Рабочая программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка




Скачать 325.72 Kb.
Название Рабочая программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка
страница 1/4
Дата публикации 23.02.2016
Размер 325.72 Kb.
Тип Рабочая программа
edushk.ru > Биология > Рабочая программа
  1   2   3   4
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии, 7 класс

(2 часа в неделю, 68 часов)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренный совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования. (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263), за основу рабочей программы взята: Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт.-сост. Г. М. Пальдяева.-2-е изд., стереотип.-М.: Дрофа, 2010.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю.

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания животных;

  2. овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  4. воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

  5. иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.

Рабочая программа ориентирована на учебник:

В. В. Латюшин, В. А. Шапкин. Биология. Животные. 7 класс. М., «Дрофа», 2012г.
^

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ


В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; растений, животных и грибов своего региона;

  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;


уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

  • распознавать и описывать: наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;

  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; соблюдения правил поведения в окружающей среде;

  • проведения наблюдений за растениями и домашними животными.

^ Содержание программы

Введение.

Общие сведения о животном мире (2 часа)

Роль зоологии в формировании естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения животных. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
РАЗДЕЛ 1

Многообразие животных – результат эволюции (34 часа)

  • Простейшие.

Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

  • ^ Многоклеточные животные.

Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  • Лабораторная работа.

Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация разнообразных моллюсков и их раковин.

Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звезд и других иглокожих, видеофильма.

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  • Лабораторная работа

Знакомство с многообразием ракообразных.

Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

  • Лабораторная работа.

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип Хордовые. Подтип Бесчерепные. Класс Ланцетники. Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

  • Лабораторная работа.

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс Земноводные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

  • Лабораторная работа.

Изучение внешнего строения птиц в связи с образом жизни.

  • Экскурсия.

Изучение и многообразие птиц

Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих.

Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.
РАЗДЕЛ 2

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

(14 часов)

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

  • Лабораторная работа.

Изучение особенностей различных покровов тела.

РАЗДЕЛ 3
Индивидуальное развитие животных (3 часа)

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

  • Лабораторная работа.

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
РАЗДЕЛ 4

Развитие животного мира на Земле (3часа)

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
РАЗДЕЛ 5

Биоценозы (4 часа)

Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

  • Экскурсии.

Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
РАЗДЕЛ 6

Животный мир и хозяйственная деятельность человека (5 часов)

Воздействие человека и его деятельности человека на животных. Промыслы. Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

  • Экскурсия.

Посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

^ Резерв времени – 5 часов.

Изменения, внесенные в авторскую программу


Тема

По авторской программе

По адаптированной программе

Простейшие




Л. р. 1. «Многообразие простейших»

Многообразие животных – результат эволюции

34

36 (+2 часа на обобщающие уроки из резерва)







Л. р. 2 «Многообразие круглых червей»




Л. р. Знакомство с многообразием кольчатых червей.

Л. р. 3 «Внешнее строение дождевого червя»







Л. р. 4 «Особенности строения и жизни моллюсков»







Обобщающий урок по теме «Многоклеточные беспозвоночные животные»







Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные»

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных













Л. р. 10 «Изучение способа передвижения животных»







Л. р. 11 «Изучение способов дыхания животных»







Л. р. 12 «Изучение ответной реакции животных на раздражение»







Л. р. 13 «Изучение органов чувств животных»

Развитие животного мира на Земле

3 часа

4 часа (+1 час из резерва)

Биоценозы

4 часа

5 часов (+1 часа из резерва)

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

5 часов

4 часа (-1 час)

Итого

70 часов

68 часов


^ Календарно-тематическое планирование
Введение.

Общие сведения о животном мире (2 часа)

3адачи темы: познакомить учащихся с зоологией - наукой о животных, этапами ее развития, основными достижениями, многообразием животного мира, характерными признаками животного организма, чертами сходства и различия между животными, растениями, грибами, бактериями; раскрыть роль животных в природе и их значение в жизни человека, продолжить на этой основе формирование представлений о единстве живой природы; познакомить учащихся с учебником «Животные», его структурой, с правилами работы с ним, а также с учебной литературой для внеклассного чтения.

Урок 1. История развития зоологии







Урок 2. Современная зоология







Учащиеся должны знать:

  • что изучает зоология;

  • этапы развития зоологии;

  • основные достижения зоологии;

  • многообразие животного мира;

  • характерные признаки животного организма;

  • черты сходства и различия между животными, растениями, грибами, бактериями.

Учащиеся должны уметь:

  • раскрывать роль животных в природе и их значение в жизни человека;

  • доказывать единство живой природы;

  • работать с учебником «Животные»;

  • работать с учебной литературой для внеклассного чтения.


РАЗДЕЛ 1
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка icon Рабочая программа учителя по биологии 8 класс Пояснительная записка...
В программе предусмотрены лабораторные работы. Программа рассчитана на 68 часов, т е. 2 часа в неделю. Данной программе соответствует...
Рабочая программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка icon Рабочая программа по истории 8 класс Пояснительная записка
А. А., Косулина Л. Г. «История России – XIX век» ( Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5-11...
Рабочая программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка icon Пояснительная записка рабочая программа составлена на основе программы...
М.: Дрофа, 2010. полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки...
Рабочая программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка icon Пояснительная записка Настоящая программа составлена на основе стандарта,...
Базового курса информатики и икт учащимися 8-9 классов в течении 105 часов (в том числе в VIII классе 35 учебных часа из расчета...
Рабочая программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка icon Рабочая программа педагога якушевой Алены Васильевны, по сбо 8 класс....
Согласно Федеральному базисному учебному плану, специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, данная рабочая...
Рабочая программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка icon Пояснительная записка Изучение базового курса информатики рекомендуется...
«Информатика и икт» в основной школе. В федеральном базисном учебном плане курс изучается в течение двух лет с 8 по 9 класс, 8 класс...
Рабочая программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка icon Приказ № от 2013 г рабочая программа по истории. Базовый уровень. 7 класс
«История» в 7 классе из расчета 2 учебных часа в неделю. Курсы всеобщей истории и истории России изучаются последовательно, сначала...
Рабочая программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка icon Пояснительная записка рабочая программа учителя по курсу окружающий...
Рабочая программа учителя по курсу окружающий мир для учащихся 2-го класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели)...
Рабочая программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка icon Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса Количество...
Количество часов 29 часов за год, 1 четверть 0,5 часа в неделю, 2, 3, 4четверти-1 час в неделю
Рабочая программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка icon Пояснительная записка Русский язык, 5 класс
Программы по русскому языку для общеобразовательных школ (авторы: М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский, Москва, Просвещение,...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница