползучий ветвящийся стебель, летом на побегах развиваются спороносные колоски)
Где обитают и какое строение имеют хвощи?
(Растут на полях, лесах, около водоёмов, на участках с кислой почвой. Имеют длинное ветвящееся корневище, зимующее в почве. Весной развиваются бурые побеги со спороносными колосками, летние побеги зелёные с игольчатыми листьями)
Где обитают и какое строение имеют папоротники?
(Распространены по всему земному шару. Большинство травянистые растения, реже древовидные формы. От подземного побега (корневища) развиваются сильно рассечённые листья – вайи. На них образуются спорангии)
Каково значение хвощей, плаунов и папоротников?
образование каменного угля (его используют как топливо и химическое сырьё для получения смолы пластмасс, парфюмерных изделий и др.)
используются в медицине (споры плауна для изготовления детской присыпки, некоторые папоротники обладают антигельминтным действием)
некоторые хвощи являются трудноистребимыми сорняками
весенние побеги хвоща и молодые листья папоротника орляка употребляют в пищу
|
«Верю, не верю»
Цель: проверить умение учащихся применять свои знания в нестандартной ситуации.
«Письма незнакомцев»
Цель: дополнить знания учащихся.
На доску прикрепить фотографии, названных растений.
Цель: определить качество усвоения знаний о характерных особенностях водорослей и высших споровых растениях; выявить успешность формирования умений называть, характеризовать, сравнивать и объяснять.
|
На столах у учащихся сигнальные карточки 2-х цветов: красные и зелёные. Зелёную карточку поднимают в случае согласия с утверждением, красную – в случае несогласия.
Одноклеточные зелёные водоросли могут обитать в солённой воде. (нет)
Некоторые водоросли могут достигать длины более 70м (да, грушеносный макроцист (бурая водоросль) достигает длины 150-300м)
Агар-агар используют не только в микробиологических лабораториях и пищевой промышленности, но и при производстве кинофотоплёнок. (да)
Мхи очень живучие, даже при полном высыхание они не погибают, а просто «впадают в спячку». И стоил лишь пойти дождю, как мхи просыпаются. (да)
В сфагнумовых болотах (торфяных) активно протекают процессы разложения (нет, так как в торфяной толще мало кислорода, сфагнум выделяет бактерицидные вещества)
В Африке существуют папоротники девятиметровой высоты. (да, в долине реки Семелики накапливаются туманы и пары. Воздух и почва здесь наполнены тёплой влагой. От ветра долину защищает хребет Рувензори)
в глухую июльскую ночь накануне праздника Иван-Купалы папоротник зацветает. (нет, папоротники размножаются спорами)
А вы знаете, что меня давно используют для питания на космических станциях. Я накапливаю от 8% до 88% белков, от4% до 85% жиров и от 5% до 37% углеводов. По содержанию белка мой урожай с 1га равен урожаю пшеницы с 25га и урожаю картофеля с 10га. (Хлорелла)
Я – потомок могучих и древних растений. Эх, если бы вернуть те тёплые и влажные деньки! Может быть, и я был бы высоким и сильным, а не служил бы по праздникам украшением для букетов. Листья у меня мелкие – это выросты стебля. Они хоть и красивые, но усложняют мне жизнь. С такими маленькими листочками очень тяжело готовить себе пищу. Поэтому я не смог развиваться дальше, у меня нет потомков. За это учёные и считают меня тупиковой ветвью эволюции. (Плаун)
Я – небольшое растение высотой около 20см. Люди то вредным сорняком меня обзовут, то назовут ценным лекарственным растением. Вся беда в том, что листочки мои недоразвиты. Поэтому готовить пищу у меня может только стебель. И я не смог развиваться дальше, не дал потомков. Главная моя новинка – корневище – находится под землёй, на нём есть клубеньки, которые содержат крахмал. Ещё в древности меня употребляли в пищу. Об этом говорят остатки сосудов, найденных при раскопках древних могил. Мои отваренные клубеньки по вкусу напоминают печёную картошку. (Хвощ)
А вы знаете, что я – широко распространился по всей планете. Моё корневище содержит до 46% крахмала. Поэтому их него делают клей, используют в пивоварении. С водой моё корневище хорошо мылится, поэтому в сёлах Франции его используют вместо мыла. Молодые стебли. Нераскрытые листки в некоторых странах, например, в Японии, используют в пищу как салат. Поэтому в Сибири меня заготовляют в больших количествах для экспорта. В мои листья хорошо заворачивать плоды и овощи. Часто так делают в Полесье. Пищевые продукты остаются свежими даже в летнюю жару. (Папоротник орляк обыкновенный)
Мы с вами повторили, какие особенности строения, жизнедеятельности имеются у водорослей, мхов, хвощей и папоротников, где обитают эти растения, и какое имеют значения в природе и жизни человека.
Но у нас осталось ещё одно важное задание. Правильно ответив на вопросы теста, вы расшифруете послание из Царства Растений
|
|
Правильно ответив на вопросы теста, вы расшифруете послание из Царства Растений
I вариант
1
|
2
|
3
|
2
|
4
|
5
|
|
2
|
6
|
7
|
10
|
8
|
6
|
9
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^
п.) спирогира
о.) хламидомонада
ь.) цистозейра
^
т.) половые клетки
в.) семена
г.) споры
^
ф.) плодородная
а.) кислая
в.) сухая
6. Что такое слоевище?
ю.) тело разделённое на ткани и органы
т.) тело не разделённое на ткани и органы
^
к.) приспособление к фотосинтезу
б.) привлечение животных
ж.) особенности размножения
^
б.) очень большой корень
а.) подземный видоизменённый побег
^
р.) водная
о.) наземная
Правильно ответив на вопросы теста, вы расшифруете послание из Царства Растений
II вариант
-
-
-
-
1
|
2
|
3
|
4
|
|
5
|
6
|
7
|
8
|
7
|
9
|
10
|
11
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н
|
^
у.) улотрикс
о.) хламидомонада
ь.) плеврококк
^
т.) зелёным клеткам
ь.) мёртвым клеткам
^
ы.) тело разделённое на ткани и органы
в.) тело не разделённое на ткани и органы
^
б) лист папоротника
в.) лист хвоща
а.) лист плауна
^
б.) папоротника
д.) плауна
10. Среда обитания высших споровых растений:
р.) водная
е.) наземная
Подведение итогов урока
|
Проверить результативность выполнения теста.
Сообщить критерии оценок, выполненных заданий.
Сообщить оценки за урок.
Кратко сформулировать цели следующего урока.
|
|
|
|