Тема урока: «Переливание крови»




Скачать 59.07 Kb.
Название Тема урока: «Переливание крови»
Дата публикации 31.08.2016
Размер 59.07 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Биология > Урок
МОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2.

Тема урока: «Переливание крови»

11 класс

(урок в рамках подготовки к ЕГЭ)

Учитель биологии: Валиева Н.В.

2011 год.

( Открытый урок на РМО учителей биологии)

Переливание крови.

Задачи:

Образовательная: Изучить группы крови человека, причины склеивания (агглютинации) эритроцитов и резус - фактора при переливании крови.

Воспитательные: Познакомить учащихся с правилами переливания крови.

Развивающие: Продолжить формирование умений учащихся в решении генетических задач и отработать изученные понятия.

^ Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: перчатки, реактивы «цоликлонов АВО», покровные стекла. Электронное приложение к учебнику 8 класса.

Основные понятия: агглютиногены А и В, агглютинины а и в; донор, реципиент, резус- фактор, иммунологический конфликт.

^ Ход урока.

  1. Актуализация знаний учащихся.

Загадка:

Повторяем вновь и вновь

Кислород разносит ……….. (кровь).

/Галерея, интерактивный рисунок, №63 (пробирка с кровью).

  1. Из каких компонентов состоит внутренняя среда? Как они связаны между собой?

  2. Каков состав крови и каково ее значение для организма?

  3. Назовите форменные элементы крови и их функции.




  • Тренажер. Внутренняя среда. Значение крови и её состав. 14 заданий.



  1. Изучение нового материала.

/Галерея, интерактивные рисунки, № 76 (Созревание эритроцитов)

/Галерея, интерактивные схемы, №17 (Особенности крови людей разных групп/

При большой кровопотере необходимо переливание крови. Причины неудач и тяжелых осложнений при переливании крови были выявлены в 1901 году австрийцем К. Ландштейнером и 1903 году чехом Я.Янским. Они показали, что при смешивании крови разных людей часто наблюдается склеивание эритроцитов друг с другом – агглютинация. Исследования выявили, что а мембране эритроцтов содержатся агглютинируемые факторы белковой природы – агглютиногены (антигены) А и В. В эритроцитах разных людей они могут быть по одному, вместе либо отсутствовать.

В плазме крови были обнаружены агглютинины (антитела) – α и β. В крови разных людей они могут быть по одному, вместе либо отсутствовать. Агглютиноген А (В) и агглютинин α и β называются одноименными.

Агглютинин α склеивает эритроциты с агглютиногеном А, а агглютинин β с агглютиногеном В. Поэтому в крови каждого человека находятся разноименные аггютиноген и агглютинин. У людей имеются четыре комбинации, или группы: I (0) группа – эритроиты не содержат агглютиногенов А и В, а в плазме имеются агглютинины α и β; II (А) группа – в эритроцитах имеется аглютиноген А, а в плазме – агглютинин β; III (В) группа – соответственно агглютиноген В и агглютинин α; IV (АВ) группа – в эритроцитах имеется аглютиногены А и В, а аглютинины отсутствуют.

Группа крови (система АВО)

I

II

III

IV

В мембранах эритроцитов

(агглютиногены АиВ)

О

А

В

АВ

В плазме

(агглютинины α и β)

α и β

β

α

о

Как видно из таблицы, агглютинация (склеивание) эритроцитов происходит в том случае, когда эритроциты донора (дающего кровь) встречаются с одноименными агглютининами реципиента (получающего кровь).

Людям I группы крови можно переливать кровь только этой группы. Кровь I группы можно переливать людям всех групп. Поэтому людей с I группой крови называют универсальными донорами. Людей с IV группой крови можно переливать кровь всех групп, поэтому их называют универсальными реципиентами.

Проблема: Определите в ходе выполнения лабораторной работы, кому и чью кровь можно переливать.

Лабораторная работа.

Учет реакции агглютинации при определении группы крови с помощью «цоликлонов АВО».

Цоликон

Анти - А

Цоликлон

Анти - В

Цоликлон

Анти - АВ

Группа крови

------------------

----------------

---------------

О (I)

+++++

----------------

+++++

А (II)

-----------------

+++++

+++++

В (III)

+++++

+++++

+++++

АВ (IV)

Схема переливания крови.

d:\билогоия\8 школа\биология, 8 кл. человек\edu_r75_bio8\data\res\resd458bd77-0a01-022a-0013-a8281337ca05

Вывод:

1.

Фамилия, имя.

Группа

крови.

Максимова Дарья

2

Крючкова Анастасия

2

Казанцева Анастасия

3

Гришина Наталья

1

Земсков Павел

1

Буданов Кирилл

4

Матасов Максим

2









  1. Определить кому из учащихся, чью кровь можно перелить?

  2. Составить индивидуальную схему учащегося переливания своей крови с одноклассникам.

Задача на группу крови.

В родительном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого – II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите, кто чей ребёнок?

/Галерея, анимация, №27 (Плод и мать)/

К настоящему времени выявлено более 200 различных агглютиногенов, не входящих в систему АВО. Одним из них является резус – фактор.(Rh). Он обнаружен у 85% людей (резус-положительная кровь, Rh+), 15% людей имеют резус- отрицательную кровь (Rh-). В этом случае в крови реципиента вырабатываются иммунные антирезус-агглютинины, вызывающие внутрисосудистое свертывание крови.

Наличие или отсутствие системы Rh-агглютиногенов учитывают при переливании крови, наряду с групповой принадлежностью по АВ0. Rh-отрицательному больному нужно переливать кровь Rh-отрицательного донора. Rh-принадлежность имеет особое значение при взаимоотношениях матери и плода. Резус-конфликт возникает в случае, если мать имеет Rh-, а плод Rh+. Организм матери в ответ на внедрение чужеродного белка вырабатывает специфические антирезус антитела. Эти антитела могут проникать через сосуды плаценты, и поэтому во время последующих беременностей эритроциты плода могут подвергаться их действию, в результате чего возникает их агглютинация с последующим гемолизом. Возникает иммунологический конфликт, следствием которого являются гемолитическая желтуха, водянка новорожденного или выкидыш.

    1. Обобщение закрепление изученного материала.



  • Жидкая часть крови –

  • Эритроциты переносят …

  • Эритроциты содержат белок …

  • Клетки, участвующие в защите организма от чужеродных тел –

  • Человек, отдающий кровь –

  • Человек, получающий кровь –

  • Универсальный донор – человек, имеющий … группу крови.

  • Универсальный реципиент – человек, имеющий … группу крови.

  • Агглютинация –

  • Агглютиногены –

  • Агглютинины -

  1. Домашнее задание.

Подготовить кроссворд ключевое слово 1 вар реципиент

2 вар эритроцит.

Задача на группу крови.

В родительном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого – II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите, кто чей ребёнок?

Задача на группу крови.

В родительном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого – II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите, кто чей ребёнок?

Задача на группу крови.

В родительном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого – II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите, кто чей ребёнок?

Задача на группу крови.

В родительном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого – II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите, кто чей ребёнок?

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Тема урока: «Переливание крови» icon Переливание крови
Это операция, по другому трансплантация крови, т к кровь – это ткань. Есть показания, противопоказания и осложнения
Тема урока: «Переливание крови» icon Лекция «Донорство и переливание крови»
Донорство не просто медицинская процедура. Это самый простой и доступный способ сделать нашу жизнь хоть чуточку лучше
Тема урока: «Переливание крови» icon Конспект врача выпуск №56 (1059)
Под термином «трансфузионная терапия» подразумевают переливание крови и ее компонентов. В практической деятельности достаточно часто...
Тема урока: «Переливание крови» icon Урока: закрепление знаний и умений. Форма
Цель урока: закрепить навыки решения задач по наследованию групп крови, признаков, сцепленных с полом
Тема урока: «Переливание крови» icon Урок игра «Поле чудес» план урока тема урока
Тема урока: Проверочная работа за Iсеместр I курса. Специальность повар, кондитер
Тема урока: «Переливание крови» icon Изосерологическая несовместимость крови матери и плода
Изосерологическая несовместимость (изоиммунизация) крови матери и плода — это образование антител в крови матери в ответ на проникновение...
Тема урока: «Переливание крови» icon Урока Тема урока Кол-во часов
Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник»
Тема урока: «Переливание крови» icon Урока Тема урока Содержание урока
Развитие понятия о художественной литературе как образном отражении действительности
Тема урока: «Переливание крови» icon Конспект урока №1 Современные подходы к оформлению сайтов. Юзабилити. Цели урока
Тема сегодняшнего урока – “Современные подходы к оформлению сайтов. Юзабилити” (тема урока представлена на экране)
Тема урока: «Переливание крови» icon План-конспект урока Тема урока: «Стеклянный мир» в романе Е. Замятина «Мы»
Цель урока: на основе анализа романа и исторических источников определить позицию человека в тоталитарном государстве
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов