Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий




Скачать 308.32 Kb.
Название Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий
Дата публикации 19.03.2016
Размер 308.32 Kb.
Тип Учебник
edushk.ru > Биология > Учебник

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (2 часа}

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная система живой природы как отражение эволюции жизни на Земле. Царства живой природы.

Требования к ЗУН:

Называть основные царства организмов.

Перечислять факторы эволюции.

Объяснять значение классификации организмов.

РАЗДЕЛ 1

Царство Прокариоты (3 часа)

Тема 1.1. Многообразие, особенности строения

и происхождение прокариотических организмов (3 часа)

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение ( на примере представителей полцарства Настоящие бактерии).

• Демонстрация. Схемы возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов; развитие царств растений и животных, представленных т учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий.

• Основные понятия. Безъядерные (прокариотические) клетки. Клетки, имеющие ограниченное оболочкой ядро. Клетка — элементарная структурно-функциональная единица всего живого.

• Умения. Объяснять с материалистических позиций процесс возникновения жизни на Земле как естественное событие в цепи эволюционных преобразований материи в целом.

^ Требования к ЗУН:

Распознавать и описывать строение бактериальной клетки.

Объяснять особенности жизнедеятельности клетки.

Выделять особенности строения и жизнедеятельности бактерий разных групп.

Объяснять роль бактерий в природе и жизни человека.

РАЗДЕЛ 2

Царство Грибы (5ч)

Тема 2.1. Общая характеристика грибов (4часа)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическое значение. \ Отдел Настоящие грибы, особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека. Отдел Оомицеты; распространение и экологическая роль.

•Демонстрация. Схемы строения представителей различных систематических групп грибов. Различные представители царства Грибы. Строение плодового тела шляпочного гриба.

• Лабораторная работа Строение плесневого гриба мукора.

• Лабораторная работа Распознавание съедобных и ядовитых грибов*.

^ Требования к ЗУН:

Распознавать и описывать внешнее строение грибов, основных органоидов грибной клетки.

Называть способы питания многоклеточных грибов.

Выделять особенности царства Грибы.

Сравнивать грибы с растениями и животными.

Называть значение плесневых грибов в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать строение плесневых грибов.

Объяснять роль плесневых грибов в природе и жизни человека.

Приводить примеры шляпочных грибов Курганской области.

Распознавать и описывать съедобные и ядовитые шляпочные грибы.

Тема 2.2. Лишайники (1час)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишайников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространенность и экологическая роль лишайников.

• Демонстрация. Схемы строения лишайников. Различные представители лишайников.

• Основные понятия. Царства живой природы. Доядерные (прокариотические) организмы; бактерии, цианобактерии. Эукариотические организмы, имеющие ограниченное оболочкой ядро.

• Умения. Объяснять особенности организации клеток прокариот; строение грибов и лишайников. Приводить примеры распространенности прокариот, грибов и лишайников и характеризовать их роль в биоценозах.

^ Контрольная работа №1

Требования к ЗУН:

Знать особенности строения клеток, грибов и лишайников, их роль и распространение.

Выделять особенности строения и жизнедеятельности.

Приводить примеры распространения прокариот, грибов и лишайников, характеризовать их роль в биоценозах.

РАЗДЕЛ 2

Царство Растения (16ч)

Тема 3.1. Общая характеристика растений (2 часа)

Общая характеристика растений.Растительный организм как целостная система.

Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений; фотосинтез, пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

•Демонстрация. Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схема отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

^ Требования к ЗУН:

Называть признаки царства Растений.

Распознавать отделы растений.

Различать и описывать низшие и высшие растения.

Тема 3.2. Низшие растения (2 часа)

Водоросли как древнейшая группа растений. 06щая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли. Бурые и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.

Демонстрация. Схемы строения водорослей разных отделов.

Лабораторная работа Изучение внешнего строения водорослей*.

^ Требования к ЗУН:

Распознавать и описывать строение водорослей.

Давать определение термину низшие растения.

Распознавать тип размножения водоросли.

Выделять признаки водорослей.

Называть отделы водорослей и места их обитания.

Распознавать водоросли разных отделов.

Объяснять роль водорослей в природе и жизни человека.

Тема 3.3. ^ Высшие растения {4 час�)

Высшие растения. Происхождение и общая характеристика высших (растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, прохождение.

Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Хвощевидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение папоротников в природе и их роль в биоценозах.

• Демонстрация. Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов. Различные представители мхов, плаунов и хвощей. Схемы строения папоротника; древние папоротниковидные. Схема цикла развития папоротника. Различные представители папоротников.

• Лабораторная работа Изучение внешнего строения мхов*.

• Лабораторная работа Изучение внешнего строения папоротника*.

^ Требования к ЗУН:

Давать определение термину: высшие споровые растения.

Распознавать растения отдела Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные и Папоротниковидные.

Выделять приспособления растений в связи с выходом на сушу.

Объяснять роль растений в природе и жизни человека.

Называть места обитания и условия произрастания растений.

Распознавать и описывать строение растений различных отделов.

^ Тема 3.4. Отдел Голосеменные растения {2 часа)

Отдел Голосеменные растения. Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

• Демонстрация. Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны. Различные представители голосеменных.

Лабораторная работа Изучение строения и многообразия голосеменных растений*.

^ Требования к ЗУН:

Давать определение термину голосеменные растения.

Описывать этапы развития голосеменных растений.

Выделять особенности голосеменных растений.

Приводить примеры голосеменных растений.

Распознавать и описывать наиболее распространенные голосеменные растения.

Объяснять роль голосеменных растений в природе и жизни человека.

^ Тема 3.5. Отдел Покрытосеменные (Цветковые), растения

(6 часов)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные, основные семейства (2 семейства однодольных: Лилейные и Злаковые; 3 семейства двудольных растений: Крестоцветные, Пасленовые, Розоцветные).

Многообразие, распространенность цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Демонстрация. Схема строения цветкового растения; строения цветка. Цикл развития цветковых растений (двойное оплодотворение). Представители ^личных семейств покрытосеменных растений.

• Лабораторная работа Изучение строения покрытосеменных растений*.

• Лабораторная работа Распознавание наиболее распространенных растений своей местности, определение их систематического положения, роли в жизни человека*.

^ Контрольная работа №2

• Основные понятия. Растительный организм. Низшие, Высшие растения. Отделы растений. Зеленые, бурые и зеленые водоросли.

Мхи, плауны, хвощи, папоротники; жизненный цикл; спорофит и гаметофит.

Голосеменные растения; значение появления семени: жизненный цикл сосны; спорофит и гаметофит.

Высшие растения. Отделы растений. Покрытосеменные растения; значение появления плода; жизненный цикл цветкового растения; спорофит и гаметофит.

• Умения. Объяснять особенности организации клеток, органов и тканей растений. Приводить призы распространенности водорослей, споровых, голосеменных и цветковых растений и характеризовать их роль в биоценозах.

^ Требования к ЗУН:

Распознавать растения отдела Цветковых.

Распознавать и описывать наиболее распространенные растения семейств классов Однодольные и Двудольные.

Определять принадлежность растений к классам Однодольные и Двудольные.

Выделять особенности покрытосеменных растений.

Объяснять происхождение покрытосеменных растений.

Объяснять причины сокращения численности редких и охраняемых растений.

^ Царство Животные (38 часов)

Тема 4.1. Общая характеристика животных (1 час)

Общая характеристика животных. Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная, эндокринная и иммунная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные.

^ Требования к ЗУН:

Приводить примеры животных с различным типом симметрии.

Выделять особенности животных.

Сравнивать царства Растения, Животные, Грибы.

^ Тема 4.2. Подцарство Одноклеточные (2 часа)

Общая характеристика простейших. Клетка одноклеточных животных как целостный организм;

особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых.

Тип Споровики; споровики — паразиты человека и животных. Особенности организации представителей.

Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.

•Демонстрация. Схемы строения амебы, эвглены зеленой и инфузории туфельки. Представители различных групп одноклеточных.

• Лабораторная работа Строение инфузории туфельки.

^ Требования к ЗУН:

Приводить примеры животных с различным типом симметрии.

Выделять особенности животных.

Сравнивать представителей различных царств.

Называть различные процессы жизнедеятельности и их значение.

Определять принадлежность простейших к типам.

Выделять особенности одноклеточных животных.

Распознавать и описывать простейших.

Объяснять роль простейших в жизни человека и в природе.

^ Тема 4.3. Подцарство Многоклеточные животные (1 час)

Подцарство Многоклеточные животные. Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные — губки; их распространение и экологическое значение.

• Демонстрация. Типы симметрии у многоклеточных животных. Многообразие губок.

Требования к ЗУН:

Называть признаки многоклеточных животных.

Объяснять происхождение многоклеточных животных.

^ Те м а 4.4. Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные (3часа)

Двухслойные животные. Тип Кишечнополостные. Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. (Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и кораллы. Роль в природных сообществах.

• Демонстрация. Схема строения гидры, медузы колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.

^ Требования к ЗУН:

Распознавать и описывать строение кишечнополостных.

Описывать процессы жизнедеятельности.

Выделять особенности кишечнополостных.

Распознавать животных типа Кишечнополостных.

Объяснять роль кишечнополостных в природе и в жизни человека.

Сравнивать кишечнополостных по заданным критериям.

^ Тема 4.5. Трехслойные животные. Тип Плоские черви (2 часа)

Трехслойные животные. Тип Плоские черви . Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы сосальщиков и ленточных червей. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

• Демонстрация. Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители ресничных червей. Схемы жизненных циклов печеночного сосальщика и бычьего цепня.

^ Требования к ЗУН:

Называть системы органов плоских червей, органы, их функции.

Распознавать животных типа Плоские черви.

Распознавать последовательность этапов развития печеночного сосальщика.

Выделять особенности строения.

Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии.

Распознавать и описывать паразитических плоских червей.

Выявлять приспособления плоских червей к паразитизму.

Объяснять роль плоских червей в природе и жизни человека.

^ Тема 4.6. Первичнополостные. Тип Круглые черви (1 час)

Первичнополостные. Тип Круглые черви Особенности организации круглых червей (на примере аскариды человеческой). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития аскариды человеческой; меры профилактики аскаридоза.

• Демонстрация. Схема строения и цикл развития аскариды человеческой. Различные свободноживу-щие и паразитические формы круглых червей.

^ Требования к ЗУН:

Распознавать и описывать животных типа Круглые черви.

Распознавать последовательность развития цикла печеночного сосальщика.

Объяснять меры профилактики заражения.

Сравнивать круглых и плоских червей.

^ Тема 4.7. Тип Кольчатые черви (3 часа)

Особенности организации кольчатых червей (на примере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.

• Демонстрация. Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа кольчатых червей.

Лабораторная работа Внешнее строение дождевого червя.

^ Требования к ЗУН:

Распознавать и описывать строение кольчатых червей.

Выделить особенности строения кольчатых червей.

Сравнивать строение органов кольчатых и круглых червей.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

Распознавать по рисунку представителей кольчатых червей.

Называть роль в природе и жизни человека.

Сравнивать классы кольчатых червей.

^ Тема 4.8. Тип Моллюски (2 часа)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

• Демонстрация. Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.

• Лабораторная работа Внешнее строение моллюсков.

^ Требования к ЗУН:

Распознавать и описывать животных типа Моллюски.

Выделить признаки типа.

Сравнивать строение типов кольчатых червей и моллюсков.

Определять принадлежность моллюсков к классам.

Распознавать по рисунку представителей моллюсков.

Называть роль в природе и жизни человека.

Описывать стадии развития моллюсков.

Называть системы органов и их функции.

^ Тема 4.9. Тип Членистоногие (7 часов)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах.

Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах.

Класс Насекомые. Многообразие насекомых. 06-:яая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным метаморфозом. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.

• Демонстрация. Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука-крестовика. Различные представители класса. Схемы строения насекомых различных отрядов; многоножек.

Лабораторная работа Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих*.

^ Требования к ЗУН:

Распознавать животных типа Членистоногие, их внешнее строение и многообразие.

Выделить особенности членистоногих, их признаки.

Объяснять происхождение членистоногих.

Называть роль в природе и жизни человека.

Сравнивать представителей классов членистоногих.

Называть системы органов и их функции.

Выявлять приспособления членистоногих к среде обитания.

Описывать строении е членистоногих.

Называть системы органов и их функции.

Сравнивать представителей классов членистоногих.

Приводить примеры насекомых с разными типами развития.

Распознавать и описывать стадии развития с полным и неполным превращением.

Приводить примеры редких и охраняемых насекомых и других членистоногих Курганской области.

Описывать представителей отрядов насекомых.

Объяснять роль животных в природе и жизни человека.

Распознавать и описывать строение паука.

^ Тема 4.10. Тип Иглокожие (1ч)

Общая характеристика типа. Многообразие иглокожих; классы Морские звезды. Морские ежи, Голотурии. Многообразие и экологическое значение.

• Демонстрация. Схемы строения морской звезды, морского ежа и голотурии. Схема придонного биоценоза.

^ Требования к ЗУН:

Распознавать строение и представителей иглокожих.

Называть системы органов, органы и их функции.

Характеризовать тип Иглокожие.

^ Тема 4.11. Тип Хордовые. Бесчерепные животные (/ час)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения.

• Демонстрация. Схема строения ланцетника.

^ Требования к ЗУН:

Называть подтипы хордовых и приводить примеры представителей.

Распознавать животных типа.

Выделять признаки типа.

Тема 4.12.Подтип Позвоночные (Черепные). Надкласс Рыбы {2 часа)

Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб, хрящекостные, кис-теперые, двоякодышащие и лучеперые рыбы. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

• Демонстрация. Многообразие рыб.^ Схема строения кистеперых и лучеперых рыб.

• Лабораторная работа Особенности внешнего строения рыб в связи с образом жизни*
.

Требования к ЗУН:

Распознавать и описывать представителей хрящевых рыб.

Объяснять приспособления хрящевых к местам обитания.

Объяснять значение хрящевых рыб в природе и жизни человека.

Называть системы органов, органы, их функции.

Определять принадлежность костных рыб к отрядам.

Выделять особенности внешнего строения к среде обитания.

Объяснять роль костных рыб в природе и в жизни человека.

^ Тема 4.13. Класс Земноводные (2 часа)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

•Демонстрация. Многообразие амфибий. Схема строения кистеперых рыб и земноводных.

Лабораторная работа Особенности внешнего строения лягушки в связи с образом жизни*.

^ Требования к ЗУН:

Распознавать и описывать строение земноводных на примере лягушки.

Выявлять особенности внешнего строения к среде обитания, образу жизни. Сопоставление рыб и земноводных.

Объяснять роль земноводных в природе и в жизни человека, их происхождение.

Определять принадлежность земноводных к отрядам .

Выявлять приспособления земноводных к среде обитания, образу жизни.

^ Тема 4.14. Класс Пресмыкающиеся {2 часа)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

• Демонстрация. Многообразие пресмыкающихся.схема строения земноводных и рептилий.

^ Требования к ЗУН:

Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу ждизни.

Доказывать усложнение строения пресмыкающихся.

Сравнивать пресмыкающихся и земноводных.

Распознавать представителей класса.

Определять к отрядам.

Объяснять роль в природе и в жизни человека.

^ Тема 4.15. Класс Птицы (4 часа)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особенности организации и экологическая дифференцировка летающих птиц (птицы степей и пустынь, открытых воздушных пространств, болот, водоемов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, жизни человека и его хозяйственной деятельности.

• Демонстрация. Многообразие птиц. Схема строения рептилий и птиц.

Лабораторная работа Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни*.

^ Требования к ЗУН:

Распознавать и описывать органы и системы органов.

Выделять особенности строения птиц в связи с полетом.

Доказывать совершенствование птиц по сравнению с рептьилиями.

Объяснять происхождение птиц.

Распознавать птиц разных экологических групп.

Выделять приспособления птиц к среде обитания, образу жизни.

Распознавать домашних и промысловых птиц.

Объяснять роль птиц в природе и в жизни человека.

^ Тема 4.16. Класс Млекопитающие (4 часа)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые).На-тоящие звери (плацентарные).Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентарных млекопитающих: насекомоядные, рукокрылые, грызуны, зайцеобразные, хищные, ластоногие, китообразные, непарнокопытные, парнокопытные, приматы и др. Значение млекопитающих в природе и хозяйственной деятельности человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопитающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сельскохозяйственные животные).

•Демонстрация схем, отражающих экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схема строения рептилий и млекопитающих.

• Лабораторная работа Изучение строения млекопитающих*.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни человека*.

• Экскурсии. Млекопитающие леса, степи; водные млекопитающие.

^ Требования к ЗУН:

Выделять особенности строения млекопитающих.

Называть системы органов и их функции.

Распознавать млекопитающих.

Объяснять происхождение млекопитающих.

Распознавать и описывать органы и системы органов млекопитающих.

Описывать развитие детеныша.

Объяснять особенности развития млекопитающих.

Определять принадлежность млекопитающих к отрядам.

Выявлять приспособления млекопитающих к образу жизни и среде обитания.

• Основные понятия. Животный организм. Одноклеточные животные. Многоклеточные животные. Систематика животных; основные типы беспозвоночных животных, их классификация.

Основные типы червей, их классификация. Лучевая и двусторонняя симметрия. Вторичная полость тела (целом).

Моллюски. Смешанная полость тела.

Систематика членистоногих; классы ракообразных, паукообразных, насекомых и многоножек.

Тип Хордовые. Внутренний осевой скелет, вторичноротость.

Надкласс Рыбы. Хрящевые и костные рыбы. Приспособления к водному образу жизни, конечности, жаберный аппарат, форма тела.

Класс Земноводные. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии. Приспособления к водному и наземному образу жизни, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Пресмыкающиеся. Многообразие пресмыкающихся: чешуйчатые, крокодилы, черепахи.

Приспособления к наземному образу жизни, форма , конечности, органы воздушного дыхания. Класс Птицы. Многообразие птиц. Приспособления к полету, форма тела, конечности, органы воздушного дыхания.

Класс Млекопитающие. Многообразие млекопитающих.

Умения. Объяснять особенности животного организма. Приводить примеры распространенности простейших и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации многоклеточного животного организма. Приводить примеры распространенности многоклеточных и характеризовать их роль в биоценозах. * Приводить примеры распространенности плоских и круглых червей и характеризовать их роль в биоценозах.

Объяснять особенности организации многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей. Приводить примеры распространенности червей и характеризовать их роль в биоценозах. Объяснять особенности организации моллюсков. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах. Объяснять особенности организации членистоногих. Приводить примеры их распространенности и характеризовать роль в биоценозах.

Объяснять принципы организации хордовых животных и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации рыб и выделять прогрессивные изменения в их строении.

Объяснять принципы организации амфибий, выделять прогрессивные изменения в их строении ж проводить сравнительный анализ с предковой группой — рыбами.

Объяснять принципы организации рептилий, выделять прогрессивные изменения в их строении и

проводить сравнительный анализ с предковой группой — амфибиями.

Объяснять принципы организации птиц, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.

Объяснять принципы организации млекопитающих, выделять прогрессивные изменения в их строении и проводить сравнительный анализ с предковой группой — рептилиями.

РАЗДЕЛ 5 Царство Вирусы (2 часа)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки.1 ^Вирусы — возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

• Демонстрация. Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимодействия вируса и клетки при горизонтальном и вертикальном типе передачи инфекции, Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.

• Основные понятия. Вирус, бактериофаг. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусные инфекционные заболевания, меры профилактики.

• Умения. Объяснять принципы организации вирусов, характер их взаимодействия с клеткой.

^ Требования к ЗУН:

Распознавать и описывать строение вируса.

Выделять особенности жизнедеятельности вирусов.

Объяснять роль вирусов, меры профилактики вирусных заболеваний.

Объяснять родство и общность происхождения и эволюцию растений и животных.

Заключение (1 час)

Особенность организации, многообразие живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, при охране окружающей среды и здоровья человека.




^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ, ЗАКАНЧИВАЮЩИХ 7 КЛАСС

В результате изучения предмета учащие-7 классов должны:

знать/понимать

• особенности жизни как формы существования материи;

• фундаментальные понятия биологии;

• о существовании эволюционной теории;

• основные группы прокариот, грибов, растений животных, особенности их организации, многообразие, а также экологическую и хозяйственную роль живых организмов; основные области применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, охране окружающей среды и здоровья человека;

уметь

• пользоваться знанием биологических закономерностей для объяснения с материалистических позиций вопросов происхождения и развития жизни на Земле, а также различных групп растений, животных, в том числе и человека;

• давать аргументированную оценку новой информации по биологическим вопросам;

• работать с микроскопом и изготовлять простейшие препараты для микроскопических исследований;

* работать с учебной и научно-популярной литературой, составлять план, конспект, реферат;

• владеть языком предмета. Для повышения образовательного уровня и получения навыков по практическому использованию полученных знаний программой предусматривает выполнение ряда лабораторных работ, которые )водятся после подробного инструктажа и ознакомления учащихся с установленными правилами техники безопасности.

Литература

Основная литература

1.Захаров В. Б.. Сонин Н. И. Биология. Многообразие живых организмов: Учебник для 7 класса средней школы. М.: Дрофа, любое издание.

Дополнительная литература

1. Биологический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989.

2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б; Козлова Т. А. Основы биологии: Книга для самообразования. М.: Просвещение, 1992.

3. Медников Б. М. Биология: Формы и уровни жизни. М.: Просвещение, 1994.

4. Одум Ю. Экология. Т. 1—2. М.: Мир, 1986.

5. Сонин Н. И. Биология. Живой организм: Учебник для 6 класса средней школы. М.: Дрофа, 2005.

6. Флинт, Р. Биология в цифрах. М.: Мир, 1992.

7. Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). М.: Мир. 1990.

8. Экологические очерки о природе и человеке / Под ред. Б. Гржимека. М.: Прогресс, 1988.

Научно-популярная литература

1. Акимушкин И. Мир животных (беспозвоночные и ископаемые животные). М.: Мысль, 1999.

2. Акимушкин И. Мир животных (млекопитающие, или звери). М.: Мысль, 1999.

3. Акимушкин И. Мир животных (насекомые, пауки, домашние животные). М.: Мысль, 1999.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий icon Тематический план самостоятельной работы
Плазмиды бактерий. Строение, функции, свойства, разновидности. Использование плазмид в генной инженерии
Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий icon Цитология
Клетка как структурно-функциональная единица ткани. Определение. Общий план строения эукариотических клеток. Биологические мембраны...
Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий icon Конспект урока Тема: «Цветок и его строение»
Обучающие: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить осо­бенности...
Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий icon Урок №12 «Значение нервной системы. Строение нервной системы»
...
Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий icon Строение тела рыбы и виды разделки рыбы Тест 1 Строение тела рыб...
Примечание. Данное задание также может использоваться как конструктивный тест второго уровня, если не предоставлять учащимся список...
Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий icon Тема Основные свойства живых организмов
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и...
Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий icon План. Космический Логос. Строение солнечной системы, плане тарной...
Космический Логос. Строение солнечной системы, плане тарной схемы. Цепи, планы, глобусы. Лучи Планетарного Логоса. Космическое выравнивание....
Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий icon Контрольная работа №1 Вариант 1 Кристаллическое строение металлов...
Кристаллическое строение металлов и сплавов. Основные типы кристаллических решеток. Понятие полиморфизма. Дефекты кристаллического...
Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий icon «Строение, состав и свойства костей, рост костей. Типы соединения костей»
Цель урока: изучить химический состав, строение и свойства костей, рост костей, типы соединения костей
Учебнике. Строение клеток различных прокариот. Строение и многообразие бактерий icon Урок по химии и биологии в 9 классе по теме: «Клетка- строение и химический состав»
Интегрированный урок по химии и биологии в 9 классе по теме: «Клетка- строение и химический состав»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница

Разработка сайта — Веб студия Адаманов