Скачать 246.05 Kb.
|
Внутренний рынок мяса в Российской Федерации и его прогноз до 2020 года Н.И. Стрекозов, В.И. Чинаров, Е.И. Конопелько, А.В. Чинаров На конец декабря 2010 года (расчётно) во всех категориях хозяйств поголовье крупного рогатого скота составляло 20,0 млн. голов, в том числе 8,8 млн. коров, свиней – 17,2 млн., овец и коз – 21,8 млн. голов. Производство скота и птицы на убой (в живом весе) возросло к 2009 году на 5,2% и составило 10,5 млн. тонн (1). В убойной массе это увеличение составило 11% и достигло, по данным Института аграрного маркетинга, 7391 тыс. тонн (2). Наибольшие темпы роста – на 19% отмечены в свиноводстве. Свинины произведено2618 тыс. тонн. Производство мяса птицы возросло на 13% (2870 тыс. тонн). В то же время производство говядины снизилось на 2,3% и составило 1710 тыс. тонн. За последние 10 лет (1999-2009) отмечена устойчивая тенденция по увеличению производства мяса в России. Прирост составил 2,4 млн. тонн, или более 57%. За этот период потребление мяса у нас в стране возросло на 3,4 млн. тонн. Разница в 1 млн. тонн была компенсирована за счёт резкого наращивания импорта (3). Динамика производства мяса показана на рис. 1, импорт мяса – рис.2 и ёмкость рынка мяса – рис.3 ![]() ![]() ![]() Ёмкость внутреннего рынка всех видов мяса в 2009 году составила 753,4млрд. рублей. С 2000 года она увеличилась на 537,6 млрд. рублей, причём только на 25,9 % прироста было получено за счёт увеличения объёмов рынка в натуральном выражении и 74,1% за счёт роста цен на все виды мяса – сырья. Предварительные данные за 2010 год показывают, что потребление мяса в России в расчёте на человека в год выросло к 2009 году на 2,7 кг и составило 65,5 кг . В основном выросло потребление свинины (табл.1). Таблица 1 Нормы и фактическое потребление мяса в России, кг на человека в год
Из данных таблицы видно, что жители России в среднем недополучают около 10 кг мяса в год, или почти 15% относительно рекомендуемых норм потребления. Если по мясу птицы и свинине в целом показатели потребления укладываются в границы рекомендуемых норм, то доля говядины ниже норм на 8,5 кг и её потребление с 1999 года не увеличивается. Рост потребления произошёл за счёт более дешёвого мяса птицы. Это подтверждается данными табл.2 Таблица 2 Доля России в мировом производстве и потреблении мяса по видам.
В целях стимулирования отечественного производства мяса квота на ввоз мяса птицы в 2011 году снижена более чем в 2 раза – до 350 тыс. тонн против 780 тыс. тонн в 2010 году. Квота на импорт говядины (530 тыс. тонн) и ввоз свинины пока оставлены на прошлогоднем уровне (472 тыс. тонн), но в 2012 году импорт мяса птицы намечено сократить до 425 тыс. тонн (6). По прогнозу Института аграрного маркетинга (Е. Тюрина) в 2011 году производство свинины может увеличиться на 15%, мяса птицы на 10-11%. В производство говядины пока особых сдвигов не ожидается. Для решения задачи создания крупной отрасли специализированного мясного скотоводства в России необходимо в ближайшее время отладить механизм государственной поддержки скотоводства, увеличение генетического потенциала продуктивности скота мясных пород. Необходимо увеличить экономическую мотивацию для товарных хозяйств по таким важнейшим зоотехническим показателям, как выход телят, привес молодняка, живая масса при реализации. Пересмотр экономических отношений в цепочке «производитель – переработчик - торговля- потребитель» в сторону увеличения доли сельхозпроизводителя в конечной цене продукта позволит смягчить проблему отрицательной рентабельности отрасли производства говядины. В 2008 году министерством сельского хозяйства РФ принята отраслевая программа «Развитие мясного скотоводства России на 2009-2012 годы», основной целью которой является создание стартовых технологических и экономических условий формирования устойчивого развития специализированного мясного скотоводства и увеличения производства высококачественной говядины. Основными задачами программы является формирование племенной базы мясного скотоводства и увеличение производства высококачественной конкурентоспособной говядины в крупных товарных хозяйствах. ВИЖ совместно с ВНИИМС и Калмыцким ГУ разработана устойчивая производственная система получения говядины на основе российских пород мясного скота (7). Основу разработанной производственной системы животноводства (ПСЖ) для полуаридной зоны составляют факторы устойчивости в следующих направлениях: технологическая и производственная; генетическая; экономическая; управленческая; экологическая и социальная (табл.3) Таблица 3 Факторы устойчивости модели ПСЖ
Разработанная авторами модель устойчивой производственной системы пригодна для широкого распространения в обширных территориях Юга и Юго-Востока РФ, начиная от засушливых районов Ростовской области и Ставрополья, далее в Южном Поволжье, Калмыкии, Южном Урале, Бурятии, в так называемом «мясном поясе» России. Расчёты показали, что в этих регионах в период до 2020 года поголовье мясных пород (в первую очередь калмыцкой, казахской белоголовой и мясной симментальской) может увеличиться до 4110 тыс. голов, в том числе1500 тыс. коров, а производство говядины может достигнуть 389,5 тыс. тонн (табл.4). В настоящее время по инициативе Россельхозбанка и республики Калмыкия рассматриваются предложение о формировании межрегиональной программы до 2020 года в рамках Южного Федерального округа. Таблица 4 Расчет-прогноз развития мясного скотоводства в «мясном поясе» России на основе российских пород скота.
Задачами межрегиональной программы могли бы быть:
В последние годы государство приняло ряд мер по выводу АПК на устойчивое развитие. К ним относятся:
На среднесрочную перспективу (2012-2020гг.) следует осуществить кардинальное ускорение темпов роста объёмов продукции животноводства на основе повышения эффективности и конкурентоспособности отечественных производителей на базе экономического потенциала, обусловленного ожидаемым ростом внутреннего спроса на продукцию животноводства, возможностями замещения больших объёмов её импорта. В ВИЖ, на основе экономико-математического моделирования ёмкости рынка подготовлен прогноз возможного развития животноводства на период до 2020 года (3) (табл. 5) Таблица 5 Прогноз производства мяса в убойном весе во всех категориях хозяйств, тыс. тонн
*) - расчетно Данный прогноз является инновационным, ориентированным на экспорт мясной продукции. По данным Института аграрного маркетинга в 2010 году экспорт мяса свиней составил 2 тыс. тонн и мяса птицы – 17 тыс. тонн. Чтобы обеспечить потребление мяса на должном уровне (69-70 кг мяса на одного человека) государству необходимо осуществлять финансовую поддержку национальных производителей мясной продукции и более целенаправленно регулировать объёмы поступления импортного мяса в страну. Предполагается, что производство говядины к 2020 году существенно возрастёт, что позволит приблизиться к рекомендуемому потребления говядины на одного человека в год и иметь не менее21 кг. При этом доля производства говядины от мясного скота возрастёт с 2,0% в 2007 году до 20,5 в 2020 году (табл.6). Таблица 6 Расчет-прогноз производства говядины до 2020 года (в убойной массе).
Государственная поддержка в виде субсидий на создание инфраструктуры мясного скотоводства и укрепление племенной базы должна составить в 2011 году 4932 млн. рублей, 2012 году – 5017 млн. рублей В эти годы будет осуществлено создание единой системы выращивания и переработки убойных животных в рамках интегрированных формирований (агрохолдингов, продовольственных фирм и т.д.) С целью повышения полноценности кормления сельскохозяйственных животных необходимо расширение производства комбикормов. Для этого следует предусмотреть для потребителей дотации на приобретение комбикормов на комбикормовых предприятиях в размере не менее 30% от их стоимости. Долю зернобобовых культур в структуре фуражного зерна целесообразно повысить с 3,1 до 17,6%, или в абсолютном выражении с 1,13 до 5,68 млн. тонн. Для расширения посевов зернобобовых и масличных культур следует предусмотреть стимулирующие меры по производству этих культур в первую очередь сои, рапса и кукурузы. Ежегодное мировое производство сои составляет около 180 млн. тонн, в том числе в России только 1,155 млн. тонн при возможном потенциале выращивания до 10 млн. тонн. В кормопроизводстве следует предусмотреть поддержку элитного районированного семеноводства, предполагающую выделение финансовых средств сельхозтоваропроизводителям в размере не менее 30% от затрат на покупку элитных семян бобовых, кукурузы, крестоцветных, однолетних, многолетних трав и других кормовых культур. Предусмотреть дотации на приобретение консервантов для объёмистых кормов и фуражного зерна, а также на строительство капитальных кормохранилищ в размере 20%, что существенно повысит качество объёмистых кормов. Следовательно, экономически эффективное молочное и мясное скотоводство, свиноводство и птицеводство, требует чёткого соблюдения зоотехнических, технологических и ветеринарных требований в организации кормления, содержания, разведения и выращивания животных и птицы. При этом возрастает роль государственного участия в стимулировании производства, создания чётких правил взаимоотношений «производитель продукции – переработчик - торговля». Реализация всех этих мероприятий позволит в ближайшие годы отечественному производителю мяса достичь прогнозных показателей. Рассчитанный прогноз предполагает дальнейшие изменения в структуре производства мяса в Российской Федерации (табл.7) Таблица 7 Структура производства мяса в убойном весе во всех категориях хозяйств, (в %).
*) - расчетно При стимулировании развития собственного производства значительно улучшается ситуация на мясном рынке. Во- первых резко снижается импортозависимость в целом по всем видам мяса. В 2009 году импорт мяса составил 2242,5 тыс. тонн. В 2010 году он сократился на 345 тыс. тонн и составил 1897,5 тыс. тонн. На 2011 год квота импорта мяса составляет около 1370 тыс. тонн. Возможный сценарий прогноза рынка мяса по видам до2020 года представлен в табл. 8,9,10,11. Таблица 8 Среднесрочный прогнозный баланс рынка говядины, тыс. тонн
Таблица 9 Среднесрочный прогнозный баланс рынка свинины, тыс. тонн
Таблица 10 Среднесрочный прогнозный баланс рынка мяса птицы, тыс. тонн
Таблица 11 Среднесрочный прогнозный баланс рынка баранины, тыс. тонн
Во- вторых, согласно контрольным цифрам стратегии животноводства ожидается стабилизация импорта к 2012 году по каждому виду мяса на уровне 450-650 тыс. тонн и прогнозируется практически полное прекращение импорта всех видов мяса в тушах к 2020 году. Балансы мясного рынка по видам мяса подтверждают интенсивное развитие отрасли и рост уровня потребления мяса. При инновационном пути развития животноводства мясной рацион жителей России будет не только более насыщенным (табл.1), но и гораздо лучшего качества. Литература:
|
![]() |
Внутренний рынок, национальный рынок, международный рынок, мировой рынок сопоставьте понятия |
![]() |
Распоряжени е Утвердить прилагаемую Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года |
![]() |
Распоряжение Утвердить прилагаемую Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года |
![]() |
Распоряжение Утвердить прилагаемую Стратегию развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года |
![]() |
Республиканская целевая программа развития профессионального образования... Поручение Президента Российской Федерации по итогам совместного заседания Государственного совета Российской Федерации и Комиссии... |
![]() |
Указ Президента РФ от 9 июня 2010 г. №690 “Об утверждении Стратегии... |
![]() |
Мясное животноводство России : проблемы и перспективы России в среднесрочной перспективе, исходя из итогов реализации отраслевых и Государственных программ развития сельского хозяйства.... |
![]() |
2. Рынок и его функции Тема Рынок и его функции 1 Интерес к маркетингу в нашей стране возрастал по мере формирования рыночной экономики, ключевым элементом которой является понятие... |
![]() |
Решением Единственного Учредителя (Участника) Решение n 1 от “00” месяц 2006 года уста в Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации “Об обществах... |
![]() |
Рынок труда и политика занятости Закон №1032-1 от 19 апреля 1991 года «О занятости населения в Российской Федерации» |