Что это такое?




Скачать 140.43 Kb.
Название Что это такое?
Дата публикации 20.08.2016
Размер 140.43 Kb.
Тип Вопрос
edushk.ru > Биология > Вопрос
Власова Е.В.

к.ф.н.

Социальное тело
Что это такое? И может ли вообще наше тело, которое испокон веков считалось чисто биологическим объектом, быть социальным?

Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, что существует социальная мимика, социальные позы, социальные телодвижения и даже социальные запахи?

Попробуем разобраться с этими вопросами. Эзотерическая традиция наряду с физическим (биологическим) телом выделяет еще ряд тел (или оболочек тела):

  1. Эфирное тело (физическая оболочка)

  2. Эмоциональное тело

  3. Ментальное тело (интеллектуальная или логическая оболочка поля тела)

  4. Астральное тело (астральная оболочка)


На наш взгляд, при таком подходе происходит неправомерное овеществление функций тела и придание им самостоятельного онтологического статуса. На самом деле, это не отдельные объекты (пусть даже взаимосвязанные), а качества одного и того же биологического тела: его способность эмоционально реагировать, мыслить (если это тело живого человека, живущего в обществе), мечтать, фантазировать, предвидеть, создавать новое и т.д.

С этой точки зрения, тело человека, живущего в обществе, всегда социально. И когда мы говорим о социальном теле, мы фактически говорим о нашем единственном биологическом (физическом) теле, но рассматриваем его в его социальной функции (качестве).

Итак, человек со своим единственным телом пребывает в определенном обществе, в определенный исторический период, в определенной культурной среде. Какой отпечаток все это откладывает на теле?

^

Социальный стигматизм



Стигмы – это раны, появляющиеся на теле некоторых фанатично верующих людей в тех же местах, где они были у Христа. Первую попытку объяснить сущность стигматизации сделала Бельгийская медицинская академия в 1874-1875г, избрав объектом исследования Луизу Лато, у которой с 1868 года каждую пятницу появлялись кровотечения на голени, кистях, лбу. Комиссия академии пришла к выводу, что кровотечение было связано с нервно-психическим заболеванием Лато. Механизм стигматизации связан с повышенным самовнушением, а также с психической гиперстезией – повышенной кожной чувствительностью, которая иногда сопровождает истерию. Сегодня уже ни для кого не секрет, что душевные потрясения могут вызвать не только стигмы, но и поседение волос, учащение или замедление сердцебиения, покраснение или побледнение кожи, а также множество других изменений в нашем теле, вплоть до развития болезней, которые имеют психосоматическую природу. Изучением и коррекцией этих состояний занимается ныне особая область медицины – психосоматика. И если раньше таких болезней насчитывали всего семь, то теперь их несколько сотен. Сам по себе факт физических изменений в теле под влиянием психических переживаний подтверждает социально-психическую природу многих телесных недугов, а, стало быть, и необходимость лечить их, учитывая истинные – именно социальные и психологические причины. Но это еще не все.

Во второй половине XX века психологи заговорили о так называемом «социальном стигматизме». Стигмы – это черты, которые «маркируют» человека как «отклоняющегося, ущербного, ограниченного, дефектного и, в общем, нежелательного» (Jones, Farina, Hastorf, Markus, Miller, Scott and French, 1984). Понятие стигмы стало применяться к тем ситуациям, в которых наблюдается проявление предубеждений (например, раса, религиозные убеждения, пол, возраст, сексуальная ориентация) и к любым физическим, поведенческим или психологическим маркерам, выявляющим негативные оценки со стороны общества. Эрвин Гоффман (1963) выделил три вида стигмы:

  1. «отвратительное тело» (физическое уродство, избыточный вес и т.д.)

  2. «недостатки личного характера» (пьянство, умственная отсталость)

  3. «родовые стигмы расы, пола, национальности и религии».


Стигмы бывают видимыми (избыточный вес, пол, угри…) и невидимыми (жертвы сексуального насилия); контролируемыми (отсутствие места жительства, злоупотребление алкоголем или наркотиками) и неконтролируемыми (необратимыми), например, раса, пол или тяжелое увечье; истинными или воображаемыми [Тодд Нельсон. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения. СПб., М., 2003, с. 194-231].

На наш взгляд, необходимо было бы дополнить эту классификацию понятиями негативная стигма и позитивная стигма. А в связи с этим признать, что социальная стигма – это черта или признак, выражающий не только негативную социальную идентичность, но также и позитивную, т.е. посмотреть на понятие «социальная стигма» более широко, что на наш взгляд – более правильно.

Нам представляется, что стигмой справедливо будет назвать любую метку на теле или в телесности, если она выделяет своего обладателя. С этой точки зрения татуировки, шрамирование, пирсинг, одежда (или ее отсутствие), то, как мы ее носим, макияж, прическа, украшения и прочее – все это может быть стигмами (метками), чтобы выделиться, продемонстрировать свою принадлежность к определенной социальной группе или свою яркую неповторимую индивидуальность.

С этой точки зрения любопытно разобраться с тем, что собой представляет харизма. Разумеется, это не нимб над головой и не третья нога, а те качества человека, которые позволяют ему быть ярче и убедительнее других: умение держаться, говорить, выглядеть, убеждать, увлекать, заряжать своей энергией и идеями, вести за собой; умение быть лидером. То есть, совершенно очевидно, что харизматичность – это вариант социального стигматизма, выделяющего своего обладателя среди прочих людей.

^

Социальная регламентация тела и телесности



Живя в обществе, мы испытываем на себе влияние его норм и идеалов, мы не можем игнорировать требования той социальной группы, к которой принадлежим, и это, безусловно, сказывается на нашем теле и поведении.

В современном европейском обществе существуют социально одобряемые стандарты тела, и на достижение этих стандартов направлена индустрия красоты, пластической хирургии, бодибилдинга и фитнеса, оздоровительные системы. Все эти социальные средства призваны запихнуть всех женщин, независимо от природных антропометрических данных и возраста в прокрустово ложе «90*60*90» или хотя бы приблизить их к этому нормативу.

СМИ усиленно пропагандируют имидж успешного человека, давая установку на угодные обществу образцы не только таким публичным людям как артисты и политики, но и всем желающим «подороже продаться» и демонстрировать престиж и преуспевание. Имиджмейкеры не сидят без работы. Коррекции подлежит все: мимика, жесты, походка, позы, манера говорить и т.д. Разве можно считать естественным явлением то, что принято называть «голливудской улыбкой». Правила хорошего тона предписывают англичанам сохранять «хорошую мину при плохой игре», а японцам не проявлять открыто свои эмоции. Это вполне справедливо назвать «социальной мимикой», также как различные ритуалы, например, чайную церемонию или соблюдение правил этикета – социально-обусловленными телодвижениями. К последним относятся также танцы, физические упражнения, пантомима, массаж и пр. Поведение «настоящих леди», которое воспитывается в британских школах «хороших манер», тоже относится к социально-организованной, а не спонтанной телесности. Там барышень обучают «правильно» входить и выходить из комнаты, «правильно» садиться в автомобиль и выходить из него, «правильно» сидеть и т.д. Иногда телесность формируют в угоду профессиональным требованиям: специфически должны уметь двигаться и держать себя официанты, крупье, манекенщицы…

Социальными могут быть не только телодвижения, но и позы. Позы и действия участников политических встреч и дипломатических переговоров обусловлены специальными протоколами. Особые позы есть у военных (например, построение и приветствие) и у спортсменов (награждение победителей, жесты судей). Благородных девиц и дам всегда отличала отменная осанка.

Общество во все времена не только пропагандировало угодные ему образцы тела и телесного поведения, но и налагало запрет на оголение тех или иных частей тела, навязывало представление о «правильной» и «неправильной» еде, «хороших» и «плохих» телесных практиках и контактах. Особенно в этом преуспела религия, начиная с родоплеменных верований и заканчивая предписаниями мировых религий.

Пуритане считали возможным открывать только лицо и кисти рук. Ортодоксальное мусульманство, как известно, пошло в этом еще дальше: оно предписывает женщинам скрывать не только тело и руки, но и большую часть лица. Во многих религиях приветствуются аскетические практики, начиная с воздержания в еде и сексе (пост) и заканчивая самоистязанием плоти (ношение вериг, власяниц, самобичевание и оскопление).

Медицинские и педагогические практики также внесли свою лепту в «социальную дрессировку» тела. Насколько чудовищна бывала эта регламентация, можно прочитать у Мишеля Фуко («История безумия в классическую эпоху» С.-П., 1997; «Ненормальные» С.-П., 2005) и у Ллойда де Моза («Психоистория» Ростов-на-Дону, 2000). Последний, например, пишет о том, что пеленание детей практиковалось во многих странах иногда вплоть до двух лет. Когда ребенок выходил из пеленочного возраста, к нему применяли другие способы ограничения подвижности, в каждой стране и для каждой эпохи свои. Иногда детей привязывали к стульям, чтобы они не могли ползать. И для мальчиков, и для девочек часто делали корсеты из китового уса, дерева или железа. На время занятий детей иногда привязывали к спинодержателю, а ноги ставили на подпорку. Для «улучшения осанки» служили и железные ошейники, и другие приспособления. Пример такого устройства описывает Фрэнсис Кембл: «Страшная пыточная машина, разновидность спинодержателя, сделанная из стали и покрытая красным сафьяном, представляла собой плоскую доску, которая помещалась за моей спиной и привязывалась к талии ремнем, а вверху закреплялась двумя эполетами на плечах. Посреди доски торчал стальной стержень или шип со стальным воротничком, который опоясывал шею и застегивался сзади» [Цит. по Ллойд де Моза «Психоистория» Ростов-на-Дону, 2000, с. 62-63]. До сих пор в некоторых вполне цивилизованных европейских странах сохранился обычай плохо одевать ребенка в целях «закалки». До восемнадцатого века клизма считалась важнее горшка. До этого же времени повсеместно применяли телесные наказания детей. Причем били детей жестоко и регулярно. Это настолько было в порядке вещей, что даже гуманисты и педагоги, славившиеся своей добротой и мягкостью (Петрарка, Коменский, Песталоцци), одобряли битье детей.

Разумеется, что по мере увеличения свободы в обществе способы воспитания тоже становились менее изуверскими: в античности в ходу у воспитателей были кандалы на ноги, наручники, кляпы, три месяца в «колодках», кровожадные спартанские порки, когда юношей часто забивали до смерти.

Что касается сексуального использования детей, в прошлом оно было более обычным, чем сейчас: иногда детей продавали в сожительство, иногда их насиловали учителя, порой кастрировали. И что самое ужасное, это вершилось, как правило, с ведома родителей ребенка, а порой и по их воле. Апофеозом социального издевательства над телом можно считать то, что римская знать кастрировала своих детей, чтобы обеспечить им карьеру!

Практика воздействия на тело через душу также стара, как и практика воздействия на душу через тело: с одной стороны это практика духовного совершенствования с помощью физических упражнений; с другой – многовековая традиция телесных истязаний с целью душу сломить и растоптать, а человека сделать покорным и управляемым.
^ Телесно-ориентированная психотерапия о некоторых социальных

особенностях человеческого тела и телесности
Психотерапевт Марк Сандомирский очень хорошо сформулировал суть телесно-ориентированной психотерапии: «Взаимосвязь тела и психики всегда двусторонняя. Как все соматические расстройства имеют свои психологические «корни», так и любые психологические проблемы всегда приносят психосоматические «плоды». Разница только в том, какая именно сторона внутрипсихического конфликта – душевная или соматическая выходит на первый план. И как исцеление от телесных недугов возможно путем проработки породивших их психологических причин, так же и через телесные проявления психологических проблем можно прямым путем дойти до глубин души человека». [Сандомирский М. Психосоматика и телесная психотерапия. М., 2005]

Конкретные практические методы укрепления и врачевания духа посредством телесных манипуляций стали разрабатываться сравнительно недавно – около 80 лет назад. Пионером телесно-ориентированной психотерапии выступил Вильгельм Райх. Он обнаружил, что в теле каждого человека в процессе жизни формируются мышечные блоки и зажимы, которые психолог назвал «мышечным панцирем», способным переходить в «броню характера». Человек, как правило, не осознает этих зажимов, но они могут значительно снижать качество его жизни, создавая проблемы со здоровьем (например, стесненное дыхание), проблемы в общении и т.п. Существуют способы диагностики и избавления от этих мышечных напряжений, хотя некоторые люди интуитивно и спонтанно освобождаются от этой нежелательной «брони», занимаясь спортом, танцами, физическим трудом. У В.Райха было много продолжателей и сегодня. Это мощное и разветвленное теоретически-практическое направление в психологии и психотерапии.

Телесно-ориентированные психотерапевты убедились, что у людей современного европейского общества на теле существует немало социально-табуированных зон. Прежде всего, это паховая область и лицо. Но у каждого человека есть и свои индивидуальные запретные места. Они могут быть обусловлены и своеобразно воспринятой общественной моралью и предшествующими событиями жизни этого человека, причем травмами именно психологического свойства, трансформировавшимися в «память тела».

К немотивированным (на первый взгляд) конфликтам может привести нарушение психологического пространства личности. В разных культурах оно различно: у северян больше, чем у южан, у западных людей больше, чем у восточных. Но помимо культурных особенностей есть и личностные: интроверты и экстраверты, дальнозоркие и близорукие, гибкие в поведении и ригидные. В итоге – психологическое пространство личности, складываясь из всех этих факторов, оказывается особенным у каждого отдельно взятого человека.

Телесно-ориентированные психологи, изучая тело и его проявления (телесность), пришли к выводу, что дыхание (наиприроднейшая функция!) тоже может быть социальным. Это открытие кажется странным только до тех пор, пока вы не вспомните, как старались затаить дыхание, стараясь услышать важную для вас информацию или прекрасную музыку, или как настраивали свое дыхание в унисон с дыханием другого человека. Для тех, кто занимается дыхательными практиками (цигун, пранаяма, холотропное дыхание, ребёфинг, вайвэйшн, дыхательные гимнастики Стрельниковой и Бутейко и пр.), существование сознательно организованного и контролируемого дыхания очевидно. Справедливости ради отметим, что социальное дыхание, также как и природное, может быть и полезным и вредным (саногенным и патогенным).

^

Социальные запахи



Разговор о социальном теле и телесности был бы неполным, если бы мы ничего не сказали о запахах. Да-да, и запах может быть социальным! Врачам давно известно, что некоторые болезни имеют специфический запах, и это, безусловно, природный запах, также как и другие естественные запахи тела: запах пота, грудного молока, любовного желания и пр. Но помимо них существует еще множество социально обусловленных запахов, связанных, например, с профессиональной деятельностью людей: прачечная пахнет иначе, чем булочная; больница по-другому, чем конюшня, запах кухни отличен от запаха столярной мастерской, а маляра никогда не спутаешь по запаху с медсестрой. Существуют запах роскоши и нищеты, запах детства и старости. Разумеется, у каждого человека запах детства будет свой, связанный с воспоминаниями именно его жизни: у одного это запах яблок, у другого – запах свежих опилок и молодой травы, у третьего – сена и парного молока, у четвертого – чая и пирожных… Благодаря тому, что человек научился получать концентрированные ароматы в процессе возгонки, фильтрования и химического соединения различных веществ, появились духи и другие искусственно созданные жидкости и вещества, которые широко используются и в парфюмерии и в пищевой промышленности. Наряду с природными компонентами, в качестве сырья используются и искусственные вещества, созданные благодаря органической химии. Созданный в результате аромат может напоминать или не напоминать природный запах, но его искусственное происхождение очевидно.

Каждое поселение имеет свой собственный запах: портовые города пахнут иначе, чем континентальные, южные по-другому, чем северные… Жилище разных людей также пахнет по-разному, не говоря уже о самих людях.

В обществе, где внешность определяла социальное положение человека, духи подчеркивали не только принадлежность своего владельца к той или иной социальной прослойке, но характеризовали его вкус и воспитание.

Французский путешественник маркиз де Кюстин, посетивший Россию в 1838 году, обратил внимание на запахи чужой страны. В Петербурге он поселился в гостинице своего бывшего соотечественника господина Кулона. «Воздух комнаты был насыщен каким-то странным запахом гипса, извести и пыли, смешанным с запахом мускуса». Запахи мускуса и амбры постоянно преследовали маркиза: «Русские распространяют вокруг себя довольно неприятный запах, дающий о себе знать даже на расстоянии. От светских людей пахнет мускусом, от простонародья – кислой капустой, луком и старой дубленой кожей». В Москве на гуляньях возле Новодевичьего монастыря опять «…запах кожи, спиртных напитков, кислой капусты, пива, сала от солдатских сапог, мускуса и амбры смешивались самым невыносимым образом и не давали возможности дышать». В Нижнем Новгороде «…к обычному букету русских запахов присоединились обильные винные испарения…» [Цит. по кн. Елены Суслиной «Повседневная жизнь русских щёголей и модниц» М., 2003, с. 324-325].

Не менее впечатляют записки Сидония Апполинария о внешнем виде (телесности) варваров: «Я среди длинноволосых людей вынужден слышать язык германца, рукоплескать песне пьяного бургунда с волосами, густо намазанными прогорклым маслом… Счастливы ваши глаза, счастливы уши, ничего подобного не видящие и не слышащие! Счастлив ваш нос, не обоняющий десять раз в утро заражающий запах чеснока и лука!» Таким образом, запахи даже естественного происхождения могут превращаться в социальную метку статуса, невоспитанности, дурного или хорошего вкуса, чистоплотности или ее отсутствия.

Артур Шопергауэр считал обоняние основным чувством памяти, потому что оно способно породить очень яркие воспоминания о событиях прошлого. Вероятно, именно это обстоятельство побуждало писателей так часто упоминать о запахах. Возможно, что именно поэтому данный феномен иногда называют «синдромом Пруста»: этому писателю принадлежит великолепное описание того, как благодаря аромату липового чая и пирожного «мадлен» давно утраченные впечатления и переживания детства становятся свежими и волнующими. Однако, не менее интересные воспоминания в связи с запахами посещают героев И.С.Тургенева, А.Ф.Писемского, А.П.Чехова, Н.В.Успенского, В.М.Гаршина, М.Е.Салтыкова-Щедрина и др.

Начиная с XVII века, во Франции зародилась мода использовать сильные запахи, перебивающие естественные запахи тела. Но в те времена, когда мылись редко (даже аристократы принимали ванну не чаще двух раз в год, что уж говорить о простом народе!), искусственные запахи нужны были для того, чтобы замаскировать запах грязного тела. Например, французский врач Жероле де Монте де Мерибель рекомендовал натирать подмышки розами, если они «воняют козлом». Одной из причин того, что много свадеб играли в июне, было то, что в мае было принять мыться, и в течение месяца человек пах еще сравнительно неплохо. Однако на всякий случай невеста имела при себе большой пук цветов. Не исключено, что это и положило начало традиции свадебных букетов. В условиях отсутствия канализации и водопровода заглушить ужасную вонь на улицах и в жилищах было довольно сложно. И чем богаче были люди, тем больше они могли потратить средств на «ароматизацию» места своего обитания. Особенно в этом отношении прославился двор Людовика XV. Он настолько благоухал, что его даже прозвали «ароматным».

В современном обществе, когда нормативные представления о чистоте сильно изменились, появилась новая тенденция – стремление уничтожить запах тела вообще. Эта тенденция не является доминирующей и сосуществует одновременно со старой тенденцией использовать искусственные ароматы, с той лишь разницей, что сегодня искусственные запахи не присоединяются к естественным, а замещают их, хотя и это может плохо сказываться, например, на интимных отношениях.

Таким образом, запахи становятся социальными не только потому, что наряду с природными ароматами появились культурно созданные, но и потому, что многие запахи приобретают социальный смысл. В этом отношении запахи человеческого тела и запахи, связанные с жизнедеятельностью этого тела (с телесностью), не являются исключением.

^

Революции тела



Когда рассматривают развитие человека и его организма, обычно говорят о его эволюции. Но в жизни человеческого тела можно обнаружить и революции – этакие качественные скачки, в результате которых тело и его хозяин-человек меняет некоторые существенные свойства (телесность).

На наш взгляд, таких революций можно выделить несколько. Прежде всего, это рождение и смерть, в результате которых плод превращается в ребенка, а человек в труп. Во-вторых, это начало и конец репродуктивного периода. В-третьих, это беременность и роды, в результате которых женщина становится матерью. В-четвертых, тяжелые травмы и болезни, а также операции, которые вносят существенные коррективы в жизнь человека, иногда кардинально меняя качество его жизни (инвалидность, например). В-пятых, к революциям тела можно отнести и сильные психоэмоциональные потрясения, такие, например, как смерть близкого человека или любовь («высох от горя», «расцвела от любви»…).

Интересно то, что все эти наиболее значимые события в жизни человека (а значит, - и его тела) во все времена и у всех народов сопровождались инициациями, своего рода культурными праздниками. А эти, последние, в свою очередь, тоже связаны с телесными практиками и ритуалами, которые призваны были либо подготовить посвящаемого к качественно новому состоянию, либо подтвердить его новый статус.
Подводя итоги сказанному, можно с уверенностью констатировать, что, заботясь о красоте и здоровье своего тела, укрепляя, подлечивая, раскрашивая и наряжая его, мы, тем не менее, удовлетворяем не столько телесные, сколько социальные и духовные потребности: в самоутверждении, в принадлежности, в принятии и в любви, эстетическую потребность и потребность в самореализации.

Человеческое тело можно и нужно рассматривать не только как биологический организм, наделенный психикой. Человеческое тело – это еще культурный и социальный феномен и в этом своем качестве оно еще ждет своих будущих исследователей.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что это такое? icon Уроки 31 42
Удачные (а таких большинство) вы прочитаете в журнале. Но для того чтобы вы смогли сегодня поработать критиками, оценить то, что...
Что это такое? icon Что такое «черный бизнес». Краткая история что такое «черный бизнес»
Прибыль достается предпринимателю, бизнесмену, т е тому, кто это дело организо­вал, придумал. Она получается как разница между затратами...
Что это такое? icon Реальность происходящего
Да и что такое Правда? Газета – вот самое реальное, самое понятное объяснение. А то, что там всегда была ложь – это, наверно, для...
Что это такое? icon Урок русского языка по теме: «Предложение»
Что такое предложение? Почему человек понимает, что сказал или написал другой? Вы думаете, что это происходит потому, что люди, говорящие...
Что это такое? icon Классный час «Что такое стресс и как с ним бороться»
Эпиграф: Стресс – это не то, что с вами случилось, а то, как вы это воспринимаете
Что это такое? icon Разговор на берегу
Что такое сад – понятно каждому. Что такое гидро – известно тоже: вода. Но вместе – гидросад?!
Что это такое? icon Что это такое?
Понятие «психологическое сопровождение» включает нечто большее, чем «психологическая помощь и поддержка». На это различие указывает...
Что это такое? icon Что такое гравитация?
Этот вопрос, то получил ответ в том смысле, что не лезьте, мы этим вопросом заниматься не будем. У меня сложилось впечатление, что...
Что это такое? icon 1. Обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни
Что же это такое? Здоровьесберегающие технологии – это разработка и внедрение системы оздоровительных, профилактических и коррекционных...
Что это такое? icon Алексей Лосев Сaмое самo Лосев
Однако что же такое сущность вещей? Что такое вещь, именно сама вещь, то в вещи, что не сводимо ни на что другое, ни на какую другую...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов