Сборник задач для средней школы/ сост. И. В. Пахомова. Армавир, 2007г. 24 стр. Рецензенты: И. Я. Шерихова старший преподаватель кабинета естественно-математических предметов аф гоу краснодарского края «ккидппо»




Скачать 252.92 Kb.
Название Сборник задач для средней школы/ сост. И. В. Пахомова. Армавир, 2007г. 24 стр. Рецензенты: И. Я. Шерихова старший преподаватель кабинета естественно-математических предметов аф гоу краснодарского края «ккидппо»
страница 1/4
Дата публикации 25.08.2016
Размер 252.92 Kb.
Тип Сборник задач
edushk.ru > Биология > Сборник задач
  1   2   3   4




АФ ГОУ Краснодарского края ККИДППО

Кабинет естественно-математических предметов

Составила учитель биологии

МОУ СОШ №7

Курганинского района

Армавир 2007г.


ББК 28.70

П 12
Составитель: Пахомова И.В., учитель биологии МОУ СОШ №7

п. Октябрьского Курганинского района Краснодарского края.


П 12 Задачи по генетике и молекулярной биологии: сборник задач для средней школы/ сост. И.В. Пахомова. – Армавир, 2007г. – 24 стр.


Рецензенты: И.Я. Шерихова – старший преподаватель кабинета

естественно-математических предметов

АФ ГОУ Краснодарского края «ККИДППО»,

Учитель биологии ЧОУ СОШ «Новый путь»

г. Армавира, заслуженный учитель Кубани.

И.М. Южанина – учитель биологии высшей категории

МОУ СОШ №5 г. Курганинска Краснодарского края,

заслуженный учитель РФ.
Техническое редактирование: Бондарева Н.А.

Учебное пособие «Задачи по генетике и молекулярной биологии» можно использовать как на уроках биологии для организации практикума по решению задач учащимися 9 – 11 классов, так и на факультативных занятиях, а также при подготовке к итоговой аттестации выпускников в форме и по материалам ЕГЭ и традиционной форме. Данное пособие соответствует всем требованиям государственного стандарта образования.

Пособие прошло положительную апробацию в МОУ СОШ №7 п. Октябрьского, ЧОУ СОШ «Новый путь» г. Армавира и др.; получило одобрительные отзывы слушателей курсов повышения квалификации учителей биологии. Данный сборник задач может быть рекомендован для применения в школах.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка__________________________4
Таблица генетического кода (приложение 1)________5


  1. ^ Задачи по молекулярной биологии________ 6

Аминокислоты, входящие в состав белков

(приложение 2)________________________________ 9


  1. Задачи по генетике______________________10

Моногибридное скрещивание______________10

Дигибридное скрещивание________________ 11

Задачи на группы крови___________________13

Наследование признаков,

сцепленных с полом______________________15

Сцепление генов в аутосомах. Кроссинговер___________________________ 18


  1. ^ Составление и анализ родословных_______21

Задачи__________________________________24
Приложения __________________________________ 27

Доминирование признаков (приложение 3) ________27

Полное доминирование _______________________27

Неполное доминирование _____________________29
Литература ___________________________________ 30


Пояснительная записка
В данном сборнике представлены задачи, составленные с учетом требований программы по биологии для средней общеобразовательной школы.

Решение задач по генетике и молекулярной биологии способствует более глубокому пониманию и усвоению общих закономерностей наследственности и изменчивости, существующих в органическом мире и, в частности, у человека как биологического существа.

Задачник включает следующие разделы:

  1. Молекулярная биология (генетика).

  2. Задачи по генетике:

а) Моногибридное скрещивание;

б) Дигибридное скрещивание;

в) Задачи на группы крови;

г) Наследование признаков, сцепленных с полом;

д) Сцепление генов в аутосомах. Кроссинговер.

е) Составление и анализ родословных.

3. Приложения:

- таблица генетического кода;

- доминирование признаков у организмов.

В сборнике задач не приведены способы решения типовых задач, т.к. он рассчитан для работы на уроке, где подробно разбираются алгоритмы решения задач.

Приложение 1.

Генетический код


Первое основание

Второе основание

Третье

основание

У (А)

Ц (Г)

А (Т)

Г (Ц)



У (А)



Фен

Фен

Лей

Лей




Сер

Сер

Сер

Сер


Тир

Тир

-

-


Цис

Цис

-

Три


У (А)

Ц (Г)

А (Т)

Г (Ц)



Ц (Г)


Лей

Лей

Лей

Лей


Про

Про

Про

Про


Гис

Гис

Глн

Глн


Арг

Арг

Арг

Арг


У (А)

Ц (Г)

А (Т)

Г (Ц)




А (Т)


Иле

Иле

Иле

Мет


Тре

Тре

Тре

Тре


Асн

Асн

Лиз

Лиз


Сер

Сер

Арг

Арг


У (А)

Ц (Г)

А (Т)

Г (Ц)




Г (Ц)


Вал

Вал

Вал

Вал



Ала

Ала

Ала

Ала



Асп

Асп

Глу

Глу



Гли

Гли

Гли

Гли



У (А)

Ц (Г)

А (Т)

Г (Ц)




^ I. ЗАДАЧИ ПО МОЛЕКУЛЯРНОЙ БИОЛОГИИ
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ:

средняя Mr аминокислоты - 100

средняя Mr нуклеотида - 345

длина нуклеотида – 0,34 нм


  1. Определите последовательность нуклеотидов иРНК, синтезированную с правой цепи участка молекулы ДНК, если её левая цепь имеет следующую последовательность:

- Ц – Г – А – Г – Т – Т – Г – Г – А – Т – Т – Ц – Г – Т – Г -.


  1. Определите последовательность аминокислотных остатков в молекуле белка, закодированной в участке цепи ДНК:

- Г – Т – А – А – Г – А – Т – Т – Т – Ц – Т – Ц – Г – Т – Г –.


  1. Определите последовательность нуклеотидов в молекуле иРНК, если участок молекулы белка, синтезированный с неё имеет вид: - треонин– метионин – гистидин – валин –изолейцин – пролин –цистеин -.




  1. Как изменится структура белка, если из кодирующего его участка ДНК:

Г – А – Т – А – Ц – Ц – Г – А – Т – А – А – А – Г – А – Ц …, удалить шестой и тринадцатый (слева) нуклеотиды?


  1. Какие изменения произойдут в строении белка, если в кодирующем его участке ДНК:

Т – А – А – Ц – А – Г – А – Г – Г – А – Ц – Ц – А – А – Г… между 10 и 11 нуклеотидами включен цитозин, между 13 и 14 – тимин, а на конце рядом с гуанином прибавится еще один гуанин?


  1. Определите иРНК и первичную структуру белка, закодированного в участке ДНК:

-Г – Т – Т – Ц – Т – А – А – А – А – Г – Г – Ц – Ц – А - Т -, если 5-й нуклеотид будет удален, а между 8 и 9 нуклеотидом встанет тимидиловый нуклеотид?


  1. Полипептид состоит из следующих друг за другом расположенных аминокислот: валин – аланин – глицин – лизин – триптофан – валин – серин – глутаминовая кислота. Определите структуру участка ДНК, кодирующего выше указанный полипептид.




  1. ^ Аспарагин – глицин – фенилаланин – пролин – треонин – метионин – аминокислоты, последовательно составляют полипептид. Определите структуру участка ДНК, кодирующего данный полипептид.




  1. В цепи ДНК имеется 28,6 % тимидиловых азотистых оснований. Определить процент гуаниловых, адениловых, цитидиловых оснований в этой цепи.




  1. В молекуле иРНК обнаружено 440 гуаниловых нуклеотидов, 235 адениловых, 128 цитидиловых и 348 уридиловых нуклеотидов. Определите:

а) сколько и каких нуклеотидов содержится в молекуле ДНК, «слепком» с которой является данная иРНК?

б) какова длина данного участка молекулы иРНК?


  1. Фрагмент молекулы ДНК содержит 570 тимидиловых нуклеотидов, что составляет 32,5 % от общего их количества. Определить, сколько в данном фрагменте содержится цитидиловых, адениловых и гуаниловых нуклеотидов.




  1. Белок состоит из 167 аминокислот. Какую длину имеет определяющий его ген? Сколько нуклеотидов входит в его состав?

  2. Молекула иРНК несет информацию о белке, состоящем из 230 аминокислот. Какова длина данной молекулы? Сколько нуклеотидов имеется в участке молекулы ДНК, с которой была транскрибирована данная иРНК?




  1. Одноцепочечный фрагмент молекулы ДНК содержит информацию о 750 аминокислотах. Какова длина этого фрагмента?




  1. Сколько нуклеотидов содержит ген (обе цепи ДНК), в котором закодирован белок, состоящий из 100 аминокислот? Какой вес и размер имеет этот ген?




  1. Одна белковая молекула состоит из 460 аминокислот. Определите длину и массу гена, несущего информацию о структуре этой белковой молекулы.




  1. Определите антикодоны т-РНК, участвующих в синтезе белка, кодируемого следующим фрагментом ДНК:

- Г – Г – Т – А – Ц – Г – А – Т – Г – Т – Ц - А - А - Г – А -


  1. Правая цепь ДНК имеет следующую структуру:

-А – Т – Г – Г – Т – Ц – А – Ц – Ц – Г – А – Г – А – Т – Г - Определите структуру соответствующей части молекулы белка, синтезируемого при участии левой цепи ДНК.


  1. Участок цепи белка вируса табачной мозаики состоит из следующих аминокислот: серин – глицин – серин – изолейцин – треонин – пролин – серин. В результате воздействия на информационную РНК азотистой кислотой цитозин РНК замещается гуанином. Определите изменения в строении белка вируса после воздействия на РНК азотистой кислотой.




  1. По данному фрагменту одной из цепей ДНК:

-Ц – А – А – А – Т – Г – Ц – А – А – А – А – Г – Т – Г – Т - определите первичную структуру белка, закодированного в этой цепи, количество (в %) различных видов нуклеотидов в этом гене (в двух цепях), длину гена.

Приложение 2. Аминокислоты, входящие в состав белков



^ Название аминокислот



Название аминокислот


Полное



Сокращенное


Полное


Сокращенное

Глицин

гли

аланин

ала

валин

вал

лейцин

лей

изолейцин

илей

серин

сер

треонин

тре

тирозин

тир

фенилаланин

фен

триптофан

три

Аспарагиновая кислота

асн

аспарагин

асп

Глутаминовая кислота

глн

глутамин

глу

лизин

лиз

аргинин

арг

гистидин

гис

цистеин

цис

метионин

мет

пролин

Про




  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Сборник задач для средней школы/ сост. И. В. Пахомова. Армавир, 2007г. 24 стр. Рецензенты: И. Я. Шерихова старший преподаватель кабинета естественно-математических предметов аф гоу краснодарского края «ккидппо» icon На территории краснодарского края
Краснодарского края об охране здоровья населения устанавливает организационные и правовые основы профилактики алкоголизма, наркомании,...
Сборник задач для средней школы/ сост. И. В. Пахомова. Армавир, 2007г. 24 стр. Рецензенты: И. Я. Шерихова старший преподаватель кабинета естественно-математических предметов аф гоу краснодарского края «ккидппо» icon Публичный отчет о работе муниципального общеобразовательного учреждения...
Отчет дает значимую информацию об успехах и проблемах школы для социальных партнеров, родителей учащихся, самих учащихся, местной...
Сборник задач для средней школы/ сост. И. В. Пахомова. Армавир, 2007г. 24 стр. Рецензенты: И. Я. Шерихова старший преподаватель кабинета естественно-математических предметов аф гоу краснодарского края «ккидппо» icon Доклад общеобразовательного учреждения Краснодарского края Муниципального...
Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №11
Сборник задач для средней школы/ сост. И. В. Пахомова. Армавир, 2007г. 24 стр. Рецензенты: И. Я. Шерихова старший преподаватель кабинета естественно-математических предметов аф гоу краснодарского края «ккидппо» icon Верно ли учение кальвина?
Главный редактор – Соболев Н. А. – старший пресвитер объединения церквей Евангельских христиан-баптистов Краснодарского края и Республики...
Сборник задач для средней школы/ сост. И. В. Пахомова. Армавир, 2007г. 24 стр. Рецензенты: И. Я. Шерихова старший преподаватель кабинета естественно-математических предметов аф гоу краснодарского края «ккидппо» icon Закон краснодарского края от 2510. 2005«об основных направлениях...
Нормативно правовая база, регламентирующая работу по антинаркотической направленности в моу сош №8
Сборник задач для средней школы/ сост. И. В. Пахомова. Армавир, 2007г. 24 стр. Рецензенты: И. Я. Шерихова старший преподаватель кабинета естественно-математических предметов аф гоу краснодарского края «ккидппо» icon Урока: «Металл – всех недр земных владыка». Цель урока
Урок учителя химии муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 г. Кропоткин муниципального...
Сборник задач для средней школы/ сост. И. В. Пахомова. Армавир, 2007г. 24 стр. Рецензенты: И. Я. Шерихова старший преподаватель кабинета естественно-математических предметов аф гоу краснодарского края «ккидппо» icon Рассказ учителя о возникновении Краснодарского края и его столицы....
Учитель: Дорогие ребята! На первом уроке мы продолжим знакомство с историей нашего родного Краснодарского края. Тема урока: «Кубань...
Сборник задач для средней школы/ сост. И. В. Пахомова. Армавир, 2007г. 24 стр. Рецензенты: И. Я. Шерихова старший преподаватель кабинета естественно-математических предметов аф гоу краснодарского края «ккидппо» icon Программа разработана на основе авторской программы «Кубановедение....
Программа курса для 8 класса общеобразовательных учреждений Краснодарского края, авторами-составителями Л. М. Галутво, Ю. В. Болдыревым,...
Сборник задач для средней школы/ сост. И. В. Пахомова. Армавир, 2007г. 24 стр. Рецензенты: И. Я. Шерихова старший преподаватель кабинета естественно-математических предметов аф гоу краснодарского края «ккидппо» icon Рымкевич А. П. Сборник задач по физике. 10-11 кл
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»
Сборник задач для средней школы/ сост. И. В. Пахомова. Армавир, 2007г. 24 стр. Рецензенты: И. Я. Шерихова старший преподаватель кабинета естественно-математических предметов аф гоу краснодарского края «ккидппо» icon Рабочая программа по кубановедению составлена на основе программы «Кубановедение»
Департамент образования и науки Краснодарского края гоу краснодарский краевой институт дополнительного профессионального педагогического...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов