Как правильно закаливать ребенка




Скачать 342.42 Kb.
Название Как правильно закаливать ребенка
страница 1/3
Дата публикации 06.03.2016
Размер 342.42 Kb.
Тип Документы
edushk.ru > Биология > Документы
  1   2   3
Сонькин Валентин Дмитриевич – заместитель директора Института возрастной физиологии Российской академии образования, доктор биологических наук, профессор, г. Москва

Анохина Ирина Анатольевна – доцент Ульяновского государственного педагогического университета им. И.Н. Ульянова, кандидат биологических наук, г. Ульяновск

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАКАЛИВАТЬ РЕБЕНКА
С 2002 года Институтом возрастной физиологии Российской академии образования и Центром образования и здоровья Министерства образования Российской Федерации издается научно-популярная серия «Ваш ребенок: азбука здоровья и развития». Серия адресована родителям дошкольников и младших школьников, помогает осмыслить актуальные проблемы сохранения и укрепления здоровья детей и организовать их воспитание и обучение в соответствии с требованиями здоровьесбережения.

Представляя серию, мы предлагаем вам познакомиться с брошюрой В.Д. Сонькина и И.А. Анохиной «Как правильно закаливать ребенка», фрагменты которой публикуем с любезного разрешения издателей.
Дети болеют. Этот грустный факт так же непреложен, как и тот, что дети растут. Но, в отличие от последнего, детские болезни не доставляют радости ни им самим, ни родителям. Высокая температура, ломота во всем теле, слабость, капризы... Микстуры, градусники, горчичники, таблетки... Бессонные ночи. Беспокойные дни. Ну ладно бы еще «детские» инфекции. Куда обиднее, когда ребенок постоянно простужается. Не хотите, чтобы малыш болел, — закаляйте его.

Закаливание — воздействие контрастных температур на организм, цель которого — укрепить организм, его иммунные системы. Впервые о закаливании человека с научных позиций стали писать в середине

XIX в., хотя еще в 1775 г. знаменитый в ту пору русский врач С.Г. Зыбелин рекомендовал своим высокопоставленным пациентам использовать контрастные температурные процедуры для укрепления организма. Между прочим, русская национальная забава — парная баня, документально зафиксированная в монастырских летописях и описаниях иностранных путешественников еще в Средневековье, — одна из таких оздоровительных контрастных температурных процедур. За счет чего происходит закаливание человека, в те годы еще, разумеется, не знали. Но, как это часто бывает, грамотно осмысленный практический опыт на много десятилетий (и даже столетий) опережал развитие теории.

Большой вклад в теорию и практику закаливания внесли два крупнейших русских педиатра начала XX в. — профессора В.В. Гориневский и Г.Н. Сперанский. Хотя и они еще не могли точно разобраться в тонких физиологических механизмах этого процесса, однако принципы, которые были ими разработаны, практически без изменений дошли до нашего времени, и все существующие сегодня разумные системы закаливания так или иначе восходят к разработкам этих выдающихся деятелей отечественной медицинской науки.

Вот эти принципы, дополненные некоторыми другими, разработанными учеными за последующие сто лет:

В.В. Гориневский (1900):

1. В основе всякого закаливания лежит привычка к известного рода раздражителю.

2. Привычка образуется, когда раздражитель действует в течение более или менее продолжительного времени с некоторым постоянством.

3. Должен быть постепенный переход от слабых к сильным раздражителям.

4. Чтобы удержать за организмом результат его приспособляемости к раздражителю, т.е. чтобы закал сохранился, нужно поддерживать привычку к раздражителю.

5. Все приемы закаливания, пользующиеся раздражителями большой силы, в особенности в раннем возрасте, должны быть отвергнуты как опасные и вредные.

Г.Н. Сперанский (1910):

6. Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье ребенка.

7. Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка и его возраст.

8. Закаливающие мероприятия проводятся при положительных эмоциональных реакциях ребенка.

9. Начинать закаливание можно в любое время года, однако предпочтительнее теплое время (в холодное время года степень воздействия средовыми факторами в начале закаливания уменьшается и нарастание их должно быть более постепенным, чем в теплое время года).

10. Воздействия должны осуществляться систематически.

11. Необходимо постепенное нарастание интенсивности закаливающих мероприятий.

12. Возобновление процедур после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливания, но нарастание воздействий должно идти быстрее, чем при начальном периоде закаливания.

Е.А. Аркин (1951):

13. Необходима предварительная подготовка организма для закаливания.

14. Нужна большая осторожность в первых шагах закаливания, т.е. при применении закаливания к ребенку впервые.

15. Требуется контроль, который может быть осуществлен лишь при активном участии врача.

А.И. Подшибякин (1980):

16. Важна тренировка организма к слабым и сильным, коротким, замедленным и средним по силе и времени воздействия охлаждениям с тем, чтобы выработалась готовность организма к оптимальному реагированию на широкий диапазон перепадов температуры.

17. Выполнять закаливающие процедуры необходимо как в покое, так и при различной двигательной активности.

18. Требуется сочетанность общего и местного закаливания. Оптимальная устойчивость достигается только в том случае, если закаливанию подвергаются как наиболее уязвимые к действию физического агента части тела (стопы, шея, поясничная область, когда-то травмированные места), так и все тело.

19. Необходим учет предшествующей деятельности организма, связанной с уменьшением дозы действия закаливающего агента из-за возможной суммации реакций организма на закаливание с оставшимися изменениями (следовыми процессами), вызванными необычными мышечными, а также непривычными эмоционально-психологическими нагрузками.

20. При использовании нескольких закаливающих воздействий в течение дня следует делать между ними перерывы с тем, чтобы избежать переохлаждений, перегреваний и пр. Каждую последующую процедуру следует выполнять только после полного восстановления температуры кожи.

Г.В. Терентьева (1983):

21. Проводить закаливающие мероприятия следует на фоне теплового комфорта.

22. Для эффективной тренировки аппарата терморегуляции необходимо усиление закаливающих воздействий, которые должны быть достаточно сильными, но ограниченными во времени.

А что, собственно, происходит с организмом в процессе закаливания? Почему закалка помогает побеждать болезни?

Организм человека устроен так, чтобы температура внутри него постоянно поддерживалась на уровне 37°С. Постоянство температуры — важное условие для нормальной работы всех физиологических систем. По этой причине, когда нам жарко, мы потеем: испаряющийся пот охлаждает тело. Когда нам холодно, мы начинаем согреваться: либо включаем мышечную дрожь, либо прыгаем или бегаем. Если сохранить тепло не удается, то наступает переохлаждение — верный путь к простуде.

Почему так происходит? Дело в том, что охлаждение — общее или местное — ведет к быстрому сужению поверхностных кровеносных сосудов. Это вполне целесообразная физиологическая реакция с точки зрения заботы организма о поддержании постоянства температуры, но из-за этого поверхностно расположенные клетки, на которые пришлось основное воздействие холода, недополучают питания и кислорода. Ухудшение условий питания дестабилизирует работу клеток, а главное — тормозит активность иммунных систем. Защитный барьер ослабевает, и вредные микроорганизмы беспрепятственно проникают внутрь нашего тела. Там, в условиях постоянной, оптимальной для них температуры и неограниченных питательных ресурсов, они быстро размножаются и отравляют человека своими выделениями: мы заболеваем.

Как с этим бороться? Есть только один разумный путь — приучить клетки нашего организма к частой смене температур, и тогда они не будут реагировать на кратковременное или локальное охлаждение.

У ребенка система терморегуляции (т.е. поддержания постоянной температуры тела и его частей) еще несовершенна, как и его иммунитет. Поэтому приучение детского организма к температурным перепадам очень эффективно оберегает его в дальнейшем от разнообразных простуд.

Мягкие закаливающие процедуры можно (и нужно!) применять начиная с 2–3-месячного возраста, но учтите: организм младенца не способен «запомнить» эффекты закаливания, его нужно тренировать к воздействию разных температур постоянно. Если почему-либо произошел перерыв в закаливании, потом надо будет все начинать сначала. А вот в период от 5 до 7 лет формирующиеся в организме нервные и гуморальные механизмы усваивают закаливающие «уроки» гораздо лучше. В организме остается «физиологическая память», которая значительно дольше сохраняется, да и потом, после некоторого перерыва, позволяет гораздо быстрее восстановить достигнутый раньше уровень сопротивляемости организма к простудным заболеваниям. В старшем дошкольном возрасте закаливание оказывается наиболее эффективным, это оптимальный для него период.

В медико-педагогической литературе существует несколько классификаций методов закаливания. В зависимости от используемых природных средств выделяют:

  • закаливание воздухом: хорошая вентиляция помещения, облегченная одежда, прогулки и дневной сон с доступом свежего воздуха, воздушные ванны, хождение босиком;

  • закаливание водой — бывает местное и общее. К местному относят умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса, местное обмывание ног, контрастное обливание. Общее включает купание в бассейне или открытых водоемах, обтирание или обливание всего тела;

  • закаливание солнцем и ультрафиолетовое облучение.

Есть методы, которые напрямую нельзя отнести к закаливающим, но они очень важны для общего успеха оздоровления ребенка. Это так называемые неспецифические закаливающие процедуры:

  • неспецифические воздушные процедуры — поддержание микроклимата в помещениях в пределах гигиенических нормативов; рациональная и гигиеничная одежда; ежедневные воздушные ванны при переодевании ко сну или на физкультурное занятие; занятия физкультурой и проведение различных мероприятий на свежем воздухе; хождение босиком в летнее время по траве, песку, гравию, а также при утренней гимнастике и физкультурных занятиях в комнате с теплым полом; прогулки и сон на свежем воздухе;

  • неспецифические водные процедуры — гигиенические ванны, подмывания, мытье рук и лица, мытье ног перед сном, игры с водой, купание в водоемах и т.д.

Другие методы прямо направлены на адаптацию детского организма к перепадам температур и повышению его устойчивости к микробам, поэтому они называются специфическими закаливающими процедурами. К ним относятся воздушные, свето-воздушные, солнечные ванны; ультрафиолетовое облучение; водные процедуры, в том числе плавание, обливание, обтирание, контрастный душ; массаж, гимнастика и физические упражнения. Как видно из этого перечня, закаливание в детском возрасте врачи рекомендуют сочетать с физическими упражнениями. Следует отметить, что для взрослых благотворность такого сочетания менее очевидна, есть даже эксперименты, доказывающие, что некоторые виды физических нагрузок могут противоречить закаливанию. В этом одно из важных различий детского и взрослого организмов.

Методы закаливания различают также по «охвату» воздействия. К местным процедурам относят закаливание особо чувствительных участков тела: обливание стоп с постепенным снижением температуры воды, хождение босиком, полоскание горла водой комнатной температуры. К общим процедурам относят душ, общее обливание из шланга (летом), частичное обливание до пояса, купание в естественных водоемах и бассейнах, воздушные ванны в движении, некоторые виды спорта (конькобежный, лыжный, плавание и др.), солнечные ванны.

Физиологи считают, что сильным закаливающим эффектом для детей обладает так называемый динамический, или пульсирующий, микроклимат. При создании пульсирующего микроклимата используются холод и тепло, т.е. те два фактора, контраст между которыми (внезапное охлаждение после перегревания) чаще всего провоцирует заболевания ребенка. К этим методам относятся, в частности, контрастные воздушные ванны и души.

Эффективными бывают не отдельные приемы и методы, а их умелое сочетание, позволяющее обеспечить «разносторонний закал», как выражались врачи в начале XX в. Специалисты Научно-исследовательского института педиатрии рекомендуют такие сочетания: обмывание водой температурой 14–16 °С шеи, груди, рук; воздушные ванны с утренней гимнастикой; максимальное по длительности пребывание детей на свежем воздухе; контрастное обливание ног водой 28–16–28 °С после прогулки; дневной сон на свежем воздухе при открытых окнах летом и форточках зимой. Кроме того, детям нужно давать витамины с оротатом калия, благотворно влияющие на иммунные процессы.

Известный отечественный возрастной физиолог Ю.Ф. Змановский предлагает для закаливания дошкольников и младших школьников использовать ежедневную ходьбу босиком в помещении (в течение 15 минут), прогулки в течение 3 часов, воздушные ванны до и после дневного сна, ежедневную утреннюю гимнастику (10 минут), физкультурные занятия не менее 2 раз в неделю по 35–45 минут с предварительным проведением самомассажа рук и ног (5–7 минут).

Специалисты в области гигиены закаливания рекомендуют наряду с утренней гимнастикой, регулярными занятиями по развитию движений, прогулками на свежем воздухе проводить дополнительно специальные закаливающие процедуры (влажные обтирания, обливания ног прохладной водой) и занятия в плавательном бассейне 2 раза в неделю.

В специальном исследовании О.Г. Ивановой (1983) проводился сравнительный анализ различных систем закаливания, и наиболее эффективной оказалась система, включающая воздушные ванны, обливание ног, занятия физическими упражнениями, проводимые круглогодично на открытом воздухе в облегченной спортивной одежде, а также гигиенические мероприятия, направленные на обеспечение теплового комфорта организма детей. Сходные результаты были получены и в самое последнее время при физиолого-гигиеническом анализе нескольких различных систем закаливания.

В примерной программе закаливания (см. табл.) средства, используемые для закаливания детей 5–10 лет, разделены на три группы в зависимости от главного действующего фактора: воздушные, водные процедуры и физическая активность. Пользуясь этой таблицей и учитывая, что вашему ребенку нравится больше, а что — меньше, вы самостоятельно сможете составить комплексы, обеспечивающие постепенное закаливание. Старайтесь при этом, чтобы в комплекс вошли все три типа закаливающих средств: воздушно-солнечные, водные и двигательные. Только в сочетании они способны принести максимальный эффект.
Таблица. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ЗАКАЛИВАНИЯ

Ежедневные мероприятия (независимо от этапа)

Средство

Условия проведения

Время сеанса

Периодичность

Вентиляция помещения

Холодно (ниже 10 °С)

Умеренно

(от 10 до 30 °С)

Жарко (свыше 30 °С)

30 – 40 мин

15 – 20 мин
5 – 10 мин

4 – 5 раз в день

Прогулки на улице в удобной одежде

Тепло (летом –

выше 20 °С;

зимой – выше 0 °С)

Умеренно (летом –

15 – 20 °С; зимой – от 0 до –10 °С)

Холодно (летом – ниже 15 °С; зимой – ниже 10 °С)

3 – 4 ч

2 – 3 ч

1,5 – 2 ч

Ежедневно

Самомассаж рук и ног

Утром перед гимнастикой

5 – 7 мин

Ежедневно

Утренняя гимнастика

Утром перед водными процедурами

7 – 10 мин

Ежедневно

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Как правильно закаливать ребенка icon Правильно организованное семейное воспитание важнейшее условие физического...
Правильно организованное семейное воспитание – важнейшее условие физического и умственного развития ребёнка. Прежде всего, перед...
Как правильно закаливать ребенка icon В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно?
На специализированных курсах будущим мамам рассказывают, как правильно одеть ребёнка, чтобы ему было комфортно
Как правильно закаливать ребенка icon Информационная безопасность вашего ребёнка
Интернете. Это относится и к детям, которые склонны думать: "Раз в Интернете – значит, правильно". У газет или журналов есть проверяющие...
Как правильно закаливать ребенка icon Книга американского психотерапевта Ж. Ледлофф будет полезна психологам,...
Л 922 Как вырастить ребенка счастливым. Принцип преемственности — Мю: Генезис, 2003. — 207 с
Как правильно закаливать ребенка icon Пояснительная записка начальное экономическое образование является...
Поэтому очень важно именно в это время правильно преподнести детям ту экономическую информацию, с которой они сталкиваются в реальной...
Как правильно закаливать ребенка icon 1 Ребенок развивается, формируется как личность под влиянием окружающей...
Дошкольная педагогика как самостоятельная педагогическая наука. Задачи дошкольной педагогики
Как правильно закаливать ребенка icon Работа с родителями агрессивного ребенка
...
Как правильно закаливать ребенка icon Как устанавливается отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка?
В соответствии со ст. 48 Семейного кодекса Российской Федерации, отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается...
Как правильно закаливать ребенка icon Закон перехода от интер- к интрапсихическим процессам по Л. С. Выготскому:...
Л. С. Выготскому: «Всякая функция в культурном развитии ребенка выходит на сцену дважды, в двух планах, — сперва в социальном, потом...
Как правильно закаливать ребенка icon Отчету предъявляются следующие основные требования
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов