Скачать 0.55 Mb.
|
РАЗДЕЛ: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312. За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для11 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечника, В. В. Латюшина и др., которая полностью соответствует образовательным стандартам по природоведению и входит в состав УМК. Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
Задачи: сформировать научное понятие
^ Изучение биологии на ступени основного общего образования традиционно направлено на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях объектов живой природы, их многообразии и эволюции; о человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов в процессе изучения биологии основное внимание уделяется знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятий, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в группе, представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д. В учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой; получают общие представления о структуре биологической науки, ее истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Учащиеся получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов и растений, о значении этих организмов в природе и жизни человека. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы и об ответственности человека за жизнь на Земле. Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека; научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования. Изучение биологии по предлагаемой программе предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены лабораторные работы, экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету. ^ Данная рабочая программа предназначена для работы по учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Общая Биология» 11 класс. Этот учебник входит в Федеральный перечень учебников на 2014 - 2015 учебный год. На изучение данного курса отводится 66 ч. за год. ^ Личностными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-х классах являются следующие: – осознавать и называть свои стратегические цели саморазвития – выбора жизненной стратегии (профессиональной, личностной и т.п.); – постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: учиться признавать противоречивость и незавершённость своих взглядов на мир, возможность их изменения; учиться осознанно уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта; – использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего углублённого (профильного) образования; – приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям; – учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью; – учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования; – использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок. Метапредметными результатами изучения курса «Биология» в 10– 11-м классах является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: – самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в класс- ной и индивидуальной учебной деятельности; – планировать свою индивидуальную образовательную траекторию; – работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернете); – уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. Познавательные УУД: – самостоятельно ставить личностно-необходимые учебные и жизненные задачи и определять, какие знания необходимо приобрести для их решения; – самостоятельно делать предварительный отбор источников информации для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траектории; – сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников, в том числе СМИ, для успешного продвижения по самостоятельно выбранной образовательной траекто- рии; – преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации; – представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата; – понимать систему взглядов и интересов человека; – владеть приёмами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования. Коммуникативные УУД: – при необходимости корректно убеждать других в правоте своей позиции (точки зрения); – понимать систему взглядов и интересов человека; – толерантно строить свои отношения с людьми иных позиций и интересов, находить компромиссы. Предметными результатами изучения предмета «Биология» в 10– 11-м классах являются следующие умения: – осознание исключительной роли жизни на Земле и значении биологии в жизни человека и общества. – характеризовать биосферу, её основные функции и роль жизни в их осуществлении; – классифицировать живые организмы по их ролям в круговороте веществ, выделять цепи питания в экосистемах; – объяснять роль биоразнообразия в поддержании биосферного круговорота веществ. – формирование представления о природе как развивающейся системе. – объяснять эволюцию органического мира и её закономерности (следствия эволюционной теории, основные положения теории естественного отбора Ч. Дарвина, синтетической теории эволюции, учения о виде и видообразовании, о путях эволюции А.Н. Северцова); – приводить примеры приспособлений у растений и животных и объяснять их биологический смысл; – характеризовать происхождение и основные этапы эволюции жизни; – объяснять место человека среди животных и биологические пред- посылки происхождения человека; – характеризовать основные этапы происхождения человека. – освоение элементарных биологических основ медицины, сельского и лесного хозяйства, биотехнологии. – пользоваться знаниями по генетике и селекции для поддержания породной чистоты домашних животных (собак, кошек, аквариумных рыб и др.); – использовать знания по теории эволюции для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства; – характеризовать причины низкой устойчивости агроэкосистем; – использовать знания по экологии для оптимальной организации борьбы с инфекционными заболеваниями, вредителями домашнего и приусадебного хозяйства, для организации и планирования собственного здорового образа жизни и благоприятной среды обитания человечества. – овладение наиболее употребительными понятиями и законами курса биологии и их использованием в практической жизни. – объяснять специфику биологии как науки; – находить в проявлениях жизнедеятельности организмов общие свойства живого и объяснять их; – характеризовать основные уровни организации живого; – объяснять специфику методов, использующихся при изучении живой природы; – характеризовать основные положения клеточной теории; – перечислять основные органеллы клетки, характеризовать их функции и роль в жизнедеятельности целого организма, объяснять особенности строения клеток разных царств живых организмов; – характеризовать обмен веществ в клетке: важнейшие особенности фотосинтеза, энергетического обмена и биосинтеза белка; – характеризовать материальные основы наследственности и способы деления клеток; – уметь пользоваться микроскопом, готовить и рассматривать простейшие микропрепараты; – объяснять биологический смысл координации частей организма, их приспособительное значение; – объяснять причины многообразия живых организмов; – объяснять биологический смысл и основные формы размножения организмов; – характеризовать важнейшие особенности индивидуального развития организма (онтогенеза) на примере многоклеточных, образования половых клеток, оплодотворения; – характеризовать законы наследования Г. Менделя, их цитологические основы, основные положения хромосомной теории наследственности, современные представления о гене; – характеризовать природу наследственных болезней; – приводить примеры изменчивости и наследственности у растений и животных и объяснять причину этого явления; – характеризовать методы селекции и их биологические основы; – пользоваться понятиями о факторах среды, об экологической нише, популяции, биоценозе, экосистеме и биогеохимическом круговороте, продуцентах, консументах и редуцентах. – оценка биологического риска взаимоотношений человека и природы. – характеризовать экологические проблемы, стоящие перед человечеством; – находить противоречия между деятельностью человека и природой и предлагать способы устранения этих противоречий; – объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. – оценка поведения человека с точки зрения здорового образа жизни. – применять биологические знания для организации и планирования собственного здорового образа жизни и деятельности; – применять биологические знания для обеспечения генетической безопасности (профилактика наследственных заболеваний, защита наследственности от нарушений окружающей среды). ^
История представлений об историческом развитии (эволюции) живого на Земле, труды и жизнедеятельность Ч.Дарвина. ^ Понятия вида, популяции, движущие силы эволюции и ее доказательства. Главные направления эволюции органического мира. Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Основные положения теории эволюции, движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.
Задачи селекции, ее взаимосвязи с генетикой, роль и значение исходного материала для селекции, работы Н.И.Вавилова. Методы селекции растений и особенности методов селекции животных и микроорганизмов. Методы и приемы биотехнологии, перспективы и успехи этого научно-промышленного направления.
Доказательства происхождения человека от животных. Стадии (этапы) эволюции человека, роль биологических и социальных факторов, их взаимодействие на разных стадиях антропогенеза. Единство рас и реакционная сущность расизма.
Экология как фундаментальная наука, включающая в себя ряд научных отраслей и дисциплин. Роль экологии в современном обществе. Основные экологические факторы, их влияние на организмы, общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. Экологические ресурсы, их охрана и рациональное использование. Биологические ритмы. Типы межвидовых взаимоотношений. Видовая и пространственная структура экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Причины устойчивости и смены экосистем. Искусственные сообщества – агроэкосистемы. Биоценозы как целостные биологические системы, факторы среды, оказывающие воздействие на биоценоз в целом и на отдельные популяции и организмы, позитивные или негативные взаимоотношения между организмами, входящими в состав биоценозов.
Различные гипотезы возникновения жизни на Земле. Основные постулаты теории А.И.Опарина-Дж.Холдейна. Сущность гипотезы о происхождении эукариот. Абиогенное возникновение живых существ из неживой природы на основе материалистических представлений о возникновении жизни на нашей планете. Развитие жизни на Земле на основе знаний о закономерностях и направлениях эволюции. Три этапа биопоэза. Биосфера и ее компоненты. Роль человека в сохранении экологического равновесия, как необходимого условия существования биосферы и ответственного отношения к природе. ^ Учащиеся должны знать: движущие силы и результаты эволюции, основные направления эволюции, основные ароморфозы в мире растений и животных, критерии вида, формы борьбы за существование, движущие силы антропогенеза, стадии эволюции человека, доказательства происхождения человека и животных; Уметь:
^ Учебник А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник «Биология: общая биология – 10-11 классы».
|
![]() |
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным... За основу рабочей программы взята авторская программа по биологии для 8 класса разработанной авторским коллективом в составе В. В.... |
![]() |
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным... Рабочая программа предназначена для работы по учебнику А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник «Общая Биология» 11 класс.... |
![]() |
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным... Рабочая программа предназначена для работы по учебнику Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, Н. И. Беляев Биология «Человек» 8 класс. Этот учебник... |
![]() |
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным... «Литература» под редакцией В. Я. Коровиной, 9-е издание, М. «Просвещение» 2007 года, которая полностью соответствует образовательным... |
![]() |
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным... В курсе биологии 6 класс рекомендован модуль «Биологическое краеведение» 17 часов. (Приложение №1 Инструктивно- методического письма... |
![]() |
Рабочая программа по природоведению составлена в соответствии с федеральным... Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года №1312. За основу рабочей программы взята авторская программа по... |
![]() |
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным... В. В. Пасечника М.: Дрофа, 2010. Рабочая программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений 5-11 классов... |
![]() |
Рабочая программа по «Истории России» составлена в соответствии с... Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.). Программа составлена на основе... |
![]() |
Пояснительная записка рабочая программа по биологии составлена в... В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, В. М. Пакулова Сборник нормативных документов. Биология. М.: «Дрофа», 2006г |
![]() |
Кузнецова Г. М. Алгебра. Дидактические материалы. 8 класс / М. В.... Рабочая программа по алгебре для 8 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,... |