Программа «Здоровое питание»




Скачать 173.34 Kb.
Название Программа «Здоровое питание»
Дата публикации 21.08.2016
Размер 173.34 Kb.
Тип Программа
edushk.ru > Биология > Программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 133 с углубленным изучением отдельных предметов художественно-эстетического цикла
УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы__________

Климович А.Б.

ПРОГРАММА

«Здоровое питание»
Сроки реализации программы: 2008 - 2013 г.г.

Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения.

Рациональное питание обучающихся - одно из условий создания здоровьесберегающей среды в общеобразовательных учреждениях, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования. Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии. В Законе Российской Федерации "Об образовании" сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности.

Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе. В школе существуют эффективные возможности, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания.

Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.

Недостатком в организации питания школьников является составление меню с учетом не столько физиологической потребности детей в биологически ценных веществах, сколько с учетом стоимости продуктов, хотя в последнее время данная практика преодолевается. Хотя по-прежнему существует противоречие между низкой ценой школьного питания и желанием соответствия установленным нормативам питания детей и подростков.

Многие учащиеся имеют слабое представление о правильном питании как составляющей части здорового образа жизни. Основные проблемы питания школьников связаны с нарушением режима питания вне стен школы, злоупотреблением чипсами, сухариками, конфетами, шоколадными батончиками и т.д. Обычно это связано с недостаточной информированностью и/или попустительством со стороны родителей.

Цель: Создание условий, способствующих укреплению здоровья, через организацию здорового питания школьников.

Задачи:

1.Обеспечение соответствия школьного питания детей установленным нормам и стандартам СанПиН.

2. Формирование общей культуры правильного питания обучающихся и их родителей.

3. Увеличение охвата обучающихся горячим питанием.

4. Обеспечение качественным и количественным составом рациона питания и ассортиментом продуктов, используемых в питании.

5.Развитие системы мониторинга состояния здоровья обучающихся.

Основные мероприятия программы:
1. Предоставление школьникам качественного, сбалансированного и рационального питания, соответствующего физиологическим потребностям детей разных возрастных групп по энергетической ценности и составу макро- и микронутриентов.

2. Соответствие ежедневного меню нормам СанПиН.

3. Соответствие обеденного зала нормам СанПиН.

4. Культура принятия пищи.

5. Максимальный контроль за качеством питания.

6. Максимальный охват школьников питанием.

7. Предоставление диетического питания нуждающимся.

8. Разъяснительная и профилактическая работа по вопросам здорового питания и пропаганда здорового питания, как среди школьников, так и их родителей.


Реализация программы:
Бюджетное финансирование, родительская оплата, предоставление льготного питания.

Конечная цель данной программы - улучшение здоровья школьников при правильной организации качественного, сбалансированного и здорового питания.

Реализация программы обеспечит:
- организацию школьного питания в соответствии с новыми санитарными правилами и нормами СанПиН 2.4.5.2409-08;
- увеличение ассортимента блюд, полезных для здоровья школьников, витаминизацию третьих блюд;
- поставку качественных продуктов;
- контроль за качеством школьного питания;
- использование современного высококачественного оборудования, позволяющего при минимальных затратах обеспе­чить питание школьников на уровне требований сегодняшнего дня;
- участие представителей родительской общественности в организации школьного питания;
- систему полного входящего и исходящего производственного контроля;

- улучшение здоровья школьников благодаря повышению качества школьного питания;
- информированность учащихся и их родителей о здоровом питании;

- повышение влияния родителей на детей о важности здорового питания дома и в школе;
- увеличить количество детей, питающихся в школьной столовой;
- улучшить качество питания школьников и обеспечение его безопасности.

^ План мероприятий







Мероприятия

Сроки

Ответственные

I. Работа с учащимися.

1

Проведение классных часов, уроков-здоровья, бесед, круглых столов на тему «О здоровом и правильном питании»

По графику в течении года

Классные руково­дители

2

Выставка «Золотая осень»

сентябрь

Классные руководители

3

Конкурс стенгазет «Приятного аппетита»

  октябрь

ССШ(совет старшеклассников школы)

4

Ведение мониторинга охвата горячим питанием учащихся

ежемесячно

   Отв. по питанию Стекольщикова Н.Н.

5

Проведение мониторинга отношения учащихся к организации горячего пита­ния в школе.

  1 раз в четверть

Заместитель директора по ВР Мурашко С.Г.

6

Конкурс «Лучший дежурный»

  1 раз в четверть

ССШ (совет старшеклассников школы)

7

Дни национальной кухни.

январь

Мурашко С.Г.

8

Выставка учебно-просветительской ли­тературы по «Гигиене питания».

  1 раз в полугодие

ООО «Кулинар»

9

Неделя культуры питания

февраль

Классные руководители

10

Конкурс юных кулинаров «Рецепты моей бабушки»

март

Педагог-организатор Быковская Л.В.

11

Лекции диетологов и других специалистов.

По графику

Зам директора по ВР Мурашко С.Г.

12

Анкетирование учащихся «Изучения спроса и предложения по улучшению качества

питания»

май

ССШ (совет старшеклассников школы)

II. Работа с педколлективом.

1

Обсуждение вопросов горячего питания на совещаниях, семинарах классных руководителей.

1 раз в четверть

Директор школы совместно с ООО «Кулинар»

2

Своевременное выявление учащихся, с заболеваниями ЖКТ и обеспечение по­становки на диет, питание.

В течение года

Медсестра

Иванченко Е.Ю.

3

Формирование накопительной папки в помощь классным руководителям для бесед о правильном и сбалансированном питании школьников (рефераты, доклады, презентации, публикации и т.п.

В течении года

Зам. директора по ВР Мурашко С.Г.







III.   Комплекс мероприятий, направленных на реализацию Программы.








 

 

 


1

Организация бесплатного питания учащихся из малообеспеченных семей.

В течение года

Стекольщикова Н.Н.




2

Ведение пропаганды здорового питания.

В течение года

Зам. директора по ВР Мурашко С.Г.

Классные руково­дители




3

Осуществление постоянного наблюдение за состоянием питания.

В течение года

Врач-Кузьмина И.А.

Медсестра – Иванченко Е.Ю. СтекольщиковаН.Н.




4

Пропаганда горячего питания среди родителей.

В течение года

Зам. директора по ВР Мурашко С.Г.

Классные руково­дители




5

Разработка и внедрение курса «Кулина­рия» в рамках образовательного пред­мета «Технология».

 В 2010-2011 уч. году

Столярова О.А.




III.Работа с родителями.




1

Просветительская работа среди родите­лей о правильном и полноценном пита­нии учащихся на родительских собра­ниях

1 раз в четверть

Зам. директора по ВР Мурашко С.Г.

Классные руково­дители




2

Изучения отношения родителей к орга­низации горячего питания в школе

2 раза в год

Классные руководители




3

Привлечение членов УС для содействия повыше­ния качества работы школьной столо­вой.

В течение года

Директор школы




4

Организация питьевого режима школь­ников качественной питьевой водой.

Сентябрь

Мурашко С.Г.




5

Привлечение родителей к проведению внеклассных мероприятий, связанных с формированием правильного отноше­ния к ЗОЖ.

В течение года

Классные руководители




6

Лекторий для родителей «Проблемы правильного питания»

По графику

Медсестра, классные руководители




7

Индивидуальные консультации «Как кормить нуждающегося в диетпитании»

По заявке

медсестра




8

Анкетирование «Ваши предложения на 2010 - 2011 учебный год по развитию школьного питания»

Май

Зав.столовой,

классные руководители




IV.Контроль за организацией горячего питания и работой школьной столовой




  1

Создание комиссии по проверке горяче­го питания.

Сентябрь

Директор школы




3

Составление графика приёма пищи.

Сентябрь

Стекольщикова Н.Н.




4

Составление графика дежурства уча­щихся в столовой.

Сентябрь

Мурашко С.Г.




5

Оформление стенда «Здоровое питание»

Сентябрь

Члены комиссии




6

Рейд по проверке организации школь­ного питания.

Ежемесячно

Члены комиссии







7

Проверка соответствия рациона питания согласно утвержденному меню

Ежедневно

Стекольщикова Н.Н.





Питание - это процесс усвоения организмом питательных веществ (белки, жиры, углеводы, витамины, минеральные соли), необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности.

При правильно организованном питании человек меньше подвергается различным заболеваниям и легче с ними справляется. Рациональное питание имеет огромное значение для предупреждения многих заболеваний и преждевременного старения.

Питание следует организовать таким образом, чтобы оно обеспечило нормальное развитие и слаженную деятельность всего организма. Для этого пищевой рацион должен быть сбалансирован по качеству и количеству белков, жиров, углеводов и других необходимых для жизнедеятельности компонентов пищи с потребностями человека, соответственно его роду занятия, возрасту, полу.

Установлено, что в рационе питания оптимальным для практически здорового человека является соотношение белков, жиров и углеводов, близкое к 1:1:4.

Современный мир с его техническим прогрессом разучил нас двигаться. Человек все меньше тратит свою собственную энергию, снижается двигательная активность. Пища поступает в организм, как из «рога изобилия», органы пищеварения не справляются с этим потоком, сотни калорий остаются нерастраченными. В результате появляются многочисленные болезни, и самая распространенная из них – избыточный вес. Кстати, около половины населения нашей страны страдает избыточным весом, а четвертая часть – ожирением и нуждается в лечении.

Малая двигательная активность, избыточное или недостаточное питание – эти недуги организма, разрушающие его, стали одной из примет сегодняшней жизни в значительной степени по причине нашей невежественности в области культуры питания.

Задача деятельности педагогического коллектива в рамках программы – своевременно обучать, пропагандировать здоровое питание , здоровый образ жизни, культуру питания.

Питание – многофункциональный процесс, но можно выделить три основные функции.

Первая – энергетическая, заключающаяся в снабжении организма энергией. Энергия расходуется на основной обмен и физическую деятельность.

Вторая функция питания заключается в обеспечении организма пластическими веществами, к которым прежде всего относятся белки, в меньшей степени углеводы. Следует отметить, что потребность в пластических веществах повышена в детском возрасте, когда они используются не только для замены разрушенных клеток и внутриклеточных структур, но и для осуществления процессов роста.

И наконец, третья, основная функция питания - снабжение организма биологически активными веществами, необходимыми для регуляции процессов жизнедеятельности, - ферментами и гормонами. Большинство этих химических веществ способно синтезироваться в организме, однако некоторые ( например, витамины) должны обязательно поступать извне, с пищей.

В соответствии с перечисленными выше функциями, которые выполняет питание, должен строиться и пищевой рацион человека. Три кита, на которых он зиждется, - это умеренность, разнообразие, режим питания. Именно умеренность определяет в конечном итоге здоровье человека и даже его образ жизни.

Отказ от переедания - важнейшее условие здорового образа жизни.

Еще 2500 лет назад Гиппократ предупреждал « чрезмерное насыщение желудка, производит болезни, а чрезвычайно тучные люди гораздо скорее умирают, чем худощавые».

Венецианец Луиджи Корнадо, живший в ХУ1 веке, в книге « Простой способ восстановит здоровье» отмечал: «Природа учит нас жить, довольствуясь малым, соблюдать меру … и есть только то, что необходимо для существования, потому что излишек полезен только болезни и смерти… и если приносит минутное удовольствие вкусу человека, то скоро причинит его телу продолжительно страдание, непоправимый вред».

И.П.Павлов считал, что человек может жить до ста лет. « Мы сами, - отмечал он, - своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».

Другой великий ученый И.И.Мечников , также полагал, что « смерть раньше 150 лет – насильственная смерть».

Если вспомнить, что в бронзовом веке человек жил в среднем 18 лет, в конце прошлого века – 32 года, а в наше время этот срок увеличился до 70 и более лет, то очень возможно, что 150 лет – вполне реальная продолжительность жизни людей уже в обозримом будущем. И, безусловно, важнейшим условием достижения этого является правильное, научно обоснованное питание.

Общеизвестно, что большинство долгожителей были, как правило, очень умеренны в пище.

Согласно теории сбалансированного питания для хорошего усвоения пищи и нормальной жизнедеятельности организма требуется снабжение его всеми необходимыми пищевыми веществами в определенных соотношениях, и не более того.

Меню в школьной столовой составляется именно с учетом рекомендаций о потребности растущего организма в энергии и пищевых веществах.

Задача школы привести деятельность пищеблока, столовой, организацию питания в соответствие новым правилам и нормам СанПиН, которые направлены на обеспечение здоровья обучающихся и предотвращение возникновения и распространения инфекционных (и неинфекционных) заболеваний и пищевых отравлений, связанных с организацией питания в общеобразовательных учреждениях. Новые санитарные правила и нормы СанПиН 2.4.5.2409-08 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в образовательных учреждениях и содержат требования:

• к санитарно-техническому обеспечению организаций общественного питания образовательных учреждений, их размещению, объемно-планировочным и конструктивным решениям для действующих учреждений и отдельно для строящихся и реконструируемых зданий образовательных учреждений;

• к организации здорового питания и формированию примерного меню;

• к организации обслуживания обучающихся горячим питанием;

• к условиям и технологии изготовления кулинарной продукции;

• к профилактике витаминной и микроэлементной недостаточности;

• к организации питьевого режима;

• к условиям труда персонала.

Главной задачей нашей деятельности в школе в рамках данной программы является научить учащихся относится к своему здоровью серьезно, правильно питаться, дать знания о роли белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов в питании. Приучить к расписанию желудка, Знакомить с традициями русской трапезы, историей появления столовых приборов, умение ими пользоваться, обучать рецептам здоровой и полезной еды, проводить конкурсы на лучшие рецепты мам и бабушек, а также не забывать, что ели наши предки. А еда наших предков была намного здоровее и полезнее для здоровья, чем современная кухня. Учить какие продукты следует есть в целях профилактики болезней. Знакомить с химическим составом основных пищевых продуктов, рекомендуемыми физиологическими нормами потребления энергии, суточными потребностями в килокалориях, с калорийностью продуктов и готовых блюд, содержанием незаменимых аминокислот в важнейших продуктах, с главными источниками холестерина, с формулой сбалансированного питания , с рационом питания, как хранить продукты, их максимальные сроки хранения. Большое значение уделять культуре принятия пищи.

Немаловажным мы считаем и знания о кухне и посуде, как правильно ухаживать за кухонной утварью. Чем порадовать гостей за праздничным столом, что должно включать в себя праздничное меню, как сервировать ежедневный и праздничный стол. Как быстро приготовить закуски, салаты.

И последняя, очень важная на наш взгляд тема: « Лечебное питание». Оно необходимо не только в условиях больницы, санатория, профилактория, но особенно в амбулаторных, домашних условиях, так как именно диетическое питание как наиболее физиологический лечебный прием может быть использовано длительно. Особенно велика его роль при всех хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта, почек, болезней обмена веществ, сердечно-сосудистой и эндокринной систем.

Продолженное после лечения в больнице диетическое питание в домашних условиях является важнейшим фактором предупреждения очередных обострений болезни и ее прогрессирования .

Очень надеемся изменить сознание наших детей и их родителей в вопросе о пользе правильного питания.

Содержание деятельности:
1. Классные часы, беседы, круглые столы.

2. Изучение новых санитарных правил и норм СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования"

3. Конференции с участием родительской общественности.

4. Выставки - продажи продукции школьной столовой для родительской общественности.

5. Практические занятия: «Любимые рецепты моей мамы, бабушки и наших предков».

6. Лекции диетологов и других специалистов.

7. Родительские собрания.

8. Формирование накопительной папки в помощь классным руководителям для бесед о

правильном и сбалансированном питании школьников ( рефераты, доклады, презентации).

9. Оформление альбомов и выставок в классных уголках.

10. Статьи в школьную газету и газету «Панорама образования».

11. Анкетирование школьников и родителей о работе школьной столовой и качестве школьного питания.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа «Здоровое питание» icon Здоровое питание
Здоровое питание — это питание, обеспечивающее рост, нормальное развитие и жизнедеятельность человека, способствующее укреплению...
Программа «Здоровое питание» icon Здоровое питание наш путь к красоте, здоровью и долголетию
Здоровое питание – один из важнейших компонентов красоты и здоровья. Правильное питание поможет не только оставаться в прекрасной...
Программа «Здоровое питание» icon Программа «Здоровые дети здоровое будущее» г. Катайск, июнь 2011...
Наименование Программы Целевая воспитательная программа «Здоровые дети – здоровое будущее» в гоу нпо пу №13 на 2011-2014гг
Программа «Здоровое питание» icon Паспорт программы Наименование программы Программа «Школьное здоровое...
СанПин 4 2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в оу, учреждениях начального и среднего...
Программа «Здоровое питание» icon Программа «школьное здоровое питание»
Здоровье и развитие школьников во многом зависят от полноценного сбалансированного питания и эффективности его организации в школе,...
Программа «Здоровое питание» icon Здоровое питание детей
Фундамент здоровья закладывается ещё до рождения человека, (с момента зачатия), а также в период младенчества и детства. Задача родителей:...
Программа «Здоровое питание» icon Методическая разработка родительского собрания «здоровое питание»
До проведения собрания необходимо провести анкету «Как ты питаешься?» среди учащихся, проанализировать ответы, подготовить памятки...
Программа «Здоровое питание» icon Доклады, подготовленные к форуму
Доклады, подготовленные к форуму «Здоровое питание в образовательных учреждениях России: инновационные технологии и современные формы...
Программа «Здоровое питание» icon Что говорит эволюция: идеальное питание

Программа «Здоровое питание» icon Постановление от 28 марта 2012 г. N 240 о порядке назначения и выплаты...
О порядке назначения и выплаты дотации на питание родителям (законным представителям) обучающихся в общеобразовательных учреждениях,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница