ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312. За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для11 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечника, В. В. Латюшина и др., которая полностью соответствует образовательным стандартам по природоведению и входит в состав УМК.
Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Общая Биология» 11 класс. Этот учебник входит в Федеральный перечень учебников на 2013 - 2014 учебный год. На изучение данного курса отводится 66 ч. за год.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Задачи: сформировать научное понятие
о единстве организма и среды обитания, о согласованности в работе систем органов, обуславливающую реакцию организма как целого в ответ на воздействие внешней среды;
о процессах изменения черт строения; направлении эволюции; доказательствах эволюции растительного и животного мира;
об основных этапах возникновения и развития жизни на Земле;
о том, что человеческая деятельность является мощным экологическим фактором, который как бумеранг воздействует на здоровье человека, так развитие промышленности привело к загрязнению окружающей среды, что отрицательно воздействует на здоровье всего человечества.
^
Основы учения об эволюции. (16+3)
История представлений об историческом развитии (эволюции) живого на Земле, труды и жизнедеятельность Ч.Дарвина. ^ Понятия вида, популяции, движущие силы эволюции и ее доказательства. Главные направления эволюции органического мира. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Основные положения теории эволюции, движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
^
Задачи селекции, ее взаимосвязи с генетикой, роль и значение исходного материала для селекции, работы Н.И.Вавилова. Методы селекции растений и особенности методов селекции животных и микроорганизмов. Методы и приемы биотехнологии, перспективы и успехи этого научно-промышленного направления.
^
Доказательства происхождения человека от животных. Стадии (этапы) эволюции человека, роль биологических и социальных факторов, их взаимодействие на разных стадиях антропогенеза. Единство рас и реакционная сущность расизма.
^
Экология как фундаментальная наука, включающая в себя ряд научных отраслей и дисциплин. Роль экологии в современном обществе. Основные экологические факторы, их влияние на организмы, общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы, их охрана и рациональное использование. Биологические ритмы. Типы межвидовых взаимоотношений. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы. Биоценозы как целостные биологические системы, факторы среды, оказывающие воздействие на биоценоз в целом и на отдельные популяции и организмы, позитивные или негативные взаимоотношения между организмами, входящими в состав биоценозов.
^
Различные гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные постулаты теории А.И.Опарина-Дж.Холдейна. Сущность гипотезы о происхождении эукариот. Абиогенное возникновение живых существ из неживой природы на основе материалистических представлений о возникновении жизни на нашей планете. Развитие жизни на Земле на основе знаний о закономерностях и направлениях эволюции. Три этапа биопоэза. Биосфера и ее компоненты. Роль человека в сохранении экологического равновесия, как необходимого условия существования биосферы и ответственного отношения к природе.
^
Учащиеся должны знать: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных;
Уметь:
Характеризовать: вклад Ч. Дарвина в разработку теории эволюции, движущие силы эволюции, популяцию как единицу эволюции, понятия сорта, породы, движущие силы антропогенеза, древнейших, древних, ископаемых людей современного типа, биоценоз, биогеоценоз, агроценоз, численность популяции и причины ее изменения, экологические факторы, пищевые и генетические связи, правило экологической пирамиды, понятие биосферы, круговорот веществ.
Приводить примеры: видов, сортов, пород, ароморфозов, идиоадаптаций цветковых растений, насекомых, птиц и млекопитающих, биологического прогресса и регр+9есса, биогеоценозов, агроценозов, круговорота веществ.
Обосновывать: роль наследственной изменчивости, борьбы за существование, естественного отбора в эволюции, происхождение человека от животных, значение социальных и биологических факторов в эволюции человека, роль организмов-производителей, роль солнечной энергии и растений в круговороте веществ, влияние хозяйственной деятельности на биосферу и меры ее охраны, границы биосферы.
Выявлять: относительный характер приспособленности организмов, последствия деятельности человека на биосферу, морфологический критерий вида, родство человеческих рас.
Сравнивать: особей одного и разных видов, биогеоценозы и агроценозы, растения разных отделов, классы позвоночных животных и делать выводы.
^
Учебник А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология: общая биология – 10-11 классы».
№
п./п
|
Тема урока
|
Виды контроля
|
Материально-техническое оборудование урока
|
Виды деятельности
|
^
|
Демонстрации
|
Л. работы
|
по плану
|
фактически
|
Тема 1. Основы учения об эволюции 19 часов.
|
|
|
1/1
|
Развитие эволюционного учения Ч.Дарвина. Предпосылки возникновения теории эволюции биологических видов.
|
|
|
|
Иметь представление о накоплении и развитии биологических знаний, обеспечивших основу эволюционного учения. Знать смысл понятия эволюции; развитие эволюционных идей в додарвиновский период, вклад К.Линнея, Ж.-Б.Ламарка и других ученых в развитие учения о виде и эволюции.
|
3.09
|
|
2/2
|
Чарлз Дарвин и основные положения его теории.
|
|
|
|
Иметь представление о предпосылках возникновения дарвинизма, о создании Ч.Дарвиным целостного эволюционного учения, об основных положениях эволюционного учения Ч.Дарвина.
|
7.09
|
|
3/3
|
Вид. Критерии вида.
|
|
|
|
Иметь представление об уровневой организации живой материи, о видовом уровне, о виде как о центральном звене эволюционного процесса. Знать понятия «вид» и «критерии вида». Уметь давать морфологическое описание растений, работать с текстом, составлять таблицы, анализировать, формулировать выводы.
|
10.09
|
|
4/4
|
Популяция.
|
|
Д №6
|
|
Иметь представление о ходе формирования знаний о популяции, как форме существования вида. Понимать, что популяция представляет собой надорганизменные формы жизни, характеризующиеся целостностью и устойчивостью. Уметь характеризовать особенности взаимоотношений в популяциях.
|
14.09
|
|
5/5
|
Генетический состав популяции.
|
|
|
|
Знать о популяционно-видовом уровне организации жизни на основе формирования знаний о генофонде популяций и мутационных процессах в них.
|
17.09
|
|
6/6
|
Изменение генофонда популяций.
|
|
|
|
Знать о начале эволюционных изменений вида, обусловленного направленными преобразованиями популяционного генофонда. Уметь характеризовать причины, сущность и результат нарушения генетического равновесия.
|
21.09
|
|
7/7
|
Борьба за существование и ее формы.
|
|
|
|
Знать одно из центральных понятий теории эволюции – борьбе за существование. Уметь характеризовать особенности каждой формы борьбы за существование.
|
24.09
|
|
8/8
|
Естественный отбор и его формы.
|
|
|
|
Иметь представление о естественном отборе и его роли в эволюции, о связи с борьбой за существование и возникновением адаптаций. Уметь сравнивать разные формы естественного отбора друг с другом и правильно определять их по характеристикам; наблюдать проявления естественного отбора в данной местности. Понимать, что естественный отбор – ведущий фактор эволюции, что только отбор создает новые формы, приспособленные к среде обитания.
|
28.09
|
|
9/9
|
Изолирующие механизмы.
|
|
|
|
Иметь представление об эволюционной роли и значении изолирующих механизмов на основе изучения особенностей их двух основных типов; о естественном отборе как о главном эволюционном факторе.
|
1.10
|
|
10/
10
|
Изолирующие механизмы.
|
|
|
|
Иметь представление об эволюционной роли и значении изолирующих механизмов на основе изучения особенностей их двух основных типов; о естественном отборе как о главном эволюционном факторе.
|
5.10
|
|
11/
11
|
Видообразование.^ �
|
|
Д. физич. карты Европы и Азии
|
Л/р №1 Описание особей вида по морфологическому критерию
|
Знать понятие видообразования как результата эволюции. Иметь представление о разных путях этого процесса на основе углубления знаний о группах изолирующих механизмов и видах изоляции. Уметь составлять схемы определенных процессов (в данном случае – процессов видообразования).
|
8.10
|
|
12/
12
|
Макроэволюция, ее доказательства.
|
|
Д №3
|
|
Знать понятие макроэволюции как о надвидовой эволюции; прямые и косвенные доказательства эволюции. Уметь использовать данные разных наук для доказательства эволюции; комплексно использовать все группы доказательств для изучения подлинной эволюции животного мира на Земле.
|
12.10
|
|
13/
13
|
Макроэволюция, ее доказательства.
|
|
|
|
|
15.10
|
|
14/
14
|
Система растений и животных – отображение эволюции.
|
|
|
|
Иметь понятие о макроэволюции, о систематических группах. Знать принципы современной классификации и понятие о естественной классификации.
|
19.10
|
|
15/
15
|
Главные направления эволюции органического мира.
|
|
Д.№3
|
|
Ознакомление с основными типами эволюционных изменений. Знать главные направления эволюции и их показатели. Уметь конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; характеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчеркивая особую роль человека в этих процессах.
|
22.10
|
|
16/
16
|
Главные направления эволюции органического мира.
|
|
|
|
Ознакомление с основными типами эволюционных изменений. Знать главные направления эволюции и их показатели. Уметь конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; характеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчеркивая особую роль человека в этих процессах.
|
26.10
|
|
17/
17
|
Зачетно-обобщающий «Основы учения об эволюции».
|
|
|
|
Знать краткую историю представлений об историческом развитии (эволюции) живого на Земле, научные заслуги К.Линнея и Ж.Б.Ламарка, труды и жизнедеятельность Ч.Дарвина; понятия вида, популяции, движущие силы эволюции и ее доказательства; главные направления эволюции органического мира. Понимать закономерную связь научных и общественно-экономических условий, влияющих на развитие науки и утверждения научных концепций или теорий. Уметь использовать критерии вида для определения видов.
|
29.10
|
|
18/
18
|
Зачетно-обобщающий «Основы учения об эволюции».
|
|
|
|
|
2.11
|
|
19/
19
|
^
|
Контрольная работа №1 «Основы учения об эволюции»
|
|
|
Знать основные понятия темы.
|
12.11
|
|
^
|
|
|
20/1
|
Основные методы селекции и биотехнологии.
|
|
|
|
Знать понятия селекция, сорт, порода и штамм, биотехнология, клеточная и генная инженерия. Уметь характеризовать методы селекции.
|
16.11
|
|
21/2
|
Основные методы селекции и биотехнологии.
|
|
|
|
Знать методы селекции на основе изучения особенностей селекционной работы с растениями; значение для селекции исследований Н.И.Вавилова. Уметь раскрывать сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.
|
19.11
|
|
22/3
|
Методы селекции растений.
|
|
|
|
Знать методы селекции на основе изучения особенностей селекционной работы с растениями; значение для селекции исследований Н.И.Вавилова. Уметь раскрывать сущность закона гомологических рядов в наследственной изменчивости.
|
23.11
|
|
23/4
|
Методы селекции животных.
|
|
|
|
Знать методы селекции животных, обусловленных биологическими особенностями объектов селекции; основные направления селекции животных. Уметь использовать в селекции животных методы клеточной инженерии; сравнивать методы селекции растений и животных, делать выводы.
|
26.11
|
|
24/5
|
Селекция микроорганизмов.
|
|
|
|
Знать особенности селекции микроорганизмов; технологию генной инженерии на основе углубления и расширения знаний материальных основ наследственности и изменчивости. Уметь характеризовать достижения в этой области науки и практики.
|
30.11
|
|
25/6
|
Современное состояние и перспективы биотехнологии.
|
|
|
|
Знать краткую историю биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, опирающихся на биологические и другие естественные науки и отрасли производств. Иметь представление о перспективах развития биотехнологии.
|
3.12
|
|
26/7
|
Зачетно-обобщающий «Основы селекции и биотехнологии»
|
|
|
|
Знать задачи селекции, ее взаимосвязи с генетикой, роль и значение исходного материала для селекции, работы Н.И.Вавилова. Иметь понятие об основных методах селекции растений и об особенностях методов селекции животных и микроорганизмов; знания о методах и приемах биотехнологии, перспективах и успехах этого научно-промышленного направления. Знать селекционные термины и формулировки.
|
7.12
|
|
|