Скачать 59.07 Kb.
|
МОУ Луховицкая средняя общеобразовательная школа №2. Тема урока: «Переливание крови» 11 класс (урок в рамках подготовки к ЕГЭ) Учитель биологии: Валиева Н.В. 2011 год. ( Открытый урок на РМО учителей биологии) Переливание крови. Задачи: Образовательная: Изучить группы крови человека, причины склеивания (агглютинации) эритроцитов и резус - фактора при переливании крови. Воспитательные: Познакомить учащихся с правилами переливания крови. Развивающие: Продолжить формирование умений учащихся в решении генетических задач и отработать изученные понятия. ^ : Комбинированный. Оборудование: перчатки, реактивы «цоликлонов АВО», покровные стекла. Электронное приложение к учебнику 8 класса. Основные понятия: агглютиногены А и В, агглютинины а и в; донор, реципиент, резус- фактор, иммунологический конфликт. ^
Загадка: Повторяем вновь и вновь Кислород разносит ……….. (кровь). /Галерея, интерактивный рисунок, №63 (пробирка с кровью).
/Галерея, интерактивные рисунки, № 76 (Созревание эритроцитов) /Галерея, интерактивные схемы, №17 (Особенности крови людей разных групп/ При большой кровопотере необходимо переливание крови. Причины неудач и тяжелых осложнений при переливании крови были выявлены в 1901 году австрийцем К. Ландштейнером и 1903 году чехом Я.Янским. Они показали, что при смешивании крови разных людей часто наблюдается склеивание эритроцитов друг с другом – агглютинация. Исследования выявили, что а мембране эритроцтов содержатся агглютинируемые факторы белковой природы – агглютиногены (антигены) А и В. В эритроцитах разных людей они могут быть по одному, вместе либо отсутствовать. В плазме крови были обнаружены агглютинины (антитела) – α и β. В крови разных людей они могут быть по одному, вместе либо отсутствовать. Агглютиноген А (В) и агглютинин α и β называются одноименными. Агглютинин α склеивает эритроциты с агглютиногеном А, а агглютинин β с агглютиногеном В. Поэтому в крови каждого человека находятся разноименные аггютиноген и агглютинин. У людей имеются четыре комбинации, или группы: I (0) группа – эритроиты не содержат агглютиногенов А и В, а в плазме имеются агглютинины α и β; II (А) группа – в эритроцитах имеется аглютиноген А, а в плазме – агглютинин β; III (В) группа – соответственно агглютиноген В и агглютинин α; IV (АВ) группа – в эритроцитах имеется аглютиногены А и В, а аглютинины отсутствуют.
Как видно из таблицы, агглютинация (склеивание) эритроцитов происходит в том случае, когда эритроциты донора (дающего кровь) встречаются с одноименными агглютининами реципиента (получающего кровь). Людям I группы крови можно переливать кровь только этой группы. Кровь I группы можно переливать людям всех групп. Поэтому людей с I группой крови называют универсальными донорами. Людей с IV группой крови можно переливать кровь всех групп, поэтому их называют универсальными реципиентами. Проблема: Определите в ходе выполнения лабораторной работы, кому и чью кровь можно переливать. Лабораторная работа. Учет реакции агглютинации при определении группы крови с помощью «цоликлонов АВО».
Схема переливания крови. ![]() Вывод: 1.
Задача на группу крови. В родительном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого – II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите, кто чей ребёнок? /Галерея, анимация, №27 (Плод и мать)/ К настоящему времени выявлено более 200 различных агглютиногенов, не входящих в систему АВО. Одним из них является резус – фактор.(Rh). Он обнаружен у 85% людей (резус-положительная кровь, Rh+), 15% людей имеют резус- отрицательную кровь (Rh-). В этом случае в крови реципиента вырабатываются иммунные антирезус-агглютинины, вызывающие внутрисосудистое свертывание крови. Наличие или отсутствие системы Rh-агглютиногенов учитывают при переливании крови, наряду с групповой принадлежностью по АВ0. Rh-отрицательному больному нужно переливать кровь Rh-отрицательного донора. Rh-принадлежность имеет особое значение при взаимоотношениях матери и плода. Резус-конфликт возникает в случае, если мать имеет Rh-, а плод Rh+. Организм матери в ответ на внедрение чужеродного белка вырабатывает специфические антирезус антитела. Эти антитела могут проникать через сосуды плаценты, и поэтому во время последующих беременностей эритроциты плода могут подвергаться их действию, в результате чего возникает их агглютинация с последующим гемолизом. Возникает иммунологический конфликт, следствием которого являются гемолитическая желтуха, водянка новорожденного или выкидыш.
Подготовить кроссворд ключевое слово 1 вар реципиент 2 вар эритроцит. Задача на группу крови. В родительном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого – II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите, кто чей ребёнок? Задача на группу крови. В родительном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого – II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите, кто чей ребёнок? Задача на группу крови. В родительном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого – II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите, кто чей ребёнок? Задача на группу крови. В родительном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и II группы крови, родители другого – II и IV. Исследование показало, что дети имеют I и II группы крови. Определите, кто чей ребёнок? |
![]() |
Переливание крови Это операция, по другому трансплантация крови, т к кровь – это ткань. Есть показания, противопоказания и осложнения |
![]() |
Лекция «Донорство и переливание крови» Донорство не просто медицинская процедура. Это самый простой и доступный способ сделать нашу жизнь хоть чуточку лучше |
![]() |
Конспект врача выпуск №56 (1059) Под термином «трансфузионная терапия» подразумевают переливание крови и ее компонентов. В практической деятельности достаточно часто... |
![]() |
Урока: закрепление знаний и умений. Форма Цель урока: закрепить навыки решения задач по наследованию групп крови, признаков, сцепленных с полом |
![]() |
Урок игра «Поле чудес» план урока тема урока Тема урока: Проверочная работа за Iсеместр I курса. Специальность повар, кондитер |
![]() |
Изосерологическая несовместимость крови матери и плода Изосерологическая несовместимость (изоиммунизация) крови матери и плода — это образование антител в крови матери в ответ на проникновение... |
![]() |
Урока Тема урока Кол-во часов Г. Р. Державин. Жизнь и творчество. Тема поэта и поэзии в стихотворении «Памятник» |
![]() |
Урока Тема урока Содержание урока Развитие понятия о художественной литературе как образном отражении действительности |
![]() |
Конспект урока №1 Современные подходы к оформлению сайтов. Юзабилити. Цели урока Тема сегодняшнего урока – “Современные подходы к оформлению сайтов. Юзабилити” (тема урока представлена на экране) |
![]() |
План-конспект урока Тема урока: «Стеклянный мир» в романе Е. Замятина «Мы» Цель урока: на основе анализа романа и исторических источников определить позицию человека в тоталитарном государстве |