Конспект урока по биологии в 8 классе проведённого Ярулиной М. З




Скачать 101.87 Kb.
Название Конспект урока по биологии в 8 классе проведённого Ярулиной М. З
Дата публикации 30.08.2016
Размер 101.87 Kb.
Тип Конспект
edushk.ru > Биология > Конспект
МОУ «Новоашировская основная общеобразовательная школа»










Конспект урока по биологии в 8 классе

проведённого Ярулиной М.З.

с.Новоаширово, 2008 год.

Урок-телепередача «Здоровье».

Тема: Чудесные вещества-витамины.


Цель:1.Сформировать представление о витаминах и авитаминозах;

продолжить развитие знаний о биологически активных

веществах клетки.

2.Показать приоритет Отечественной науки в открытии

витаминов.

3.Развивать творческое мышление и интеллектуальные

способности учащихся; интерес к предмету.
Оборудование: 1) Демонстрационная таблица « Суточная

потребность в витаминах».

  1. Портрет Н.И.Лунина.

  2. Витаминно – минеральные комплексы (Алфавит, Компливит).

  3. Корзина с овощами и фруктами, содержащие витамины: А, В, С, Д).


Ход урока.
Ведущий: Добрый вечер, уважаемые гости, телезрители! В эфире

программа «Здоровье».

7 апреля на всей планете люди отмечают День здоровья. Почему они

отмечают этот день? Потому что, здоровье – самое дорогое, что есть у человека.

Часто здоровье ставят с богатством, но народная мудрость гласит: «Здоровье не купишь, никто не продаст, его берегите как сердце, как глаз…

- Что такое здоровье? ( Выступления детей о здоровье).

  • Здоровье – это когда тебе хорошо.

  • Здоровье – это когда ничего не болит.

  • Здоровье - это от слова «здорово».

  • Здоровье – это красота.

  • Здоровье – это сила.

  • Здоровье – это выносливость.

  • Здоровье – это гармония.

  • Здоровье – это когда ничто не мешает радоваться жизни.

  • Здоровье – это когда хорошо спишь.

  • Здоровье – это когда ты готов выполнить любую работу.

По определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия»

Быть здоровым – нормальное желание любого человека. Существует много способов поддерживать здоровье. В сохранении и укреплении здоровья исключительна роль витаминов.

Итак, тема сегодняшней программы «Здоровье»: «Чудесные вещества – витамины». У нас в студии ведущие специалисты в области в области охраны здоровья: сотрудники НИИ, фармацевт, врач- терапевт и врачи- диетологи.

Они нам сегодня расскажут о том, что такое витамины, как люди узнали о них, какого их значение для человека, и о многом другом, что касается витаминов.

Ведущий: (вопрос к сотрудникам НИИ)

. - Когда и как люди впервые узнали о витаминах? Что такое витамины и с именами, каких ученых связано их открытие? ( Выступление сотрудников Н.И.И.)

^ 1-й сотрудник НИИ

-Отважные путешественники и мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих овощей и фруктов. В этих случаях развивалась цинга, или скорбут. Десны распухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались
сосуды, тело покрывалось кровоподтеками. От цинги моряков погибало больше, чем от морских сражений и кораблекрушений.

Причины заболеваний, связанных с неполноценным питанием, первым открыл русский врач Николай Иванович Лунин. Молодой учёный исследовал роль минеральных веществ в питании. Он кормил мышей искусственными смесями, полученными лабораторным путем. Мыши гибли на 11-й день, так же как и те, которым к искусственной еде добавляли соль и соду.

Другая партия мышей, которых кормили коровьим молоком, была здорова.

У учёного возникла мысль: значит, в искусственных смесях чего-то не хватает. Он предположил, что – это, какие – то неизвестные вещества, которые в ничтожно малых количествах обязательно присутствуют в таких естественных продуктах, как молоко. Так впервые научно было доказано, что в состав пищи входят жизненно необходимые вещества, позже названные витаминами. Исследования Н.И.Лунина долгое время были малоизвестны, и их забыли.

Опыты Н.И.Лунина независимо были повторены позже в России, Англии, Америке, Швейцарии.

^ 2-й сотрудник НИИ

В 1890 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь, У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжелом заболевании нарушается деятельность сердца, поражаются нервы конечностей, особенно ног, расстраивается походка. У больного, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни – бери- бери, что означает «оковы».

Ещё за 20 лет до наблюдений Эйкмана с этой болезнью столкнулись русские врачи у берегов Японии и Китая. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта народа предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали.

Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись, признаки бери- бери: судороги сводили шею и ноги. Многие из них, в конце концов, гибли. Куры же, свободно разгуливающие по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу.

Последовали многочисленные опыты, но что же находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.

Позже, в 1911г., польскому ученому Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое излечивало от паралича голубей, питавшихся очищенным (полированным рисом). Загадка лечебной силы рисовых отрубей была раскрыта. К.Функ назвал, содержащиеся в них жизненно важные вещества витаминами.

Витамины – биологические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма.

Ведущий: (вопрос к врачу- терапевту).

- Сколько видов витаминов известно в настоящее время? Как влияют витамины на организм человека, и к чему приводит их недостаток в организме?

^ Врач- терапевт:

Сейчас трудно найти человека, не слышавшего слово «витамин». В настоящее время известно около 80 видов витаминов. В большинстве случаев это различные органические вещества. Обозначаются витамины большими латинскими буквами: А, В, С, Д, Е. Этот ряд букв часто называют чудесной азбукой здоровья. Некоторые витамины, например: В образуют целую группу - В1 , В2 , В6 , В12.

Обычно человек получает витамины с пищей. Как вы теперь знаете,

недостаток витаминов приводит к различным нарушениям в работе организма. Такие заболевания называются авитаминозами.

Витамин: А участвует в обмене белков, жиров, углеводов, минеральных солей, усиливает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Витамин: А влияет на рост организма. При его недостатке в пище дети плохо растут, у них нарушается формирование зубов, волос, поражаются легкие. Может возникнуть особое заболевание - «куриная слепота» - заболевание, при котором человек теряет способность видеть в сумерках.

Витамин: С регулирует обмен белков и углеводов. При его недостатке у людей повышается утомляемость, появляется слабость, уменьшается сопротивляемость к инфекциям. Полное отсутствие витамина С в пище приводит к тяжёлому заболеванию – цинге. При этом заболевании появляются кровоточивость десен, язвы на слизистых оболочках рта, расшатываются и выпадают зубы. Кости становятся хрупкими, возникают боли в суставах.

Витамин: Д особенно необходим растущему организму, так как он участвует в обмене кальция и фосфора. Его недостаток приводит к рязмягчению костей, их деформации- рахиту. У больных рахитом детей искривлены ноги, голова и живот увеличены, изменена грудная клетка. Оно чаще развивается у детей, мало бывавших на солнце. Ультрафиолетовые лучи способствуют выработке в коже этого витамина. Поэтому маленькие дети нуждаются в умеренном действии лучей солнца на кожу.

Витамины группы: В

В1- при его недостатке поражаются нервы, появляется расстройство движений, паралич.

В6 – участвует в превращениях аминокислот и в обмене углеводов. При недостатке его поражается кожа, могут быть судорги.

В12- при его недостатке развивается анемия, нарушается образование эритроцитов, появляются расстройства нервной системы. Участвует витамин В12 и в обмене белков.

Ведущий: (вопрос к врачам- диетологам).

- Объясните, пожалуйста, какие продукты особенно богаты витаминами: А, В, С, Д, и какова суточная потребность в них?

( Выступление диетологов).

Ученые исследовали множество пищевых продуктов, отыскивая в них витамины. Обнаружено много витаминов в свежей зелени овощей, во фруктах. Витаминами богаты и многие продукты животного происхождения.

Витамин: А содержится в основном в животной пище: в рыбьем жире, сливочном масле, молоке, яичных желтках, печени, почках, рыбьей икре.

Вещество, превращающееся в организме в витамин А, содержится в растительной пище: моркови, шпинате, абрикосах, красном перце, помидорах. ( Демонстрация рисунков, овощей и фруктов).

Витамином С богаты многие овощи и фрукты: шиповник, чёрная смородина, клюква, капуста, томаты, апельсин, лимон, лук, чеснок. Чемпионом по содержанию этого витамина является красный перец. Высушенные плоды шиповника в 30 раз богаче витамином С, чем плоды апельсина. В плодах рябины витаминов А и С больше, чем в лимонах.

Витамин Д содержится в рыбьем жире, печени, желтке куриного яйца и многих других продуктах.

Много витаминов группы В содержится в хлебе грубого помола, дрожжах, капусте, печени, молоке, шпинате.

Потребность организма в разных витаминах различна. Например, суточная норма витамина С- 50 мг, а Д для ребенка- 0, 01 -0, 02 мг, для взрослого итого меньше- 0,003 мг. Для большей части витаминов потребление каждого из них в сутки 2-3 мг вполне достаточно.

Ведущий:

- Весной организм особенно остро нуждается в витаминах, и мы стараемся включать в рацион больше овощей и фруктов. Но в процессе готовки количество полезных веществ уменьшается. Возможно ли сохранить эти потери? Как дольше сохранить витамины в продуктах?

В наш пищевой рацион витамины должны входить в достаточном количестве. Их сохранение в продуктах питания зависит от кулинарной обработки пищи, условий и продолжительности их хранения.

Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается.

В вареной моркови его вдвое меньше, чем в сырой. Разрушение витамина А происходит и при его сушке.

Высокая температура значительно снижает содержание в пище витаминов группы В. Так, мясо после варки теряет от 15 до 60%, а продукты растительного происхождения- около 1/5 витаминов группы В.

Витамин С легко разрушается при нагревании и соприкосновении с воздухом. Поэтому овощи надо очищать и нарезать прямо самой варкой. Лучше опускать их сразу в кипящую воду и варить недолго в закрытой посуде. Соприкосновение с металлом также разрушает витамин С, поэтому для варки овощей лучше пользоваться эмалированной посудой. Овощные блюда нужно есть сразу же после их приготовления.

Ведущий:

В настоящее время существуют различные витаминно- минеральные препараты. Всем ли необходимо принимать эти препараты? С этим вопросом я обращаюсь к фармацевту.

Фармацевт:

  • Витамины необходимы человеку для поддержания многочисленных функций организма, образования новых тканей и их обновления. Они рекомендуются взрослым и детям при повышенной физической и умственной активности (спорт, напряженная работа или учёба).

  • При нерегулярном и однообразном рационе питания (нерегулярные приемы пищи, недостаток фруктов, овощей и молочных фруктов.)

Ведущий:

- Какой витаминно- минеральный комплекс наиболее популяре в России?

Фармацевт:

Наиболее популярным в России является витаминно – минеральный комплекс « Компливит», который содержит 11 витаминов и 7 минералов.

Комплекс разработан для восполнения физиологической потребности в витаминах и минеральных веществах с учетом суточной потребности. Для профилактики и лечения авитаминозов, дефицита минеральных веществ, а также после перенесённых инфекционных и простудных заболеваний.

Ведущий:

Мы сегодня в передаче рассказали вам лишь о некоторых витаминах, наиболее важных, для жизненных процессов, в организме человека. Много интересного о них вы узнаете в рубрике клуб «Здоровье» в следующем номере газеты «Наша жизнь».

Сейчас у нас детская рубрика (дети рассказывают стихи)

Кто из вас, из овощей,

И вкуснее, и нежней?

Кто при всех болезнях

Будет всех полезней?

Овощи рассказывают о себе.

^ Свекла.

Свеклу надо для борща

И для винегрета.

Ешь сама и угощай-

Лучше свеклы нету!

Капуста
.

Из капусты варят щи.

А какие вкусные пироги

Капустные!

Морковь.

Кто не знает витамины?

Пей всегда морковный сок

И грызи морковку-

Будешь ты тогда, дружок,

Крепким, сильным, ловким.

^ Помидор.

Самый вкусный и приятный,

Уж конечно, сок томатный.

Витаминов много в нем!

Картофель
.

Я, картошка, так скромна,

Слова не сказала,

Но картошка так нужна

И большим, и малым!

Все:

Гигиена и здоровье,

Спорт, закаливанье, труд,

Травы, овощи и фрукты

Рука об руку идут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда-

Важнейшее условие.

Ведущий:

- Как долго нужно принимать витамины? О каких витаминах вы узнали из сегодняшней передачи? Для чего нужно принимать витамины?

- Что бы вы хотели пожелать вашим родителям, друзьям и всем телезрителям?

К сожалению, наша передача подошла к концу, и я хочу всем гостям и телезрителям пожелать доброго здоровья, долгой и счастливой жизни и еще поверить русскому поэту Александру Блоку, утверждавшему: «Сотри случайные черты, и ты увидишь, мир прекрасен». Только светлые и радостные мысли, только чистые помыслы и добрые намерения, только бережное отношение к тому, что дано нам природой, могут сделать нашу земную жизнь долгой и счастливой.

Спасибо всем гостям и телезрителям. До свидания, до следующей пятницы.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект урока по биологии в 8 классе проведённого Ярулиной М. З icon Конспект урока физики проведенного в 7 классе по теме: «Плавание тел»
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный
Конспект урока по биологии в 8 классе проведённого Ярулиной М. З icon План-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник...
План-конспект урока по английскому языку в 5-м классе по теме «Праздник Хэллоуин в Великобритании» (умк «Английский язык» для 5-го...
Конспект урока по биологии в 8 классе проведённого Ярулиной М. З icon Конспект урока в 10 классе (1 час) Цели урока
Методы: объяснительно-иллюстративный, аналитико-синтетический, частично-поисковый
Конспект урока по биологии в 8 классе проведённого Ярулиной М. З icon Конспект урока в 10 классе (1 час) Цели урока
Штольца в романе «Обломов» и совершенствование навыков сравнительной характеристики героев
Конспект урока по биологии в 8 классе проведённого Ярулиной М. З icon Конспект урока в 8 классе тема урока
Основные задачи: Развитие иноязычной коммуникативной компетенции средствами английского языка
Конспект урока по биологии в 8 классе проведённого Ярулиной М. З icon Урока: 1 Систематизация и обобщение знаний учащихся о зиме
Конспект урока развития творческих способностей по ознакомлению с окружающим миром во 2 классе по теме: «Зима в природе»
Конспект урока по биологии в 8 классе проведённого Ярулиной М. З icon План-конспект урока в 9 классе Тема урока «Путешествие: любимые места отдыха»
Образовательная: расширение кругозора за счет ознакомления с традициями организации отдыха в немецкоязычных странах
Конспект урока по биологии в 8 классе проведённого Ярулиной М. З icon Методическая разработка урока обществознания в 10 классе Тема урока:...
Содействовать совершенствованию умений выделять главное в содержании материала и составлять план-конспект, работать с различными...
Конспект урока по биологии в 8 классе проведённого Ярулиной М. З icon Конспект открытого урока по литературе в 11 классе для учителей русского...
«Серебряный век – явление русской культуры, основанное на глубинном единстве всех творцов»
Конспект урока по биологии в 8 классе проведённого Ярулиной М. З icon Конспект урока музыки в 5 классе. Тема: Звать через прошлое в настоящее. Александр Невский
Дидактическая цель урока: Сопоставление образа Александра Невского в музыке и изобразительном искусстве через триптих П. Корина и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница