Скачать 72.64 Kb.
|
Тема : «Онтогенез. Эмбриональный период» Цель: сформировать знания об «онтогенезе», основных стадиях эмбрионального периода развития живых организмов. Создать условия для развития воображения, речи, внимания, логического мышления. Воспитывать коммуникативные качества и формировать знания о здоровом образе жизни. Урок открытия нового знания. Оборудование: таблицы «Мейоз и митоз», «Органы человека», плакат «Эмбриогенез», сообщение «Дневник неродившегося ребенка», оценочные листы. Ход урока I Организация (приветствие, включение учащихся в учебную деятельность). II Актуализация знаний учащихся 1.Работа с терминами : размножение, виды размножения, гамета, гаметогенез, мейоз, митоз, оплодотворение, зигота. (записаны на доске). 2.Индивидуальная работа с тестами (Приложение 1). III Постановка темы и цели урока Ребята с чего начинается развитие организма? (с зиготы) и чем заканчивается? (гибелью, смертью). Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать на уроке? (развитие организма). А цель нашего урока получить знания об индивидуальном развитии организма во время эмбрионального развития. Предполагаемые ответы учащихся записаны в скобках. Записываем тему урока «Онтогенез. Эмбриональный период» IV Изучение нового материала 1.Записываем в тетради определение понятия «Онтогенез» Онтогенез- процесс индивидуального развития организма от момента ее образования и до конца жизни (Геккель). 2. Составляем схему «Периоды онтогенеза» 3. Для изучения развития организма на ранних стадиях предлагаю разделиться на группы и выполнить задания (Приложение 2). V Проверка выполнения работы Проверка выполнения заданий, выполненных в группах. Отработка основных понятий урока ( онтогенез, периоды онтогенеза, зигота, дробление, гаструла, нейрула). Сходным образом идет развитие зародыша человека. На протяжении всего времени внутриутробного развития плод связан с организмом матери. Учащиеся по очереди зачитывают «Дневник неродившегося ребенка»(Приложение 3). Проводится беседа о факторах, влияющих на развитие эмбриона, формируются основы здорового образа жизни. VI Закрепление 1.Тестирование (Приложение 4) и самопроверка 2.Работа с оценочными листами (Приложение 5) 3. Работа с таблицей «Органы человека» VII Итог урока 1.Дамашнее задание параграф 3.4 2.Выставление оценок 3. Учащиеся делают выводы по уроку Приложение 1 Установите соответствие и запишите ответы в таблицу
Установите соответствие и запишите ответы в таблицу
Приложение 2 Задание1. При помощи стрелок покажите соответствие этапов эмбриогенеза (первый столбик) процессам, происходящим на этих этапах (второй столбик). Дробление Закладка осевого комплекса зародыша (нервной трубки, хорды, пищеварительной трубки) Зигота Многоклеточный однослойный шарообразный зародыш с бластоцелью Нейруляция Оплодотворенная яйцеклетка Формирование бластулы Дальнейшая специализация клеток, формирование и развитие различных тканей и органов Органогенез Многократное деление зиготы путем митоза, без процесса роста бластомеров Гаструляция Формирование 2-х или 3-х слойного зародыша – гаструлы. Задание 2. Какова правильная последовательность этапов эмбрионального развития позвоночного животного? А) дробление Б) образование зиготы В) образование бластулы Г) формирование нервной пластинки Д) формирование гаструлы Е) закладка органов Изучите каждый этап эмбрионального развития организмов. Задание 3. Дописать предложения.
Месяц после зачатия: «Мама с папой сегодня поссорились. Они кричали, что я им не нужен. Не буду я у них рождаться! Не люблю я их! А родители моего друга никогда не ссорятся и все время с ним разговаривают…» ^ «Сегодня у меня праздник: два месяца я существую. Я могу ощущать, чувствовать. Я – человек. Но к сожалению, праздную не я один, мама – тоже. Она уже выкурила 5 сигарет и выпила стакан вина. От этого мне тяжело, слабый я какой-то, голова болит и тошнит. А у моего друга ровесника мама сегодня ела витамины и пила молоко. Он такой веселый и большой уже! ^ «Мой друг уже такой большой, а я совсем не подрос. Мама курит и курит, а мне все хуже. А мама моего друга сегодня гуляла целый день на свежем воздухе. Я даже не знаю что такое воздух. Вот рожусь и убегу от нее гулять. И вообще я устал». ^ «…А сегодня был опять праздник, и мама ела что-то соленое. Я уже не говорю, что оно было жаренным и ужасно острым. И запивала мама все это не молоком, а пивом. У меня теперь в горле першит, и живот болит. Я обиделся и маму ножкой стукнул. А мама моего друга режим соблюдает, зарядку делает и кушает фрукты, овощи и молочные продукты. И он все растет и растет, а я еще такой, каким был мой друг, когда ему и трех месяцев не было». ^ «Вчера у нас были гости. Мама выпила немного вина. И сегодня с утра у нее болит голова. Поэтому она съела какую-то таблетку и уже выпила несколько чашек кофе. Неужели она не знает, что этого нельзя делать». ^ «Хотя мне сегодня уже семь месяцев, выгляжу шестимесячным. Я хочу быть большим и сильным. А моя мама поссорилась с мамой моего друга, потому что та говорила, что в баню маме теперь ходить нельзя, а она все равно пошла. Мне сначала было хорошо и тепло, а потом плохо и тесно стало – и маму куда-то повезли… Вдруг я увидел свет и закричал. Меня опутали какими-то проволоками и трубочками и куда-то отнесли… P.S. – главный дяденька в белом халате сказал: «Какой он маленький, хиленький, да и пальчиков у него шесть»… Мой друг родился через два месяца – здоровый и веселый. В медицинской карте ребенка следующая запись: «мальчик, вес при рождении -2300 граммов, рост – 45 см, имеются признаки незрелости, ребенок неактивен. Диагноз: недоношенность первой степени, врожденный порок сердца». Кода родился друг этого малыша, о котором он упоминал в своем дневнике, то в его медицинской карте была следующая запись: «мальчик, вес при рождении – 3500 граммов, рост – 50 сантиметров. Ребенок активен. Со стороны внутренних органов патологий нет. Диагноз: здоровый новорожденный». Приложение 4 ^ А) продолжается от выхода из яйцевых оболочек или рождения до смерти Б) начинается с момента образования зиготы и продолжается до рождения или выхода из яйцевых оболочек. ^ А) процесс индивидуального развития организма Б) процесс формирования органов и тканей В) процесс слияния половых клеток ^ А) трехслойный зародыш Б) двухслойный зародыш В) однослойный зародыш 4. Определите правильную последовательность развития зародыша. А) бластомеры – бластула – гаструла Б) гаструла – бластула – бластомеры В) бластомеры – гаструла – бластула. ^ А) зигота Б) нейрула В) бластула 7. Гаструляция… А) начальная стадия в развитии зародыша Б) быстрые митотические деления зиготы В) образование двухслойного многоклеточного зародыша Приложение 5 Индивидуальный оценочный лист ____________________________ Урок по теме «Онтогенез. Эмбриональный период»
Критерии оценивания. «5»- выполнил все правильно. «4» »- выполнил все. Но иногда ошибался. «3»-часто ошибался, выполнил половину заданий. «2»- ничего не смог выполнить. |
![]() |
Егэ биология задачи С5 митоз, мейоз При решении задач на определение числа хромосом и числа молекул ДНК нужно помнить |
![]() |
Открытый урок в рамках районного семинара учителей биологии урок биологии Оборудование: таблицы с изображением флоры и фауны различных эр и периодов; книги о развитии жизни на Земле; коллекции ископаемых... |
![]() |
Урок литературы «Философия любви в рассказах И. А. Бунина»(9 класс) Оборудование: презентационное оборудование, презентация к уроку (портрет писателя, иллюстрации к рассказам, стихи, аудиозаписи и... |
![]() |
Учебники Карты, атласы, таблицы Оборудование спортивного зала, мастерских для мальчиков и девочек, лабораторий по физике, химии, биологии, географии |
![]() |
Урок по биологии в 10-м классе "Экологические законы природопользования" Тип урока: комбинированный (урок презентации знаний, урок введения нового материала) |
![]() |
Урок в 7 «А» классе Тема урока: «Австралия-история открытия, рельеф и полезные ископаемые.» Австралии. Отработать умение давать характеристику гп материка по плану; познакомить с историей открытия материка; продолжить формирования... |
![]() |
Урок по теме «австралия. Географическое положение. История открытия... Открытый урок по теме «австралия. Географическое положение. История открытия материка. Рельеф и полезные ископаемые» |
![]() |
Презентация урока по теме «Белки» Оборудование: компьютер, таблицы: «Строение белковой молекулы», «Функции белков», реактивы: раствор белка куриного яйца, растворы... |
![]() |
Урок информатики по теме "Основы логики, таблицы истинности" Научить находить значение логических выражений посредством построения таблиц истинности |
![]() |
Урок №1 Южной Америки, величине территории в сравнении с другими материками и особенностями береговой линии, проследить историю открытия... |