Скачать 85.68 Kb.
|
ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА БАЗЕ 11 КЛАССОВ. ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ. На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен продемонстрировать:
I. Человек и его здоровье. Анатомия, физиология и гигиена человека - науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды. Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы системы органов). Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная). Опорно - двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Движения в уставах. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Рефлекторная дуга. Работа мышц, влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия. Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови, значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И.И.Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Борьба с эпидемиями. Лимфатическая система. Строение и основные функции. Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Депо крови. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Дыхательные движения. Внешне дыхание и жизненная емкость легких. Понятие о гуморальной регуляции дыхания. Гигиена дыхания. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Работы И.П.Павлова по изучению деятельности слюнных желез. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения в желудке. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания. Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ферменты. Ассимиляция и диссимиляция - две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Нормы питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма. Выделение. Органы мочевыделительной системы. Строение почки. Нефрон. Образование мочи. Регуляция работы почек. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ. Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды. Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий. Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Анализаторы. Строение и функции органа зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Вестибулярный аппарат. Гигиена слуха. Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И.М. Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность, эволюция условнорефлекторной деятельности нервной системы. Значение слова. Сознание мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Антинаучность религиозных представлений о душе. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Отрицательное влияние табака и спиртных напитков на нервную систему. Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников. Роль гормональной регуляции в организме. Эволюция эндокринной системы. Развитие человеческого организма. Воспроизводство организмов. Половые железы половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития ггского и юношеского организмов. IV.Общая биология. Общая биология - предмет об основных закономерностях жизненных явлений. Значение биологии для медицины, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства. ^ Краткие сведения о додарвиновском периоде развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания. ^ Понятие сорта растений и породы животных. Движущие сипы эволюции: наследственность, борьба за существование, изменчивость, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции, его формы. ^ Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности. Микроэволюция. Видообразование как результат микроэволюции. Эволюционная роль мутаций. ^ приспособленность организмов, многообразие видов. Дивергенция. Конвергенция. Использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и в деле охраны природы. ^ Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация, специальная и общая дегенерация. Соотношение различных направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс. Краткая история развития органического мира. Основные ароморфозы в эволюции органического мира. Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру. Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообществ их охрану. ^ Положение человека в системе животных мира. Чарльз Дарвин о происхождении человека от животных. Эволюция приматов. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Древнейшие, древние и современные люди. Человеческие расы, их происхождение и единство. ^ ность социального дарвинизма и расизма. Основы экологии. Предмет и задачи экологии, математическое моделирование в экологии. Экологические факторы. Абиотические и биотические факторы среды. Деятельность человека как экологический фактор. Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор. Фотопериодизм. Вид, его экологическая характеристика. Популяция. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования. Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия. ^ логической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Повышение продуктивности агроценозов на основе мелиорации земель, внедрения новых технологий выращивания растений. Охрана биогеоценозов. ^ Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество, его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная фунции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. В.И.Вернадский о возникновении биосферы. Антропогенные изменения в биосфере. Биосфера в период научно-технического прогресса и здоровье человека. Проблемы окружающей среды: защита от загрязнения, сокращение эталонов и памятников природы, видового разнообразия, биоценозов, ландшафтов. ^ ная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот, эукариот. Содержание химических элементов в клетке. Вода и минеральные соли, их роль в жизнедеятельности клетки. ^ (белки, углеводы, липиды, АТФ, нуклеиновые кислоты), их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК. ^ Энергетический обмен в клетке и его сущность. Значение АТФ в энергетическом обмене. Пластический обмен. Автотрофное и гетеротрофное питание. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Биосинтез белков. Ген и его роль в биосинтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена. Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности. ^ Деление клетки, мейоз и оплодотворение - основа размножения и индивидуального развития организмов. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекул ДНК. Хромосомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы. Деление клетки и его значение. ^ Половые клетки. Мейоз. Развитие половых клеток (гаметогенез). Оплодотворение. Эмбриональный период развития (на примере животных). Постэмбриональное Развитие. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция. Современные представления о биогенетическом законе. ^ Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов и их цитологические основы. Предмет, задачи и методы генетики. Моно- и дигибридное скрещивание. Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения. Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статистический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследования и его цитологические основы. Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом. Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Генетика пола. Хромосомная теория наследственности. Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и других наркотических веществ на наследственность человека. Роль генотипа и условий Внешней среды в формировании фенотипа. ^ Норма реации. Статистические закономерности модификационной изменчивости. Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости Н.И.Вавилова. Экспериментальное получение мутаций. Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия. Генетика и теория эволюции. Генетика популяций. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий, использование ЭВМ в биологических исследованиях. ^ Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов. Задачи современной селекции. Н.И.Вавилов о происхождении культурных растений. Значение исходного материала для селекции. ^ Основные методы селекции и гибридизация, искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Самоопыление перекрестноопыляемых растений. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация. Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домашних животных. Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышленности (получение антибиотиков, ферментных препаратов, кормовых дрожжей и др.). Основные направления биотехнологии (микробиологическая промышленность, генная и клеточная инженерия). |
![]() |
Проблема оптимизации организационной структуры предприятия Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)... |
![]() |
Проблемы молочной промышленности россии. Пути их решения Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное... |
![]() |
Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в гаоу... Огии проводится в соответствии с Правилами приема в педагогический колледж в 2012 году с целью определения возможности поступающих... |
![]() |
Рабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта... |
![]() |
Главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения,... Собеседование по биологии проводится в устной форме. Поступающий в фгоу спо «Мичуринский аграрный колледж» должен |
![]() |
Рабочая программа по биологии, 7 класс 2014-2015 уч г Программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по... |
![]() |
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на... В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе отводится... |
![]() |
Рабочая программа по биологии в 7 классе. Составитель: Учитель биологии Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для 7 класса «Животные», созданная... |
![]() |
Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии Программы по биологии созданная под руководством В. В. Пасечника / автор состовитель Г. М. Пальдяева М.: Дрофа, 2009 соответствует... |
![]() |
Программа по биологии (10-11 классы) Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего... |