Урок №42 «Питание и пищеварение»




Скачать 245.28 Kb.
Название Урок №42 «Питание и пищеварение»
страница 1/3
Дата публикации 18.08.2016
Размер 245.28 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Биология > Урок
  1   2   3
УРОК № 42 «Питание и пищеварение»
Задачи:

1. Раскрыть значение пищеварения, пластическую и энергетическую функцию пищи.

2. Дать представление об органах пищеварения и их эволюции.
I. Проверка знаний.

1. Профилактика болезней верхних дыхательных путей и лёгких.

2. Первая помощь утопающему, перенесшему электротравму и поражение молнией.

3. Клиническая и биологическая смерть. Доврачебная помощь человеку, находящемуся в состоянии клинической смерти.

II. Новый материал


Питание - процесс поступления в организм питательных веществ.

Пищеварение - процесс, в ходе которого пища, поступающая в организм, подвергается химическому и физическому изменению и всасывается в кровь или лимфу.


Пища

Распад до

В клетке

Белки

Аминокислоты

Белки человека

Жиры

Глицерин + жирные кислоты

Жиры человека

Углеводы

Глюкоза

Углеводы человека


За свою жизнь человек в среднем съедает 10 тыс. яиц, 5 тыс. буханок хлеба, 100 мешков картофеля, 3 быков, 2 баранов, случайно 70 насекомых. Женщины - около 4 кг. губной помады.
^ Пищеварительная система - совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных желез.


=

+

+

+



Слюнные железы

Ротовая полость

Глотка

Пищевод

Желудок

Печень

Желчный пузырь

Поджелудочная железа

Тонкая кишка

Толстая кишка

Аппендикс

Прямая кишка

Анус
Функции пищеварительной системы:

  1. моторная (механическая)

  • измельчение пищи

  • продвижение пищи по пищеварительному тракту

  • выделение

  1. секреторная (химическая)

  • выработка ферментов, пищеварительных соков, слюны, желчи

  1. всасывающая

- всасывание белков, жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей, воды

^

III. Закрепление


Ответить на вопросы учебника на стр.160-161.
IV. Д/з *30

Вопр. 3! стр. 161

Значение кулинарной обработки пищи? (у)

Потребности организма в энергии, пластическом материале и веществах, необходимых для обновления молекул, роста и развития, удовлетворяются пищеварительной системой. Пищеварение является начальным этапом обмена веществ. Значение пищеварения состоит в том, что в результате этого процесса генетически чужеродные для организма молекулы белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот, входящих в пищу, расщепляются в пищеварительном тракте до простых, более мелких молекул, которые могут быть усвоены клетками. Этот процесс, происходящий в пищеварительном тракте, называется  пищеварением.

 Пищеварение   - это сложный физиологический процесс, заключающийся в механической и химической обработке пищи, всасывании питательных веществ, выделении не переварившихся остатков пищи. В соответствии с этим пищеварительная система выполняет  четыре основные функции:   секреторную, моторную, всасывательную   и выделительную. Секреторная функция заключается в выработке пищеварительных соков железистыми клетками, входящими в состав пищеварительных желез. Моторная функция обеспечивается сокращениями мышц, входящих в состав стенок пищеварительного тракта и заключается в механическом измельчении пищи, ее перемешивании и продвижении по пищеварительному тракту. Всасывательная функция - это поступление продуктов ферментативного расщепления (питательных веществ) в кровь и лимфу через стенку отделов пищеварительной системы. Выделительная функция - это выведение из пищеварительного тракта не переварившихся и не усвоенных веществ, а также некоторых продуктов обмена.

Пищеварительные соки обеспечивают увлажнение, разжижение пищи, создают определенную среду (рН) и содержат воду, слизь, пищеварительные ферменты, некоторые биологически активные вещества, минеральные соли и др. вещества. По действием пищеварительных ферментов сложные полимерные молекулы пищевых веществ расщепляются до более простых, которые могут всасываться в кровь и лимфу и усваиваться клетками.

 

^ Пищеварительные ферменты и их действие  

Группа пищеварительных ферментов

На какие вещества пищи действуют

До каких конечных веществ расщепляют

Куда поступают продукты расщепления

Амилазы (амилолитические ферменты)

Углеводы

Глюкоза и другие моносахара

В кровь

Протеазы (протеолитические ферменты)

Белки

Олигопептиды

и аминокислоты

В кровь

Липазы (липолитические ферменты)

Жиры

Глицерин и жирные кислоты

В лимфу

Нуклеазы (нуклеолитические ферменты)

Нуклеиновые кислоты

Нуклеотиды

В кровь

 В зависимости от характера пищи строение пищеварительной систему животных имеет определенные особенности. Растительная пища по своему химическому составу более далека от химического состава тела животного, поэтому требует более тщательной

обработки, чем пища животная. У растительноядных животных значительна длина кишечника, причем сильного развития достигает толстая кишка, которая у некоторых животных (например, у лошади) образует добавочные слепые отростки, где происходит дополнительное переваривание пищи (брожение за счет деятельности симбиотической микрофлоры). У некоторых травоядных желудок имеет несколько камер (например, коровы имеют четырехкамерный желудок). У плотоядных животных длина кишечника намного короче, толстая кишка развита слабее, желудок всегда однокамерный. Полифаги занимают по строению пищеварительного тракта как бы промежуточное положение между растительноядными и плотоядными. К их числу относится человек.

Пищеварительная система человека состоит из следующих отделов:

  1. ротовая полость

  2. глотка

  3. пищевод

  4. желудок

  5. тонкий кишечник

  6. толстый кишечник

С пищеварительным трактом протоками связаны большие пищеварительные железы: слюнные, печень и поджелудочная железа. Длина пищеварительного тракта человека составляет 8 - 10 метров.
^ УРОК № 43«Пищеварение в ротовой полости»

Лабораторная работа «Строение зубов»

Цели урока:
- познакомить учащихся со строением и особенностью пищеварения в ротовой полости, продолжить формирование умений приобретать знания из дополнительных источников информации (видео, демонстрационный опыт, дидактические пособия).
- развивать умение слушать, наблюдать, сопоставлять, делать выводы; включать каждого ученика в активную познавательную самостоятельную деятельность; формировать оценочные умения и самоанализ своей деятельности.
- воспитание культуры здоровья, положительной мотивации к учебно-познавательной деятельности.
^ I. Проверка знаний.

1. Профилактика болезней верхних дыхательных путей и лёгких.

2. Первая помощь утопающему, перенесшему электротравму и поражение молнией.

3. Клиническая и биологическая смерть. Доврачебная помощь человеку, находящемуся в состоянии клинической смерти.
II. Новый материал^ Пищеварение в полости рта. Строение ротовой полости. Слюнные железы, их строение. Роль слюн�

В полости рта происходит измельчение пищи, смачивание ее слюной, частичное расщепление углеводов и формирование пищевого комка.

Строение ротовой полости (рис.2).

На передней стенке ротовой полости находится ротовое отверстие, образованное губами. Губы состоят, в основном, из круговой мышцы рта, покрытой снаружи кожей, а изнутри слизистой оболочкой. Верхняя стенка ротовой полости образована мягким и твердым небом. Твердым небом называется костное образование, покрытое слизистой оболочкой. Твердое небо отделяет носовую полость от ротовой, представляя для первой дно, а для второй крышу. Мягкое небо состоит из покрытых слизистой оболочкой мышц. Это мышцы натягивающие, поднимающие мягкое небо и непарная мышца - язычок. При сокращении этих мышц во время глотания мягкое небо поднимается и герметично отделяет носоглотку от остальной части глотки. Нижнюю стенку ротовой полости называют дном или диафрагмой рта. Она образована мышцами, которые начинаются на нижнем крае нижней челюсти с внутренней ее стороны и заканчиваются на подъязычной кости. Боковые стенки ротовой полости составляют щеки, образованные щечными мускулами, покрытые снаружи кожей, а изнутри слизистой оболочкой. На задней стенке ротовой полости находится выходное отверстие - зев, ограниченный сверху мягким небом, снизу корнем языка и с боков небными дужками. Небные дужки представляют собой небно-язычные мышцы, идущие от мягкого неба к языку и выстланные слизистой оболочкой. При сокращении этих мышц зев суживается, закрывается опускающимся мягким небом и отодвигающимся кзади корнем языка. При противоположных движениях зев открывается.

В ротовой полости находятся зубы, расположенные за ротовым отверстием и отделенные от него пространством - преддверьем рта. Они укреплены в ячейках зубных отростков челюстей. Участки слизистой оболочки покрывающей отростки, называются деснами. Также в полости рта находится язык - мышечный орган, покрытый слизистой оболочкой.

Слюнные железы, их строение.

В полость рта открываются и выделяют секрет слюнные железы. Они делятся на две группы: мелкие железы, которые заложены в толще слизистой оболочки полости рта и по своему расположению называются небными, щечными, губными, язычными и зубными; крупные железы, которые расположены за пределами слизистой оболочки.

Из них самая крупная - околоушная железа находится в зачелюстной ямке. Своей верхней частью она примыкает к наружному слуховому проходу, передней частью лежит на жевательной мышце, а нижней достигает угла нижней челюсти. Ее выводной проток проникает через щечную мышцу в преддверье рта и открывается на уровне верхнего второго большого коренного зуба.

Подчелюстная железа лежит в подчелюстной ямке под диафрагмой рта. Выводной проток открывается под языком на подъязычном сосочке.

Подъязычная железа лежит под языком на диафрагме рта. Ее выводной проток соединяется с протоком подчелюстной железы и вместе с ним открывается на подъязычном сосочке.

По своему строению все три пары крупных слюнных желез являются сложными альвеолярно-трубчатыми железами.

При помощи слюны пищевой комок увлажняется, становится скользким и легко проходит по глотке и пищеводу. А также благодаря ферментам слюны в ротовой полости начинается расщепление углеводов.

Состав и свойства слюны. Регуляция слюноотделения

Слюна представляет собой вязкую, бесцветную жидкость. Она на 95-99% состоит из воды и на 1-1,5% - из органических и неорганических веществ. К органическим веществам относятся: белок муцин, некоторое количество глобулинов аминокислот, мочевина и др. Неорганических веществ (солей калия кальция) в 2-3 раза меньше, чем органических. Реакция слюны - слабощелочная. В слюне содержатся два фермента, амилаза и мальтаза, вызывающие гидролитическое расщепление углеводов до глюкозы и нет ферментов расщепляющих белки и жиры. У человека в сутки отделяется около 1000-1200 мл слюны, но ее количество и состав колеблются в зависимости от рода пищи.

Секреция слюнных желез наступает через несколько секунд после попадания пищи в рот. Установлено, что слюноотделение является рефлекторным актом. Пища при попадании в ротовую полость возбуждает ее рецепторы, импульсы распространяются по чувствительным нервным волокнам до центра слюноотделения в продолговатом мозге, а затем по парасимпатическим нервам, доходят до клеток слюнных желез и возбуждают их секреторную деятельность. Этот процесс представляет собой безусловнорефлекторный механизм отделения слюны. Однако вид и запах пищи, обстановка и другие раздражители, совпадающие по времени с приемом пищи, также вызывают слюноотделение. Происходит это потому, что при длительном сочетании действия данные раздражения вызывают условно-рефлекторное отделение слюны.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок №42 «Питание и пищеварение» icon Тема: Органы пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. Цель урока
«питательные вещества», раскрыть функции питательных веществ, пищеварительной системы, строение органов пищеварения, изучить процессы...
Урок №42 «Питание и пищеварение» icon Здоровое питание
Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению...
Урок №42 «Питание и пищеварение» icon Здоровое питание наш путь к красоте, здоровью и долголетию
Здоровое питание – один из важнейших компонентов красоты и здоровья. Правильное питание поможет не только оставаться в прекрасной...
Урок №42 «Питание и пищеварение» icon Урок по биологии в 6 классе: «Дыхание растений»
Применение опорных понятий: Минеральные вещества, органические вещества, фотосинтез, питание, устьица, хлоропласты
Урок №42 «Питание и пищеварение» icon Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования"
Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала)
Урок №42 «Питание и пищеварение» icon Нарушают пищеварение и вызывают скопления газов в кишечнике
Она должна помнить, что некоторые продукты увеличивают лактацию, некоторые уменьшают, а есть и такие, которые вызывают вздутие живота,...
Урок №42 «Питание и пищеварение» icon Что говорит эволюция: идеальное питание

Урок №42 «Питание и пищеварение» icon Курс орксэ, модуль «основы православной культуры». Содержание (4...
Подразумевается, что учитель сам составит урок по этой теме, используя учебник, иллюстрации. Можно добавить цитаты о Родине, о России,...
Урок №42 «Питание и пищеварение» icon Урок по теме «Our favourite food»
Урок английского языка проводится в 3-м классе. Это заключительный урок по теме «Our favourite food» (раздел 1-й по учебнику Английский...
Урок №42 «Питание и пищеварение» icon Тема урок
Урок И. А. Куприн. Жизнь, творчество. Повесть "Олеся". Воплощение идеала писателя
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница