Формирование здорового образа жизни




Скачать 277.49 Kb.
Название Формирование здорового образа жизни
страница 1/3
Дата публикации 06.03.2016
Размер 277.49 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы
  1   2   3


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вейделевская средняя общеобразовательная школа

Вейделевского района Белгородской области»

Формирование здорового образа жизни

учащихся путем создания системы

физического воспитания в школе

Автор опыта:

Посохов Владимир Михайлович,

учитель физической культуры

Вейделевской средней школы

Вейделевка2011


Содержание:

  1. Актуальность опыта

  2. Теоретическая база опыта

  3. Технология опыта

  4. Результативность опыта

Библиографический список

  1. Актуальность опыта.

Здоровье - величайшая ценность. Хорошее здоровье - основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, основа для . успешной самореализации личности.

Отрадно заметить, что в настоящее время система образования повернулась лицом к проблеме сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения. Задача школы и педагогов заключается не в том, чтобы ученика наполнить как сосуд знаниями и выпустить его за порог школы, радуясь, что наконец-то доучили. Основная задача заключается в том, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, сформировать успешную личность, готовую полноценно жить, работать, растить свое будущее поколение. Без здоровья это недостижимо. Поэтому фундамент благополучия будущих поколений, которая закладывает школа, должен основываться на охране здоровья школьников, на формировании и воспитании их культуры здоровья. Это может быть достигнуто путем реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих образовательных технологий, которые используются педагогикой здоровья.

Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идет на пользу здоровья учащихся. «Если здоровьесберегающие технологии связывать с решением задачи охраны здоровья, то к здоровьесберегающим технологиям будут относиться педагогические приемы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в общеобразовательном учреждении» (Н.К.Смирнов).

Но очевидно, что задача школы по подготовке учащихся к самостоятельной жизни предполагает не только охрану здоровья, но и формирование у них культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями в области здоровья. Поэтому в данном контексте необходимо говорить и о здоровьеформирующих образовательных технологиях, понимая под этим психолого-педагогические технологии, программы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, формирование представлений о здоровье как ценности, а также мотивацию на ведение здорового образа жизни.

  1. ^ Теоретическая база опыта.

Школа должна не только охранять здоровье школьников, но и развивать у них компетентности здоровьеформирующего характера. И только тогда работа школы по сохранению, укреплению и формированию здоровья будет считаться полноценной и эффективной, когда профессионально, в системе реализуются здоровьесберегающие и здоровьеформирующие образовательные технологии.

Задачи, преследуемые в ходе реализации здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий:

-разработка и реализация представлений о сущности здоровья;

-разработка и построение диагностической и мониторинговой моделей оценки и прогнозирования уровня здоровья;

-формирование «психологии» здоровья, мотивации к коррекции образа жизни индивида с целью укрепления здоровья;

-реализация индивидуальных оздоровительных программ;

-овладение методиками и методами современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий, умений использования их при самостоятельных занятиях;

-познание индивидуальных особенностей организма;

-приобретение компетентности в физкультурно-оздоровительной сфере; -приобретение компетентности в оздоровительно-реабилитационной сфере.

Внедряя в учебно-воспитательный процесс эту программу, мы способствуем тому, что обучающиеся больше получают информацию о наиболее часто встречающихся заболеваниях, их причинах, механизмах развития, внешних проявлениях, и что самое важное, знакомятся с путями самооздоровления с помощью основных средств физической культуры. Стимулом к занятиям является не чья-то внешняя оценка, а процесс самосовершенствования и самооздоровления.

Программа содержит большой теоретический раздел, который информирует учащихся о наиболее часто встречающихся заболеваниях, их причинах, механизмах развития,, внешних проявлениях, и доступно знакомит с путями самооздоровления с помощью средств физической культуры.

«Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Древнее изречение Гиппократа в наш век проникновения во все сферы деятельности научно-технического прогресса становится в высшей степени актуальным.

Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным, наиболее доступным для различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Для того, чтобы дети росли здоровыми необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

В этой работе освещаются вопросы физического воспитания и здорового образа жизни учащихся, а также система физкультурно-оздоровительной работы в МОУ Вейделевской СОШ.

^ ЦЕЛЬ РАБОТЫ: Показать, как приобщаются учащиеся к физической культуре, к здоровому образу жизни, а также как идет подготовка учащихся к жизни и к выполнению социальных функций.

В рамках этой поставленной цели в физкультурно-оздоровительной работе решаются следующие конкретные ЗАДА ЧИ:

1. Оздоровительные задачи, физического воспитания.

  • Охрана и укрепление здоровья учащихся

  • Достижение полноценного физического развития

2. Образовательные задачи:

Расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ здорового образа жизни;

  • Развитие двигательных способностей;

  • Создание представлений об индивидуальных психосоматических и психосоциальных особенностях, адаптивных свойствах организма и способах их совершенствования с целью укрепления здоровья, поддержания его оптимального функционального состояния.

  1. Воспитательные задачи:

  • Формирование интереса и потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом;

  • Воспитание и формирование практических умений в организации' проведении самостоятельных форм занятий физкультурой с различной функциональной и социально-ориентированной направленностью;

  • Воспитание индивидульно-психологических особенностей в общении и коллективном взаимодействии средствами и методами спортивно-рекреационной деятельности.

^ Научная основа заключается в разработке конкретных валеологических программ, повышающих общий культурный, физический уровень, способствующий выбору здорового образа жизни, с целью укрепления и сохранения здоровья учащихся в процессе обучения.

^ Теоретическая основа работы заключается в разработке программ, комплексных упражнений необходимых для физического воспитания учащихся, а также методов, направленных на формирование здорового образа жизни.

^ Практическая основа работы заключается в применении разработанных методов с учащимися и в рассмотрении полученных результатов.

3. Технология опыта.

Обоснование рационального двигательного режима для детей, является одной из наиболее сложных проблем современной возрастной физиологии.

Недостаток двигательной активности учащихся отражается, прежде всего, на деятельности сердечно-сосудистой системы. Даже незначительное время отсутствия полной двигательной активности у нетренированных людей (до 7-8 суток) ухудшает сократимость скелетных мышц, изменяет физико-химические свойства мышечных белков. За время из костной ткани вымывается кальций. При этом снижается реакция организма к факторам, среды - перегреванию, охлаждению, недостатку кислорода и др.

Достаточно большим: количеством работ отечественных и зарубежных авторов, показано, что совершенствование качества двигательной деятельности, прогрессивный рост спортивных результатов возможны только при максимальном и высоком уровне двигательной активности. В то же время недостаточный или минимальный уровень двигательной активности сопровождается дисгармонией основных систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, др.). Чрезмерные физические нагрузки ведут к перенапряжению сердца.

На развитие физических качеств оптимальное влияние оказывает высокий уровень двигательной активности, являясь двигательным базисом, человека. При высоком его уровне повышается резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды перегреванию, охлаждению, действию ускорений и перегрузок.

При этом физическое развитие носит гармоничный характер, и, как правило, соответствует средним возрастным нормам учащихся. При планировании физических нагрузок следует исходить, прежде всего, из оптимальных индивидуальных норм, которые обеспечивали бы разностороннее, гармоническое развитие ребенка, а не из потребного форсированного роста спортивных результатов. Физиологический эффект от школьного урока физической культуры на организм занимающегося, зависит от его задач и характера учебной работы. При этом величина физической нагрузки для учащихся может быть значительно ниже величин оптимально допустимых. Степень таких уроков на организм занимающихся в целом и на вегетативные функции невелика. Однако на уроках общей физической подготовки и на занятиях спортивных секций школьного коллектива физической культуры нагрузка может значительно увеличиваться и достигать должных научно - обоснованных норм двигательной активности.

Как уже отмечалось ранее, разные возрастные периоды для школьников также различны и задачи физического воспитания, неодинаковы средства и методы их решения. В младшем школьном возрасте начинается приобщение детей к систематическим занятиям физическими упражнениями, поэтому физиологическим особенностям растущего организма ребенка должно уделяться особое внимание.

Замечено, например, что увеличение размеров тела у детей и подростков происходит неравномерно (гетерохронно). Рост и развитие происходят тем интенсивней, чем моложе ребенок.

Наибольшее увеличение массы тела у школьников отмечается в те же возрастные периоды, что и повышение роста. При этом увеличение массы тела обуславливает развитие мышечной массы и внутренних органов. Опорно-двигательный аппарат формируется постепенно. Например, окостенение фаланг пальцев завершается к 9-11 годам, костей запястья - к 10-13 годам, а формирование трубчатых костей - лишь к 15-25 годам.

Оптимальный объем' физических упражнений благоприятно воздействует на развитие костного аппарата. Но если подросток выполняет неадекватную его возрасту физическую нагрузку, то может происходить

преждевременное окостенение и прекращение роста трубчатых костей организма. Мышечно-связочный аппарат у детей и подростков обладает хорошей эластичностью. У них наибольшая гибкость в сравнении со взрослыми и более старшими учащимися. В этих возрастных группах скелетные мышцы развиваются пропорционально увеличению размеров тела, а мышечная масса опережает развитие силы. Отставание в развитии силы, при этом, обусловлено не физиологическим ее поперечником, а способностью включения меньшего числа функциональных двигательных единиц в работу. Поэтому школьники младшего и среднего возраста не могут выполнять значительную мышечную силовую нагрузку. Развитие силовых возможностей человека заканчивается лишь к 20-25 годам. Однако максимальная сила кистей рук у школьников, активно занимающихся физкультурой и спортом, может быть достаточно высокой и по своим показателям приближаться к уровню взрослых. У младших школьников достаточно высокая возбудимость мышц. Это может являться основой для развития качества быстроты, которое без специальной тренировки заканчивается уже к 13-14 годам. Базовое физическое качество выносливость развивается несколько позднее, нежели скоростные качества. Вместе с тем, при соответствующей тренировке, показатели скоростной выносливости могут быть достаточно высокими и в подростковом возрасте.

В центральной нервной системе процессы возбуждения и торможения у детей обладают небольшой силой, но достаточной уравновешенностью. Сила нервных процессов и работоспособность нервных клеток с возрастом повышаются. У младших школьников процессы возбуждения обычно, как правило, преобладают над процессами торможения, поэтому в начале обучения их, например, элемента техники, происходит достаточно широкая иррадиация возбуждения. Способность к развитию торможения в центральной нервной системе с возрастом повышается. Преобладание возбудительных процессов у детей и подростков четче выражается в предстартовом состоянии. Школьники способны быстро усваивать новые движения, чему в известной мере способствует высокая пластичность центральной нервной системы, созданием предпосылок к формированию условно-рефлекторных связей. Следовательно, обучение спортивной технике следует начинать уже в младшем школьном возрасте.

Органы кровообращения школьников также имеют свои отличительные особенности. Так, например, размеры и вес сердца увеличиваются параллельно с размерами и массой тела. Физические упражнения способствуют развитию сердечной мышцы. Однако объем и интенсивность тренировочных нагрузок при этом должны быть адекватными возможностям организма занимающихся. Применение же больших нагрузок может сопровождаться чрезмерной гипертрофией сердечной мышцы. Частота сердечных сокращений в состоянии покоя, по мере развития организма ребенка уменьшается, а систолический и минутный объемы крови возрастают. Уже к 15-16 годам жизни эти показатели становятся такими же, как и у взрослых. У детей, занимающихся спортом и систематически физическими упражнениями минутный объем крови увеличивается медленнее, чем у не занимающихся. Это объясняется экономизацией окислительных процессов в тканях организма ребенка при занятиях, физическими упражнениями.

Артериальное давление у школьников с возрастом повышается, причем у занимающихся спортом, активно и систематически физическими упражнениями быстрее, чем у не занимающихся ими.

При выполнении одинаковой (стандартной) мышечной работы частота сердечных сокращений в большей степени увеличивается у младших школьников, в сравнении с более старшими, а восстановление этого показателя у них происходит медленнее. Ухудшение сосудистых, реакций, у подростков отмечается лишь тогда, когда они систематически не занимаются физическими упражнениями. У школьников-спортсменов и занимающихся физическими упражнениями систематически, эффективность сосудистых реакций с возрастом, а, следовательно, и с улучшением адаптивных способностей организма к мышечной деятельности увеличивается, Это играет существенную роль в повышении работоспособности, так как сосудистые реакции обеспечивают рабочую гиперемию мышц.

У старших школьников увеличение грудной полости и развитие дыхательных мышц способствует повышению общей и жизненной емкости легких. Потребление кислорода, легочная вентиляция в состоянии покоя увеличиваются с возрастом, параллельно с ростом общей массы тела и развитием скелетной мускулатуры школьников. Частота дыхания: с возрастом уменьшается, легочная же вентиляция увеличивается, обеспечивая при этом более углубленное дыхание. При выполнении упражнений предельной мощности, когда показатель потребления кислорода становится равным максимальной величине (МПК), у 17-ти летних, потребление кислорода повышается до 5 л/мин и более. У 13-ти летних школьников этот показатель не превышает в среднем - 2,5-л/мин. При больших физических нагрузках (особенно при динамической циклической работе субмаксимальной и умеренной мощности) решающим, является не только аэробная, но и анаэробная производительность, т.е. способность выполнять работу при недостаточном снабжении организма занимающегося кислородом. Оценивать эту способность можно по произвольной задержке дыхания. При этом нужно иметь в виду то, что чем дольше человек способен задержать дыхание, тем: лучше адаптированы ткани его организма к недостатку кислорода. При этом, показатель задержки дыхания у детей ниже в сравнении со взрослыми, а, следовательно, ткани их организма меньше приспособлены к деятельности его при понижении кислорода в крови.

У школьников, в сравнении со взрослыми, отмечается более высокий обмен веществ и энергии, что является одной из главных особенностей бурно растущего организма. Основной обмен (расход энергии в состоянии покоя) идет тем интенсивнее, чем моложе организм ребенка. Нормальное физическое развитие школьника предполагается тогда, когда процессы ассимиляции преобладают над процессами диссимиляции. Поэтому питание его должно быть достаточным по калорийности и полноценным по содержанию необходимых питательных веществ, которые содержат компоненты белковой пищи, т.к. белки являются основным пластическим материалом, строящим ткани: организма ребенка.

Процесс управления физическими движениями школьника обусловлен сложной деятельностью отделов головного мозга. При этом созревание нервных клеток, которые участвуют в управлении движениями, заканчивается к 13-14 годам. С этого возраста движения у школьников могут быть такими же хорошо координированными, как и у взрослых. Поэтому у подростков появляется реальная возможность по освоению достаточно сложной спортивной техники, как и у взрослых. Вместе с тем, проприорецетивная чувствительность (точная информация об особенностях работы мышц) полностью формируется к 13-14 годам. Поэтому подростки позволяет преподавателям физического воспитания, организаторам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы вести индивидуальный подход к учащимся общеобразовательных, учреждений с учетом возрастных физиологических и педагогических особенностей к предпосылкам их физического воспитания, о чем речь пойдет ниже.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование здорового образа жизни icon Примерная программа формирования ценности здоровья и здорового образа...
«формирование культуры здорового и безопасного образа жизни в условиях введения нового федерального государственного образовательного...
Формирование здорового образа жизни icon Пояснительная записка рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни»
Рабочая программа курса «Основы здорового образа жизни» для учащихся 6-х классов общеобразовательной школы составлена на основе Региональной...
Формирование здорового образа жизни icon На заседании Учёного совета
Физическое воспитание и формирование здоровье сберегающей среды и здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни icon Анализ деятельности школы моу «Колосковская средней ообщеобразовательной...
И целями школы в прошедшем году являлись формирование общей культуры обучающихся на основе усвоения обязательного уровня общеобразовательных...
Формирование здорового образа жизни icon Проект программы формирования экологической культуры, здорового и...
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта — это комплексная...
Формирование здорового образа жизни icon Развитие здравоохранения
Подпрограмма 1 «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»
Формирование здорового образа жизни icon Классный час на тему: «правильное питание или «человек есть то, что он ест»
Цель: воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни icon Обсуждено и принято на заседании педагогического совета лицея от «28» августа 2013 г
Формирование здорового образа жизни детей и взрослых через интеграцию всех видов деятельности дошкольного учреждения
Формирование здорового образа жизни icon Программа "Обучение здоровью" Рассмотрено на педагогическом совете...
Деятельность школы по сохранению здоровья учащихся и формирование здорового образа жизни
Формирование здорового образа жизни icon Постановление от 25 декабря 2012 г. N 1374 о программе по формированию...
Санкт-Петербурга по вопросам формирования здорового образа жизни и в соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 8 Закона Санкт-Петербурга...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов