Тема «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…»




Скачать 60.24 Kb.
Название Тема «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…»
Дата публикации 21.08.2016
Размер 60.24 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Биология > Урок
Тема

«Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…»
(исследование генеалогического древа рода А.С. Пушкина и составление родословных своих семей).
Интегрированный урок-исследование по биологии и литературе.

Урок подготовили и провели в 11 а классе МОУ средней общеобразовательной

школы № 1 г. Озеры Московской области

учитель русского языка и литературы Фролова Ирина Николаевна и учитель биологии Жуйкова Ольга Юрьевна

Цели: провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи; ввести понятие генеалогического метода; показать множественный характер исследования некоторых качеств личности; научить пользоваться генеалогической символикой при составлении родословной своей семьи.
Оборудование: родословная семьи Пушкиных; тексты А.С. Пушкина («Начало автобиографии» (1834), «Арап Петра Великого» (1827), «К Языкову» (1824), «Моя родословная» (1830), стихотворение А.С. Пушкина на французском языке «Mon portrait» (с переводом на русский язык); музыка Свиридова: вальс к фильму «Метель» и романс; использование компьютера: отрывок из кинофильма «Как царь Петр арапа женил», портреты рода Пушкиных, альбом; схема «Творчество Пушкина».
Выставка.
Ход урока:

Учитель.

Тема нашего урока необычная. Класс разделен на три творческие группы, у каждой свое задание, своя работа, которую готовили дома. Все вместе мы должны выполнить цель урока.

(Тема и цель – на доске. Учащиеся записывают их в тетради).
^ Учитель биологии.

Генетика – наука об изменчивости и наследственности. То, что организмы передают признаки и свойства своим потомкам, люди на интуитивном уровне знали давно. Естественно, понять закономерности наследования признаков люди долгое время не могли. Первые попытки объяснения того факта, что дети похожи на родителей, предпринимал великий ученый и врач Древней Греции – Гиппократ.

В последние десятилетия интерес к генетике особенно возрос, в связи с ее огромным практическим значением для человечества. В настоящее время изучен характер наследования более чем 2000 признаков, нормальных и патологических. Генетические закономерности являются универсальными для всех живых организмов, в том числе и для человека. Однако, в силу целого ряда особенностей, исследование наследственности человека затруднено. Перечислим эти особенности: невозможность направленного скрещивания именно тех пар, которые нужны для исследования; позднее половое созревание; относительно большое число хромосом. Тем не менее, изучение генетики человека необходимо хотя бы потому, что это нужно медицине. Современная наука при исследовании генетики человека использует следующие методы: генеалогический, популяционный, близнецовый, биохимический.

Сегодня мы обратимся к одному из самых интересных и доступных – генеалогическому.

Генеалогический метод позволяет, исследуя данные по членам нескольких родственных семейств, определить тип наследования какого-либо признака. Этот метод был предложен в конце XIX века Ф. Гальтоном. Система обозначения родословных – Г. Уостом в 1931 году. Благодаря составлению родословной удалось определить наследственный характер гемофилии, дальтонизма, короткопалости, выявить последствия родственных браков, в результате которых 20-30% детей умирает или рождается больными.

До нас дошли несколько родословных хорошо известных людей, их имена вам знакомы. Среди них родословная А.С. Пушкина занимает одно из первых мест.
^ Учитель литературы.

Поэт гордился своими предками и рассказывал о них в своих произведениях.

(Выступления учащихся, которые готовились дома, перечитывая Пушкина).

  1. «Начало автобиографии» (1834) (отрывки).

  2. «Арап Петра Великого (1827) (отрывки).

  3. Показ фрагмента из кинофильма «Как царь Петр арапа женил».

  4. Стихотворение «К Языкову» (1824).

  5. Стихотворение «Моя родословная» (1830)

(Слов. работа. Мещанин – человек, незнатного происхождения).
^ Учитель литературы.

(Работа с демонстрационным материалом. Заочная экскурсия).

Когда-то земли по берегу живописной реки Сороти были дарованы прадеду Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу – арапу Петра I. Одно из сел – Михайловское досталось по наследству матери поэта. Соседнее имение Петровское принадлежало двоюродному деду поэта – Петру Абрамовичу Ганнибалу, сыну Абрама. Рассказы деда Осипа, полученные от него документы, послужили материалом для романа «Арап Петра Великого». Черты быта и нравов обитателей Петровского А.С. Пушкин перенес на страницы повести «Дубровский».

Земля «Отцов и дедов» неодолимо влекла к себе Пушкина, давая ему желанный покой и вдохновение. «Ближе к милому пределу» завещал похоронить он свой прах. В Святогорском монастыре находилось фамильное кладбище Ганнибалов-Пушкиных.

(На компьютере показываем цветное изображение рода Пушкиных, герб, генеалогическое древо с фотографиями)
^ Учитель биологии.

На уроке, исследуя родословную поэта, мы откроем тайну рождения великого человека.

1 группа выявит наследование окраски кожи в ряду поколений на основе явления полимерии.

2 – изучает наследование некоторых личностных качеств поэта.

3 группа расскажет, как они составили родословную своих семей.

Весь нужный материал у вас в папках на столе.

(Исследование с опорой на домашнее задание на 5-7 минут).

Группы используют схемы, условные обозначения, решают задачи. Звучит музыка Свиридова (романс и вальс к кинофильму «Метель»).

Учитель биологии. Слушает ответы учащихся.
Учащиеся.

Мы работали над следующими вопросами:

1 группа

1) Могла ли родиться у Абрама Ганнибала в первом браке белая дочь?

2) Могли ли Пушкину передаться от матери доминантные гены?
2 группа

1) Были ли сходны своими характерами мать и отец Пушкина А.С.?

2) Как на личности поэта и его творчестве отразились наследственные признаки?
1 группа

1) Исследуя имеющиеся данные, мы сделали выводы, что белая дочь Абрама Ганнибала не могла родиться. Подтверждаем это решением задачи на полимерию.

(решение у доски с объяснением)

P AAВВ ааbb
гаметы АВ аb

F1 AaBb

мулат

При этом браке рождение белых детей невозможно, так как Абрам был негром, то его генотип состоит из доминантных генов. Его жена белая, генотип рецессивный. При их слиянии появляется новый генотип АаВb, мулат.

2) По результатам задачи видно, что со стороны матери А.С. Пушкину могли передаться доминантные аллели генов окраски кожи. Портрет Надежды Осиповны служит лучшим доказательством ее происхождения (портрет на доске).
2 группа

1) По характеру мать и отец были разные люди. Надежда Осиповна – сильная, властная натура, но вспыльчивая и рассеянная. В отличие от жены, Сергей Львович – слабохарактерный, сентиментальный. Оба не приспособлены к ведению хозяйства, резкие и частые спады настроения характеризуют обоих.

2) Наследственные признаки очень ярко отразились на личности великого поэта и его творчестве. Для творчества характерны резкие подъемы и спады. Такие личности называют циклотимическими.

О своем сходстве с предками поэт писал так «Mon portrait» (чтение на французском языке с переводом).
^ Выводы учащихся.

Результатом исследования стало то, что, соединившись в одном человеке, в его геноме, различные факторы, отличные от нормы, оказались тем биологическим стимулятором творческой деятельности, которые дали нам гения. Если бы не было генеалогии, мы бы считали, что гениальность Пушкина – это случайность.
^ Учитель биологии.

Изучать родословные великих людей – полезно, интересно. Однако еще увлекательнее – изучать и составлять собственную родословную.
3 группа

Ученики представляют материал родословных своих семей, рассказывают, как они собирали его, с чего начинали, кто помогал.
Итоги урока.

Если ученики составили родословные своих семей, значит, это было им интересно. Следовательно, цели урока достигнуты.

(Звучит музыка).
Приложение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…» icon Урок путешествие. Тема: «Именем Екатерины наречённый»
Особая роль в истории и развитии российского государства принадлежит великим правителям : Петру Первому, который начал строить российскую...
Тема «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…» icon Если с именем А. Смита связывают становление политической экономии...
Сам Милль в предисловии к свой работе пишет, что его задача заключается в том, чтобы написать обновленный вариант "Богатства народов"...
Тема «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…» icon Бельгия, колонии особенностью бельгийских колониальных владений,...
Бельгия, колонии – особенностью бельгийских колониальных владений, вошедших в историю под именем Бельгийского Конго, было их компактное...
Тема «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…» icon Светлой памяти родителей моих
«Немцы извечные враги славян!» гремит авторский текст в одном историческом советском фильме
Тема «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…» icon О происхождении кавказской и среднеазиатской овчарок
Долгое время наряду с волком прямым предком многих собачьих пород считался шакал. Ныне многие ученые исключают шакала из предков...
Тема «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…» icon «В единстве наша сила!»
Отечеству, осмысление своей истории, проявление уважения к истории предков, формирование знаний о своем Отечестве, складывание эмоционально...
Тема «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…» icon Решение именем российской федерации
Мировой судья судебного участка №2 Октябрьского района города Саратова Супрун И. В
Тема «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…» icon Справочник Кишенковой О. В
Некоторые ученые даже говорят о любознательности, познавательном инстинкте как о врожденной потребности человека. Познание, знание...
Тема «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…» icon Антропология, ее место в системе наук
Г. А., Джохансон Д., Дюбуа E., археолог и антрополог М. М. Герасимов создал галерею уникальных скульптурных портретов предков человека,...
Тема «Я чрезвычайно дорожу именем моих предков…» icon Решение именем Российской Федерации
Мировой судья судебного участка №6 Засвияжского района г. Ульяновска Кизирбозунц Т. Т. при секретаре Карсаковой О. Л
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов