Скачать 488.71 Kb.
|
НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ Квалификационная работа Использование интерактивных методов в обучении биологии учителя биологии I квалификационной категории Базинской сош, р.п. Бутурлино Тихоновой Светланы Юрьевны. научный руководитель: зав. кафедрой естественнонаучного образования Алексеева Елена Владимировна 2007 год Содержание1. Введение. …………………………………………………………………………………... 2 2. Сущность интерактивных методов обучения. …………………………………………… 6 3. Активизация познавательной деятельности учащихся в системе уроков биологии ……………………………………………………………………………9 4. Психолого – дидактические основы усвоения учебного материала. ………....................23 5. Способы активизации познавательной деятельности учащихся. ……………………… 28 6. Инновационные подходы к оценке деятельности учащихся…………………………….. 31 7. Результаты …………………………………………………………………………………..32 8. Литература ………………………………………………………………………………... 33 Введение.Большие изменения, происходящие в социально-экономической сфере нашей жизни, поставили общество перед необходимостью решения многих важных проблем. Одной из них является задача модернизации российского образования – повышение его доступнос-ти, качества и эффективности, что повлекло за собой пересмотр содержания образования. Введение Федеральных образовательных стандартов усложняет и увеличивает объем учебного материала и, вместе с тем, нередко уменьшает время, отводимое на его изуче-ние, в частности, по биологии. Одна из важнейших задач, поставленная реформой школы, - учить школьников учить-ся, самостоятельно приобретать и пополнять свои знания, научиться приёмам их эффек-тивного усвоения, самостоятельного приобретения и углубления. Базовый курс биологии призван служить одной из основ развития личностных качеств каждого отдельного учени-ка и подготовки его к жизни, предстоящей трудовой деятельности. Познавательная деятельность – это деятельность, непосредственно направленная на ус-воение науки и культуры, накопленных человечеством. Предметы науки – это особые предметы, с которыми надо научиться действовать. В структуру познавательной деятельности входят: Информация ![]() ![]() ![]() ![]() Результат К У К У К Деятельность Цель ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ^ Задачи Содержание Формы Методы ![]() ![]() Средства ![]() ![]() ![]() ![]() Приёмы Схема Моисеева, где КУ – конкретный учитель, КУ – конкретный ученик, УПДШ – учебно – познавательная деятельность школьника 1. Учебная задача - это то, что ученик должен освоить. 2. Учебное действие - это изменения учебного материала, необходимые для его освое- ния учеником, это то что ученик должен сделать, чтобы обнаружить свойства того пред-мета, который он изучает. 3. Действие контроля – это указание на то, правильно ли ученик осуществляет действие, соответствующее образцу. 4. Действие оценки – определение того, достиг ли ученик результата или нет. В построении учебной деятельности и заключается задача учителя – научить ребенка учиться. Чрезвычайно важной проблемой является умение научить учиться. Трудность решения этой проблемы состоит в том, что 1. овладение учащимися знаниями, умениями и навыками зависит от их индивидуальных особенностей, определяющих те субъективные трудности, которые испытывают разные учащиеся при усвоении содержания материала различной сложности и общности; 2. мотив, с которым ребенок приходит на урок, часто бывает не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять на уроке. Процесс учения должен быть построен так, чтобы преодолеть - противоречие между формами обучения и индивидуальным характером усвоения учебного материала; - разный уровень интереса учащихся к данному предмету; - негативное отношение части учащихся к обучению и др; чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Побуждать к учению должно то содержание, которому ребенка учат на уроке, считал Д.Б. Эльконин, поэтому необходимо формировать познавательную мотивацию. Формирование такой познавательной мотивации тесно связано с содержанием и спосо-бами обучения. При традиционных способах обучения формирования познавательной мотивации может и не быть. Глубоко прав был замечательный французский писатель А.Франс, который говорил : «Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом». А «аппетит» возникает у ученика только в том случае, если знания добыты, найдены, подтверждены его собствен-ными усилиями, подогретыми интересом. Заученное без понимания и интереса обладает печальным свойством быстро забываться. Г.И. Щукина выделяет четыре уровня развития познавательного интереса: 1. Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, обусловленная чисто внешними, привлекающими внимание человека обстоятельствами; с устранением внеш-ней причины пропадает. 2. Любознательность – состояние личности, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. Побуждается деятельностью, встречающиеся труд-ности – не пугают, заставляют искать причины неудач и выход из сложившейся ситуации. 3. ^ – характеризуется избирательностью, поступательным движе-ние школьника в познавательной деятельности, поиском интересующей его информации. 4. ^ – связан со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки и использованием их как инструментов познания. Сформировать интерес к предмету можно с помощью соответствующих методов: |
![]() |
Тематическое планирование уроков по биологии в 11 классе Тематическое планирование уроков по биологии в 11 классе к учебнику А. А. Каменский, Е. А. Крискунов, В. В. Пасечник «Биология. Общая... |
![]() |
Тематическое планирование уроков по биологии в 8 классе Предметы изучения наук о человеке: анатомии, физиологии, гигиены, психологии. Методы изучения: самонаблюдение, наблюдение, лабораторный... |
![]() |
Рабочая программа по биологии в 10 -11 классе. Составитель: Учитель биологии Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в 10-11 классах. Программа составлена на основе стандарта... |
![]() |
Календарно-тематическое планирование уроков по биологии, 7 класс Зоология как наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных... |
![]() |
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на... В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 5 классе отводится... |
![]() |
Рабочая программа по биологии, 7 класс 2014-2015 уч г Программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по... |
![]() |
Рабочая программа по биологии в 8 классе. Составитель: Учитель биологии Программы по биологии созданная под руководством В. В. Пасечника / автор состовитель Г. М. Пальдяева М.: Дрофа, 2009 соответствует... |
![]() |
Конкурс методических разработок Система уроков по творчеству Л. Н. Толстого в 6 классе и методические рекомендации к проведению уроков с использованием приема «чтение... |
![]() |
Рабочая программа по биологии в 7 классе. Составитель: Учитель биологии Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы по биологии для 7 класса «Животные», созданная... |
![]() |
Урока по биологии 9 класс. Тема урока: Биология наука о живом мире.... «Введение в общую биологию и экологию»; сформировать у учащихся четкое представление о современных проблемах общей биологии и понимание... |