Программа по биологии. На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен продемонстрировать




Скачать 85.68 Kb.
Название Программа по биологии. На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен продемонстрировать
Дата публикации 31.08.2016
Размер 85.68 Kb.
Тип Программа
edushk.ru > Биология > Программа
ДЛЯ ПОСТУПАЮЩИХ НА БАЗЕ 11 КЛАССОВ.

ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ.
На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен продемонстрировать:

  1. знание основных понятий, закономерностей и законов, касающихся строения, жизни и развития растительного, животного и человеческого организмов, развития живой при­воды;

  2. знание строения и жизни растений, животных, человека, основные группы растений и классификацию животных;

  3. умение обосновывать выводы, оперировать понятиями при объяснении явлений природы с приведением примеров из практики сельскохозяйственного и промышленного производства, здравоохранения и т.д. Этому умению придается особое значение, так как оно будет свидетельствовать об осмысленности знаний, о понимании излагаемого материла экзаменующимся.

I. Человек и его здоровье.

Анатомия, физиология и гигиена человека - науки, изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья. Гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

Общий обзор организма человека. Общее знакомство с организмом человека (органы системы органов). Элементарные сведения о строении, функциях и размножении клеток. Рефлекс. Краткие сведения о строении и функциях тканей (эпителиальная, соединительная, мышечная и нервная).

Опорно - двигательная система. Значение опорно-двигательной системы. Строение скелета человека. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные, суставы. Движения в уставах. Состав, строение (макроскопическое) и рост костей в толщину. Мышцы, их строение и функции. Нервная регуляция деятельности мышц. Рефлекторная дуга. Работа мышц, влияние ритма и нагрузки на работу мышц. Утомление мышц. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Предупреждение искривления позвоночника и развития плоскостопия.

Кровь. Внутренняя среда организма: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Относительное постоянство внутренней среды. Состав крови: плазма, форменные элементы. Группы крови, значение переливания крови. Свертывание крови как защитная реакция. Эритроциты, лейкоциты и тромбоциты, их строение и функции. Малокровие. Учение И.И.Мечникова о защитных свойствах крови. Иммунитет. Борьба с эпидемиями.

Лимфатическая система. Строение и основные функции.

Кровообращение. Органы кровообращения: сердце и сосуды (артерии, вены, капилляры). Большой и малый круги кровообращения. Сердце, его строение и работа. Автоматия сердца. Понятие о нервной и гуморальной регуляции деятельности сердца. Движение крови по сосудам. Пульс. Кровяное давление. Депо крови. Гигиена сердечно-сосудистой системы.

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания, их строение и функция. Голосовой аппарат. Газообмен в легких и тканях. Транспорт газов кровью. Дыхательные движения. Внеш­не дыхание и жизненная емкость легких. Понятие о гуморальной регуляции дыхания. Гиги­ена дыхания.

Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Пищеварение, ферменты их роль в пищеварении. Строение органов пищеварения. Пищеварение в полости рта. Глотание. Работы И.П.Павлова по изучению деятельности слюнных желез. Пищеварение в желудке. Понятие о нервно-гуморальной регуляции желудочного сокоотделения. Работы И.П. Павлова по изучению пищеварения в желудке. Печень, поджелудочная железа и их роль в пищеварении. Изменение питательных веществ в кишечнике. Всасывание. Гигиена питания.

Обмен веществ. Водно-солевой, белковый, жировой и углеводный обмен. Распад и окисление органических веществ в клетках. Ферменты. Ассимиляция и диссимиляция - две стороны единого процесса обмена веществ. Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Нормы питания. Значение правильного питания. Витамины и их значение для организма.

Выделение. Органы мочевыделительной системы. Строение почки. Нефрон. Образование мочи. Регуляция работы почек. Функции почек. Значение выделения продуктов обмена веществ.

Кожа. Строение и функции кожи. Роль кожи в регуляции теплоотдачи. Закаливание организма. Гигиена кожи и одежды.

Нервная система. Значение нервной системы. Строение и функции спинного мозга отделов головного мозга: продолговатого, среднего, промежуточного, мозжечка. Понятие вегетативной нервной системе. Большие полушария головного мозга. Значение коры больших полушарий.

Анализаторы. Органы чувств. Значение органов чувств. Анализаторы. Строение и функции органа зрения. Гигиена зрения. Строение и функции органа слуха. Вестибулярный аппарат. Гигиена слуха.

Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы. Образование и биологическое значение условных рефлексов. Торможение условных рефлексов. Роль И.М. Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности; его сущность, эволюция условнорефлекторной деятельности нервной системы. Значение слова. Сознание мышление человека как функции высших отделов головного мозга. Антинаучность религиозных представлений о душе. Гигиена физического и умственного труда. Режим труда и отдыха. Сон, его значение. Отрицательное влияние табака и спиртных напитков на нервную систему.

Железы внутренней секреции. Значение желез внутренней секреции. Понятие о гормонах. Гормоны гипофиза, щитовидной железы, поджелудочной железы, надпочечников. Роль гормональной регуляции в организме. Эволюция эндокринной системы.

Развитие человеческого организма. Воспроизводство организмов. Половые железы половые клетки. Оплодотворение. Развитие зародыша человека. Особенности развития ггского и юношеского организмов.

IV.Общая биология.

Общая биология - предмет об основных закономерностях жизненных явлений. Значение биологии для медицины, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства.

^ Эволюционное учение.

Краткие сведения о додарвиновском периоде развития биологии. Основные положения эволюционного учения Ч. Дарвина. Значение теории эволюции для развития естествознания.

^ Критерии вида. Популяция - единица вида и эволюции.

Понятие сорта растений и породы животных.

Движущие сипы эволюции: наследственность, борьба за существование, изменчивость, естественный отбор. Ведущая роль естественного отбора в эволюции, его формы.

^ Искусственный отбор и наследственная изменчивость - основа выведения пород домашних животных и сортов культурных растений.

Возникновение приспособлений. Относительный характер приспособленности. Микроэволюция. Видообразование как результат микроэволюции. Эволюционная роль мутаций.

^ Результаты эволюции: приспособленность организмов, многообразие видов. Дивергенция. Конвергенция.

Использование теории эволюции в сельскохозяйственной практике и в деле охраны природы.

^ Развитие органического мира. Доказательства эволюции органического мира. Главные направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация, специальная и общая дегенерация. Соотношение различных направлений эволюции. Биологический прогресс и регресс. Краткая история развития орга­нического мира.

Основные ароморфозы в эволюции органического мира.

Основные направления эволюции покрытосеменных, насекомых, птиц и млекопитающих в кайнозойскую эру.

Влияние деятельности человека на многообразие видов, природные сообществ их охрану.

^ Происхождение человека. Положение человека в системе животных мира.

Чарльз Дарвин о происхождении человека от животных. Эволюция приматов. Движущие силы антропогенеза: социальные и биологические факторы. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Древнейшие, древние и современные люди.

Человеческие расы, их происхождение и единство. ^ Антинаучная, реакционная сущность социального дарвинизма и расизма.

Основы экологии. Предмет и задачи экологии, математическое моделирование в экологии. Экологи­ческие факторы. Абиотические и биотические факторы среды. Деятельность человека как экологический фактор. Взаимодействие факторов среды. Ограничивающий фактор. Фотопе­риодизм. Вид, его экологическая характеристика.

Популяция. Факторы, вызывающие изменение численности популяций, способы ее регулирования.

Рациональное использование видов, сохранение их разнообразия. ^ Биогеоценоз. Взаимосвязи популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Правша эко­логической пирамиды. Саморегуляция. Смена биогеоценозов. Агроценозы. Повышение про­дуктивности агроценозов на основе мелиорации земель, внедрения новых технологий выра­щивания растений.

Охрана биогеоценозов.

^ Основы учения о биосфере.

Биосфера и ее границы. Биомасса поверхности суши, Мирового океана, почвы. Живое вещество, его газовая, концентрационная, окислительная и восстановительная фунции. Круговорот веществ и превращение энергии в биосфере. В.И.Вернадский о возникнове­нии биосферы. Антропогенные изменения в биосфере. Биосфера в период научно-техничес­кого прогресса и здоровье человека. Проблемы окружающей среды: защита от загрязнения, сокращение эталонов и памятников природы, видового разнообразия, биоценозов, ландшаф­тов.

^ Основы цитологии. Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональ­ная единица живого. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее основных органоидов. Особенности строения клеток прокариот, эукариот.

Содержание химических элементов в клетке. Вода и минеральные соли, их роль в жизнедеятельности клетки. ^ Органические вещества (белки, углеводы, липиды, АТФ, нук­леиновые кислоты), их роль в клетке. Ферменты, их роль в процессах жизнедеятельности. Самоудвоение ДНК.

^ Обмен веществ и преобразование энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке и его сущность. Значение АТФ в энергетическом обмене. Пластический обмен. Автотрофное и гетеротрофное питание. Пути повышения продуктивности сельскохозяйственных растений. Биосинтез белков. Ген и его роль в био­синтезе. Код ДНК. Реакции матричного синтеза. Взаимосвязь процессов пластического и энергетического обмена.

Вирусы, особенности их строения и жизнедеятельности.

^ Размножение и индивидуальное развитие организмов.

Деление клетки, мейоз и оплодотворение - основа размножения и индивидуаль­ного развития организмов. Подготовка клетки к делению. Удвоение молекул ДНК. Хромо­сомы, их гаплоидный и диплоидный набор, постоянство числа и формы.

Деление клетки и его значение.

^ Половое и бесполое размножение организмов. Половые клетки. Мейоз. Развитие половых клеток (гаметогенез). Оплодотворение.

Эмбриональный период развития (на примере животных). Постэмбриональное Развитие. Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция.

Современные представления о биогенетическом законе.

^ Основы генетики.

Основные закономерности наследственности и изменчивости организмов и их цитологические основы.

Предмет, задачи и методы генетики.

Моно- и дигибридное скрещивание. Законы наследственности, установленные Г.Менделем. Доминантные и рецессивные признаки. Аллельные гены. Фенотип и генотип. Гомозигота и гетерозигота. Единообразие первого поколения. Промежуточный характер наследования. Закон расщепления признаков. Статис­тический характер явлений расщепления. Цитологические основы единообразия первого поколения и расщепления признаков во втором поколении. Закон независимого наследова­ния и его цитологические основы.

Сцепленное наследование. Нарушение сцепления. Перекрест хромосом. Генотип как целостная исторически сложившаяся система. Генетика пола. Хро­мосомная теория наследственности.

Значение генетики для медицины и здравоохранения. Вредное влияние никотина, алкоголя и других наркотических веществ на наследственность человека.
Роль генотипа и условий Внешней среды в формировании фенотипа.

^ Модификационная изменцивость. Норма реации. Статистические закономерности модификационной изменчивости.

Мутации, их причины. Закон гомологических рядов в наследственной изменчи­вости Н.И.Вавилова. Экспериментальное получение мутаций.

Мутации как материал для искусственного и естественного отбора. Загрязнение природной среды мутагенами и его последствия.

Генетика и теория эволюции. Генетика популяций. Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий, использование ЭВМ в биологических исследованиях.

^ Основы селекции.

Генетические основы селекции растений, животных и микроорганизмов.

Задачи современной селекции. Н.И.Вавилов о происхождении культурных расте­ний. Значение исходного материала для селекции.

^ Селекция растений. Основные методы селекции и гибридизация, искусственный отбор. Роль естественного отбора в селекции. Самоопыление перекрестноопыляемых расте­ний. Гетерозис. Полиплоидия и отдаленная гибридизация.

Селекция животных. Типы скрещивания и методы разведения. Метод анализа наследственных признаков у животных-производителей. Отдаленная гибридизация домаш­них животных.

Селекция бактерий, грибов, ее значение для микробиологической промышлен­ности (получение антибиотиков, ферментных препаратов, кормовых дрожжей и др.). Основ­ные направления биотехнологии (микробиологическая промышленность, генная и клеточная инженерия).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа по биологии. На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен продемонстрировать icon Проблема оптимизации организационной структуры предприятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования (среднее специальное учебное заведение)...
Программа по биологии. На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен продемонстрировать icon Проблемы молочной промышленности россии. Пути их решения
Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Мордовия среднего профессионального образования (среднее специальное...
Программа по биологии. На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен продемонстрировать icon Программа вступительных испытаний по биологии для поступающих в гаоу...
Огии проводится в соответствии с Правилами приема в педагогический колледж в 2012 году с целью определения возможности поступающих...
Программа по биологии. На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен продемонстрировать icon Рабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта...
Программа по биологии. На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен продемонстрировать icon Главнейших понятий, закономерностей и законов, касающихся строения,...
Собеседование по биологии проводится в устной форме. Поступающий в фгоу спо «Мичуринский аграрный колледж» должен
Программа по биологии. На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен продемонстрировать icon Рабочая программа по биологии, 7 класс 2014-2015 уч г
Программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по...
Программа по биологии. На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен продемонстрировать icon Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на...
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе отводится...
Программа по биологии. На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен продемонстрировать icon Рабочая программа по биологии в 7 классе. Составитель: Учитель биологии
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для 7 класса «Животные», созданная...
Программа по биологии. На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен продемонстрировать icon Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии
Программы по биологии созданная под руководством В. В. Пасечника / автор состовитель Г. М. Пальдяева М.: Дрофа, 2009 соответствует...
Программа по биологии. На экзамене по биологии поступающий в среднее специальное учебное заведение должен продемонстрировать icon Программа по биологии (10-11 классы)
Примерная программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов