Инновационного педагогического опыта (ипо) Использование информационно-коммуникативных технологий в организации самостоятельной работы на уроках биологии




Скачать 146.72 Kb.
Название Инновационного педагогического опыта (ипо) Использование информационно-коммуникативных технологий в организации самостоятельной работы на уроках биологии
Дата публикации 24.03.2016
Размер 146.72 Kb.
Тип Урок
edushk.ru > Биология > Урок

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ



I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Учреждение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

^ Полякова Светлана Викторовна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1

347660 ст. Егорлыкская, ул Орджоникидзе,51

Учитель биологии

25 лет




^ II.Сущностные характеристики опыта

1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Использование информационно-коммуникативных технологий в организации самостоятельной работы на уроках биологии.

2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Противоречия можно рассматривать между:


  • готовностью к обучению биологии и несформированностью абстрактного мышления;

  • высоким уровнем содержания курса биологии и дефицитом учебного времени;

  • несбалансированности современной программы и учебников;

  • отсутствия мотивации к обучению, навыков самостоятельной работы и работы учащихся в индивидуальном темпе;

  • насыщенностью фактического и понятийного материала и недостаточностью времени на его осмысление.

  • однообразием содержания учебного материала и многообразием форм использования ИКТ;

  • различными темпами усвоения учащимися программного материала и необходимостью усвоения программы;

  • коллективной формой обучения и индивидуальным развитием личности ребенка;

  • Одно из главных противоречий, с которым я сталкиваюсь – это несоответствие целей компетентностного подхода и оценки конечных результатов. В формировании компетентностей главным является деятельностный подход, а в оценке конечных результатов акцент делается на знания, причем на расширенные и углубленные.




3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)


Сущность ИПО заключается в том, что изучение биологии возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ с использованием информационно – коммуникативных технологий, которые позволяют с большей эффективностью развивать и формировать у учащихся элементарные знания, умения и навыки, а также базовые и ключевые компетенции. Кроме того необходима рационализация, усовершенствование отдельных сторон учебного процесса. Это возможно осуществить лишь тогда, когда знания ученик добывает самостоятельно под руководством учителя, чему

способствует применение на уроке ИКТ.

Среди вариантов использования ИКТ в организации самостоятельной работы учащихся можно выделить:

  • Применение компьютера в учебно-воспитательном процессе обосновано при всех формах урока и внеурочной деятельности;

  • использование презентационных и мультимедийных технологий;

  • обращение к ресурсам Интернета, использование компьютерных технологий для подготовки печатных материалов к уроку и внеурочной деятельности.

Преимущества использования ИКТ в организации самостоятельной работы на уроках биологии:

  • обеспечивают высокую степень дифференциации обучения;

  • повышают мотивацию обучения;

  • активизируют познавательную деятельность учащихся;

  • повышают интерес к изучаемому предмету;

  • делают обучение более эффективным (экономия времени, необходимое для изучения материала). 




4.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

ИКТ позволили мне реализовать учебную программу, нормы, требования к учащимся и соединить новейшую компьютерную и передовую образовательную технологии как эффективное средство, дающее возможность всем участникам образовательного процесса полностью реализовать Концепцию умственного и психического развития ученика.

Новизна: ученик, обладая способностями творчески решать проблемы, используя компьютерные возможности, учится быть конкурентоспособным членом современного общества: творческим, интеллектуально-образованным, ответственным, коммуникабельным, способным решать проблемы автономно, постоянно учиться всему новому самостоятельно и эффективно применять знания в жизненной практике, быту, учебной деятельности.

Ограничения:

  • ИК технология формируется сегодня как одна из ведущих технологий в отечественной системе образования;

  • профессиональная подготовка учителя-предметника требует более глубокого осмысления, изучения и применения передового педагогического опыта как стратегии движения в новом направлении и в новой плоскости.

Трудоемкость.

^ Для учителя:

  • переосмысление проектирования педагогической деятельности;

  • методическое изменение системы организации самостоятельной работы учащихся на уроках биологии, подготовки и проведения учебных и дополнительных занятий.

Для учащихся:

  • действия в создаваемых ситуацией нестандартных условиях;

  • умения видеть законы теории в окружающей действительности, преобразовывать их в проблемы, решать которые нужно самостоятельно, делать анализ и обобщающие выводы.

Риски:

не всегда ученику удаётся самостоятельно находить пути решения проблем в данной ситуации и в данном отрезке времени.

Новизна опыта заключается в модернизации и адаптации к конкретным условиям школы информационно – коммуникативных технологий, как средств обучения и воспитания в системе заданий разного уровня. Каждый урок с использованием ИКТ в организации самостоятельной работы очень продуктивный. Тему, содержание и материалы урока дети запоминают надолго, уровень знаний повышается, усиливается интерес к предмету, желание учиться. Основное время в предполагаемом опыте затрачивается на основательную методическую подготовку учителя к уроку, на организацию деятельности ребят.

ИКТ – новая педагогическая технология, которая позволяет не только модернизировать учебный процесс, повысить его эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

Возникла необходимость в новой модели обучения, построенной на основе современных ИКТ, реализующей принципы личностно ориентированного образования. Каждый учитель должен уметь подготовить и провести урок с использованием мультимедиа, т.к. ему представляется возможность эффективно организовать самостоятельную познавательную деятельность школьников, формировать высокий уровень мотивации, интереса к учебной деятельности.


5.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

Педагогическая деятельность направлена на развитие у учащихся опыта самостоятельной деятельности, навыка познания мира, мотивацию на достижение более высоких результатов. Продуктивность данной деятельности обеспечивается использованием информационно – коммуникативных технологий.

Создание благоприятных условий для развития каждого ребёнка:
^ Основные условия:

  • использование гуманного подхода при организации учебно-воспитательного процесса;

  • активизация учебно-познавательной деятельности с учетом дифференциации и индивидуализации личностного подхода;

  • создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках.

  • интеграция в образовательном процессе традиционных приемов с привлечением современных интерактивных средств и технологий;

  • расширение метапредметных связей;

  • интеграция учебных предметов;

  • обновление содержания образования в соответствии с возрастными особенностями и объемом возможного осмысления знаний и умений;

  • применение разнообразных инновационных образовательных технологий;

  • создание обоснованной системы изменений в преподавании.


Личностные характеристики педагога:


  • чувство ответственности за своих учеников и результатов их деятельности;

  • умение экспериментировать и отвечать за полученные результаты;

  • способность перестраиваться и использовать новейшие педтехнологии;

  • возможность поддерживать уровень профессионального, интеллектуального, нравственного, культурного роста;

  • способность сотрудничать со всеми социальными слоями;

  • принятие ученика как партнера в процессе обучения.




6.Результат изменений

Развитие навыков самостоятельной работы на базовом, а для некоторых учеников – на повышенном уровне возможно лишь при использовании информационно – коммуникативных технологий на уроках биологии. Информационно- коммуникативные технологии в организации самостоятельной работы на уроках биологии в условиях классно – урочной системы способствуют реализации творческих возможностей всех учащихся. 

Установлена педагогическая целесообразность и эффективность применения ИКТ, которая позволяет:

• усилить образовательные эффекты;

• интенсифицировать процесс объяснения нового материала;

• повышать познавательную активность обучающихся;

• повысить качество усвоения материала;

• осуществить дифференцированный подход к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;

• организовать одновременно детей, обладающих различными способностями и возможностями;

• развитие самостоятельности обучающихся, повышение их творческой активности.



7.Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте

  • В материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок» 2009 - 2010 учебного года (на сайте Фестиваля, на компакт - диске, и в сборнике тезисов) следующей статьи: урок - семинар по теме «История развития генетики от Г.Менделя до наших дней»;

  • в материалах международного форума «Будущее рождается сегодня!» в рамках образовательного проекта « Педагогический олимп - 2011» (на компакт - диске, и в сборнике тезисов) статьи «Педагогические технологии формирования детского коллектива».






^ II. ОПИСАНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ОПЫТА УЧИТЕЛЯ
Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Какие методы использовать в обучении, чтобы оно способствовало дальнейшей самореализации и самоопределению личности?

Известно, кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, кому всё объяснили. Поэтому моя задача – не давать учащимся знания в готовом виде, а научить их самостоятельно добывать эти знания.

В течение нескольких лет я работаю над методической темой по самообразованию « Оптимизация форм и методов обучения биологии. Внедрение информационно – коммуникативных технологий, форма их применения. Самостоятельная работа на уроках биологии».

Данная публикация посвящена организации самостоятельной работы учащихся средствами ИКТ.

На выбор мною этой темы повлияло и то, что в настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества. Реализация в России государственных программ "Единая информационная  образовательная среда", "Компьютеризация сельских и городских школ" активизировало интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями - информационно коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Я рассматриваю их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности в обучении, способное во многом повлиять на качество образования, расширять поле информационных ресурсов. Они становятся основой современного образования.

Увеличение умственной нагрузки на уроке заставляет задуматься над тем, как поддержать у обучающихся интерес к предмету, их активность. Немаловажная роль здесь отводится ИКТ.
Внедрение ИКТ на уроках биологии позволили мне реализовать идею развивающего обучения, повысить темп урока, сократить потери рабочего времени до минимума, увеличить объем самостоятельной работы, как на уроке, так и при подготовке домашних заданий, при проведении исследований на факультативных занятиях, экскурсиях сделать урок более ярким и увлекательным. Обычно ученики, имеющие низкие учебные возможности не могут проявить себя, а, имея в качестве партнёра компьютер, они могут многократно повторять материал в удобном для себя темпе и контролировать степень его усвоения.

Изучение биологии возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности учащихся является организация и проведение различных самостоятельных работ с применением ИКТ. Они занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Ученик на уроке должен трудиться под руководством учителя. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, пользоваться ресурсами интернета, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям природы, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал.

Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.

Самостоятельная работа может быть классной и домашней.

Правильно организованная классная, самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера. Поэтому на каждом уроке стараюсь найти возможности для ее организации

На основе научно – популярной литературы, информации интернета учащиеся делают доклады, тем самым они самостоятельно учатся добывать знания из различных источников.

Одна из целей изучения биологии учащимися – овладение умениями работать с различными источниками информации. Одним из основных источников информации сегодня является интернет, учебник и др. Самостоятельная работа с информацией интернет, учебной книгой занимает большое место у меня в учебном процессе. Для учащихся овладение методом работы с интернет ресурсами и книгой позволяет уменьшить им нагрузку на уроке и при подготовке домашних заданий, повысить уровень знаний, привить интерес к биологии.

Систематическое выполнение самостоятельных работ вырабатывает у учащихся наблюдательность, умение анализировать изучаемые объекты, проводить сравнения, выявлять главное, делать обобщения и выводы, решать проблемные задачи, способствует повышению качества знаний и др.

Организация самостоятельной работы с использованием ИКТ, руководство ею - это ответственная и сложная работа каждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматривать как составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждым учителем в числе задач первостепенной важности.

Организуя самостоятельную работу учащихся с различными источниками информации, нужно стараться настроить их на серьезный кропотливый труд, на глубокое осознание полученных знаний, на их осмысление и на стремление дойти до сути рассматриваемых проблемы.

^ I V. Информационные характеристики опыта

(матрица используется в дальнейшем для компьютерной обработки)


Характеристики

инновационного опыта

Обучение

Воспитание

Дополнительное образование

1. Ценности и ценностные ориентации

Формирование ключевых компетенций обучающихся.

Формирование условий для становления конкурентоспособной личности.





2. Цели и задачи


Создание комфортного образовательного пространства школы.

1.Совершенствование механизма государственно-общественного управления деятельностью общеобразовательного учреждения.

2.Воспитать творческую, самостоятельную, ответственную, коммуникабельную личность с потребностью к познанию;  психологический комфорт в различных видах общения.


1.Индивидуальные способности, творческий рост, интеллектуальный потенциал, исследовательская деятельность. 2.Мобильность, конструктивность, чувство ответственности, общение с компьютером на «ты»

3. Управление образованием (как для ОУ, так и для учителей и классных руководителей)










4. Содержание образования

Усвоение программ базового уровня, положительная мотивация;

умение самостоятельно и творчески работать;

Положительная мотивация, сочетание индивидуального и коллективного воспитания.

Светское понимание и  разграничение личностной, общественной и государственной направленностей.

5. Технологии, в том числе ИКТ

Информационно-коммуникативные технологии, педагогика «сотрудничества», личностно-ориентированное обучение.

Личностно-ориентированный подход, коллективное творческое дело, игра. Социальное проектирование.

Дифференцированный подход .        


6. Средства

Интернет, обучающие программы, интерактивное оборудование, портфолио учеников, учителей.








7. Методы

Интерактивные .







8. Организационные формы

Урок, практикум, семинар, исследовательская работа.

1.Школьное самоуправление.

2.Групповые, индивидуальные (КВН,  устные журналы, предметные недели, олимпиады,  конкурсы).


Групповые (конференции, районные конкурсы), кружки; индивидуальные;

модель изучения, существования, управления собственной информацией, управлением технологическим процессом, творчества, общения, просмотра, самостоятельного добывания информации, опосредованного взаимодействия.

9. Образовательная среда

Развивающая.

 ОУ, семья, сверстники,

педагоги, родительский комитет, родительские собрания.


Учреждения дополнительного образования.


10.Информационно-методическая среда

обучающие программы, электронные хрестоматии, электронные учебники, методические семинары муниципального, регионального и республиканского уровня.

 




11.Информационные ресурсы

Интернет, электронные библиотеки, электронные учебники.

Общественно-активная школа: опыт построения социального партнерства

Печатная деятельность. Создание мультимедийных презентаций. Обзор периодических журналов. Работа с Internet. Методическая копилка материалов конференций, семинаров.


12.Организационные ресурсы

 Школьное методическое объединение учителей естественного цикла, районное методическое объединение учителей химии и биологии, школьный методический совет, педагогический совет

Ассоциация школьников, совет старшеклассников, ученический совет.

Метод. объединение преподавателей дополнительного образования.

13.Мотивационные ресурсы

Интерес учащихся к биологии. Определенный стиль общения между учителем и обучаемыми. Профессиональный рост учителя.

Организация школьных, муниципальных олимпиад, конкурсов поощрение лучших работ, грамоты.

Участие в конкурсах, соревнованиях, грамоты, дипломы.

14.Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в образовательных учреждениях - ОУ)










15.Научно-методические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

Курсовая переподготовка, спецлитература по современным педагогическим технологиям, Интернет-ресурсы, научно-практические семинары регионального и российского уровня..

  Систематизация методической литературы по воспитанию.

Работа над совершенствованием существующих программ, адаптирование программ для ОУ.

Интеграция деятельности всех структур школы. Обобщение опыта. 

16.Материально-технические ресурсы (важны как для ОУ, так и для учителей)

Кабинет биологии, персональный компьютер, интерактивная доска, наглядно-иллюстративный материал, доступ к сети интернет.







17.Нормативно-правовые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в ОУ)












Приложение 1. ВИЗИТКА мастер-класс.ppt

Приложение 2. Кабинет биологии.ppt

Приложение 3. Открытый урок Осанка. Плоскостопие.doc

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Инновационного педагогического опыта (ипо) Использование информационно-коммуникативных технологий в организации самостоятельной работы на уроках биологии icon Инновационного педагогического опыта (ипо) Использование информационно-...
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
Инновационного педагогического опыта (ипо) Использование информационно-коммуникативных технологий в организации самостоятельной работы на уроках биологии icon Инновационного педагогического опыта (ипо)
Развитие познавательных, исследовательских и творческих способностей учащихся на основе использования современных образовательных...
Инновационного педагогического опыта (ипо) Использование информационно-коммуникативных технологий в организации самостоятельной работы на уроках биологии icon Инновационного педагогического опыта (ипо)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
Инновационного педагогического опыта (ипо) Использование информационно-коммуникативных технологий в организации самостоятельной работы на уроках биологии icon Инновационного педагогического опыта (ипо)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
Инновационного педагогического опыта (ипо) Использование информационно-коммуникативных технологий в организации самостоятельной работы на уроках биологии icon Инновационного педагогического опыта (ипо)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Егорлыкская средняя общеобразовательная школа №1
Инновационного педагогического опыта (ипо) Использование информационно-коммуникативных технологий в организации самостоятельной работы на уроках биологии icon Инновационного педагогического опыта (ипо)
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Куго-Ейская средняя общеобразовательная школа №5
Инновационного педагогического опыта (ипо) Использование информационно-коммуникативных технологий в организации самостоятельной работы на уроках биологии icon Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных...
В современной системе образования сложилась ситуация, когда устоявшиеся методы приемы и формы обучения требуют осмысления, коррекции...
Инновационного педагогического опыта (ипо) Использование информационно-коммуникативных технологий в организации самостоятельной работы на уроках биологии icon Инновационного педагогического опыта (ипо)
...
Инновационного педагогического опыта (ипо) Использование информационно-коммуникативных технологий в организации самостоятельной работы на уроках биологии icon Творческая работа
«Использование на уроках истории и обществознания элементов информационных и коммуникативных технологий для повышения мотивации к...
Инновационного педагогического опыта (ипо) Использование информационно-коммуникативных технологий в организации самостоятельной работы на уроках биологии icon Доклад тема: «Использование информационно-коммуникационных технологий...
...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
edushk.ru
Главная страница