Рабочая программа по предмету: биология




Скачать 281.12 Kb.
Название Рабочая программа по предмету: биология
Дата публикации 31.08.2016
Размер 281.12 Kb.
Тип Рабочая программа
edushk.ru > Биология > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №17»

городского округа г. Воронеж

Рассмотрена Согласована Утверждаю

Руководитель методического Зам. директора по УВР Директор МБОУ СОШ №17

объединения _________Н.Н Аксинина ___________И.Н. Доросевич ___________ А.Е. Бураков

Протокол №

от «___ » ________2014г. «____»___________2014 г. Приказ №___

от « ___ » 2014г.
Рабочая программа
по предмету: биология
на 2014 – 2015 учебный год
класс___9______
всего часов на учебный год___68_________
количество часов в неделю 2_________
Составитель: Зубарева Наталья Васильевна


Воронеж – 2014 г


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Исходными документами для составления рабочей программы являются:

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утверждённый Приказом Минобразования РФ 5 марта 2004 года № 1089;

  • Пример­ная программа основного общего образования по биологии, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Авторская программа основного общего образо­вания по биологии для 9 класса «Основы общей биологии» авторов И.Н.Пономаревой, Н.М.Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2008. - 73с.//отражающая содержа­ние примерной програм- мы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся; Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утверждённый приказом Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Учебный план МБОУ СОШ №17


^ Цели и задачи обучения
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся об­щеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

^ Изучение биологии в 9 классе направлено на достижение следующих целей:


  • освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о человеке как биосоциальном существе;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием его собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • формирование способности и готовности использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

^ Задачи раздела «Основы общей биологии»
Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно- исследовательской компетентностей:

1. Обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования через систему уроков и индивидуальные образовательные маршруты учеников;

2. Добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний;

3. Продолжить формирование у школьников общеучебных умений: конспектировать письменный текст и речь выступающего, точно излагать свои мысли при письме через систему заданий,

выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы.

Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы: особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления, продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.

Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей с положительной «Я - концепцией», продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих)

^ Общая характеристика учебного предмета
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 клас­сов. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью це­лей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.в

Курс биологии в 9 классе направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. В программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентаций, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в 9 классе составляют ведущие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на форми­рование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навы­ками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотре­ны уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а так­же применить умения, приобретенные при изучении биологии.

Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к са­мостоятельной учебной работе

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.

^ Место учебного предмета в учебном плане

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса преду­сматривает для обучения биологии 68 учебных часов (34 учебные недели), в расчёте 2 часа в неделю, из них: лабораторных работ – 8, контрольно - обобщающих уроков – 6, экскурсий – 2.
^ Для изучения курса биологии в 9 классе согласно базисному плану предлагается следующий
Учебно-тематический план


Содержание учебного материала

Количество часов по программе

Количество лабораторных и практических работ

Введение

1




Основы учения о клетке

12

3

Размножение и индивидуальное развитие организма

5

1

Основы учения о наследственности и изменчивости

11

1

Основы селекции растений, животных и микроорганизмов

5




Эволюционное учение

Происхождение жизни и развитие органического мира

11

8


2


Основы экологии

15

1

Итого:

68

8


Основное содержание учебного предмета
Введение – 1ч.
Биология — наука о живом мире. Разнообразие и общие свойства живых организмов.Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и пре­вращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация. Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
^ Тема 1 «Основы учения о клетке» – 12ч
Цитоло­гия — наука, изучающая клетку. Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Разнообразие клеток живой природы. Эукариоты и про­кариоты. Особенности строения клеток животных и растений. Вирусы — неклеточная форма жизни. Химический состав клетки: неорганические и органиче­ские вещества в ней. Их разнообразие и свойства. Вода и ее роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокисло­ты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты и их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм са­моудвоения ДНК. Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке. Обмен веществ и превращение энергии — основа жизне­деятельности клетки. Участие ферментов. Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зеленых растений. Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воз­действие внешней среды на процессы в клетке. Краткий экскурс в историю изучения клетки. Основные положения клеточной теории.

^ Лабораторная работа №1 «Сравнение растительной и животной клеток»

Лабораторная работа №2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

^ Лабораторная работа №3 «Проницаемость живой и мертвой цитоплазмы»
Тема 2 «Размножение и индивидуальное развитие организма» - 5ч.
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.

Деление клетки эукариот. Подготовка клетки к делению (интерфаза). Митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Клеточный цикл Особенности половых клеток. Сущность мейоза. Опло­дотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбрио­нальное развитие организмов. Влияние факторов среды на он­тогенез.

Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. ^ Лабораторная работа №4 «Митоз в клетках корешка лука».
Тема 3 «Основы учения о наследственности и изменчивости» - 11ч.
Краткий экскурс в историю генетики. Основные поня­тия генетики: наследственность, ген, генотип, фенотип, измен­чивость. Закономерности изменчивости организмов.

Закономерности наследования признаков. Генетичес­кие эксперименты Г. Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецес­сивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Насле­дование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болез­ни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении. Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная из­менчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины измен­чивости. Опасность загрязнения природной среды мутагенами. Использование мутаций для выведения новых форм растений.

Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биораз­нообразии в природе и хозяйстве.

^ Лабораторная работа №5 «Статистические закономерности изменчивости»

Решение задач по генетике
Тема 4 « Основы селекции растений, животных и микроорганизмов» - 5ч.
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многооб­разия и происхождения культурных растений. Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и ее роль в микробиологической про­мышленности. Понятие о биотехнологии.
^ Тема 5 « Учение об эволюции» - 11ч.
Идея развития органического мира в биологии. Основные положения теории Ч. Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в созда­нии новых форм. Изменчивость организмов в природных усло­виях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчи­вость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбо­ра. Относительный характер приспособленности. Многообра­зие видов — результат эволюции. Современные представления об эволюции органичес­кого мира, основанные на популяционном принципе. Вид, его критерии. Популяционная структура вида. Популяция как фор­ма существования вида и единица эволюции. Элементарный ма­териал и факторы эволюции. Процессы образования новых видов в природе — видо­образование. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенера­ция. Основные закономерности эволюции. Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблема вымирания и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устой­чивом развитии природы.

^ Лабораторная работа №6 «Морфологические особенности растений различных видов»

Лабораторная работа № 7 «Изменчивость – общее свойство организмов»
^ Тема 6 « Происхождение жизни и развитие органического мира» - 8ч.
Представления о возникновении жизни на Земле в исто­рии естествознания. Гипотеза возникновения жизни А.И. Опа­рина и ее развитие в дальнейших исследованиях. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение матричной основы передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первич­ных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биоло­гического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы. Эволюция от анаэробного к аэробному способу дыхания, от прокариот — к эукариотам. Влияние живых организмов на со­став атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв. Возникновение биосферы. Этапы развития жизни на Земле. Основные приспосо­бительные черты наземных растений. Эволюция наземных рас­тений. Освоение суши животными. Основные черты приспо­собленности животных к наземному образу жизни. Появление человека. Влияние человеческой деятельно­сти на природу Земли.

Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличие от них. Доказательства эволюционного происхождения челове­ка от животных. Морфологические и физиологические отли­чительные особенности человека. Речь как средство общения у человека. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь со­циальных и природных факторов в эволюции человека. Соци­альная и природная среда, адаптация к ней человека. Человеческие расы, их родство и происхождение. Чело­век как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные лю­ди, становление Человека разумного. Человек как житель био­сферы и его влияние на природу Земли

Экскурсия. История живой природы местного региона (посещение местного музея краеведения с палеонтологически­ми коллекциями).
^ Тема 7 «Основы экологии» - 15ч.
Экология — наука о взаимосвязях организмов с окружа­ющей средой. Среда — источник веществ, энергии и информа­ции. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, поч­венная, организмы как среда обитания. Экологические факторы среды: абиотические, биотиче­ские и антропогенные. Основные закономерности действия факторов среды на организмы. Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры или влажности): экологические группы и жизненные формы организмов; суточ­ные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Био­тические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение. Основные понятия экологии популяций. Основные ха­рактеристики популяции: рождаемость, выживаемость, числен­ность; плотность, возрастная и половая структура; функциони­рование в природе. Динамика численности популяций в природных сооб­ществах. Биотические связи в регуляции численности. Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Био­геоценоз как биосистема и как экосистема, его компоненты: биогенные элементы, продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза. Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неус­тойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на приме­ре восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообра­зие наземных и водных экосистем. Естественные и искусствен­ные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием де­ятельности человека. Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И. Вер­надского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоев Земли. Биологический круговорот веществ и поток энер­гии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчи­вом развитии биосферы.

Экология как научная основа рационального использо­вания природы и выхода из глобальных экологических кризи­сов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устой­чивого развития природы и общества.

^ Лабораторная работа №8 «Выявление приспособленности организмов экологическим факторам среды обитания»

Экскурсия. Естественные и искусственные экосистемы.
Заключение

Биологическое разнообразие и его значение в жизни на­шей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологи­ческих и экологических знаний для практической деятельности.

^ Автор рабочей программы предусматривает использование разнообразных форм работы с обучающимися:
- проведение биологического практикума;

- информационно-поисковая и исследовательская деятельность;

- проектная работа;

- подготовка рефератов;

- работа в группах (кооперация в обучении).

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию различной информации.

Систематизировать материал помогают уроки обобщения и закрепления полученных знаний, которые также реализуются в разнообразных формах деятельности.

Все это способствуют формированию у школьников ведущих ключевых компетенций (деятельностной, мыслительной, коммуникативной, информационной, ценностно-смысловой, контрольно-оценочной, личностного самосовершенствования).
^ Методические аспекты преподавания курса биологии.

Презентация творческих и исследовательских работ обучающихся может эффективно проводиться с использованием современных информационных и коммуникационных технологий.
^ Формы контроля знаний: тестовые, самостоятельные, контрольные работы;

фронтальные и индивидуальные опросы;

отчёты по лабораторным работам;

творческие задания (защита рефератов и проектов).
Итого за учебный год: лабораторных работ - 8

контрольно – обобщающих уроков – 6

экскурсий - 2

^ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ ПО ПРЕДМЕТУ

В результате изучения биологии ученик должен

Знать:

  • Признаки биологических объектов: живых организмов, генов и хромосом, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона.

  • Сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;

  • Особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведении человека;

Уметь

Находить:

  • В тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;

  • В биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;

  • В различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;

Объяснять:

  • Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;

  • Родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных( на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;

  • Взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • Родство человека с млекопитающими животными; роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающее среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме; . -

^ Проводить простые биологические исследования:

  • Ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты оцытов;: наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонным изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

VJ

  • По результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и

домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, приспособление организмов

к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;

  • Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определённой систематической группе (классификация);

  • Анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдение мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами, вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек(курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных заболеваний;

  • Оказания первой медицинской помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

  • Поведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Учебно-методическое обеспечение

Данная рабочая программа реализуется с помощью УМК:

  1. Пономарёва И.Н.,Корнилова О.А.,Чернова Н.М..Биология. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2011. – 237 с.

  2. Пономарёва И.Н.,Чернова Н.М. //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2008. – 73 с.

  3. Бодрова Н.Ф. Изучение курса «Основы общей биологии» в 9 классе. Книга для учителя. – Воронеж, ВОИПКиПРО, 2008 – 106 с.

  4. Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии в 9 классе. М.: ВАКО, 2008. – 464 с.

Дополнительная литература:

    1. Биология. Энциклопедия /Гл. редактор М. С. Гиляров.ЛМ.: Большая Российская энциклопедия, 2003

    2. Богданова Т. JI. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. - М.: Act - Пресс Школа 2007

    3. Войткевич Г. В., Вронский В. А. Основы учения о биосфере. Книга для учителя. - М. Просвещение, 1989

    4. Воронецов Н. Н. , Сухорукова JI. Н. Эволюция органического мира: факультативный курс: Учебное пособие для 9-10 классов, ср. шк. - М. : Просвещение, 1991

    5. Дорогань А. В., Филиппов В. П. Экология. - Воронеж: Издательство ВОИПКРО, 1995

    6. Криксунов Е. А. и др. Экология: 9 класс: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М., Дрофа, 2005

    7. Лемеза Н. А. , Камлюк Л. В. , Лисов Н. Д. Биология в экзаменационных вопросах и ответах. - М.: Рольф, 2007

    8. Ошмарин А. П., Ошмарина В. И. Экология. Школьный справочник. - Ярославль. Академия развития, 1998

    9. Реймерс Н. Ф. Основные биологические понятия и термины: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1998

    10. Сивоглазов В. И., Сухова Т. С., Козлова Т. А. Биология: общие закономерности: книга для учителя - М.: Школа - Пресс, 1996


Методическая литература:

      1. Анастасова Л. П. Самостоятельные работы учащихся по общей биологии: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1989

      2. Биология для поступающих в вузы (способы решения задач по генетике). Сост. Н. М. Киреева. - Волгоград: Учитель - ACT, 1999

      3. Богданова Т. Л. Биология: задания и упражнения. Пособие для поступающих в вузы. - М.: Высшая школа, 1995

      4. Захаров В. Б. Уроки общей биологии в 9 классе. Метод. Пособие;. - М.: Просвещение, 2001

      5. Красновидова С. С. Дидактические материалы по общей биологии: 10-11 кл. - М.: Просвещение, 2000

      6. Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии: пособие для учителей. - М.: просвещение, 1981


^ Календарно – тематическое планирование




п/п

Дата план.

Дата факт.

Тема урока

Домашнее задание


1
Тема 1
2

3
4
5

6
7

8


9


10
11
12
13

Тема 2

14
15


16

17
18

Тема 3

19

20

21
22

23
24
25-26
27
28

29


Тема 4


30

31
32

33
34

Тема 5
35
36

37

38
39

40
41

42

43
44

45

Тема 6

46
47
48
49
50
51

52
53
Тема 7
54

55
56

57
58

59

60
61
62
63
64
65
66
67

68


04.09


06.09

11.09
13.09
18.09

20.09
25.09

27.09


02.10


04.10
09.10
11.10
16.10
18.10
23.10


25.10

30.10
01.11
13.11

15.11

20.11
22.11

27.11
29.11
04.12-06.12

11.12
13.12


18.12
20.12


25.12
27.12
15.01
15.01

17.01
22.01

24.01

29.01
31.01

05.02
07.02

12.02

14.02
19.02

21.02
26.02
28.02
05.03
07.03
12.03
14.03
19.03
21.03


02.04

04.04
09.04

11.04
16.04

18.04

23.04
25.04
30.04
07.05
14.05
16.05
21.05
23.05

23.05





Введение
«Основы учения о клетке» (12ч.)
Химический состав клетки. Неорганические вещества. Липиды. Углеводы
Белки: строение и функции. Ферменты и их роль
Нуклеиновые кислоты: строение и их функции
Общий план строения клетки. Ядро. Плазматическая мембрана
Цитоплазма
Разнообразие клеток. Вирусы – неклеточная форма жизни
Лабораторный практикум.
Л.р. № 1 «Сравнение растительной и животной клеток»

Л.р. № 2 «Каталитическая активность ферментов в живых тканях»

Л.р. № 3 «Проницаемость живой и мертвой цитоплазмы»
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетический обмен в клетке
Биосинтез белка
Фотосинтез
Клеточная теория
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Основы учения о клетке»
«Размножение и индивидуальное развитие организма» (5 ч.)
Типы и способы размножения организмов
Жизненный цикл клетки. Митоз: фазы и биологическое значение.

Л.р. № 4 «Митоз в клетках корешка лука»
Особенности образования половых клеток. Мейоз: фазы и биологическое значение
Онтогенез и его этапы.
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Размножение и индивидуальное развитие организмов»
«Основы учения о наследственности и изменчивости» (11 ч.)
Генетика как наука: история развития, основные методы и понятия
Моногибридное скрещивание. Первый и второй законы Менделя
Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя
Хромосомная теория наследственности. Закон сцепления генов.
Генетика пола. Сцепленное с полом наследование
Генотип – целостная система
Практикум (решение задач по генетике)
Наследственная изменчивость
Ненаследственная изменчивость.

Лабораторная работа № 5 «Статистические закономерности изменчивости»
Обобщение и систематизация знаний по теме: «Основы учения о наследственности и изменчивости»
«Основы селекции растений, животных и микроорганизмов» (5 ч.)
Предмет и задачи селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений
Методы селекции растений и ее достижения
Особенности селекции животных и ее достижения
Основные направления селекции микроорганизмов
Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы селекции растений, животных и микроорганизмов»
«Учение об эволюции» (11 ч.)
Идея развития органического мира в биологии
Основные положения теории Чарльза Дарвина об эволюции органического мира
Современные представления об эволюции современного мира
Формы естественного отбора
Вид – его критерии и структура. Популяция – единица эволюции
Процессы видообразования
Отражение хода эволюции в систематике органического мира
Основные направления эволюции

Основные закономерности биологической эволюции
Лабораторный практикум.
Лабораторная работа № 6 «Морфологические особенности растений различных видов»

Лабораторная работа № 7 «Изменчивость – общее свойство организмов»
Обобщение и систематизация знаний по теме «Учение об эволюции»
«Происхождение жизни и развитие органического мира» (8 ч.)
Возникновение жизни на Земле
История живой природы в регионе школы (экскурсия)
Развитие жизни на Земле
Доказательства происхождения человека
Факторы антропогенеза
Эволюция приматов
Этапы эволюции человека
Человеческие расы, их родство и происхождение
«Основы экологии»
Экология как наука. Среды жизни и экологические факторы
Общие законы действия факторов среды на организмы
Приспособленность организмов к действиям факторов среды. Лабораторная работа № 8 «Выявление приспособленности организмов к экологическим факторам среды обитания»
Биотические связи в природе
Популяция и её основные экологические характеристики
Функционирование популяции и динамика ее численности
Биоценозы
Биогеоценозы. Экосистемы
Развитие и смена биогеоценозов
Естественные и искусственные экосистемы (экскурсия)
Основные законы устойчивости живой природы
Основы учения В.И.Вернадского о биосфере
Рациональное использование природы и ее охрана
Обобщение и систематизация знаний по теме «Основы экологии»
Заключение




§1-2


§5

§6 с.20-21
с.21-24
§7

§8, табл.
с. 27, зап. в тетр.
повт.§7-8


§12, 9


§10
§11
§4

§13
§14


§15

§16


§17,18

§19

§20
§21

§23,24
§22
Инд. зад.
§25
§26


§27, 29


§28
§30
§31

§36
§37

§38

с.145-146
§39

§40
с.159

§42

§43

повт. тему

§32
§33
§34,35
§45
Зап. в тетр.
§44
§46,47
§48


§50

§51

§52

§53
§54

§55
§56
§57
§58
отчет

§59
с.210,тетр.
§60
Сообщение






Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по предмету: биология icon Рабочая программа Деркачёвой Елены Михайловны (высшая квалификационная...
М.: Дрофа, 2009. – 92, [4] с.) и учебника А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника «Биология. Общая биология» (Каменский...
Рабочая программа по предмету: биология icon Рабочая программа по предмету Биология для 6 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 6 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Живой...
Рабочая программа по предмету: биология icon Рабочая программа по предмету Биология для 8 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Человек»,...
Рабочая программа по предмету: биология icon Рабочая программа по предмету Биология для 7 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 7 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Многообразие...
Рабочая программа по предмету: биология icon Рабочая программа по предмету Биология для 9 класса
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: «Биология. Общие...
Рабочая программа по предмету: биология icon Рабочая программа по предмету «Биология»
Федерального агентства по образованию. Так же учтены рекомендации по составлению рабочих программ, опубликованные в «Примерных программах...
Рабочая программа по предмету: биология icon Рабочая программа по предмету «Биология» в 8 классе на 2013 2014учебный год

Рабочая программа по предмету: биология icon Рабочая программа по предмету «Биология» в 7 классе на 2013 2014 учебный год

Рабочая программа по предмету: биология icon Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 8 класс
Курс «Биология. Человек» предназначен для формирования у учащихся сознательного и здорового отношения к своему здоровью и здоровью...
Рабочая программа по предмету: биология icon Рабочая программа по предмету: биология
Руководитель методического Зам директора по увр директор мбоу сош №17 объединения
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов