Скачать 281.12 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №17» городского округа г. Воронеж Рассмотрена Согласована Утверждаю Руководитель методического Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №17 объединения _________Н.Н Аксинина ___________И.Н. Доросевич ___________ А.Е. Бураков Протокол № от «___ » ________2014г. «____»___________2014 г. Приказ №___ от « ___ » 2014г. Рабочая программа по предмету: биология на 2014 – 2015 учебный год класс___9______ всего часов на учебный год___68_________ количество часов в неделю 2_________ Составитель: Зубарева Наталья Васильевна Воронеж – 2014 г ^ Исходными документами для составления рабочей программы являются:
^ В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. ^
^ Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно- исследовательской компетентностей: 1. Обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников; 2. Добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний; 3. Продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий, выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы. Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели. Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих) ^ В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.в Курс биологии в 9 классе направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в 9 классе составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а также применить умения, приобретенные при изучении биологии. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. ^ Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает для обучения биологии 68 учебных часов (34 учебные недели), в расчёте 2 часа в неделю, из них: лабораторных работ – 8, контрольно - обобщающих уроков – 6, экскурсий – 2. ^ Учебно-тематический план
Основное содержание учебного предмета Введение – 1ч. Биология — наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов.Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы. ^ Цитология — наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и прокариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органические вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие внешней среды на процессы в клетке. Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории. ^ «Сравнение растительной и животной клеток» Лабораторная работа №2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях» ^ «Проницаемость живой и мертвой цитоплазмы» Тема 2 «Размножение и индивидуальное развитие организма» - 5ч. Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. ^ «Митоз в клетках корешка лука». Тема 3 «Основы учения о наследственности и изменчивости» - 11ч. Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов. Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе и хозяйстве. ^ «Статистические закономерности изменчивости» Решение задач по генетике Тема 4 « Основы селекции растений, животных и микроорганизмов» - 5ч. Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. ^ Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов — результат эволюции. Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции. Процессы образования новых видов в природе — видообразование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. ^ «Морфологические особенности растений различных видов» Лабораторная работа № 7 «Изменчивость – общее свойство организмов» ^ Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опарина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологическими коллекциями). ^ Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда — источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции: рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе. Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Биогеоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы. Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. ^ «Выявление приспособленности организмов экологическим факторам среды обитания» Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы. Заключение Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности. ^ - проведение биологического практикума; - информационно-поисковая и исследовательская деятельность; - проектная работа; - подготовка рефератов; - работа в группах (кооперация в обучении). Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию различной информации. Систематизировать материал помогают уроки обобщения и закрепления полученных знаний, которые также реализуются в разнообразных формах деятельности. Все это способствуют формированию у школьников ведущих ключевых компетенций (деятельностной, мыслительной, коммуникативной, информационной, ценностно-смысловой, контрольно-оценочной, личностного самосовершенствования). ^ Презентация творческих и исследовательских работ обучающихся может эффективно проводиться с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. ^ тестовые, самостоятельные, контрольные работы; фронтальные и индивидуальные опросы; отчёты по лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов). Итого за учебный год: лабораторных работ - 8 контрольно – обобщающих уроков – 6 экскурсий - 2 ^ В результате изучения биологии ученик должен Знать:
Уметь Находить:
Объяснять:
^
VJ
домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
^
Учебно-методическое обеспечение Данная рабочая программа реализуется с помощью УМК:
Дополнительная литература:
Методическая литература:
^
|
![]() |
Рабочая программа Деркачёвой Елены Михайловны (высшая квалификационная... М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский... |
![]() |
Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Живой... |
![]() |
Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Человек»,... |
![]() |
Рабочая программа по предмету Биология для 7 класса Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Многообразие... |
![]() |
Рабочая программа по предмету Биология для 9 класса Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Общие... |
![]() |
Рабочая программа по предмету «Биология» Федерального агентства по образованию. Так же учтены рекомендации по составлению рабочих программ, опубликованные в «Примерных программах... |
![]() |
Рабочая программа по предмету «Биология» в 8 классе на 2013 2014учебный год |
![]() |
Рабочая программа по предмету «Биология» в 7 классе на 2013 2014 учебный год |
![]() |
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 8 класс Курс «Биология. Человек» предназначен для формирования у учащихся сознательного и здорового отношения к своему здоровью и здоровью... |
![]() |
Рабочая программа по предмету: биология Руководитель методического Зам директора по увр директор мбоу сош №17 объединения |